In English

Автоматизация сети АЗК на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas: затраты и выгоды

16.04.2000,
Издание: Нефть и капитал
В последнее время вопросы создания автоматизированных систем управления в различных сферах бизнеса, совокупная стоимость их владения и их окупаемость все активнее обсуждаются и их разработчиками и, естественно, их заказчиками. Не является исключением и такая сфера, как автоматизация автозаправочных комплексов, а также всей инфраструктуры данного бизнеса.

Усиливающаяся конкуренция, определенное снижение рентабельности в розничной торговле и другие причины подталкивают компании, работающие на этом рынке, к рассмотрению возможных вариантов применения систем автоматизации для повышения эффективности своей деятельности. Однако совсем не редки те случаи, когда усовершенствование существующей автоматизированной системы или внедрение новой становится лишь очередным эатратным проектом, не приносящим ни должной отдачи, ни тем более, повышения эффективности бизнеса.

И это вполне естественно, если учесть, что сегодня выбор того или иного решения во многих случаях определяется лишь одним фактором - «что дешевле». Однако уже необходимо признать тот факт, что без попытки оценить задачу выбора и внедрения системы автоматизации в целом ее заказчик должен быть готов к тому, что значительные средства, выделяемые на ее создание, не принесут сколько-нибудь ощутимых результатов.

Отталкиваясь от вышеперечисленных предпосылок, мы попытаемся дать рас-ширенный анализ комплексного решения компании АйТи для сетей АЗК - Автоматизированной системы управления технологическими процессами и платежами автозаправочных комплексов (АСУ ТПП АЗК) SmartCity Gas, о котором журнал «Нефть и Капитал» уже писал в предыдущих номерах. Напомним, что SmartCity Gas позволяет значительно повысить эффективность функционирования как отдельных автозаправочных комплексов, так и сети АЗК любого масштаба.

Это решение интересно еще и тем, что его эффективность может быть просчитана не только на основе косвенных статей дохода, но и по прямым статьям, что делает результаты от внедрения системы четко измеримыми, а это главный фактор при выборе новой автоматизированной системы руководителем.

В качестве примера для анализа эффективности автоматизации сети АЭС рассмотрим один из реальных проектов (конечно, это исследование нельзя рассматривать как базовое для любого АЗК, поскольку для проведения расчетов необходимы конкретные исходные данные, а также учет специфики и ситуации). Итак, основные исходные данные нашего проекта:
  • Сеть АЭС - 13 станций.
  • Месторасположение - регион в европейской части страны.
  • АЭС в сети - типичные для регионов России: пропускная способность са-мой небольшой из них - 800 литров в сутки, самой крупной - 15 тыс. ли-тров в сутки или в среднем - около 7,5 тыс. литров в сутки.
  • Резервуарный парк - 48 резервуаров, емкостью от 8,5 до 180 куб. м.
  • Основные виды топливо: А-76, АИ-92, дизельное топливо. Значительно меньше АИ-95.
  • Стоимость нефтепродуктов: АИ-95 - 7,70 руб.; АИ-92 - 6,60 руб.; А-76 - 5,60 руб.; ДТ - 5,0 руб.
  • Оборот всей сети - 6 827 тыс. руб. в месяц.
Рассмотрим некоторые основные проблемы и задачи, стоящие перед АЭС.

1. При приеме нефтепродуктов в резервуарный парк основная погрешность и потери происходят в сезон осень-зима-весна. Эти потери связаны с расхождением данных по товарно-транспортной накладной и реаль-но принимаемым нефтепродуктам из бензовоза. Изменение объема связано с изменением температуры. При уменьшении температуры на 10°С объем топлива уменьшается примерно на 1%, т.е. на бензовоз 5 куб. м. «теряется» около 50 литров. Потери происходят также и в момент слива нефтепродуктов в резервуар из-за разницы температуры. По техническим требованиям для измерения остатков в резервуаре после приема нефтепродуктов должно пройти не менее 2 часов. Разумеется, времени терять никто не станет. Как же происходит операция по приему нефтепродуктов в большинстве слу-чаев сейчас?

Измерение уровня проводится при помощи метрштока.
По градуировочной таблице вычисляется объем.
«На глаз» берется температура нефтепродукта в резервуаре и его плотность, при этом не оцениваются многие другие параметры, например, объем «подтоварной воды», а это может значительно влиять на показания измерения объема нефтепродуктов метрштоком.
На основе таких данных вычисляется масса и записывается в журнал учета нефтепродуктов.
Как показывает практика, при таком подходе измерение уровня дает погрешность от 2 мм до 1 см, при этом для горизонтального резервуара объемом 25 куб. м. в середине 1 см составляет 100 литров. В результате, если взять усредненные данные по возможным потерям на этапе перевозки за 1% от объема, а погрешности при приеме и хранении нефтепродуктов на АЗС за 0,4%, то при расчете для «нашей» сети АЗС получаем следующие результаты в денежном выражении:

Неучтенное топливо составляет - 195 тыс. рублей в месяц 
Упущенная выгода при этом составит - 107 тыс. рублей в месяц

За счет внедрения автоматизированной системы контроля параметров нефтепродуктов, входящей в состав АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas, вышеуказанные погрешности могут быть сведены практически к нулю.

Соответственно экономический эффект от внедрения системы контроля параметров нефтепродуктов АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas составит - 107 тыс. рублей в месяц

2. Еще одно из «узких мест» образуется при отпуске нефтепродуктов с топливораздаточных колонок (ТРК) и махинаций с отчетностью. При этом естественные потери по новой редакции ГОСТ 9018 на этом этапе определяются основной погрешностью ±0,25% и дополнительной погрешностью ±0,04% на каждые 10°С. Реально же, для существующих АЗС эта величина составляет ±0,5%. В результате технологические потери по рассматриваемой нами сети АЗС можно оценить следующими данными:

Неучтенное топливо на сумму - 92 тыс. рублей в месяц 
Упущенная выгода при этом - 51 тыс. рублей в месяц

В данном случае за счет внедрения автоматизированной системы отпуска топлива, входящей в состав АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas, основная погрешность может быть сведена к соответствующим ГОСТ 9018 - 0,25%.

Соответственно экономический эффект от внедрения автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов составит 24 тыс. рублей в месяц

3. Еще один из факторов, приводящих к потерям на АЗС, - человеческий, его влияние может приводить к потерям в различной форме. В данном примере рассматриваются только потери от реализации стороннего бензина, не учитываемого с помощь ККМ, и измеряются они в реальной жизни только честностью операторов и старших АЗС. В этих операциях могут участвовать (в различных сочетаниях): операторы АЭС, водители, перевозчики, диспетчеры нефтебаз, и такие примеры неред ки. При этом владелец АЗС имеет упущенную выгоду из-за уменьшения про даж именно своего топлива. Среднее (оценочное) значение уменьшения про даж составляет 1% от объема. В результате расчетов по «нашей» сети АЗС получаем следующие данные:

Потенциально может быть реализовано стороннего топлива на сумму 170,5 тыс. рублей в месяц. 
Упущенная выгода от этого составляет - 94 тыс. рублей в месяц.

За счет комплексной автоматизации на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity ест возможность практически полностью исключить подобные ситуации и свести влияние человеческого фактора практически к нулю.

Соответственно экономический эффект при этом составит 94 тыс. рублей в месяц

Еще одна из возможных статей дохода при автоматизации на основе АС ТПП АЗК SmartCity Gas - внедрение системы безналичных платежей на основе смарт-карт. В данном проекте основной доход может быть получен от внесения пред оплаты клиентами на карты и использование этих средств.

Поскольку корпоративные клиенты данной сети АЗС и так вносят предоплату по безналичному расчету, для расчетов будем ориентироваться на тот объем карт, который планируется распространить среди частных лиц. Ориентировочные данные следующие: при 300 постоянных клиентах, заправляющихся на 1 АЗС регулярно в течение месяца, вполне реально привлечь к карточной програм ме 30%, т.е. 90 постоянных клиентов, или 1170 клиентов для всей сети и: 13 АЗС, при среднем расходе топлива 60 литров в месяц на одного клиен та и средней стоимости топлива 6,6 рубля за литр получаем следующие данные:

Общий объем привлеченных средств может составлять - 463 тыс. рублей в месяц 
Прибыль от использования привлеченных средств может составить - 254 тыс. рублей в месяц

Важной статьей дополнительных доходов может быть повышение эффективности работы сотрудников и скорости проведения технологических операций. За счет комплексной автоматизации на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas сотрудники АЗС могут выполнять все операции с единого рабочего места что значительно повышает эффективность их роботы и ускоряет выполнение многих операций. На основе некоторых оценочных данных можно определить время, которое экономится при этом по отдельным операциям в целом:

Операция Без использования
средсти автоматизации, 
мин С использованием
средств автоматизации, мин Среднее время 
экономии 
(% в месяц)
Прием нефтепродуктов 40 24 1,111%
Отпуск нефтепродуктов 0,7 0,5 5,714%
Проведение пересменки 40 10 2,083%
Всего экономия 8,909%
Экономический эффект от повышения скорости выполнения технологически) операций и экономии рабочего времени при этом можно посчитать как упу щенную выгоду за простой мощностей за это же время.

Средний оборот в сети АЗС составляет - 6 827 тыс. рублей в месяц 
Экономический эффект от повышения эффективности работы персонала - 335 тыс. рублей в месяц

Таким образом, общий экономический эффект от комплексной автоматизо ции данной сети из 13 АЗС на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas составит

Статья Экономический 
эффект, 
руб./мес.
Снижение 
технологических 
потерь при приеме 
топлива 107 тыс.
Снижение 
технологических 
потерь при 
отпуске топлива 24 тыс.
Снижение 
финансовых потерь 
от злоупотреблений 94 тыс.
Доход от 
внедрения карточной 
системы 254 тыс.
Экономия за 
счет сокращения 
времени выполнения 
операций 335 тыс.
Всего 
экономический эффект 
в месяц, руб. 814 тыс.
Всего 
экономический эффект 
в год, руб. 9768 тыс.
Всего 
экономический эффект 
в год, $ 
(по текущему курсу) $343 тыс.
В данном случае срок окупаемости данного конкретного проекта составит менее полугода.

Кроме того, в рассматриваемой сети АЗС возможно добиться дополнитель-ного экономического эффекта:

1. При переходе от бумажных талонов к электронным (на смарт-картах):

появляется возможность полного централизованного контроля операций с безналичными расчетами, которые совершаются в региональных под-разделениях;
отпадает необходимость в ручной обработке массы талонов, что повы-шает эффективность работы персонала (или высвобождает данный ре-сурс);
практически исключается возможность махинаций с безналичными рас-четами на основе смарт-карт.
2. Экономический эффект может быть получен за счет унификации систем уп-равления ТРК и другого оборудования - SmartCity Gas позволяет рабо-тать с большим перечнем различного оборудования на АЗС, что снижа-ет издержки и человеческие ресурсы на его обслуживание.

3. Консолидация информации по финансовым и товарным потокам в сети АЗС.

Появляется возможность оперативного получения информации центральным офисом:

о финансовых потоках в сети АЗС;
о товарных потоках и товарных запасах;
об эффективности текущего ценообразования;
об эффективности реализации по отдельным видам топлива
Все эти данные можно будет:
получать оперативно (например, регулярно каждый день или по требова-нию от региональных офисов)
получать данные с высокой степенью достоверности " получать данные в удобном для анализа, просмотра и дальнейшего архи-вирования в электронном виде
Экономический эффект за счет повышения управляемости нефтесбытовым бизнесом может быть также оценен, но эта оценка может быть сделана с необходимой степенью достоверности только в результате предпроектного обследования. Предварительная же оценка дополнительных косвенных статей доходности по рассматриваемому проекту может характеризоваться следующими цифрами:

Увеличение оборота по реализации нефтепродуктов, снижение накладных расходов - 10% от оборота 
Общие доходы - 375 тыс. руб. в месяц

Конечно, в данной статье рассмотрены далеко не все аспекты автоматизации АЗС и возможные статьи дохода. Но важно отметить, что компания АйТи строит свою работу на основе индивидуального подхода, и расчет экономической эффективности каждого конкретного проекта может быть проведен совместно с ЗАКАЗЧИКОМ, на основе разработанной методики и тогда возможна более точная оценка эффективности автоматизации по конкретному проекту.

Важно заметить, что этот эффект достигается именно за счет комплексной автоматизации - отдельные разрозненные, не интегрированные решения не позволяют перекрыть данный канал потерь, как и другие возможности для злоупотреблений, связанные с человеческим фактором.

Центральный федеральный округ