In English

"Арсенал" собрался вновь

25.04.2000, Мунилов Алексей
Издание: Известия
Правда, всего на один вечер

Это случилось в ноябре 1973 года - в этой стране зазвучал свой джаз-рок. Где-то там, за океаном играли "Чикаго" и "Кровь, пот и слезы", сюда немыслимыми путями доходили их записи. Пластинки запиливали до дыр. Пытались сыграть сами, снять "нота в ноту", повторить фирменный саунд. Первыми, кому это удалось, был "Арсенал" с бессменным руководителем - Алексеем Козловым. Так, как они играли "фирму", не играл никто. Потом были победы на международных конкурсах, безумства на концертах, постоянные "телеги" вышестоящему начальству. Запреты, разрешения, опять запреты. Был и мирный период - под крылом Калининградской (!) филармонии. Так или иначе (обычно, конечно, иначе) Алексею удавалось договариваться с руководством разнообразных ДК и пробивать такие джазовые вечера, от которых это самое начальство потом получало инфаркт прямо на рабочем месте. Козлов нынче - не просто один из лучших отечественных саксофонистов. Он еще и убежденный культуртрегер, просветитель от джаза. Он ведет джазовые программы на ТВ, организовывает фестивали, участвует в немыслимом множестве разнообразных проектов.

Идея собрать на юбилейном концерте всех музыкантов, которые когда-либо участвовали в составе "Арсенала", пришла после того, как фирма "Айти" купила права на переиздание всех записей ансамбля,выходивших на винилах "Мелодии",- шесть пластинок и всяческие композиции россыпью. По-видимому, в процессе отбора номеров для издания на CD Алексея настигла жутчайшая ностальгия - теперь так уже не играют. Не потому, что джаз-рок уже не в моде - просто профессионализма нынче меньше на порядок. Снять хандру можно было одним способом - вновь собрать бывших соратников, пусть и на один концерт, и вжарить слушателям по самые бакенбарды. Другие слова тут просто неуместны.

Концерт в честь 25-летия обещал быть звездным с самого начала. За многие годы в составе "Арсенала" переиграло невообразимое количество разнообразных музыкантов. Одно их перечисление заняло бы парочку печатных листов. Многие из них давно живут на Западе, многие бросили занятия музыкой и занялись коммерцией или чем другим (журналистикой, например - наш коллега "известинец" Юрий Соколов в свое время играл на тромбоне с Козловым). Но и тех, кто все-таки смог прийти в Театр эстрады, прекрасно знают любители музыки, причем не только джазовой. Скажем, известный нынче поп-певец Виктор Чайка играл в "Арсенале" на барабанах. Басист Сергей Катин, поиграв в ансамбле на басу, основал группу "Дюна". Вообще, как ни странно, многие "арсенальские" выпускники сейчас занимаются поп-музыкой. Басист Валентин Лезов играет в группе Олега Газманова "Эскадрон", барабанщик Игорь Джавад-Заде подвизался в "А-студио". Еще один басист, Анатолий Куликов, который первым в Союзе освоил "слэповую" манеру игры на бас-гитаре, теперь играет в аккомпанирующем составе Аллы Борисовны. Сам Козлов к теперешним занятиям своих бывших соратников относится спокойно: "Там тоже надо уметь играть", а "Дюну" вообще считает российскими "Madness" (это заявление, конечно, вызвало нервный смех у тех, кто хоть раз слышал "Madness"). Как бы там ни было, "Арсенал" всегда был ансамблем не просто профессионалов, а лучших в своем жанре. К Козлову попадали со всей страны - "Арсенал" по праву считался "сборной России по джаз-року". Уйти, чтобы создать собственный проект или заняться сольной карьерой, было в порядке вещей. Поэтому все первое отделение концерта было отдано под сольные выступления. А Иван Смирнов, едва ли не лучший гитарист страны, даже отыграл дуэтом со своим сыном. Второе отделение - хиты разных лет, обширная программа с самыми разнообразными композициями - от увлечения восточной мелодикой (пьеса Маклафлина "Корни Лотоса") до обработок классики (это был, пожалуй, один из самых запоминающихся моментов - Алексей Козлов вместе со струнным квартетом исполнил отрывок из второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова). Не забыли и про увлечение брейк-дансом: для участия в концерте пригласили дэнс-команду "Da Boogie Crew", которая и устроила танцподдержку "Арсеналу". Музыканты, впрочем, и сами "ломали брейк" не хуже поколения "Next", параллельно выдавая восхитительно сочный эйсид-джаз. Те, кто раньше отращивал волосы и занимался подпольно кройкой и шитьем, теперь обзавелись сотовыми и ходят на Козлова с женами и детьми. Разумеется, филиппенковское "и тут козел на саксе" вспоминалось с периодом в пять минут. Разумеется, и сам Филиппенко неожиданно выскочил на сцену, как черт из табакерки, и начал энергично сыпать воспоминаниями про джазовый сейшн в Курчатнике, безумную молодежь и местного борца с западным влиянием, который не выдержал и кинулся на рубильник, как на амбразуру.

Смешно, но концерт в Театре эстрады закончился ровно так же: аппаратура на сцене внезапно вырубилась, и отдуваться пришлось барабанщикам. Концовочка отрадная - связь времен осталась нерушимой.

Центральный федеральный округ