In English

Комплексная автоматизация - путь к единому и четкому управлению нефтесбытовыми предприятиями

01.10.2000, Малютина Наталья
Издание: Нефть и капитал
Выбор автоматизированной системы управления, дающей реальную отдачу от инвестиций в информационные технологии, подразумевает тщательный анализ текущих задач, прогнозирование тенденций и понимание ситуации, в которой система будет работать и развиваться. Современное крупное нефтесбытовое предприятие - сложнейшая структура. Для ее устойчивого и эффективного функционирования необходимо решить целый ряд задач автоматизации бухгалтерского и управленческого учета, торговли нефтепродуктами и сопутствующими товарами (услугами). Требуется наладить централизованное дистанционное администрирование и оперативный сбор информации о работе всей сети АЗК, зачастую разбросанных по различным регионам. Нужно также организовать процесс оперативной отчетности для нужд финансового планирования, управления и контроля.

Поэтому процесс выбора комплексной системы автоматизации для крупного и среднего нефтесбытового предприятия требует согласованного участия руководства предприятия, финансистов и ИТ-специалистов компаний, предоставляющих решение.

Сложные управленческие и маркетинговые задачи помогает решать комплексная система автоматизации АЗК. Такая система под названием SmartCity Gas была разработана компанией АйТи. Она включает в себя комплекс специализированных подсистем для управления всеми административными, технологическими процессами, а также расчетами в нефтесбытовом бизнесе.

Комплекс SmartCity Gas позволяет получать значительные доходы за счет снижения технологических потерь при приеме и отпуске топлива на АЗК, внедрения системы безналичных расчетов по смарт-кар-там для клиентов, а также за счет сокращения времени выполнения операций. Кроме того, система позволяет:
  • снизить финансовые потери от злоупотреблений;
  • организовать четкий контроль и управление сетью АЗК;
  • значительно повысить эффективность работы персонала АЗК.
Гибкость и масштабируемость SmartCity Gas позволяет интегрировать в систему различное оборудование и программное обеспечение, в том числе и уже имеющееся на нефтесбытовом предприятии. Все технологические операции на АЗК, расчеты с клиентами и подготовка отчетов выполняются с одного рабочего места - компьютерного кассового терминала. Тот факт, что управление устройствами АЗК, автоматизированный прием нефтепродуктов, измерение остатка и характеристик нефтепродуктов в резервуаре и прочие технологические операции и расчеты осуществляются с единого рабочего места, позволяет решить еще одну немаловажную проблему - исключить влияние "человеческого фактора" и связанных с ним злоупотреблений.
Возможности SmartCity Gas и ее структура

Принципы, заложенные в АСУ SmartCity Gas, позволяют строить систему поэтапно, постепенно охватывая все уровни и подразделения крупной нефтесбытовой компании. Важно отметить, что система легко технически расширяется и не имеет ограничений по числу выполняемых операций и точек обслуживания.

SmartCity Gas позволяет руководству головной компании, или так называемому Управляющему Офису (УО), организовать полноценное и грамотное удаленное администрирование всего нефтесбытового предприятия. Менеджеры УО имеют возможность в оперативном режиме получать полную и, что самое важное, достоверную информацию из региональных представительств и по всей сети АЗК, а также наладить обратную связь (контроль и мониторинг).

Для выполнения Региональным Офисом (РО) своих функций в системе SmartCity Gas предусмотрена возможность оперативного сбора достоверной информации по всей региональной сети АЗК с соответствующей обработкой и анализом и составление отчетной документации для предоставления в УО. Помимо этого, осуществляется непосредственное участие РО в установлении цен на нефтепродукты по всей сети АЗК совместно с УО.

Таким образом, комплекс SmartCity Gas предполагает многоуровневую автоматизацию как по объему решаемых задач, так и по охвату сетей АЗК любого масштаба. С внедрением системы SmartCity Gas сеть АЗК становится единой, четко управляемой и контролируемой структурой.

В рамках этой структуры автоматизируются и взаимоувязываются все функциональные задачи автономных подразделений нефтесбытового предприятия (см. "Структурная схема системы SmartCity Gas"), а именно:
  • регистрация хозяйственных операций, финансового, управленческого, налогового и бухгалтерского учетов;
  • удаленное администрирование из единого центра (включая оперативный сбор и обработку информации о работе АЗК);
  • торговля нефтепродуктами, сопутствующими товарами и услугами;
  • прием товаров и нефтепродуктов, измерение их количества и параметров в резервуарах, оперативное документирование и отчет с целью четкого финансового планирования, управления и контроля.

Безналичные расчеты

Большинство нефтесбытовых компаний используют разнообразные инструменты для проведения платежей-талоны,ведомости, накладные, путевые листы и прочие бумажные носители, а также пластиковые карты. Несмотря на то, что талоны составляют более половины оборота АЗК, а пластиковые карты лишь десятую часть, владельцы АЗК все активнее внедряют или намерены внедрять расчеты именно по пластиковым картам, что дает им неоспоримые преимущества перед конкурентами.
В системе SmartCity Gas используются интеллектуальные пластиковые карты (смарт-карты) как наиболее совершенный способ безналичных расчетов. Смарт-карты надежно защищены от подделки, позволяют хранить большие объемы информации и дают возможность строить гибкие и эффективные платежные системы. Также при использовании смарт-карты для каждой транзакции не требуется подтверждение платежеспособности клиента по выделенному каналу (режим off-line). Учитывая огромную территориальную распределен-ность сетей АЗК и существующее состояние линий связи (или их отсутствие), этот фактор часто является определяющим.

Платежные системы на основе таких карт - это более удобный и быстрый способ расчетов (особенно на АЗК с большим потоком автомобилей). Он дает возможность стимулирования и удержания клиентов за счет предоставления гибких скидок, комплексного обслуживания на всей территории АЗК (в кафе, магазине, на мойке, в автосервисе). Платежные системы на основе смарт-карт - это способ привлечения кредитов, поскольку они - предопла-ченное платежное средство.

В технологии SmartCity Gas предусмотрена возможность принимать к оплате различные типы карт, а также карты различных платежных систем. Клиент может также выбрать различные схемы работы по смарт-картам, например:
  • "Дебетовый денежный кошелек";
  • "Дебетовый денежный кошелек с ограничениями" (дебетовый с текущей ценой или с фиксированной ценой);
  • "Литровый кошелек";
  • "Кредитный литровый кошелек с ограничениями" (кредитный с денежным ограничением или с литровым ограничением). Все схемы работы объединяет быстрота и удобство безналичных расчетов.

Опыт внедрений SmartCity Gas

Показателен опыт внедрения SmartCity в единую корпоративную систему электронных расчетов на АЗС НК "ЛУКОЙЛ". На российском нефтяном рынке "ЛУКОЙЛ" лидирует не только в области добычи нефти и реализации нефтепродуктов, но и в освоении информационных и платежных технологий на своих АЗК.

Обслуживание корпоративной системы электронных расчетов "ЛУКОЙЛа" осуществляет процессинговая компания ОАО "ЛИКард", созданная в 1996 году. За четыре года деятельности "ЛИКард" открыла 17 представительств в России, в странах Балтии, Азербайджане и Белоруссии; выпустила в обращение 50 тысяч смарт-карт; установила свое оборудование на 350 АЗС в 86 городах. Программа топливных карточек "ЛИКард" стала крупнейшей на бензиновом рынке России.

По мнению генерального директора про-цессинговой компании "ЛИКард" Сергея Арефьева, "четкая работа расчетной системы "ЛИКард" в значительной степени обусловлена правильным выбором программно-технической платформы - комплекса SmartCity компаний АйТи и SmartCard Group (концерн Fujitsu). Выбранная платформа позволила решить одну из главных задач - создание единого информационного пространства, которое сможет расширяться по мере возрастания в целом потребностей "ЛУКОЙЛа" при увеличении рынка нефтепродуктов и ростом количества АЗС".

Большим достоинством системы руководство "ЛИКард" считает полностью автоматизированную обработку данных, а также обслуживание клиентов без использования выделенных линий связи (off-line). "Благодаря этому мы значительно ускорили сбор данных обо всех проводимых на наших АЗС операциях, в их числе не только отпуск топлива, продажа сопутствующих товаров и услуг, но и поступление последних сведений о привлекаемых в качестве предоплаты средствах", - отметил Сергей Арефьев. План развития этой системы рассчитан до 2003 года и предполагает выпуск 200 тысяч карточек для охвата всей сети существующих автозаправок НК "ЛУКОЙЛ". Число участников программы "ЛИКард" увеличивается ежедневно, каждые два-три месяца открываются новые представительства в регионах. Таким образом, использование новейших методов управления технологическими процессами позволяет компании уже много лет удерживать лидирующие позиции в России, а в последнее время и проводить мощную экспансию на рынки Восточной Европы.

Решение SmartCity Gas явилось основой для разработки еще одного заметного "крупномасштабного" проекта "САКАРТ", реализуемого сегодня в Саратовской области. Здесь компания АйТи внедряет комплекс SmartCity Gas на АЗК сбытового предприятия "Саратовнефтепродукт", принадлежащего НК "Сиданко". Необходимо отметить, что, помимо безналичных расчетов за топливо по смарт-картам, предусмотрено ведение полного учета товарооборота нефтепродуктов - от их прихода до отпуска с возможностью генерации отчетов, в том числе и для Госнефтеин-спекции Саратовской области. При этом в единую схему расчетов вовлекаются как оптовые поставщики нефтепродуктов, так и операторы этого рынка.

Кроме выше перечисленных проектов компания АйТи ведет работы по развитию информационных систем в НК "ЛУКОЙЛ-Югра" (Тюменская область), в сети АЗС концерна "Белнефтехим" (Белоруссия) и других предприятиях нефтесбыта.

Центральный федеральный округ