In English

Кому нужны чиповые карточки

11.07.2001, Егорова Анна
Издание: Мир карточек
Выступая на IX межбанковской конференции в мае этого года, начальник управления развития розничных платежей ЦБ РФ Евгений Платонов сообщил, что на 1 января 2001 г. на территории России в обращении находилось более 7 млн пластиковых карточек. Из них 90% было выдано в рамках пяти межбанковских платежных систем, а оставшиеся 10% приходятся на 141 одноэмитентную систему. Столь значительный дисбаланс между локальными и многоэмитентными платежными системами заставляет задуматься, а зачем банки вообще обращаются к теме локальных карточек? Что стоит за такими решениями? Нехватка ресурсов для вступления в платежную систему? Желание всецело контролировать собственный карточный бизнес? Экономические соображения или, наконец, стремление опереться на более перспективную технологию и выиграть благодаря функциональности своих продуктов?

Подавляющее число карточек, задействованных в вышеупомянутых локальных проектах - микропроцессорные. Пик интереса к смарт-технологиям в России пришелся на 1994-1997 гг. Тогда их будущее в качестве нового глобального стандарта карточной индустрии было далеко не очевидным, а большинство банков имело минимальный опыт ведения карточного бизнеса.

Взявшись за написание этого обзора, мы ставили перед собой несколько целей. Во-первых, попытаться хотя бы частично ответить на поставленные выше вопросы. Во-вторых, подтвердить или, наоборот, опровергнуть мнение, что поставщики локальных смарт-кар-точных платежных технологий существуют сегодня исключительно благодаря дивидендам со старых проектов, и что интерес банков к подобным решениям в настоящее время стремится к нулю. И, наконец, в-третьих, мы хотели понять, как оценивают рынок поставщики микропроцессорных карточек и с чем они связывают свое будущее в российском банковском секторе. Мы предлагаем вам ознакомиться с результатами нашего небольшого исследования и выводами, которые мы сумели из него извлечь.

Место локальных проектов на российском карточном рынке.

Статистика, как известно, есть крайняя форма лжи. Это утверждение кажется бесспорным, когда пытаешься свести данные, полученные из разных источников. Дабы не вводить читателей в заблуждение, мы отказались от какого-либо строгого количественного анализа и использовали добытые нами цифры лишь для иллюстрации некоторых качественных выводов. Кроме того, мы везде указываем источник информации.

Итак, на основе данных агентства ПРАЙМ-ТАСС, мы посчитали, что в общей структуре эмиссии карточек российскими банками продукты международных платежных систем занимают 43,6%, а карточки отечественных систем: "Золотая Корона", СТБ и Union Card - чуть больше - 46,4%. На долю локальных проектов приходится, как мы уже говорили, лишь 10% рынка. По суммарным данным крупнейших поставщиков платежных технологий для российских банков подавляющее число поставленных ими карточек сосредоточено в рамках нескольких крупных проектов, начало которых пришлось на середину 90-х гг.

На долю оставшихся локальных чиповых проектов (а их - около сотни) приходится лишь несколько процентов суммарного объема продаж микропроцессорных карточек в банковскую отрасль.

Столь неравномерная структура сектора локальных банковских карточек объясняется несколькими факторами:
  1. Затраты банка с ростом числа выпускаемых карточек в случае использования смарт-технологий растут быстрее, чем при использовании магнитных карточек. Это объясняется относительно высокой стоимостью самих микропроцессорных карточек. Несмотря на то что окупаемость крупных смарт-карточных проектов теоретически лучше, чем в случае использования магнитной полосы (из-за низкой стоимости транзакций), первоначальные затраты на такие проекты весьма высоки. В результате, лишь достаточно крупные банки могут позволить себе начать крупный локальный проект на чиповых карточках. Что касается небольших проектов, то фактор высокой стоимости карточек не играет там существенной роли, тем более что фактор быстрой окупаемости сохраняется. Таким образом, смарт-карточки объективно более подходят для реализации небольших проектов.
  2. Использование нестандартной технологии изначально предполагает локализацию обращения смарт-карточек в рамках той инфраструктуры, которую эмитент создает своими силами. Вывести такой проект за пределы ближайших окрестностей предприятия, обслуживаемого по зарплатной схеме, довольно сложно и дорого (а в большинстве случаев - просто не нужно). Поэтому за реализацию крупных смарт-карточных проектов берутся лишь банки имеющие развитые филиальные сети и планирующие развивать карточный бизнес как самостоятельное направление банковских услуг.
  3. Поскольку карточный рынок в России имеет преимущественно зарплатный характер ( в особенности, если речь идет о локальных карточках), масштабы банковских проектов имеют естественный ограничитель - число сотрудников обслуживаемых банком предприятий.

Идеология локального проекта

Поговорим о том, каким образом поставщики платежных технологий позиционируют предлагаемые ими решения.

По мнению Виталия Беликова (компания BGS Smartcard Systems), рынок пластиковых карточек представляет собой своеобразную "пирамиду". На ее вершине находятся продукты международных платежных систем (VISA, Europay и т. д.), а в основании лежит массивный блок локальных банковских карточек. На долю национальных карточек и банковских private label-карточек приходится свыше 95% потенциального рынка. А если рассматривать не Москву и Санкт-Петербург, а промышленные и добывающие регионы, доля потенциального рынка доходит до 98-99%, и именно там сосредоточены интересы стабильных и перспективных региональных банков. Отличие локальных карточек от карточек межбанковских платежных систем, по словам г-на Беликова, заключается в том, что в локальной банковской платежной системе банки сами определяют все правила ее построения, тарифную политику и продуктовый ряд. При этом они могут быть уверены, что завтра этот рынок не займет их конкурент, предлагая более дешевые тарифы.

Что же касается межбанковских проектов, то в них при совместной работе по развитию инфраструктуры, инвестиции одного банка работают на интересы других игроков, при этом банки могут оставаться в жесткой конкуренции по клиентам.

Сегодня, как считают в компании BGS, на смену банкам, строившим свой бизнес на спекулятивных фондовых рынках, рынках межбанковского кредита, игре на курсе рубля и доллара и привлекающим, в основном, высокодоходную VIP-клиенту-ру, приходят стабильные региональные банки, ориентированные на реальный сектор экономики. Политическая стабилизация в России, сокращение темпов инфляции, наметившиеся тенденции к экономическому росту позволяют региональным банкам всерьез заняться долгосрочным проектным финансированием в промышленности. Первоочередной интерес для таких банков представляют крупные промышленные предприятия, занятые в области добычи и переработки сырьевых ресурсов и энергоносителей, а также предприятия по выпуску высокотехнологической продукции (ВПК, конверсионные предприятия), металлургический комплекс и отрасль машиностроения.

Промышленность, в свою очередь, нуждается в долгосрочном финансировании для перевооружения основных производственных мощностей и развития производства. Внедрение систем безналичных расчетов является не только эффективным инструментом в конкурентной борьбе за наиболее прив Если рассматривать реализацию карточного зарплатного проекта не только как факт внедрения в банке передовых технологий, но и как практический инструмент создания дополнительных источников доходов банка, то требования к такой системе, на взгляд Виталия Беликова, должны быть следующими:
  • возможность обслуживания при помощи карточки массовых платежей сотрудников предприятий, корпоративных клиентов в тех торговых точках, где они ежедневно тратят основную часть своей зарплаты;
  • простота и удобство работы с карточкой как для ее владельца, так и для персонала торговых организаций;
  • возможность быстрого обслуживания клиентов в условиях отсутствия телефонных линий в торговых точках;
  • отсутствие у банков дополнительных финансовых рисков, связанных с внедрением платежной системы;
  • высокая безопасность платежей и надежность системы в целом;
  • максимальная автоматизация процессов в системе с целью минимизации стоимости обработки одной транзакции.
Перечисленным требованиям в максимально полной мере удовлетворяют технологии, построенные на использовании смарт-карточек. По словам г-на Беликова, существующее у банков стремление выпускать международные карточки объясняется, как правило, соображениями престижа, а не экономики. Приступая к эмиссии карточек международных платежных систем банк должен очень четко представлять себе ту категорию своих клиентов, на которую они рассчитаны. В нашей стране эти карточки, в первую очередь, ориентированы на узкий спектр частных вкладчиков - VIP- клиентов (руководителей банков, топ-менеджмент крупных предприятий, коммерсантов, которые часто бывают за границей с деловыми визитами), занимающих на карточном рынке долю в несколько процентов.

Это, конечно, вовсе не означает, что нужно отказываться от обслуживания карточек международных платежных систем. Безусловно, крупные банки должны предлагать своим клиентам полный спектр карточных продуктов. Однако многие ошибочно полагают, что для того, чтобы выпускать "свои" международные карточки, нужно покупать дорогостоящий процессинг и становиться полноправным членом системы VISA или Europay.

В компании BGS считают, что для того , чтобы выпустить пару тысяч карточек с логотипом банка, вовсе не нужно тратить сотни тысяч долларов. Карточки можно обслуживать, оплачивая услуги стороннего процессинга. В силу того что российские банки сильно увлеклись созданием собственных процессинговых центров, практически каждый крупный банк уже имеет собственный процессинг. Однако предлагаемая стоимость услуг обслуживания карточек сторонних банков не идет ни в какое сравнение со стоимостью создания и запуска собственного процессинга. По мнению Виталия Беликова, озаботиться вопросом анализа экономической рентабельности проекта создания собственного процессинга можно будет тогда, когда количество VIP-клиентов банка достигнет многих десятков тысяч.

Существуют также, считает он, многочисленные примеры внедрения международных карточек и на массовом рынке, например корпоративные зарплатные проекты. Однако платежные системы, построенные на базе международных карточек, требуют надежных высококачественных линий связи в точках обслуживания. Во многих магазинах, где тратят свои зарплаты сотрудники предприятий, зачастую просто нет возможности обеспечить телефонную линию у прилавка. При обработке онлайновых транзакций обслуживание по карточке одного клиента займет несколько минут, что недопустимо. Работать же по международным карточкам в режиме офлайн без авторизации - значит допускать овердрафт, а это серьезный финансовый риск для банка. Он связан с кредитованием широких слоев населения, не имеющих страховых депозитов на счетах в банке:

"Таким образом, если работнику нельзя оплатить по карточке свои ежедневные покупки в магазинах, он снимает через банкомат всю зарплату со счета в банке в день ее получения. В этом случае на карт-сче-тах не оседает никаких существенных остатков и банк ничего не зарабатывает на обслуживании безналичного оборота. Следовательно, он не может рассчитывать на быструю окупаемость карточного проекта и получение существенной прибыли. Поэтому, как правило, подобные проекты в конечном счете превращаются в простую систему автоматизации выдачи заработной платы, а международные карточки - далеко не самый дешевый способ решения задачи автоматизации выдачи зарплаты на предприятии", - говорит Виталий Беликов.

С мнением коллеги во многом согласен и Александр Федин, представляющий позицию другого крупного вендора платежных технологий для банков - компании АйТи. По его словам, в настоящее время на рынке банковских платежных систем сложилась ситуация, когда большая часть проектов и работы банков с пластиковыми карточками реализуется по принципу "как все, так и мы". То есть очень часто анализ эффективности инструментов для реализации конкретного проекта не проводится, и решение вопроса проходит по общему течению, которое в последнее время явно направлено в сторону международных платежных систем. В результате банки получают стандартное решение, не предоставляющее им никаких серьезных преимуществ ни в конкурентной борьбе, ни в бизнесе.

Между тем, считает г-н Федин, в настоящее время более 80% операций по пластиковым карточкам совершается в том же регионе, где эти карточки были выданы, а посему далеко не всегда выгодно выдавать карточки международных платежных систем. Часто более эффективным может быть создание локальной платежной системы, денежные потоки в которой будут работать на ее создателя. В качестве примера Александр Федин приводит такого клиента компании АйТи, как Мет-комбанк, который создал собственную систему и обеспечил себе серьезные преимущества. При этом система этого банка развивается очень эффективно: в настоящее время в ней выпущено более 80 тыс. смарт-карточек и ежедневно совершается более 15 тыс. транзакций, из которых более 50% происходят в торговой сети. По своим параметрам она сравнима с такой платежной системой, как "Золотая Корона".

К тому же, как считает он, при использовании решений, позволяющих обеспечить многофункциональное использование смарт-кар-точек и различные бизнес-схемы, банк может получить достаточно серьезные конкурентные преимущества и дополнительный доход. Каждое новое приложение в такой системе привлечет новые денежные потоки, а в итоге - дополнительный доход или другие преимущества. В технологии SmartCity компании АйТи реализована многофункциональность, которая используется клиентами компании с 1996 г. В городе Череповец, в платежной системе Меткомбанка, на карточках используется несколько приложений:

"В последнее время наши клиенты в качестве основного преимущества при создании собственной системы рассматривают именно многофункциональность. Она открывает им новые бизнес-возможности. Например, Славнефтебанк (Беларусь) реализует в системе различные схемы: зарплатная схема, "бензиновая" схема для сети АЗС и другие приложения. Банк "Каспийский" (Казахстан) также использует многофункциональность технологии SmartCity по различным направлениям бизнеса", - говорит г-н Федин.

Итак, идеологию локальных карточных систем, построенных на базе микропроцессорных карточек, можно сформулировать тремя основными положениями:
  • это системы, позволяющие банку удерживать 100% контроль над бизнесом;
  • это системы, обеспечивающие минимально возможную стоимость транзакции;
  • это системы, позволяющие реализовать максимально полный набор платежных функций (различные типы "электронных кошельков", "бензиновые" приложения, приложения лояльности и т. п.).
Вместе с тем говорить о том, что стремление банков выпускать международные карточки - исключительно дань моде, на наш взгляд, неправомерно. Для многих банков логотип международной платежной системы на их карточках - основа для развития полноценного карточного бизнеса и выхода за рамки зарплатных проектов.

Очевидно, что до начала роста интереса частных клиентов к карточкам, особенно в регионах, еще очень далеко. Между тем многие участники рынка уже сегодня задумываются над удаленными перспективами карточного бизнеса, поэтому, на наш взгляд, имеет смысл сказать несколько слов о перспективах локальных проектов.

Будущее локальных платежных систем

Предсказывать судьбы инвестиций, сделанных банками в локальные платежные технологии, - занятие неблагодарное. Все опасения, возникающие по этому поводу, кажутся сегодня несколько надуманными. Связаны они, главным образом, все с теми же международными платежными системами, а конкретно, с началом перехода участников VISA International и Europay International на микропроцессорную платформу. Между тем часть российских поставщиков платежных технологий считает, что уже сегодня этот процесс тормозит развитие рынка локальных систем. Ульяна Захарова, менеджер группы компаний НКТ, считает, что ситуация в международных платежных системах достаточно благоприятна, поскольку развиваются проекты перевода карточных портфелей на смарт-технологию. И это несмотря на то, что процесс станет по-настоящему активным не раньше, чем через пять лет. Нынешнее состояние рынка она называет переходным: "Сегодня существуют проекты, совмещающие возможность одновременного использования локальной и международной платежной систем на комбинированных карточках, оснащенных и чипом, и магнитной полосой. Такое решение очень удобно для конечного пользователя - держателя карточки - и выгодно для банка", - считает Ульяна Захарова.

Ситуация же с внедрением самостоятельных локальных банковских проектов выглядит, по ее мнению, совсем по-другому: "Сегодня практически каждый банк, заинтересованный в карточном бизнесе, уже эмитирует карточки с магнитной полосой (карточки крупных международных и российских платежных систем). Банки не видят смысла во внедрении собственных локальных систем на основе смарт-технологий. Они считают, что лучшее - враг хорошего, тем более что подобный проект потребовал бы вложения больших средств, которые окупятся,увы, не завтра. Здесь ситуация может измениться не раньше, чем мировые платежные системы полностью перестроятся на работу с микропроцессорными карточками", - считает она.

Другие поставщики технологий, напротив, не видят конкуренции между чипом и магнитной полосой. Александр Федин, например, считает, что переходу банков на смарт-карточки мешает, во-первых, отсутствие общего стандарта у основных международных платежных систем и, во-вторых, тот факт, что даже в рамках одной платежной системы не существует единого четко выбранного решения, по которому банк мог бы двигаться.

В качестве примера он приводит систему VISA, которая более активно продвигает решение VISA Smart Debit/Credit (VSDC) и менее активно - решение на базе Java Card. При этом карточки VSDC предоставляют очень ограниченные преимущества по сравнению с магнитными карточками, а их стоимость значительно выше. Соответственно, эффективность данного решения, считает г-н Федин, значительно ниже, чем требуемые затраты.

Работа с "кошельковыми" решениями требует, по его мнению, больших затрат и изменений, чем VSDC, но может быть значительно более эффективной. Однако здесь системе VISA пока похоже далеко до серьезного продвижения, аналогичную ситуацию он видит и у EuroCard/MasterCard, а также у других международных платежных систем.

"В технологии же SmartCity на одной смарт-карточке может быть до восьми "электронных кошельков" и до б4 дополнительных файлов. Компания АйТи будет работать с продуктами международных платежных систем только в случае, если, например, программные решения VSDC или M/Chip Lite будут на карточках в качестве одного из приложений, поскольку уже более двух лет мы поставляем в рамках своей системы только EMV-совместимые карточки", - говорит он.

Действительно, до реального выхода на рынок международных карточек, реализующих принцип многофункциональности, еще очень далеко, и все поставщики утверждают, что к моменту появления таких карточек они будут готовы инегри-ровать существующие решения и международные продукты на едином куске пластика.

Сегодня также существуют определенные возможности для подобной интеграции, которые стали все шире использоваться банками, реализующими локальные проекты. Речь идет о выпуске уже упоминавшихся выше совместных комбинированных карточек. Их выпускает сегодня, например, банк "Северная Казна", предлагающий клиентам микропроцессорные карточки SmartPay, имеющие также магнитную полосу в формате Maestro. В качестве микропроцессорных такие карточки обслуживаются только в пределах Уральского региона, а как карточки с магнитной полосой - во всех точках (как в России, так и за рубежом), имеющих на дверях логотип Maestro.

Одним из перспективных направлений развития локальных карточных проектов является вторжение банков как в область безналичных расчетов, осуществляемых традиционно по небанковским карточкам, так и на совершенно не освоенные рынки.

Небанковские карточки

Самым освоенным направлением в области небанковских платежных карточек в России стали, безусловно, расчеты за топливо. Владельцы сетей АЗС непосредственно заинтересованы в использовании карточек, которые исключают злоупотребления со стороны персонала, позволяют взимать предоплату с корпоративных клиентов и детально контролировать продажу топлива. Главными требованиями к "бензиновым" карточкам всегда были и остаются высокая скорость и низкая стоимость транзакции.

Микропроцессорная технология, в полной мере удовлетворяющая этим требованиям, нашла широкий отклик на российском рынке. Для многих поставщиков платежных технологий топливный рынок стал приоритетным. Вот что говорит по этому поводу Ульяна Захарова: "Наиболее успешные проекты нашей компании в 2000 г. были реализованы в сфере создания корпоративных систем, в частности, для нефтяных компаний. Это проекты на базе широко распространенной в России и СНГ системы Petrol Plus. На сегодняшний день в ней функционирует более 1500 точек обслуживания и более 300 тыс. смарт-карточек".

Компания АйТи также успешно работает на бензиновом рынке, предлагая систему SmartSity GAS. Среди ее клиентов, например, нефтяной гигант ЛУКойл.

Заметим, что для операторов сетей АЗС не является принципиальным, использовать собственную или банковскую карточку. Это об стоятельство создает предпосылки для выхода банков на бензиновый рынок. Сберегательный банк РФ, например, уже ведет несколько проектов в области приема на АЗС карточек "Сберкарт".

Наиболее существенная для бензинового рынка проблема, мешающая банкам успешно на нем работать, заключается в технологической специфике АЗС: терминалы работают в режиме интенсивной загрузки, причем зачастую на открытом воздухе; транзакция должна проходить очень быстро, чтобы не возникали очереди; ридеры в системах самообслуживания должны иметь защелку, чтобы исключить возможность прерывания транзакции из-за некорректных действий клиента и т. п. Поставщики платежных технологий для банков учитывают сегодня эти проблемы и ведут соответствующую доработку своих банковских решений, что само по себе говорит о перспективах этого направления.

Другое интересное (в первую очередь с точки зрения маркетинговых усилий банков) направление развития локальных проектов заключается в размещении на банковских карточках приложений лояльности или дисконтных систем. Такое решение - DUET for Loyalty - предлагает, к примеру, компания BGS, а его практическая реализация (с весьма впечатляющими результатами) была осуществлена Омским банком Сбербанка РФ еще в конце 1999 г.

В модных ныне областях электронной и мобильной коммерции локальные карточки также находят применение. Соответствующие разработки и перспективные проекты ведут все поставщики платежных технологий.

Выводы

Рынок локальных платежных систем на базе микропроцессорных карточек переживает сегодня, возможно, не самые лучшие времена, но в то же время остается стабильным и перспективным. Для новых банков движение по пути локальной платежной системы обеспечивает максимально экономичное внедрение небольших зарплатных проектов, для старых игроков - дает шанс опередить конкурентов благодаря использованию многофункциональных продуктов и не грозит пока потерей инвестиций.

Тем не менее локальные платежные системы, как, впрочем, и межбанковские, испытывают серьезное давление со стороны международных платежных систем. Часть российских банков занимает выжидательную позицию и смотрит на то, как будет развиваться процесс внедрения микропроцессорных продуктов VISA и Europay.

С этим процессом связывают свои планы на российском банковском рынке и поставщики микропроцессорных карточек. Большинство из них вообще не работает сегодня на этом рынке, хотя все без исключения считают его очень перспективным.

Центральный федеральный округ