In English

Равнение на середняка

24.07.2000, Смородина Татьяна
Издание: Эксперт
Из-за неструктурированного спроса и предложения в области автоматизации предприятий самый перспективный сегмент рынка оказался вакантным.

Довольно резкая смена вектора интереса компаний - потребителей программного обеспечения от учетно-бухгалтерских систем к управленческим интегрированным системам, происшедшая за последний год, заставила производителей ПО заговорить о буме в этой области. По их наблюдениям, вместо главных бухгалтеров, как это было еще два-три года назад, выставки ПО стали посещать генеральные директора и другие представители высшего руководства предприятий.

И действительно, по данным исследовательской компании IDG Russia (подразделение International Data Group, специализирующейся на анализе рынков информационных технологий), хотя общий объем рынка ИТ не вернулся к докризисному уровню и в 1999 году даже снизился на 9% по сравнению с 1998 годом, на рынке ПО для автоматизации предприятий, наоборот, наблюдался рост в 25%.

Но если в свое время бухгалтеры и финансисты четко представляли себе, какие задачи им нужно решить с помощью программных средств, то с интегрированными системами ситуация иная. "Многие руководители просто не знают, что они хотят улучшить за счет автоматизации", - говорит президент корпорации "Парус" Александр Карпачев. По словам вице-президента компании "АйТи" по исследованиям и разработкам Александра Миронова, наблюдается "неосознанное понимание" потребности в автоматизации управления, с "неосознанными" же пока задачами. Так, поданным корпорации "Парус", около половины потенциальных потребителей ПО руководствуется при выборе систем известностью торговой марки и только 16% - технологическими параметрами, то есть качеством системы.

Не получая ясных требований со стороны клиентов, отечественные производители систем тоже не спешат позиционировать свои продукты. Поэтому сектор ПО для управления предприятием представляет собой плохо сегментированную сборную солянку, положение в которой зависит в большей степени от маркетинговых усилий компаний-разработчиков, чем от качества их программ. Все это зачастую приводит к ошибкам при выборе системы - покупается неподходящее ПО и либо не используется вообще, либо используется неэффективно.

С другой стороны, не стоит думать, что страдают только клиенты. Отсутствие четкого сегментирования ПО может в ближайшем будущем лишить российских разработчиков приличного куска рынка.

Центральный федеральный округ