In English

В2С: бизнес для "среднего" покупателя

01.10.2000
Издание: Bizon
Рассказывает президент компании "АйТи" Тагир Яппаров.

Словосочетания "электронный бизнес" и "электронная коммерция" сегодня у всех на устах, Бум - в полном смысле этого слова. Не только в компьютерной, но и в деловой прессе появляются специальные рубрики, посвященные электронному бизнесу, аналогичные программы идут на телевидении. С одной стороны, конечно, поднятый шум не соответствует размаху реально идущих процессов, а с другой - есть у этого бума и положительная сторона. Общество знакомится с Интернетом, его возможностями и перспективами и постепенно понимает, что это серьезно и полезно. Аналогичная ситуация в недавнем прошлом была у нас и с компьютерами, когда руководители предприятий опасались "впускать" их к себе на производство просто потому, что не знали и не понимали, что такое ПК. Пропаганда Интернета в СМИ, "ликбез" на самых разных уровнях может очень помочь внедрению систем электронной коммерции в России и как следствие - способствовать положительным изменениям в экономике страны. В обществе должно сформироваться четкое представление, что электронный бизнес - это не экзотика, а серьезный рынок, в котором есть смысл активно участвовать.

Безусловно, сегодня основное внимание приковано к так называемой модели В2С (вusness-to-customer), в которой основными потребителями услуг электронной коммерции выступают покупатели - частные лица. Очень важный момент, который надо иметь в виду, говоря о росте рынка электронного бизнеса В2С - это общее развитие экономики, повышение благосостояния "среднего" покупателя. Если не будет активного развития всей экономики, будут находиться в застое и самые перспективные высокотехнологичные рынки. Человек готов тратить деньги в электронном магазине только тогда, когда они остались у него после удовлетворения основных потребностей в еде, одежде и т. д.

Я думаю, что, говоря о будущем систем электронной коммерции модели В2С в России, надо четко осознавать, что на Западе этот вид бизнеса, вид новых услуг, прежде всего в форме Интернет-магазинов, возник и начал активно развиваться в обществе потребления после того, как были исчерпаны практически все ресурсы развития традиционной торговли. Качество услуг торговли там достигло столь высокой планки, что возникла необходимость в новых уровнях конкуренции. Да и доходы позволяют людям платить за новые услуги.

В России же возможности традиционной торговли далеко не исчерпаны. Я думаю, нам еще предстоит пройти этап посещения хороших магазинов с приветливыми продавщицами и полками, полными разнообразных товаров. Нет необходимости совершать скачок от феодализма к капитализму, то есть от плохой торговли - к электронной. У традиционной торговли большой потенциал, и она не будет сдаваться.

Следующий аспект проблемы - качество услуг. Интернет-торговля может развиваться только при условии высокого качества всех ее составляющих. Логистика - едва ли не определяющая составная часть электронной коммерции в модели В2С, а у нас она практически не развита. Транспортная инфраструктура, почтовая система - нет нужды описывать, в каком положении они находятся, так что до высокого качества, культуры доставки им еще развиваться и развиваться. Кроме того, для создания работающей инфраструктуры доставки нужны большие деньги и немалое время. Все это придет, но со временем.

Кстати, платежные системы Интернет-магазинов, которые долго и бурно обсуждались, постепенно трансформировались в оплаты покупок наличными. Этот способ хотя и не имеет ничего общего с электронной коммерцией, но на начальной стадии как-то решает проблему и позволяет развиваться системам В2С.

Ну, и коренная проблема, препятствующая бурному росту приложений В2С в нашей стране, - уровень жизни населения. Делать электронные покупки могут позволить себе пока только доли процента нашего населения. В основном электронная коммерция будет развиваться не по всей стране, а в Москве и Санкт-Петербурге, где выше, чем в среднем по стране, уровень жизни населения, и где в какой-то степени решены проблемы с логистикой. Здесь перспективы более отчетливые. Я думаю, будут вполне успешные торговые площадки, которые уже делают неплохой бизнес. Например, недавно оборот компьютерного магазина "Лампорт" через Интернет превысил оборот традиционной торговли - естественно, есть смысл всемирно развивать и поддерживать именно Интернет-направление. Компания "АйТи" фокусирует свою деятельность на двух направлениях - оказании услуг системной интеграции и создании собственных технологических разработок, в числе которых и системы электронного бизнеса. Несмотря на то, что мы не занимаемся розничной торговлей, мы создаем и разрабатываем для клиентов торговые системы. Очень активно начали использовать Интернет для автоматизации работы с партнерами, которые продвигают наши продукты. У нас есть интересный проект "АйТи-РИТМ" - система, с помощью которой партнеры могут заказывать продукты и получать консультации наших специалистов через Интернет. Планируем "АйТи-РИТМ" позднее "распространить" и на работу с клиентами.

Теперь перейдем к обсуждению сектора решений В2В. По сути, системы В2В существуют в мире очень давно, Предприятия уже не одно десятилетие обмениваются с клиен тами и поставщиками самыми разными документами в электронной форме. Сейчас же приложения В2В получают в развитии новый импульс, поскольку появилась удобная среда для ведения электронного бизнеса - Интернет. Причем во всем мире системы В2В значительно опережают В2С, эти решения считаются перспективными и для России. Причины его важности для нас просты: повышение эффективности взаимодействия со всеми партнерами, "прозрачность" этих взаимоотношений. Кроме того, важнейшим фактором для успешного использования систем В2В в России является огромная географическая распределенность территории страны. Мы, например, рассматриваем свои информационные системы для работы с партнерами, как серьезный инструмент увеличения дохода в регионах с большой часовой разницей. Разница 6-8 часов практически полностью исключает совместное ведение бизнеса по традиционной модели. Приходится обмениваться звонками из дома и факсами, но трудно избежать задержек в один-два дня просто из-за скорости прохождения информации. А наш проектный бизнес требует активного обсуждения и быстрой обратной связи.

Важно отметить, что на Западе давно уже завершился этап внедрения электронных систем управления предприятием (ERP-систем), и переход к автоматизации отношений между 3 поставщиками и подрядчиками происходит 5 совершенно естественно. Сейчас очень актив-з но развиваются системы CRM (customer rela- tion management), SCM (supply chain management) - это следующий этап развития. В этом аспекте Россия очень отличается от развитого рынка: на российских предприятиях только начинают внедряться ERP-системы. Именно поэтому и подход к В2В в России существенно отличается от западного.

На Западе, имеющем развитую электронную систему управления предприятием, вложения в В2В рассматриваются как инвестиции с быстрым сроком возврата. Все приложения внедряются быстро, при этом понятно, где и как предприятие получает выигрыш от внедрения - снижение издержек, снижение себестоимости заказов. В России любое создание В2В должно сопровождаться созданием внутренней электронной системы предприятия, а это процесс медленный и трудоемкий. Кроме того, в большинстве компаний есть огромные резервы повышения производительности труда и эффективности производства традиционными методами, без всякого электронного бизнеса. Я вынужден повториться, но и здесь, как в В2С, не исчерпаны другие ресурсы развития, поэтому электронный бизнес у нас будет внедряться менее активно, чем на Западе. На наших предприятиях ведь многого можно добиться просто за счет повышения качества менеджмента и обучения персонала. Даже на рынке разработки программного обеспечения у нас производительность труда не превышает 30% от американской, а это тот рынок, где мы наиболее успешно конкурируем с Западом. У предприятий сейчас просто иные проблемы и планы. Руководство начинает говорить о том, что хорошо бы начать внедрять электронные системы управления предприятием, но пока все это на уровне разговоров.

Именно поэтому мы видим широкое поле деятельности для системного интегратора - именно системные интеграторы должны стать поставщиками решений В2В, в которых будут учтены все особенности и специфика России. Они должны решать непростую задачу интеграции работающих на предприятиях систем с новыми технологиями. Сейчас мы активно работаем над несколькими крупными проектами такого типа. Таким образом мы параллельно разрабатываем их для клиентов и в то же время пробуем на себе. В ближайшее время мы специально расскажем о внедрении такой системы в одной из крупных финансово-промышленных групп, где она сейчас проходит опытную эксплуатацию. У нас есть очень удачная совместная работа с "Автобанком" по созданию платежной системы, она эксплуатируется около двух лет.

Мы планируем активно развивать еще один сектор рынка, который у нас несправедливо недооценивается - предоставление информационных услуг на мобильных устройствах. Мобильные устройства очень быстро развиваются как количественно, так и качественно, при этом они все активнее берут на себя часть функций персональных компьютеров. Тенденция совершенно очевидна: часть функций корпоративных информационных систем будет передаваться мобильным устройствам. Мы разрабатываем такие проекты и уже ведем переговоры об их внедрении с несколькими крупными клиентами. Простой пример: менеджер по продажам во время частых командировок будет иметь доступ к своей электронной почте, к корпоративной информационной системе, к своему расписанию через мобильный телефон. Не менее заинтересованы в подобной услуге и экспедиторы. "АйТи" уже предпринимает конкретные шаги в этом направлении. Так, в мае наша компания совместно с Центром открытых систем и высоких технологий объявила о начале публичной эксплуатации совершенно новой для российского Интернета службы –- мобильного Интернет-офиса на сервере http://www.beep.ru На этом для пользователей создана удобная система почтовых сообщений, а в дополнение к ней - все основные инструменты, необходимые для организации системы электронного документооборота в Интернете. Доступ к мобильному Интернет-офису возможен как с офисного или домашнего компьютера, так и с карманного компьютера и даже с сотового телефона.

Главная особенность мобильного Интернет-офиса - это уникальные в российском Интернете средства для организации совместной работы и общения пользователей. Реализованный механизм групп позволяет создавать приватные или публичные сообщения в рамках beep.ru, которые обладают коллективным почтовым адресом, иерархическими хранилищами документов и собственными web-форумами (конференциями). В основе мобильного Интернет-офиса лежит высокопроизводительная система Интернет-почты, интегрированная с адресной книгой и еженедельником. Доступ ко всем компонентам мобильного Интернет-офиса возможен непосредственно через web-интерфейс, с клиентских почтовых программ или с сотовых телефонов с wap-браузерами. Помимо этого, вся приходящая корреспонденция и напоминания о запланированных делах могут копироваться на пейджеры или сотовые телефоны в виде текстовых сообщений (SMS).

Таким образом, пользователь beep.ru даже вдали от рабочего места может немедленно прочитать почту или ответить на нее, если в сотовом телефоне есть wap-браузер. Что немаловажно, услуга мобильного Интернет-офиса beep.ru предоставляется бесплатно.

Как и все первопроходцы рынка, мы вначале любое решение пробуем на себе: лично я около половины коммуникаций по мобильному телефону делаю через короткие сообщения, и мне это очень нравится. Сообщение ты посылаешь в удобное для тебя время, и оно отнимает гораздо меньше времени и эмоций, чем телефонный разговор. Голосовая связь - это одна из многих возможных функций сотового телефона, и она вскоре не будет доминирующей. А когда придет время третьего поколения мобильной связи со скоростью передачи до 2 Мбит/с, спектр услуг резко расширится. Но начинать развивать этот рынок надо сейчас, что мы и делаем.

В заключение несколько слов о моих личных взаимоотношениях с Интернетом. Я вообще-то человек реального мира и предпочитаю живое общение виртуальному. Но вот одну из нужных мне книг по психологии, которую я безуспешно искал в магазинах в течение двух лет, я смог заказать через Amazon. Кроме того, я пользуюсь корпоративной информационной системой из дома - это тоже очень удобно, а со временем стало просто необходимо. Новости о концертах, кинофильмах и музыкальных новинках из Интернета тоже мне нужны - если не ежедневно, то уж еженедельно наверняка. Но вот книги читать с экрана мне неудобно, и я остаюсь приверженцем традиционного способа чтения. Однако моя личная сдержанность в отношении Интернета нисколько не преуменьшает его значимость для человечества: я совершенно искренне считаю Интернет не менее важным изобретением второго тысячелетия, чем книгопечатание. Это совершенно новая информационная среда, канал, форма общения.

Среди моих хороших приятелей есть люди, являющие собой совсем уж забавные примеры взаимоотношений с Интернетом. Один из них, уехавший несколько лет назад в Америку, познакомился с российской девушкой по Интернету "в чате", совершенно неожиданно приехал сюда и женился на ней. На мой вопрос, чем вызвано такое решение, он ответил, что их Интернет-общение стало столь близким, что теперь, как честный человек, он должен немедленно на ней жениться.

Очень важный объект моего постоянного внимания в Интернете - наш корпоративный сайт. Около 30% запросов, которые приводят к эффективным сделкам, мы получаем через сайт, поэтому планируем его всячески развивать и совершенствовать. Есть ведь еще одна очень интересная сфера использования Интернета - Интер-нет-маркетинг. Все наши основные корпоративные клиенты активно существуют в Интернете, и устанавливать контакты с ними проще и эффективнее через Интернет. Поэтому мы будем превращать наш сайт в информационный портал для активного обмена информа цией с поставщиками и клиентами.

Центральный федеральный округ