In English

Команда дана для всех

12.06.2001, Трушин Александр
Издание: Карьера
Еще недавно наши "олигархи" давали недвусмысленно понять: "Бизнес - это я". Сегодня руководитель любой компании все реже произносит "я", а говорит: "моя команда". Вот и ругай марксистов; индивидуализм в очередной раз сдал позиции коллективизму. Впервые "Карьера" проводит рейтинг управленческих команд. Это стало возможно благодаря двухлетней работе над проектом "Все звезды".

Еще никому в истории не удавалось провернуть сколько-нибудь серьезное дельце без слаженной команды. Те же аргонавты... С точки зрения менеджмента - образец современной команды. На носу корабля хитрые греки поставили Линкея, "от взгляда которого ничто не могло скрыться ни на земле, ни под нею" (аналитик то есть). Кормчим назначили профессионала Тифия. Не забыли Орфея, манипулирующего коллективным бессознательным. А вождем избрали не стожильного Геракла, как предлагали герои (он стал все-таки замом), а Ясона, одержимого суперидеей.
Петр I, Екатерина II, Ленин, Сталин, Ельцин - у каждого из них была своя "могучая кучка". А вот Михаил Горбачев оказался лидером без команды. Или наоборот - ГКЧП был случайно собранной командой без лидера. Что уж тут говорить о бизнесе, в котором авантюристов все-таки меньше, чем в политике. В западных бизнес-школах специально учат менеджеров работе в команде. Нашим же пришлось учиться, что называется, - по ходу дела.

Этапы большого пути

Все успешные российские компании, как, впрочем, и западные, проходят несколько стадий развития. Разве что на нашем рынке все проистекает в более стремительном темпе.

Первый этап - команда из "своих". Там собрались пять компьютерщиков, здесь - три полковника... Ветер свободы, веющий над просторами еще великой родины в первой половине 90-х. Развитие банковской системы, безумные проценты, инфляция и полное отсутствие всяких правил денежного обращения заставили призадуматься. На смену тусовке пришла бюрократическая организация с четкой иерархией, во главе которой стоял босс. Денежный мешок. Но не управленец, не стратег!

Следующий этап - грандиозная всероссийская "пробка" и эпоха всеобщего антикризисного управления. Вот тут, впервые в российском бизнесе, и стали появляться управленческие команды. Сначала они выполняли роль "пожарных бригад" - спасали, оздоровляли и сохраняли активы. А потом и полностью брали предприятие под свое управление. Такие команды уже состояли из профессиональных менеджеров с разными функциями (финансы, маркетинг, стратегия, персонал и т.д.).

Наш эксперт Василий Прутковский, управляющий директор департамента консалтинга компании "Юникон/МС Консультационная группа", считает: "За последние годы число квалифицированных менеджеров, знающих теорию и имеющих практический опыт, в России достигло величины "критической массы", способной оказывать влияние на экономику. Конечно, рост производства в прошлом году был инициирован высокими ценами на нефть и разумной макроэкономической политикой, но 20-25% прошлогоднего успеха стоило бы отдать менеджерам, эффективно использовавшим предоставленные им возможности".

Сегодня мы наблюдаем рождение нового типа команд. Василий Прутковский: "Мы находимся в самом начале очередного этапа развития компаний, когда появляются лидеры не по должности, а работой доказавшие обоснованность своих претензий на лидерство. Ужесточение конкуренции в России и на глобальных рынках превращает организованность управленческой команды в самостоятельный фактор конкурентоспособности".

С помощью наших экспертов мы отобрали для участия в рейтинге те ведущие компании рыночного сектора экономики, в которых сложились или складываются новые принципы командного управления.

Парад планет

Итак, на старте 47 "колесниц". Подчеркнем, что речь идет о компаниях, которые играют главные роли не только в своих отраслях, но и в экономической и социальной жизни страны. Критерии рейтинга были разработаны редакцией "Карьеры" совместно с сотрудниками московского офиса транснациональной корпорации Morgan Chase Group, специализирующейся на управленческом консалтинге.

В рейтинге участвуют лучшие предприятия разных отраслей. Сначала список участников был длиннее, чем тот, что вы видите сейчас в таблице. Но наши эксперты недрогнувшей рукой выбросили тех, кого не посчитали безусловным лидером в своей отрасли. Поэтому даже те компании, которые занимают нижние позиции в рейтинге, - все равно лучшие. Для нас важно, что тот же самый УАЗ, еще недавно "лежавший", ожил с приходом новой команды из McKinsey. И уже через полгода эксперты включили команду УАЗа в число участников рейтинга. К нашему сожалению, ряд компаний, известных сильным управленческим составом (например, "Моторола"), не принимают участия в рейтинге, потому что там как раз идут кадровые перестановки.

Если сопоставлять компании, например, по размерам прибылей, как это делают некоторые издания, то рейтинг получается простой: здесь никто не сравнится с "Газпромом" или РАО ЕЭС.

Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве PФ, любит напоминать своим слушателям старое правило русских предпринимателей: "Прибыль прежде всего, но честь выше прибыли".

С этим согласны и наши эксперты. Из 10 показателей рейтинга они выделяют в качестве важнейших такие как: "социальная позиция компании", "репутация топ-менеджера в обществе", "информационная открытость", "финансовая прозрачность", "известность брендов в России".

Вот мы незаметно и въехали в те славные времена, когда иных знают так хорошо, что никто не желает их знать. И хорошая репутация становится фактором экономическим.

Самые высокие оценки за "социальную позицию" получили ЮКОС, Сбербанк, "Вимм-Билль-Данн", "Микрософт", "ЛУКойл". Наш эксперт Елена Яхонтова (профессор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики) отмечает, что ЮКОС прославился своей программой "Ветеран", охватившей почти 40 тысяч человек. На улучшение жилищных условий ветеранов компании, обеспечение их переезда на Большую землю в прошлом году было выделено 285 тысяч долларов, в этом году - 302 тысячи. Широко известны гуманитарные и образовательные программы и других лидеров нашего рейтинга - компаний Microsoft, INTEL, "Норильский никель" и т.д.

Нас было много на челне

Это очень странно: когда речь заходит о команде, лидеры российского бизнеса, прагматики, вовсе не склонные к лирике, начинают говорить с придыханием и, как писал пролетарский поэт, прямо-таки милеют людскою лаской.

"Команда, - считает Рубен Варданян, президент компании "Тройка-Диалог", - это когда, бросив мяч, можно не беспокоиться: его обязательно подхватит товарищ. И ты, в свою очередь, подхватишь мяч, даже если тебе придется упасть".

Илья Михайленко, генеральный директор компании "Ренессанс Страхование": "Мы играем на одном поле, у нас общие цели, мы в одной лодке и плывем в нужном направлении".

Семен Кукес, президент Тюменской нефтяной компании:
"Если под командой понимать группу людей, влияющих на принятие решений и участвующих в их реализации, - это, наверное, весь 30-тысячный коллектив компании, благодаря усилиям которого "Файненшл таймс" назвала ТНК лучшей нефтяной компанией мира". Если это и преувеличение, то небольшое. Во всяком случае, с главой ТНК согласны и Ольга Дергунова (Microsoft), и Евгений Юрьев ("АТОН"), и Джонсон Хагажеев ("Норильский никель"), и другие.

А что касается top-team, управленческой команды, то здесь единодушие не столь очевидно. Надо сказать, некоторые руководители не склонны были "светить" своих ближайших помощников. "Состав команды, - сказал один из них, - это наше конкурентное преимущество. Создать команду трудно, разрушить можно одним движением".

Но мы думаем, что этот руководитель прав лишь отчасти. Точнее, прав он в том, что человек, умеющий работать в команде, - всегда желанная добыча хэд-хантеров. Вот компания "ПепсиКоХолдинг" до сих пор не может простить "Карьере" уход Владимира Дударова, своего "продажника". А все дело в том, что Дударев занял в рейтинге коммерческих директоров второе место и вскоре получил предложение стать генеральным в другой компании. Ну что тут можно добавить? Хэд-хантеры, работающие с менеджментом такого уровня, и без нашего журнала знают всех наперечет.

Команды российских компаний, действительно, складывались долго и с трудом, как выразился зам.генерального директора "Промышленно-страховой компании" Николай Николенко - "исторически". Отсюда такое трепетное отношение. И все же сегодня мы имеем возможность представить читателям составы лучших команд российского рынка.

Такое не купишь

Ольга Дергунова, глава российского Microsoft, рассказывает: "В начале 96 года, только меня назначили на должность генерального, рынок "лег". Все ждали выборов, никто не знал, что будет в стране дальше, отказались от любых технологических инвестиций. Что ни делали, никто о покупках даже не разговаривал. Мы стали искать выход. Проанализировали состояние рынка, свои плюсы и минусы. И нашли решение: надо сейчас готовить наших партнеров к тем продуктам, которые выйдут в июне. Потому что на следующий день после выборов их начнут покупать. Сыграть в "длинную" игру- это оказалось правильным решением: у нас резко выросли продажи. И вот тогда я поняла, что у нас действительно есть команда. В августе 98-го мы уже знали, что делать, когда начались скачки доллара. Наши партнеры стали увольнять самых лучших сотрудников. А мы решили их поддержать. Взяли на двухмесячные курсы, да еще тем, кто успешно сдавал экзамены, платили по 500 долларов. А когда утряслось, мы получили отлично подготовленных специалистов в компаниях-партнерах, работающих с нашими продуктами".

Чем отличается top-team от команды в расширительном понимании ("весь коллектив")?

Александр Изосимов считает, что главное отличие - "ответственность за результат бизнеса. В обсуждении проблемы и выработке решения могут участвовать и двадцать человек, и двести - в зависимости от того, какие подразделения будут задействованы в исполнении решения. А вот ответственность несет руководитель и его ближайшее окружение".

Николай Николенко (ПСК): "В команде должны быть люди, которые не боятся взять на себя ответственность за тот или иной участок. Нельзя ведь приказом по компании назначить кого-то членом команды. Чаще всего человек говорит: "Я беру на себя ответственность за такой-то участок, поработаю полтора-два года, но я его вытяну". Такие вопросы мы решаем, действительно, в узком кругу, и говорим: берешься - хорошо, давай, вперед".

Состав top-team может совпадать с номенклатурой высших должностей (заместители, директора по направлениям). Однако же никто из наших респондентов не согласился с тем, что команда - это просто собрание "замов". Тут в дело вступает психология. Семен Кукес (ТНК): "Управленческая команда - коллектив людей, объединенных общим делом, задачами, целью, духом, подходами к решению проблем и не вызывающих как минимум аллергии друг у друга. Это не исключает, впрочем, ожесточенных споров и даже конфликтов".

Рубен Варданян ("Тройка-Диалог"): "Состав команды не вполне совпадает с номенклатурой. Ведь в команду входят люди не только по принципу должностных обязанностей, но и по критерию моральных принципов и межличностной совместимости, "масти". Разумеется, вовсе не обязательно, чтобы все топ-менеджеры были одной "масти".

Евгений Берштам, первый зам. председателя правления "Альфа-банка": "При формировании команды необходимо учитывать не только профессиональные навыки и опыт людей, но и их личностные и даже психофизические качества - темперамент, коммуникабельность, способность переносить нагрузки. Все это влияет не только на работоспособность, но и на совместимость людей в команде, поскольку ее членам приходится постоянно общаться друг с другом".

В принципах подбора команд заметна разница между западным подходом и российским. Семен Кукес (ТНК): "На Западе формирование команды происходит не снизу вверх, а наоборот. Считаю это правильным". Кстати, команды, представляющие транснациональные корпорации в России, нередко интернациональны - ведь менеджеров очень часто переводят из одной страны в другую. И в зарубежных бизнес-школах специально учат работать в таких разнородных составах.

Российский же подход в том, чтобы "выращивать" нужных людей в своем коллективе. Глава "МТС" Михаил Смирнов говорит: "За большие деньги можно нанять специалиста. Команда формируется в течение длительного времени, растет вместе с компанией. Просто приобрести за деньги ее нельзя".

Василий Васин ("R-Style"): "Мы существуем 10 лет. За это время, конечно, люди уходили и приходили. Оставались те, кто обладал главным, по-моему, качеством: способностью воспринимать новое и изменяться самому. Темп жизни таков, что скорость реакции на ее изменения становится фактором успеха в бизнесе".

Тагир Яппаров, "АйТи": "Пришлый человек может стать членом команды только в том случае, если на предприятии уже сформирован костяк, который является важнейшим носителем корпоративной культуры. А если команда полностью набирается со стороны, это возможно только в сверхкризисной ситуации и означает фактически смену модели управления".

Джонсон Хагажеев, генеральный директор "Норильского никеля": "Почему я предпочитаю растить членов управленческой команды из персонала компании? Потому что мы одной крови. Возможно, я несколько консервативен. Но покупать чей-то интеллектуальный потенциал - это слишком легко и просто. Между "по любви" и "за деньги" я выбираю первое".

Центральный федеральный округ