In English

На низком старте

15.04.2000, Грановский Юрий
Издание: Ведомости
Российские электронные платежные системы готовы к внедрению.

Не менее 20 фирм в России занимаются разработкой и продвижением собственных электронных платежных систем (ЭПС). Разработчики наиболее удачных имеют хороший шанс монополизировать будущий рынок интернет-торговли. Выбор произойдет в ближайшие месяцы.

По мнению большинства аналитиков, основным сдерживающим фактором развития электронной коммерции в России является отсутствие систем, позволяющих надежно и безопасно рассчитываться через Интернет. Когда они появятся, нас ожидает настоящий бум интернет-торговли.

"Месяц-другой, и все кардинальным образом изменится, - говорит исполнительный директор компании IQInvest Михаил Евграфов. - Законодательная база практически готова. Рынок созрел для взрыва интереса к электронным платежным системам". IQInvest совместно с eTops и еще несколькими разработчиками продвигает адаптированный вариант популярной американской системы CyberCash. Уверенности в успехе им добавляет востребованность этих решений со стороны западных инвесторов. По словам директора компании eTops Леонида Новомлинского, в настоящее время переговоры с американскими инвесторами ведутся сразу по нескольким проектам.

"Мы постоянно следим практически за всеми проектами, - говорит президент инвестиционной группы "Русские фонды" Сергей Васильев. - Это очень динамичный рынок. Я знаю 17 или 18 компаний, занимающихся ЭПС. Мы думаем сейчас над участием в создании каких-то платежных систем либо карточных схем для расчетов через Интернет". Отечественные разработчики ЭПС столкнулись с теми же проблемами, что и разработчики автоматизированных банковских систем: что лучше - адаптировать известную западную систему или разрабатывать собственную, менее известную, зато более приспособленную к нашей действительности?

Помимо IQInvest с CyberCash первым путем идет и компания "АйТи". Продвигаемая ею система SmartCity уже внедрена "ЛУКОЙЛОМ" и несколькими региональными банками. Кроме этого, VISA, Mastercard и Europay совместно с IBM проводят работу по сертификации российских банков, эмитирующих пластиковые карты, на соответствие стандарту SET (Secure Electronic Transactions). С помощью этого протокола КБ "Олимпийский" уже наладил расчеты со своими клиентами через Интернет с помощью корпоративных кредитных карт. SET привлек внимание многих системных интеграторов, в частности собственные решения предлагает весьма известная на отечественном рынке компания Stins Coman. Однако ни одна из вышеперечисленных систем еще не стала по-настоящему популярной. Все они в большей степени ориентированы на задачи класса business-to-business. Крупных проектов, ориентированных прежде всего на модель business-to-customer, т. е. на конечного пользователя, всего два. Это платежная система "Универсальные платежные карты" (УПК) компании "Юниверс Он-Лайн", разработанная Гута-банком, и система CyberPlat КБ "Платина".

Гута-банк заключил соглашение с VISA International на выпуск неэмбоссированных (т. е. с "плоскими" номерами) пластиковых карточек VISA Classic без магнитной полосы. С их помощью пользователи смогут не только рассчитываться в Интернете, но и оплачивать телекоммуникационные услуги. Безопасностью транзакций займется специальный центр "Юниверс Он-Лайн". Пополнять счета на карточках можно будет через Интернет с помощью системы "Телебанк", также разработанной и внедренной Гута-банком. По оценке генерального директора "Юниверс Он-Лайн" Юрия Ровенского, через два года через эту систему будет проходить не менее 5000 платежей в день.

Системой CyberPlat банка "Платина" уже пользуются 7б интернет-магазинов и более десятка провайдеров интернет-услуг (в числе клиентов виртуальные магазины "Озон" и "Ренессанс Страхование", а также компания "Демос"). Число рассчитывавшихся кредитными карточками через входящий в систему сервер Assist ("Платина" авторизована как процессинговый центр VISA) недавно перевалило за 50 000. По данным руководителя проекта "Платежи в Интернет" банка Александра Иконникова, "Платина" обслуживает 90-95% российского рынка электронной торговли.

И "Платина" и "Юниверс Он-Лайн" не собираются ограничиваться Интернетом. Руководители обоих проектов нацелены на телекоммуникационные, в первую очередь сотовые, компании, рассчитывая получить право на обслуживание их клиентских счетов. "Ну а в дальнейшем, я думаю, мы сможем обслуживать через Интернет даже штрафные квитанции ГИБДД", - добавляет Ровенский.

Центральный федеральный округ