In English

Как руководитель в школу пошел

28.08.2001, Мартынова Инна
Издание: Аргументы и факты
С чем у вас чаще всего ассоциируется понятие "корпоративная информационная система"? Наверняка с новейшими технологиями и разработками, высокой производительностью и эффективностью и множеством других, не менее важных характеристик. Кроме того, во всем мире эта самая система является уникальным средством от головной боли руководителя любого предприятия. Потому что контроль за управлением, финансами, планированием, анализом теперь будет осуществляться... сам собой. Между тем Россию, увы, пока нельзя назвать "страной КИСов". Причины понятны: понимая, что благодаря внедрению современной информационной системы повысится конкурентоспособность предприятия (а следовательно, снизятся издержки, возрастут объемы продаж и прибыль), топ-менеджеры в графу "первоочередные задачи" ставят закупку сырья, комплектующих и т.п. А процессы информатизации регулярно перетекают в графу "Перенесено на следующее полугодие".

"Переносить" можно до бесконечности. До тех пор, пока всем - от офис-менеджера до начальника отдела продаж - окончательно не станет понятно, что ваша компания безнадежно отстала. Теоретическому менеджменту хорошо знаком так называемый "синдром сопротивления изменениям". Для того, чтобы работать лучше, нужно перестроиться и затратить дополнительные усилия на внедрение других технологий. В общем, не очень-то мы любим перемены. Даже те, которые заведомо в лучшую сторону. И тогда для того, чтобы решиться, необходима помощь. Прежде всего - информационная.

Согласно опросу, из всех источников получения информации о товарах и услугах (реклама, консалтинг, справочная литература) большинство топ-менеджеров доверяют мнению себе подобных. То есть представителям административного корпуса других компаний. Но и здесь есть загвоздка: то, что может "работать" у одних, может быть совсем неприменимо к другим. Вывод - попробовать. Тем более, что это действительно можно сделать самому: в ходе специальной подготовки (обучения) можно выбрать оптимальную систему, а затем уже поручить процесс ее внедрения экспертам. Причем наибольший эффект достигается, когда фирма - системный интегратор - осуществляет автоматизацию вместе со специалистами предприятия. Таким образом, для того, чтобы снизить те самые риски изменений, необходимо говорить о комплексном подходе к автоматизации, т. е. поддержке процесса внедрения информационной системы на всех стадиях проекта.

Итак, на каждом этапе действительно целесообразно проводить обучение персонала, но, естественно, его уровень, глубина и насыщенность данными будут различными в зависимости от задач этапа. Обычно курсы подготовки, привязанные к этапам автоматизации, выглядят так:
  1. До этапа консалтинга (обучение грамотному подходу к автоматизации) - курс "Автоматизация предприятия для руководителя".
  2. До начала работ по проекту (как оптимизировать бизнес-процессы) - курсы по управлению проектами.
  3. До разработки технического задания (изучение международного опыта: стандарты MRP- ERP-APS) - курс по системам автоматизации класса MRP I I.
  4. До этапа проектирования структуры системы (как выбрать оптимальную систему создания информационной инфраструктуры предприятия) - курс по основам программной инженерии.
  5. До этапа программирования (подготовка предприятием собственных специалистов по конкретным программам) - курсы по конкретным программным продуктам.
  6. До и во время этапа внедрения (подготовка специалистов по внедрению и поддержке, а также пользователей системы) - курсы для пользователей КИС.
Итак, на первом этапе необходимо разобраться, какая именно система необходима. Причем желательно, чтобы "разбирался" именно руководитель предприятия, то есть человек, который, как мы уже отмечали, владеет информацией о предприятии на макроуровне, видит задачи и перспективы развития своего бизнеса. Для более полного понимания, как грамотно провести проект по информатизации, ему полезно пройти подготовку в области управления проектами. Кстати, эта информация пригодится и для наведения порядка в бизнес-процессах на предприятии. Езде лучше, если руководитель разбирается в международных стандартах автоматизации (MRP- ERP-APS). Далее он может направлять своих специалистов на авторизованные курсы по соответствующему программному продукту, а они затем обучат пользователей оптимальной работе с информационной системой.

Как известно, существуют два пути развития бизнеса - экстенсивный и интенсивный. В первом случае все возможные проблемы решаются теми средствами, которыми владеет предприятие, деньги в развитие почти не вкладываются, что сокращает текущие расходы. Однако беда вся в том, что подобная практика возможна, только если вы не при- шли на рынок на ограниченный срок. В противном случае предстоит испытать все прелести рокфеллеровского "конкуренты наступают". Второй путь - интенсивный - это внедрение новых технологий, включение в управленческий процесс предприятия новых высокоэффективных методов.

То, что пристальное внимание руководителей предприятий к подготовке квалифицированных кадров позволит значительно уменьшить риск неудачных внедрений, - факт. А значит, главной задачей любой компании постепенно становится техническое перевооружение и сопутствующее обучение персонала. Причем начать стоит с руководителя.

Центральный федеральный округ