In English

«Железный век» на исходе (фрагмент)

10.04.1999, Рыцарева Елена
Издание: Эксперт
В высокоразвитых государствах затраты на покупку компьютерной и оргтехники примерно равны затратам компаний на услуги и программное обеспечение. Чем менее развита экономика страны, тем больше доля оборудования в затратах местных фирм на автоматизацию. Ориентация преимущественно на покупку «железа» была характерна и для отечественных компаний. Этот сектор компьютерного рынка стабильно рос с начала 90-х.

После августовского кризиса 1998 года покупка «железа», персональных компьютеров и серверов упала, но продажи программных продуктов не снизились, а объем продаж лицензий программного обеспечения по автоматизации предприятий в 1999 году, по данным IDC, увеличился на 25% (до 44 млн долларов).

Причина тому - рост российского промышленного производства. Благодаря оживлению отечественной индустрии изменился не только объем продаж, но и структура спроса. Среди крупнейших покупателей программного обеспечения и услуг на смену банкам и министерствам пришли нефтегазовые предприятия, металлургические заводы и автомобильные компании.

В первую очередь оживление на IT-рынке почувствовали фирмы, именующие себя системными интеграторами, те, кто занимается построением сложных информационных систем для заказчика и сопутствующим технологическим и управленческим консалтингом. «Наши предприятия поняли, что, когда годовой прирост производства составляет 20% в год, единственное средство, при котором можно управлять компанией со столь высокой динамикой, - это современная информационная система, - говорит генеральный директор ведущего российского системного интегратора IBS Сергей Мацоцкий. - Вместе с тем, кризис заставил более внимательно контролировать издержки, бороться за снижение себестоимости, а такого рода аналитика дается гораздо легче, если предприятие имеет соответствующий полифункциональный программный продукт - так называемые ERP-системы (многомодульные программы, управляющие различными производственными процессами. - „Эксперт")».

Каждый российский системный интегратор уже остановил свой выбор на конкретном программном продукте. Так, IBS внедряет систему немецкой SAP, «АйТи» - американскую Oracle Applications и собственный про-дукт «БОСС-Корпорация», Tops сосредоточилась на продукте голландской BAAN, «Ланит»- на BAAN и Oracle Applications, R-Style - на системе PRMS американской Computer Associates. Сейчас большинство из них отмечают резкий рост интереса со стороны своих заказчиков.

Характерно, что именно большие многофункциональные западные системы автоматизации предприятий оказались как раз «в пору» многим нашим компаниям. «Наши системы имеют специальные модули по разным отраслям производства, учитывающие специфику, например, металлургии, нефтепереработки, машиностроения, транспорта, - говорит управляющий директор SAP СНГ Марко Буркхардт. - В области логистики и управления планированием производства есть отраслевые различия, но когда речь идет о многопрофильных холдингах, мы предлагаем комплексное решение. Для специализированного Запада это не столь важно, а в России это является большим преимуществом. Если мы говорим о местных больших концернах типа «Газпрома» или «ЛУКойла», то они очень нуждаются именно в такой услуге, т. к. зачастую управляют не только добывающими и перерабатывающими производствами - в их структуре есть все вплоть до банков и собственных авиакомпаний».

В целом рынок услуг системных интеграторов в РФ за 1999 год, по оценке руководства IBS, увеличился на 20% и продолжает устойчиво расти. По мнению президента «АйТи» Тагира Яппарова, практически все российские предприятия, выпускающие импортзамещающую или экспортную продукцию, нуждаются в помощи специалистов по автоматизации управления. У самой «АйТи» после кризиса среди клиентов появились такие компании, как Иркутское авиационное предприятие, «ЛОМО», «Балтийский завод». IBS получила заказы от «Ростелекома», НАК «Нефтегаз Украины», подразделений «ЛУКойла». «Ланит» реализует проекты для «Роснефти», ТНК, «Уральского оптикомеханического завода».

Впрочем, российский клиент пока еще не до конца осознал, что сервис так же «осязаем», как и железо. В той или иной мере компания согласна заплатить за само программное обеспечение и услуги по его внедрению. Но, например, пока совершенно не воспринят отечественным рынком такой необходимый, с западной точки зрения, вид сервиса, как project management (управление проектом). В развитых странах предприятия готовы платить за такие услуги до 10% от всей стоимости системы. Первую попытку заработать на услугах по project management предприняла IBS в проекте с одним из гигантов российского топливно-энергетического комплекса. IBS выиграла тендер на генерального подрядчика по созданию отраслевой информационно-управляющей системы, но заказчик в итоге так и не выделил достаточного количества средств, и IBS пришлось заняться традиционной для отечественного рынка работой - поставкой оборудования и внедрением ПО. Что уж говорить о более мелких и не столь богатых клиентах.

Другая проблема, которая волнует руководителей компаний-интеграторов, - дефицит высококвалифицированных кадров. По оценке Сергея Мацоцкого, для того чтобы вырастить грамотного специалиста, например, по SAP, нужен как минимум год. Сейчас в России в среднем продается 30-40 систем SAP в год, а профессиональных консультантов не более 200 человек. В следующем году, считает Мацоцкий, будет продано более 50 систем SAP, и на каждую придется всего по четыре специалиста, чего явно недостаточно. Пока на рынке системной интеграции число игроков и их позиции не меняются, если не считать компании «Анкей», которая недавно вошла вАФК «Система», потеряв в процессе присоединения три четверти специалистов, а с ними и свою позицию на рынке.

Среди лидеров можно назвать российские компании «АйТи», «Ланит», IBS, подразделения международных консалтинговых гигантов Pricewaterhouse-Coopers, Andersen Consulting. Устойчивую позицию имеют российские компании TopS, Sterling Group, а также несколько фирм, сфокусированных на одной отрасли или на одном регионе. Однако в связи с ростом спроса аналитики не исключают появления в ближайшее время новых игроков. В консалтинг могут податься российские компании, специализирующиеся на построении компьютерных или телекоммуникационных сетей. Впрочем, их диверсификации может воспрепятствовать все тот же дефицит кадров.

Возможен приход западных системных интеграторов. Кроме того, традиционные компьютерные гиганты, такие как IBM, Hewlett-Packard, активно выступающие на ниве консалтинга и системной интеграции на Западе, вполне возможно, и в России активизируют свою деятельность в этом секторе. IBM уже делала такую попытку в 1996- 1997 годах, но свернула это направление во время очередной внутрикорпоративной перестройки. Выход на рынок системной интеграции - нормальный этап развития и для российского сборщика, но пока он делает в этом направлении только первые робкие шаги.

Центральный федеральный округ