In English

ЭЛЕКТРОННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ

23.01.2001
Издание: Сетевой
Проходившая в самом конце 2000 года конференция АДЭ "Электронное ведение бизнеса в России - путь к открытому глобальному рынку" затронула довольно много вопросов, касающихся будущего электронной коммерции в нашей стране. Из множества интересных выступлений мы выделили для вас несколько: доклад президента компании "АйТи" Тагира Яппарова

КОНФЕРЕНЦИЯ АДЭ

"Электронный бизнес в мире и в России, основные итоги и перспективы", выступление Константина Солодухина, директора службы развития бизнеса Центрального телеграфа на тему "Современные бизнес-модели для традиционных операторов связи", исследование Леонида Новомлинского "Два типа стратегий для Интернет-бизнеса" и круглый стол "Российский рынок средств создания инфраструктуры ЭВБ".

СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

По мнению президента компании "АйТи" Тагира Яппарова, 2000 год во многом оказался рубежным для развития электронного бизнеса, как на Западе, так и в России. "Бум электронного бизнеса остался в прошлом, - отметил г-н Яппаров. - На фоне падения рынка акций Интернет-компаний и нереализованных ожиданий клиентов наблюдается заметное снижение эйфории по поводу возможностей и перспектив электронного бизнеса". По данным Gartner Group, к 2005 году обанкротится 60% Интернет-проектов, созданных в 1998-2000 годах, а 80% из оставшихся пойдут по пути реализации гибридной модели онлайнового и оффлайнового бизнеса. Означает ли это закат идеи электронного бизнеса? "Конечно, нет. Происходит естественный процесс - потребители отбирают из огромного количества предлагаемых систем реально работающие решения, поставщиков и интеграторов, способных обеспечить перевод бизнеса в электронную форму и эффективное взаимодействие всех компонентов е-бизнеса", - считает Тагир Яппаров.

На развитие электронного бизнеса в России негативно влияет целый ряд сдерживающих факторов. Президент "АйТи" выделил среди них следующие:
  • низкий, по сравнению с развитыми странами, процент населения имеет доступ в Интернет;
  • финансовая инфраструктура электронных сделок недостаточно развита;
  • большие резервы повышения эффективности бизнеса лежат вне сферы электронной коммерции (низкий уровень автоматизации предприятий, дисциплины сделок и т. д.).
Последний пункт особенно важен, хотя и неочевиден. "На сегодня отсутствует внутренняя база для внедрения электронной торговли, - считает Тагир Яппаров. - Автоматизация работы предприятий на Западе уже прошла. В России гораздо более важна оптимизация внутренней структуры предприятия. Например, в сфере IT эффективность работы российских компаний составила только 30% по сравнению с американскими. Поэтому для нас гораздо актуальнее автоматизация внутренней деятельности предприятий".

В то же время, по прогнозам аналитиков, в России ожидается взрывной рост объема электронных сделок: если в 2000 году этот объем составил около $150 млн., то в 2003 году он достигнет уже $4,3 млрд. При этом для российского рынка электронной коммерции, по мнению Тагира Яппарова, будут характерны следующие тенденции:
  • для большинства предприятий рост объемов электронных сделок практически совпадет по времени с внедрением систем внутренней автоматизации;
  • в связи с большой географической протяженностью страны и низкой плотностью кабельных систем мобильный бизнес станет развиваться быстрее;
  • будет происходить законодательное оформление электронной коммерции.
Здесь самый важный пункт - первый. Одновременный процесс автоматизации внешней и внутренней деятельности предприятия приведет к тому, что электронная коммерция будет труднее пробивать себе дорогу на предприятия и потребует большего участия крупных системных интеграторов. "Главное, что это принципиально отлично от западного опыта, - подчеркнул Тагир Яппаров. - Там решения для электронной коммерции ориентированы на быстрое внедрение. Но системы внутренней автоматизации типа ERP, наоборот, строятся годами". Поэтому западный опыт внедрения решений для электронной коммерции в России мало применим.

Центральный федеральный округ