In English

Два вопроса КомпьютерПресс

15.01.2001, Яппаров Тагир
Издание: Компьютер Пресс
1. Какие технологии и решения, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на развитие мировой компьютерной индустрии и российского бизнеса в 2000 году?

2. Назовите основные благоприятные и тревожные тенденции, которые могут предопределить развитие компьютерной индустрии в 2001 году (за рубежом и в России). Каковы ваши прогнозы?

Тагир Яппаров, Президент компании "АйТи"

1. По моему мнению, 2000 год в мире стал годом некоторого разочарования в возможностях Интернет-бизнеса. Впрочем, это было достаточно ожидаемо - на фоне беспрецедентной е-эйфории, развернувшейся в последние два года в развитых странах, разработчики, бизнесмены, инвесто-ры уделяли недостаточно внимания построению реального бизнеса вокруг новых технологий. В результате многочисленные Интернет-компании, созданные в прошедшие годы, так и не смогли продемонстрировав реальную эффективность предлагаемых ими решений. По прогнозам Gartner Group, к 2005 году прекратит свое существование более 60% Интернет-компаний, созданных в 1998-2000 годы. В то же время именно сейчас на мировом и российском рынках появляются реально работающие решения в области е-бизнеса, и я считаю, что в ближайшие год-два на смену "первой волне" придут компании, способные предложить заказчикам эффективные решения для бизнеса.

Что касается других технологий, то я прогнозирую большое будущее технологий мобильного доступа и мобильной коммерции, которые в 2000 году фактически завоевали всемирное признание. Для России технология мобильного доступа будет актуальной в силу доступности мобильной связи и слабо развитой кабельной инфраструктуры. При этом я прогнозирую целый спектр мобильных приложений не только в модели В2С, но и в корпоративных системах, например, для организации мобильного доступа к корпоративной системе документооборота, к системе управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и т.д.

2. Если говорить о глобальном рынке информационных технологий, то я могу описать основные тенденции его развития с помощью трех простых равенств:
  • Бизнес = е-бизнес
  • Офис = весь мир
  • Знания = деньги
Раскроем содержание каждого из них:

"Бизнес = е-бизнес" означает, что с развитием новой экономики ведение бизнеса все больше тяготеет к электронной форме. В связи с этим стираются различия между информационными и финансовыми потоками. Поэтому, кстати, многие зарубежные аналитики прогнозируют, что крупнейшими финансовыми операторами будущего станут провайдеры услуг связи и информации. 

"Офис=весь мир" - фактически означает, что с развитием средств связи и телекоммуникаций, услуг ASP для сотрудника предприятия не имеет значения, где физически распо-лагается тот или иной информационный ресурс, необходимый ему для выполнения обязанностей. Аналогично, доступ сотрудников предприятия, ее клиентов и партнеров к нужным приложениям корпоративной информационной системы также будет возможен из любой точки Земли, с различных (в том числе, не ПК) устройств.

И наконец, "Знания=деньги" отражает новый смысл корпоративных знаний - всей той информации, которая накоплена предприятием, каждым его сотрудником за время работы. При росте конкуренции именно доступ к знаниям определяет успех предприятия в борьбе за клиента. Уже сейчас отмечается наличие разрыва (knowledge gap) между данными, которыми обладает компания, и теми, что используются в компании для принятия решений. Современные технологические решения позволяют создавать распределенные корпоративные системы управления знаниями. обеспечивающие доступность информации. Что касается российского рынка, то, по моим прогнозам, Россия, хотя рано или поздно и придет к тем же результатам, которых достигли "успешные" в технологическом отношении страны, но двигаться к е-экономике будет своим собственным путем.

Главное и фундаментальное отличие ситуации, которая существовала на Западе на пороге Интернет-революции, от той, в которой сегодня находится подавляющее большинство российских предприятий, заключается в том, что на зарубежных предприятиях была создана основа электронного бизнеса - внутренняя система учета и планирования основных бизнес-показателей и процессов. То. что в современной литературе называют MRP- и ERP-системами (в России часто для определения таких систем используют аббревиатуру КИС является комплексными информационными системами). Существование и реальная эксплуатация таких систем означает прозрачность финансовых и материальных потоков на предприятии, функционирование поставщиков. потребителей и производителей в единой системе экономических координат, наличие системы безбумажного документооборота и т.д. Именно поэтому, на фоне уже существующей внутренней информационной инфраструктуры предприятия (back-office) разработкой и внедрением Интернет-решений - надстройкой на существующие системы (front-office) - стали успешно заниматься десятки и сотни "новых" небольших компаний. Кроме того, наличие отлаженной внутренней информационной инфраструктуры обеспечило быстрое внедрение таких решений Главной проблемой, стоящей на пути массового внедрения на российских предприятиях решений В2В, является низкий уровень базовой автоматизации предприятий. По результатам различных исследований, сегодня уровень автоматизации российских предприятий в разы и десятки раз ниже, чем в индустриально развитых странах. Системы стандартов ERP/MRP начали внедрялся в России лишь несколько лет назад. Именно это и будет определять основные особенности российского пути внедрения систем В2В и развития электронного бизнеса в целом.

Центральный федеральный округ