In English

Системная интеграция - 2001

04.09.2001
Издание: Экспресс Электроника
В 1994 г. начался процесс разделения торгового рынка на крупнооптовых продавцов (дистрибьюторы) и мелкооптовых (дилеры). Год спустя в рядах дилеров был отмечен рост числа системных интеграторов и VAR-продавцов. Появившиеся в начале 90-х годов компьютерные фирмы создавались в основном на базе коллективов разработчиков решений (чаще всего программистов), которые тогда заявляли о себе именно в этом качестве. Однако дать реальную прибыль в компьютерном бизнесе в то время могла только торговая деятельность - поставка техники, к которой многие фирмы относились как ко временному, вспомогательному направлению работы. Трудности реализации услуг в области системной интеграции определялись не только довольно низким спросом, но и тем, что исторически многие предприятия имели собственные сильные отделы вычислительной техники и автоматизации.

Массовое появление системных интеграторов объясняется просто: переходом клиентов от использования автономных ПК, хаотично разбросанных по подразделениям предприятия, к сетевым решениям. Их реализация потребовала набора новых услуг от компьютерных фирм, таких как разработка проекта, комплексные поставки оборудования и ПО, установка и наладка сетей, обучение персонала, техническое обслуживание и пр. Для системной интеграции периода 1994 -1996 гг. в целом характерно то, что участие интеграторов в проектах ограничивалось лишь созданием вычислительных систем на базовом уровне и не затрагивало прикладных задач клиентов. В лучшем случае компьютерные фирмы предлагали заказчику некоторый вариант собственного типового решения, обычно связанного с автоматизацией отдельной службы организации (например, бухгалтерии или склада).

Постепенно основной акцент стал делаться не на массовых закупках оборудования (случай, когда об эффективном решении исходной задачи обычно забывают, хотя и такие примеры еще не редкость), а на комплексном решении проблемы. Сейчас на первое место выходит установившаяся в цивилизованном мире практика выбора партнера прежде всего по уровню предлагаемого сервиса, качеству решения, цене, а уже потом по остальным критериям.

Изменились условия работы системных интеграторов. В интеграционных проектах резко возросла роль консалтинга, методологий управления, практического опыта - иначе говоря, того "воздуха", за который еще несколько лет назад никто из российских клиентов платить не хотел.

Интегратор и вендор

Развиваясь, рынок системной интеграции прошел через непростые уроки. В начале 90-х, когда российские компании еще не набрали силу, вендоров отличала общая отрицательная черта. Как только на горизонте появлялся серьезный клиент, вендор, бывало, не разбирался, какую работу партнер уже провел у этого клиента, какой опыт накопил в решении его проблем, а забирал выгодные контракты себе. Объяснялось это примерно так: вы, мол, еще молодые, опыта у вас маловато, вы не справитесь и дискредитируете нашу марку. Сегодня эта практика уже не встречается, однако основной вывод, который сделали интеграторы, состоит в том, что с вендором надо разговаривать с позиции "внутренней силы" компании, то есть ее прочной позиции на рынке, высокого интеллектуального и организационного потенциала, уважения и доверия клиентов.

Сейчас отношения интегратор - вендор во многих случаях близки к оптимальным. Хорошо зарекомендовавший себя партнер может получить от вендора помощь в области кредитования под большой заказ, обучения специалистов и оказания сервисной поддержки.

Изменения после кризиса

Нет нужды говорить, что кризис 1998 года ударил по всем, однако рынок системной интеграции пережил его "по-своему". Информационные технологии способствуют выживаемости, а следовательно, востребованы. Сделанная в свое время ставка на долгосрочные партнерские отношения с крупными корпоративными заказчиками в области поставки высокотехнологичных решений и сервиса, а не просто на поставки даже дорогостоящего оборудования и ПО, гарантировала многим минимальные потери.

Клиенты стали "считать деньги". Вопреки, казалось бы, ожидаемому стремлению экономить на всем, сохранилась тенденция к увеличению заказов на создание систем управления предприятием, систем поддержки принятия решений. Многие поняли, что, не владея информацией сегодня, можно многое потерять в будущем. Кроме того, такого рода системы позволяют эффективно управлять предприятием в любой экономической ситуации. Внедрение систем управления многими рассматривается на данном этапе как элемент антикризисного управления. Явно прослеживается тенденция на уменьшение объемов поставок оборудования и увеличения доли разработки проектов, внедрения, консалтинга, разработки заказного ПО. Вместе с тем, заказчики стали более трезво подходить к своим потребностям - вместо глобальных проектов автоматизации всего и вся компании стали заказывать конкретные решения, необходимые в данный момент, с перспективой последующей интеграции в комплексный проект.

Серьезные изменения претерпел "состав" клиентов. По некоторым данным, в три раза сократилась доля банков и финансовых компаний. При этом доля проектов, реализуемых для промышленных предприятий, увеличилась почти в полтора раза, а для государственных структур - почти в два раза. Увеличилась доля предприятий, ориентированных на экспорт продукции (нефтегазовая отрасль, энергетика, металлургия), а также тех предприятий, которые выпускают импортозамещающую продукцию - фармацевтика, пищевая промышленность и т. д.

На рынке крупных проектов в составе участников тендеров не произошло серьезных изменений. Практически все крупные интеграторы пережили кризис. Поэтому на фоне общего сокращения объема рынка можно отметить увеличение количества компаний, участвующих в каждом тендере.

Доля обучения в проектах практически не изменилась, а вот доля услуг растет. Это касается услуг, связанных с консалтингом и внедрением ПО.

Ориентация на "российский продукт"

Годы после кризиса внесли новые особенности в работу интеграторов. 6 мая 1999 г. вступил в силу Федеральный Закон № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", статья 6 которого гласит: "Иностранные поставщики товаров могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров для государственных нужд в РФ отсутствует..." В результате многие структуры государственной власти получили основание для внесения в конкурсную документацию дополнительных требований, содержащих преференции отечественным производителям.

Очевидно, что компьютеры российской сборки всегда были дешевле аналогичных зарубежных систем brand name. Но раньше заказчики не рассматривали возможность применения отечественных ПК, несмотря на привлекательные цены, а системные интеграторы редко включали их в номенклатуру предлагаемой техники. В настоящее время отношение к отечественным компьютерам изменилось - появилась заинтересованность в их закупке и использовании.

Не последнюю роль здесь сыграл и тот факт, что российские производители компьютеров поняли необходимость получения сертификатов серии ISO 9000, сертификатов совместимости от компаний - разработчиков ПО (Microsoft, Novell и т.д.), сертификатов о прохождении тестов "спецпроверки и специсследований" и др.
"Глобализация"

Рост рынка системной интеграции, как ожидается, несет с собой необходимость в укрупнении бизнеса, в том числе за счет слияний разных компаний. Причина этого заключается в том, что интеграторы уже не могут работать по-старому. Возникает рынок очень крупных проектов, затрагивающих не одно предприятие, а целые отрасли. Участвовать в подобных проектах очень выгодно, однако это требует от участников существенных ресурсов. Сейчас настала очередь крупных общефедеральных проектов, в которых присутствует и наладка программного обеспечения, и прокладка телекоммуникаций, и поставки техники. Поэтому выполнение крупных проектов на уровне целых отраслей требует от системного интегратора развития различных направлений: разработки программного обеспечения, проектирования интеллектуальных зданий, поставок оборудования и т. д.

Объединения выгодны не только игрокам рынка, но и клиентам, поскольку те получат более качественный сервис и лучшие финансовые условия. Более того, с появлением групп компаний конкуренция не пропадет - напротив, она только усилится. Гибкость компании-интегратора будет заменена гибкостью подразделений холдинга, работающих с клиентами.

Укрупнение затронет не только рынок системной интеграции, но и смежные с ним: объединения будут включать в себя как системных интеграторов, так и дистрибьюторов, сборщиков компьютеров и пр. Скорее всего, такие структуры будут построены по холдинговому принципу.

Интеграция - это не только поставки железа

Несколько лет назад под системной интеграцией заказчиками и исполнителями подразумевались в основном комплексная поставка техники или построение локальных сетей на основе имеющегося оборудования. Сейчас значительно возросла роль интеллектуальной составляющей интеграции - понимание конечных задач системы, бизнеса заказчика, учет всех имеющихся факторов, экспертиза проекта. Соответственно, возросли и требования к системному интегратору.

Прежде всего, это учет и взаимная увязка всех потребностей, возникающих у заказчика, начиная от формализации исходной проблемы и заканчивая обслуживанием и сопровождением предложенного решения; управление действиями, направленными на решение конечной задачи; координация работы всех поставщиков; стопроцентная ответственность за успешную реализацию проекта, предполагающая наличие определенной финансовой ответственности; решение проблемы заказчика в заданное время, в рамках указанного объема финансирования и в точном соответствии с разработанными спецификациями. Все это может предполагать наличие возможности технического объединения широкого спектра различного оборудования и программного обеспечения. Однако кульминацией деятельности системного интегратора является решение не столько технических, сколько организационных, юридических и управленческих вопросов.

Понятие "системная интеграция" пока не имеет четкого определения, хотя все больше компьютерных компаний относят себя именно к "системным интеграторам". Системная интеграция - это создание, сопровождение и развитие информационной инфраструктуры организации, то есть комплекса программных и технических средств, полностью обеспечивающих работу с информацией. Системная интеграция предполагает создание информационной системы предприятия. Информационная система представляет собой некоторую формализованную модель ведения бизнеса на данном предприятии. С ее помощью отображаются все основные процессы, которые здесь происходят. Задача информационной системы - с высокой степенью точности и достоверности отслеживать процессы, выявлять тенденции, на основе которых руководитель принимает управленческое решение и сразу же получает возможность оперативно увидеть результат своих действий. Но любая программа - всего-навсего инструмент, и задача системного интегратора состоит не в том, чтобы всучить клиенту свой продукт. Он должен решить задачи заказчика, выбрав наиболее эффективный инструментарий, который может и не входить в перечень продуктов и услуг, предоставляемых самим интегратором или его партнерами.

Сегодня вопрос не в том, нужна системная интеграция или нет, а в том, каким образом она должна быть реализована. Создание информационной системы предприятия может проходить по двум принципиально разным схемам: первая - это автоматизация от- дельных этапов деятельности предприятия с ориентацией на структуру, сложившуюся к данному моменту; вторая - существенная перестройка с учетом современных возможностей вычислительной техники. Очевидно, что эффективность последней схемы значительно выше.

Принципиальным моментом в реализации обоих вариантов служит изменение стратегических целей заказчика. В первом случае речь идет об оптимизации на уровне круга задач, решаемых отделом автоматизации предприятия, во втором - о получении эффекта в глобальном масштабе, на уровне всей организации (например, увеличения прибыли для коммерческой фирмы). Соответственно, оптимизация задач в первом примере формулируется как достижение максимального эффекта в рамках отпущенных на проект средств, а во втором - как минимизация затрат на проект, обеспечивающий достижение заданного результата. Исходя из вышесказанного, схема финансирования коммерческого предприятия в упрощенном виде определяется либо существующим размером прибыли предприятия, доля которой выделяется на автоматизацию, либо прогнозируемым увеличением его прибыли в результате внедрения новой системы. Следует помнить, что для убыточного предприятия единственным реальным способом автоматизации может быть только второй вариант, который подразумевает, в частности, привлечение средств со стороны. С точки зрения компьютерного бизнеса переход от затратного механизма финансирования отрасли к инвестиционному делает ее развитие чрезвычайно перспективным.

Очевидно, что создание информационных систем по второй схеме требует от системного интегратора выполнения принципиально нового круга задач. Если раньше он был ограничен решением только технических проблем, то сейчас во главу угла ставится доскональное изучение прикладной сферы деятельности заказчика, исследование организационной структуры (бизнес-процедур, информационных потоков и пр.), диагностика проблем, разработка рекомендаций по их решению, создание конкретного проекта их реализации, его сопровождение и развитие в будущем. Таким образом, на передний план в работе системных интеграторов выходит аналитическая деятельность - консалтинг.

Принципиально новым в данной постановке задачи для фирмы-интегратора является то, что если в прошлом ее функции ограничивались рамками поставленной заказчиком задачи, то теперь ей нужно выступать в роли именно постановщика задачи. Кроме очевидного повышения ответственности за конечный результат, это означает существенное изменение требований к квалификации, что выходит за пределы чисто компьютерной сферы, в рамках которой системные интеграторы действовали до настоящего времени. Если заказчику сложно поставить задачу для интегратора, то вводится этап предварительного консалтинга - сейчас за такие услуги российские компании готовы платить немалые деньги. Чтобы выработать грамотное техническое задание для создания или реорганизации более-менее крупной системы, необходим тщательный учет не только информационных, но и финансовых потоков внутри организации. Анализ стоит потраченных на него денег, так как дает возможность подготовить рекомендации по оптимизации бизнес-структуры компании.

Рассчитать возможность развития сложной информационной системы хотя бы на год-два вперед по плечу далеко не каждой компании, даже если она называет себя системным интегратором. Для этого нужно хорошо знать, какая продукция предлагается конкретными производителями в рамках проекта, а также какое оборудование выйдет на рынок в течение рассматриваемого периода. Понятно, что перспективные планы развития своих продуктов производитель доверяет только наиболее приближенным партнерам. Кроме того, желательно в том же объеме быть посвященным в планы производителей конкурирующего оборудования.

В последние годы одним из основных требований заказчика при проведении тендера стало обучение собственных специалистов. Понятно, что в этом случае приоритет получают системные интеграторы, имеющие в России собственные учебные центры, так как обучение за рубежом стоит гораздо дороже. Однако создание такого центра, даже если его авторизация ограничивается 2-3 зарубежными компаниями, - дело весьма дорогое, поэтому их насчитывается в России лишь (http://www.es.ru/yes/ archive, html) полтора-два десятка.


Центральный федеральный округ