In English

Кадры РЕШАЮТ ВСЕ?

19.06.2001, Корнев Глеб
Издание: Торговое оборудование
В советское время руководители предприятий буквально гонялись за "молодыми кадрами" по всем улицам, заполучить в свой коллектив активного работника, постоянно фонтанирующего новыми идеями, да ещё и свежеиспечённого выпускника ВУЗа было и прибыльно (за счёт "вкалывания" молодёжи начальники отделов и участков получали неплохие премии), и престижно. В первые годы после конца перестройки возрастной ценз поставил крест на профессиональной карьере многих "стариков" - предпочтение отдавалось опять же молодым и активным. Но с течением времени всё больше стал цениться опыт, в том числе и просто житейский. Информационные технологии в этом отношении стоят особняком - во всём мире это бизнес молодых, причём наличие современного и серьёзного образования здесь играет главную роль. Но Россия, как известно, "особая страна", и у нас развитие IТ-индустрии принимает не совсем те же формы, что и в остальном мире (а может быть, и совсем не те).


Учебные центры

Итак, мы приходим к выводу, что в России есть потребность и возможности формирования квалифицированных кадров в области информационных технологий. Однако, как известно, русские долго запрягают. Поэтому, не ожидая милостей от ВУЗов, наиболее "продвинутые" разработчики софта сами стали организовывать учебные центры и курсы повышения квалификации. В частности, в их числе оказались такие компании, как "Парус" и "АйТи". "Учебный центр корпорации "Парус" существует с 1995 года, - рассказывает Татьяна Желнова, старший преподаватель Учебного центра корпорации "Парус", - Почему он организовался? Сама жизнь диктует, что необходимо проводить обучение персонала. Наша основная цель - познакомить наших покупателей с программными продуктами компании "Парус" и доступно и быстро дать им возможность сориентироваться в программе, ознакомиться с принципами её работы". В основном в центре обучаются будущие пользователи программ "Парус" и системные администраторы, те, кто уже наверняка будет работать с данными системами, или те, кто только планирует провести автоматизацию и хочет понять, насколько программа компании "Парус" подходит им. Есть предприятия, которые присылают на обучение своих новых сотрудников. Некоторые люди в частном порядке сами приходят в центр, чтобы овладеть навыками работы с программами "Парус", чтобы повысить свою конкурентоспособность как соискателей вакансии на каком-либо предприятии. Обучение ведётся не в форме лекции, а на уровне консультаций, - по словам Татьяны Желновой, на 2-3 обучающихся приходится 1 консультант, который помогает им, отвечает на их вопросы. Второе направление деятельности Учебного центра - работа с дилерами корпорации "Парус", консультантами, представителями компании. Особенно остро здесь стоит вопрос подготовки самих преподавателей. "Естественно, что специалистов, которые выступают в роли преподавателей и которые специально этому где-то учились, нет. Конечно, предпочтительно, чтобы это были люди с высшим техническим образованием, которые более способны освоить бухгалтерский учёт.

Кроме того, здесь нужны специалисты, которые могут найти подход к людям, разобраться с имеющимися проблемами. Мы даже подготавливали преподавателей, которые могут у себя в ВУЗе проводить практические работы по программам "Парус", например. МИИТ делал даже свои разработки. Корпорация "Парус" также сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана. Институтом мировой экономики и информатизации. Но вообще сотрудничество с ВУЗами - это отдельное направление деятельности корпорации, которым не занимается наш Учебный центр", - рассказывает Татьяна Желнова.

Развитие спроса на рынке может приводить к довольно интересным трансформациям учебных центров по подготовке специалистов, чья деятельность связана с использованием IT-технологий. Так, "Академия АйТи", начинавшаяся как центр авторизованного обучения иностранных производителей ПО, со временем значительно расширила профиль своей работы. Рассказывает Марат Удовиченко, ректор Академии: "Наш центр был образован в 1995 году и поначалу выполнял сервисную функцию для поддержки проектов компании "АйТи", то есть в Академии читались курсы Microsoft, Novell, Oracle, SCO, Lotus и т.д., затем появились курсы по собственным технологиям - структурированной кабельной системе "АйТи-СКС", электронным платёжным системам, системам кадрового учёта и т.д. В какой-то момент мы поняли, что необходимы не только курсы для технического персонала, но и курсы для менеджеров, в частности, менеджеров проектов. Поэтому помимо школы информационных технологий мы открыли школу управления проектами (дисциплина project management)". Курсы управления проектами читаются без использования компьютера, они посвящены технологиям project management и всему, что с ними связано. Управление проектами - это более общая дисциплина, проекты могут возникать везде, они не имеют особой предметной направленности. Тем не менее тесная связь с информационными технологиями сохраняется. "Академия АйТи" сначала предлагает сотрудникам компании-заказчика пройти курсы project management, а уже потом выбрать конкретный программный продукт и изучать его. Безусловно, предложение в данном случае целиком отвечает спросу. По результатам исследования, проведенного кадровым агентством "Амплуа^ среди IT-компаний, сегодня самыми востребованными на рынке информационных технологий специалистами,] наряду с высококвалифицированными программистами, являются именно проджект-менеджеры. Более того, и в дальнейшем сохранится большой спрос HBJ менеджеров по управлению проектами со свободным знанием английского языка - в связи с увеличением активности в области оффшорного программирования и "развитием Интернет-технологий, проникающих в традиционно оф-флайновый бизнес". Следующий шаг в развитии учебного центра был связан с организацией курсов не только для специалистов в области менеджмента и информационных) технологий, но и для их руководителей, чтобы руководитель не испытывал проблем в общении со своими подчиненными, понимал, как ставить задачи свои сотрудникам и как оценивать результат проделанной ими работы. Ирина Мартынова, директор по маркетингу "Академии АйТи", даёт свои пояснения: "Руководитель предприятия, находясь на верху управленческой вертикали, лучше других понимает задачи, которые стоят перед предприятием, поэтому именно ему необходимо знать методики и инструменты, при помощи которых можно решать эти задачи, - эти инструменты находятся в разных областях: менеджмент, маркетинг, управление финансами, информационные технологии и т.д. Зная и применяя мировой опыт в этих областях можно значительно повысить эффективность работы организации. При этом способов повышения эффективности работы много - это и жесткий контроль финансовых потоков, и ориентация организации на потребителя, и разработка бизнес-процессов, и реорганизация производства и т.д. Всё это очень важно и служит одной цели - повышению эффективности бизнеса. Но, наверное, никто сегодня не станет отрицать, что существуют два важнейших фактора в этом процессе. Это внедрение современных информационных технологий и обучение персонала. Следовательно, перед руководителем организации рано или поздно встанут задачи выбора информационной системы и обучения персонала. Если перед организацией стоит задача выбора информационной системы, то именно руководитель может решить, какая система лучше подходит для его организации.

Однако для этого необходимо понимать преимущества и недостатки каждого из возможных решений. А это достаточно сложный многофакторный выбор. Конечно, можно положиться на инженера, или изучить специализированную литературу, или обратиться к консультантам, но самый лучший способ принять грамотное решение о выборе информационной системы - это самому руководителю пройти интенсивный курс обучения. При этом он не станет специалистом в области информационных технологий, но поймет, какая система подходит его организации лучше всего. Тот же подход и к управлению проектами. Пройдя курс по управлению проектами для руководителей, он не станет крупным специалистом по управлению проектами, но сможет контролировать выполнение любого проекта. Более того, после того как руководитель обучился сам, он понимает, что обучение надо пройти и сотрудникам его предприятия". Обучение в Академии организовано по принципу коротких интенсивных тренингов, на которых, по словам Ирины Мартыновой, можно за неделю получить объем знаний семестрового вузовского курса. Во-первых, это удобно тем, что "отрыв от производства" сотрудников значительно уменьшается по времени. Во-вторых, это объясняется логикой подхода к такого рода обучению.

Обучение проходят в основном люди, располагающие определённым багажом знаний, имеющие опыт практический опыт работы, то есть подразумевается, что они уже имеют фундамент определенных знаний и умений. Но в силу того, что жизнь постоянно меняется, появляются новые требования, необходимость в новых навыках. Именно такие навыки и дает Академия. Упрощенно можно сказать, что дается инструмент и инструкция, как им пользоваться. Обучающийся уже сам решает, для чего он будет использовать полученные навыки. Такая схема обладает большой гибкостью и позволяет в случае изменения ситуации на рынке быстро реагировать на него, адаптируясь к новой среде, что принципиально важно при нехватке специалистов, готовых работать в новых условиях.

Центральный федеральный округ