In English

"АйТи" об IT

08.05.2001, Яппаров Тагир
Издание: Bizon
Справедливости ради надо сразу отметить, что такое понятие, как "выделенный ИТ-бюджет", появилось в лексиконе большинства корпоративных заказчиков сравнительно недавно. Да, средства, и притом немалые, на создание информационных систем выделялись и раньше. Однако, как правило, выделение этих средств было обусловлено либо наличием свободных денег (или, как принято говорить, финансированием по остаточному принципу), либо тем, что внедрение новых информационных решений на предприятиях и в организациях проводилось в жизнь усилиями отдельных энтузиастов, чувствовавших необходимость подобных изменений. 

В применении ко второму варианту показательны, на наш взгляд, слова топ-менеджера одного из московских предприятий, при чьем непосредственном и активном участии была внедрена система электронной торговли: "Да, сегодня наши покупатели еще не "доросли" до активного использования Интернет-магазина, однако я знаю, что для моего предприятия это своего рода "золотой запас", и пройдет совсем немного времени, когда мы в числе первых сможем предложить нашим клиентам удобный и эффективный инструмент продаж".

Кардинальное изменение сложившейся ситуации произошло, наверное, одновременно с пониманием того факта, что информационные технологии являются не только и не столько средством поддержки бизнеса, но одним из наиболее действенных и эффективных инструментов его реализации. Забегая чуть вперед, необходимо сказать, что сегодня такое понимание особенно заметно проявляется в тех сферах деятельности, где особенно явно усиливается конкуренция. Конкуренция как на внешнем рынке, связанная с интеграцией нашей страны в общемировую экономику, так и на внутреннем, обусловленная развитием отечественных предприятий. Да, сегодня объем "нашего" ИТ-бюджета еще далек от общепринятых западных норм, составляющих от 5 до 10% от общего оборота. Да, сегодня в большинстве своем отечественные предприятия и организации выделяют под эту статью порядка 2-3%. Однако этот процесс начался и, будем надеяться, станет успешно развиваться, открывая перед российскими предприятиями и организациями новые возможности для повышения эффективности своей деятельности и роста конкурентоспособности.

Что касается структуры спроса в области информатизации со стороны корпоративных заказчиков, то здесь явно прослеживается влияние отраслевых тенденций. Поэтому раскрывать этот вопрос, по всей видимости, интересно с точки зрения наиболее активных "потребителей". ИТ на вертикальных рынках, которые, в свою очередь, можно разделить на несколько основных сегментов. Первый объединяет в своем составе банковский и финансовый сектор, телекоммуникационные предприятия, нефтегазовые и ряд других. "Объединяющим звеном" для большинства предприятий этих отраслей является наличие уже созданной базовой информационной инфраструктуры. Завершив уже, по сути, борьбу за ресурсы, эти предприятия входят в новую фазу конкурентной борьбы - за потребителя. Не случайно поэтому сегодня основной акцент в сфере информатизации смещается в область развития новых перспективных бизнес-приложений, направленных в первую очередь на дальнейшее совершенствование собственных управленческих систем и систем взаимоотношений с клиентами и партнерами. В числе этих бизнес-приложений - ERP - системы, системы электронной коммерции, CRM-системы, системы управления знаниями и т.д.

Второй, наиболее многочисленный по своему составу, сегмент объединяет в себе предприятия так называемого реального сектора (например, пищевой, лесообрабатывающей и целлюлозной промышленности, машиностроения и металлургии), транспорт, фармацевтику, строительство и др. Здесь главный акцент делается на модернизацию сетевой и телекоммуникационной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями, а также на переход от использования программных продуктов, реализующих лишь учетные функции, к бизнес-приложениям, ориентированным на решение управленческих задач.

Совершенно отдельным, третьим звеном в этом классификаторе стоят государственные учреждения. В силу определенного ряда побудительных факторов, действующих как "сверху", так и "снизу", среди которых можно выделить и необходимость снижения влияния так называемого человеческого фактора при взаимоотношении граждан и органов власти, и необходимость обеспечения большей прозрачности и контролируемости власти со стороны общества, и упрощение доступа к информации для широких слоев граждан, сегодня возникает фактически новая волна информатизации как местных, так и центральных органов власти. В то же время, несмотря на то, что определенный уровень информатизации наших государственных органов уже достигнут, несвязанность существующих информационных систем и разнородность используемых технологических платформ, нескоординированность каналов инвестирования и команд разработчиков и недостаток специализированных решений для выполнения "внешних" функций ведут к тому, что развитие информационных систем в государственных органах будет вестись параллельно в сферах создания сетевой и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрения приложений back-office и front-office.

Несмотря на предпринятую попытку "деления" корпоративных заказчиков по уровням использования информационных решений, мы считаем, что нельзя не отметить выходящий в настоящее время на первый план аспект, объединяющий все перечисленные сегменты. Этот аспект связан с огромным ростом интереса к сервисным услугам вокруг реализации самого проекта по информатизации. Дело в том, что в условиях насыщения рынка информационных решений, а следовательно, и практического "сближения" функционала предлагаемых сейчас решений вопрос "что внедрять?" постепенно теряет свою актуальность. Для заказчика главным на сегодняшний день становится вопрос "как внедрять?", чтобы оценить заранее и получить на практике реальную отдачу от создания информационной системы, обеспечить быстрое и качественное ее внедрение, минимизировать совокупную стоимость владения и т. д. Не случайно поэтому в ближайшие 2-3 года мы планируем рост спроса на сервисные услуги, которые условно можно назвать термином "Технологии успешного проекта" и к которым в первую очередь относятся консалтинг, управление проектами, управление качеством. Все вышеперечисленные тенденции наглядно подтверждаются и в региональном разрезе. Сегодня наша компания активно работает в тех регионах, где сосредоточены предприятия выделенных отраслей, предприятия "реального" сектора экономики-в Москве и Московской области, Иркутской и Тюменской областях, в Красноярском крае и Татарстане, в Томской, Волгогадской и Оренбургской областях. Активно развивается спрос на информатизацию в Северо-Западном регионе нашей страны - здесь можно особо выделить Санкт-Петербург, Архангельскую область.

В отношении глобальных тенденций на рынке и "пула" основных игроков на нем можно отметить, что картина в России практически полностью совпадает с общемировой. "Громко" появились и в большинстве своем сейчас тихо исчезают компании, чья деятельность связана с разработкой отдельных Интернет-приложений, не сумев доказать их реальную эффективность для бизнеса своих заказчиков. "Старые" игроки отечественного рынка системной интеграции планомерно расширяют направления своего бизнеса как за счет создания новых подразделений, так и за счет альянсов со специализированными компаниями, "продвигаются" во все новые регионы и выполняют все новые проекты.

В числе новых направлений бизнеса системных интеграторов хотелось бы выделить уже упоминавшиеся выше услуги в области реализации проектов, а также услуги по аутсорсингу, включая такие его традиционные формы, как обслуживание и сопровождение информационных систем и заказную разработку, а также новые для нашей страны - аренду бизнес-приложений (ASP). Особый интерес к аутсорсингу связан с тем, что большинство предприятий и организаций все больше концентрируется на своей основной деятельности, передавая остальные функции компании, обладающей необходимым уровнем компетентности для качественного и контролируемого решения сложных вопросов информатизации.

Центральный федеральный округ