In English

Новые герои интернета

23.04.2000,
Издание: КоммерсантЪ
В российском Интернете наступает время новых героев. Глобальная переоценка основ новой экономики приводит к тому, что на первый план выходят не чистые Интернет-проекты, а компании, которые готовы вести в Интернете остальной бизнес. И дальнейшее развитие российского Интернета будет определяться проектами, которые работают на нужды реальной экономики.

Последние месяцы были отмечены ликвидациями, реструктуризациями и сокращениями персонала в некоторых компаниях, считающихся лидерами российского Интернета. Менеджеры и инвесторы этих компаний пытались объяснять возникшие проблемы общим кризисом новой экономики, утверждая: "Такое происходит во всех крупных компаниях". Однако эти объяснения находили понимание далеко не у всех игроков рынка. Президент группы компаний A. Partners Алексей Пригожин и директор интернет-инкубатора Андрей Вакуленко даже распространили письмо, в котором указали, что проблемы компаний, выбравших заведомо неверную бизнес-стратегию, совершенно естественны и вовсе не означают начала кризиса новой экономики и что российский Интернет-бизнес никак не похож на кладбище. Заведомо неверной господа Пригожин и Вакуленко называют бизнес-модель, которая была связана с ростом капитализации компании, основанном исключительно на привлечении большого числа пользователей бесплатных сервисов.

Чистые интернетчики

Эту модель как раз и использовали большинство "чистых" российских Интернет-компаний, к которым было приковано внимание инвесторов. И, как и на Западе, именно они первыми столкнулись с проблемами. Тем не менее сегмент, состоящий из компаний, занимающихся поддержанием интернет-порталов и тематических ресурсов, можно считать вполне сложившимся. Объем этого рынка принято оценивать совокупной стоимостью интернет-рекламы - основного источника доходов таких ресурсов. Так вот, по некоторым оценкам, в прошлом году через российский Интернет прошло около $3-4 млн рекламных денег (не считая бартера и совместных PR-акций). Львиную долю освоили лидеры по трафику - Rambler, Yandex, РБК, Port.ru, ресурсы "Агамы" и холдинга netBridge. В этом году объем рекламного рынка, по мнению генерального директора компании Internet Group Дэвида Гандлера (David Gandler), составит $6-8 млн: "Аудитория Рунета не стоит большего".

При этом стоимость создания проекта "с нуля" ежегодно растет на 50-100% (хотя справедливости ради надо сказать, что барьер для выхода на рынок все еще относительно невысок), а работать приходится в условиях острой борьбы за слишком скудные ресурсы: рекламных бюджетов на всех не хватает. В среднем компании-лидеры зарабатывают примерно $70-80 тыс. в месяц, а тратят (правда, с учетом расходов на развитие, а не только на текущие операции) до $200-250 тыс. "Чистым" Интернет-компаниям остается уповать на значительный рост рекламного рынка и терпение инвесторов, либо придумывать и вводить коммерческие услуги. Между тем серьезных попыток обслуживать сегменты реального бизнеса они не предпринимали.
Резюме: в этом сегменте стоит ждать слияний, масштабных увольнений и ликвидации проектов. Однако, по мнению Алексея Пригожина и Андрея Вакуленко, это не приведет к снижению доли новой экономики в российском бизнесе и сокращению рынка труда для нее. Потери в секторе "чистого" Интернета компенсируются запуском и быстрым развитием новых эффективных проектов.

Электронные торговцы

В прошлом году было модно создавать интернет-магазины (во всяком случае, web-девелоперы не испытывали недостатка в такого рода заказах). Но сделать бизнес в Интернете смогли далеко не все новоявленные торговцы. База для электронной коммерции в России пока слаба: аудитория Рунета не превышает 3-4% от населения страны. К тому же, согласно исследованиям компании Monitoring.ru, костяк аудитории уже сложился, и в ближайшее время она будет прирастать лишь за счет случайных "серферов", которые не интересны для коммерческих ресурсов.
Большинство интернет-магазинов живет за счет инвестиций, конкуренция в этом секторе самая жесткая, и уже довольно явно выделяются лидеры и аутсайдеры. Так, по данным холдинга eHouse, объем продаж входящих в него десяти интернет-магазинов в 2000 году составил $16,4 млн, чистая прибыль - $250 тыс. Ежемесячный оборот в $2,14 млн обеспечивают главным образом компьютерные магазины eHouse; торгующий книгами и видеокассетами "Озон" продает на $200-250 тыс. в месяц.

Гендиректор eHouse Владислав Улендеев считает, что настоящих конкурентов у них пока не было. Интернет-гуру (или, как их называет господин Улендеев, "дизайнерам"), решившим пойти в коммерцию, не хватило делового опыта, программистам - денег на серьезные дела. Ну а крупным офф-лайновым розничным торговцам - готовности и решимости заняться новым бизнесом. Сами владельцы eHouse- выходцы как раз из офф-лайнового торгового бизнеса, к тому же недостатка в деньгах они не испытывали: "Мы не боялись того, что поначалу затраты будут превышать доходы". Но теперь, по мнению Владислава Улендеева, наступает время профессиональной конкуренции: "Нашей тенью стали офф-лайновые "акулы" - это реальные конкуренты, имеющие к тому же возможность повторять наши шаги. Спасение в том, что из-за охлаждения интереса к Интернету на рынке теперь нет и не будет бешеных денег".

На службе у бизнеса

В традиционном бизнесе только одна из каждых десяти транзакций приходится на сделку с потребителями (b2b), остальные девять - на сделки между компаниями (b2b). Аналогичной должна быть картина и в электронном бизнесе. Ведь Интернет- это лишь среда для передачи данных и информации. И все разговоры о новой экономике оправдываются отнюдь не электронными СМИ или Интернет-розницей, а такой внешне неброской облас-тью применения Интернета, как информационное обеспечение деятельности и взаимодействия корпораций.
Интерес к решениям в области b2b в России растет, и можно утверждать, что дальнейшее развитие Рунета будет связано именно с выходом в Интернет офф-лайнового бизнеса. В России уже насчитывается около 50 развитых бизнес-сообществ (таких, как ChemForum, eMetex, eMatrix) в лесной и химической промышленности, металлургии, компьютерной и других отраслях. Эти площадки называют электронными биржами, но в большинстве своем это скорее "экстранеты" - интернет-системы крупных российских компаний, предназначенные для взаимодействия с поставщиками. Компания IBS, хотевшая было построить на основе технологий Commerce One единую для России электронную площадку по закупкам лидерами рынков непрофильных товаров, отказалась от этой идеи: оказалось, что каждый из лидеров хочет иметь свою площадку, чтобы полностью ее контролировать.

Но если с точки зрения крупного российского бизнеса такие коллективные системы неприемлемы, то малым предприятиям они позволяют предложить недорогие и качественные инструменты новой экономики. Максимальную отдачу от Ь2Ь-решений получат организации, заранее инвестировавшие в свои внутренние системы управления и корпоративные информационные порталы. О том, что спрос на такие решения пока не удовлетворен, свидетельствует активность западных брэндов хай-тэк, принявшихся продвигать в России свои решения для электронного бизнеса. В новую экономику приходят и весьма неожиданные игроки. Так, на рынок систем управления знаниями вышел Центральный телеграф. Высокую стоимость продуктов их поставщики собираются компенсировать новым способом распространения - сдачей продуктов и услуг в аренду (ASP).

Так что Рунет меняется. На первый план (в том числе и в глазах инвесторов) выходят такие компании, как IBS, "АйТи" и другие старожилы российского ИТ-рынка. Важная роль уготована и операторам мобильной связи: их аудитория растет значительно быстрее, чем активная аудитория Рунета, поэтому цифровые услуги для абонентов сотовых сетей и мобильная коммерция будут привлекать все большее внимание. На свою долю могут рассчитывать и успешные девелоперские фирмы, работающие над экспортными заказами. Все возвращается на свои места.

"80% чистых Интернет-компаний закроются"

На вопросы "Ъ" о перспективах российского Интернета отвечают вице-президент по информационным технологиям холдинга "Росбизнесконсалтинг" АЛЕКСЕЙ КУЗОВКИН и вице-президент компании "АйТи" ВИКТОР ВАЙНШТЕЙН.

- Рунет до сих пор шел верной дорогой?

Алексей Кузовкин: Рунет шел туда, куда ему приказывал рынок,- в сторону "популяризации" Интернет-бизнеса. Этот период сопровождался громкими покупками и крупными инвестициями. Сейчас он закончился, что вполне естественно, и наступает время "отрезвления" и реалистичных оценок проектов.

Виктор Вайнштейн: Я считаю, что в России Интернет идет тем же путем, которым несколько ранее прошли наиболее развитые страны: от эйфории и завышенных ожиданий, через скепсис и разговоры о крахе новой экономики, к появлению работающих проектов, привносящих в бизнес и государственное управление новое качество решений. Сегодня мы расцениваем ситуацию в Рунете как время отделения зерен от плевел и создания реальных бизнес-моделей вокруг новых технологий.

- Можно ли сказать, что на данный момент Рунет уже принес пользу всему российскому бизнесу?

А. К.: На самом деле вопрос заключается в другом: насколько эффективно российский бизнес использует возможности Интернета. Есть уже немало российских компаний, оценивших его преимущества, увидевших потенциал электронной коммерции и возможности интернет-рекламы. Можно сказать, что российский бизнес оценил новые технологии, и главная заслуга Рунета - в том, что он продемонстрировал их перспективы.

В. В.: Безусловно. Созданы и успешно работают корпоративные b2b-площадки - биржи, системы и-трейдинга и т. д. Все они демонстрируют новые идеи для бизнеса. Именно в секторе Ь2Ь сегодня появляются решения, реально повышающие эффективность бизнеса. Большую пользу принесла и активная пропаганда Интернета, высоких технологий - интерес российских деловых кругов к информационным технологиям, к системному подходу в автоматизации основной деятельности предприятий и организаций существенно вырос.

- Чем, по вашему мнению, будет прирастать Рунет?

А. К.: Скорее всего, этот год станет годом прорыва офф-лайнового бизнеса на российский интернет-рынок. При этом он, безусловно, воспользуется наработками "чистых" Интернет-проектов, однако сама по себе "чистая" Интернет-коммерция вряд ли будет иметь успех.

В. В.: Глядя на то, как развиваются Интернет-компании за рубежом, можно уверенно прогнозировать, что доминирующей тенденцией на ближайшие годы станет создание "гибридных" моделей, сочетающих традиционные и он-пайновые сервисы. По данным аналитиков Gartner Group, до 2005 года 80% созданных в 1998-2000 годах "чистых" Интернет-компаний прекратят свое существование. Таким образом, можно ожидать слияний или установления стратегических партнерских отношений между "новыми" и "старыми" компаниями, а также появления он-лайновых сервисов в бизнесе "старых" компаний.

- Стоит ли ожидать в этом году новых инвестиций?

А. К.: К концу года мы рассчитываем на заметное оживление на американском фондовом рынке, в том' числе в секторе хай-тек. Я думаю, что скоро проявится интерес к Рунету со стороны крупных иностранных порталов. В целом на инвестиции вполне могут рассчитывать проекты, находящиеся на пересечении офф-лайнового и интернет-бизнеса.

В. В.: Интернет по-прежнему будет привлекательным для инвестиций, но уроки прошлого года, безусловно, повлияют на поведение инвесторов и направление инвестиций. Мы считаем, что в основном они пойдут в развитие инфраструктуры Рунета, создание вертикальных b2b-решений, в решения, обеспечивающие связь фронт- и бэк-офиса, а также в компании, занимающиеся электронной и Интернет-интеграцией и разработкой заказных приложений.

Центральный федеральный округ