In English

АЗК развивается "вглубь"(фрагменты)

01.10.2000, Воловник Аркадий
Издание: Нефть и капитал
Статистика свидетельствует: количество автозаправочных комплексов (АЗК), вводимых в эксплуатацию по всей территории России, имеет устойчивую тенденцию к росту - в среднем до 10% в год. К автозаправочному бизнесу подключается все больше игроков, и не только крупных нефтяных компаний, расширяющих свой ареал сбыта, но и мелких фирм-трейдеров. И это понятно — годовой оборот «типовой» АЗС может доходить до нескольких миллионов долларов.

В условиях обостряющейся конкуренции одним из основных вопросов выживания на рынке является постоянное повышение эффективности бизнеса. А как показывает практика, реальным средством достижения этого является внедрение на АЗС комплексных систем автоматизации, позволяющих максимально полно решать поставленные задачи.

Сегодня типовая сеть АЗК интенсивно развивается не только «вширь» — за пределы крупных промышленных центров, но и «вглубь». Заправщики предоставляют своим клиентам все больший спектр сервисных услуг, открывают на АЗС кафе и мини-маркеты, внедряют системы скидок и поощрений клиентов.

Естественно, что главной целью всего этого является стремление сохранить и предельно увеличить прибыль за счет роста оборота, привлечения новых и сохранения «старых» клиентов. Повысить рентабельность этих сбытовых предприятий можно также путем снижения так называемых «внутренних издержек» при эксплуатации АЗК. К необходимости серьезного решения проблем уменьшения влияния «человеческого фактора», а проще говоря, исключения случаев мошенничества персонала, приходит все большее число владельцев АЗК. Здесь наиболее эффективным инструментом выступают сегодня информационные технологии, а точнее ИТ-решения по автоматизации различных технологических и бизнес-процессов сбытового предприятия.


Поставщики решений

Выбор того или иного решения, помимо ценовых и функциональных критериев, зависит прежде всего от перспективных планов развития сбытового предприятия. Таким образом, еще на стадии строительства АЗК (сети АЗК) рассматривается перспектива «доработки» базового варианта системы под потребности конкретного предприятия. Это возможно, если решение представляет собой не стандартное (или, как иногда говорят, «коробочное» решение), а специально создаваемый проект. В настоящее время такие решения предлагаются в основном компаниями-системными интеграторами, такими как IBS, АйТи, ЭЛСИ. В рамках проекта специалисты этих компаний совместно с заказчиком проводят предпроектное обследование, позволяющее создать слаженную, грамотно развивающуюся (масштабируемую) систему. Следует отметить, что зачастую заказчик, выбирая автоматизированную систему, идет по пути минимальных затрат. Что впоследствии заканчивается плачевно: работающая на данный момент в сети автозаправочных станций система уже через год не может эффективно функционировать и справляться с возрастающим потоком задач. Поэтому крупные поставщики ИТ-решений стремятся создавать легко масштабируемые системы (здесь можно отметить компании IBS и АйТи).


Автоматизация бизнесс-процессов

Эффективная работа современной сети АЗК невозможна без удаленного администрирования и оперативного сбора информации о работе всей сети в целом.

Большинство поставщиков решений по комплексной автоматизации заявляют о том, что в их системах предусмотрена возможность автоматизации бухгалтерского учета. В системе IBS GAS есть отдельный модуль «Бухгалтерия» (при использовании на АЗК «1С Бухгалтерии» данные импортируются непосредственно в нее). Система от ЭЛСИ интегрирована с бухгалтерскими программами компаний «1С» и «Галактика». Решение SmartCity Gas может быть интегрировано как с общепринятыми бухгалтерскими программами, так и с собственными продуктами АйТи серии «БОСС».

По-разному в системах автоматизации осуществлена реализация функций управленческого учета, финансового планирования и удаленного администрирования. Так, например, в системе «Петростройсервис» предусмотрена возможность сбора с АЗК сменных отчетов (в электронной форме), преобразования и экспортирования их в таблицы Excel для дальнейшего использования руководством. Данную систему можно перенастроить и перезапустить, подключившись к компьютеру на АЗК по локальной сети (по телефонной линии) с использованием стандартных средств Windows NT (Windows 2000). Система имеет настраиваемый генератор отчетов и подсистему электронной почты, с помощью которых можно установить задачу: какой именно отчет и с какой регулярностью должен высылаться на определенный электронный адрес, который может соответствовать номеру пейджера или сотового телефона. Если к серверу АЗК подключен сотовый телефон GSM, то возможен запрос отчетов путем команд, передаваемых с помощью функции SMS. Подключившись к серверу АЗК по телефонной линии, возможен запуск с удаленного компьютера программы оператора АЗК, с целью прослеживания всей обстановки на объекте в реальном времени.

У компании IBS система изначально проектировалась и создавалась для автоматизации распределенных объектов во главе с центральным офисом. Согласно этому, данные с удаленных объектов поступают в центральный офис, где осуществляется консолидация информации. Передача данных может осуществляться по модемной связи (по коммутируемым телефонным линиям), по электронной почте или (в экстренных случаях) на дискетах.

Комплексная автоматизация сети АЗК и головного офиса на основе SmartCity Gas предоставляет возможность удаленного администрирования, при этом из головного офиса на АЗК может передаваться информация о клиентах и обслуживающем персонале; ценах на топливо; стоп-листах с различными видами ограничений на использование карт; схемах наценок и правилах их применения; лимитах кредитования по схеме «Кредитный кошелек»; лимитах отпуска по ведомости и по клиентам; возможностях для кредитования по суеме «Дебетный кошелек» (резервирование средств); товарах, сданных клиентом на хранение в торговых точках.

В системе SmartCity Gas компании АйТи также реализована возможность мониторинга деятельности как отдельных АЗК, так и всей сети. При этом в зависимости от конфигурации настроек в головном офисе по сети АЗК может быть собрана следующая информация о: персонале, работающем на АЗК в каждый конкретный момент; ценах на товары и нефтепродукты, по которым происходит отпуск; состоянии оборудования на АЗК; остатках нефтепродуктов в резервуарах и отпуске с «пистолетов»; объемах поставок топлива на каждую АЗК.

Центральный федеральный округ