In English

ИТ-аутсорсинг: нет причин для меланхолии

19.03.2013, Бархатова Анастасия
Издание: iBusiness.ru
Преимущества и недостатки ИТ-аутсорсинга описаны и разобраны многими авторами вдоль и поперек. Несмотря на прекрасную ориентацию в этой теме, многие ИТ-руководители все равно задаются вопросом о том, нужно ли прибегать к услугам аутсорсинговых компаний, и какую часть функционала разумно и выгодно отдавать. Дилемма действительно непростая, так как помимо оценки новых возможностей и связанных с ними затрат, важной составляющей является собственно личность ИТ-директора и стратегия управления, которой он придерживается.

Здесь хотелось бы обратить внимание на один из важных факторов, который носит личностный характер при принятии решения. Он выражается в стремлении многих руководителей замкнуть максимальное количество функций на себя и тотально контролировать всю деятельность по ИТ своей компании. Например, в некоторых компаниях в условиях проектной деятельности на временные задачи значительно расширяется штат. Также не редкость, когда штатным сотрудникам диктуется совмещение дополнительных ролей. Так создается команда по принципу «человек-оркестр». Данный подход может выражаться в том, что разработчик и пишет код, и осуществляет поддержку пользователей (1-ая, 2-ая линии) и проводит обучение и т.д., что в конечном счете вызывает у сотрудника только сопротивление по отношению к работодателю.

Конечно, у данного подхода могут быть причины и финансового характера. Но, как показывает практика, по сути, дело оказывается скорее в доверии, нежели в стремлении сэкономить. Также это не вопрос отсутствия на рынке добросовестных поставщиков ИТ-услуг. В настоящий момент достаточно много успешных компаний, имеющих большой опыт реализации крупных аутсорсинговых проектов.

На самом деле многие руководители просто психологически не готовы к тому, что придут чужие специалисты и станут учить, как работать, или тем хуже, полностью возьмут на себя часть функционала и будут ответственны за контроль и управление какой-либо области. Данные страхи имеют место быть даже, если речь о передаче на аутсорсинг таких функций, как техническая поддержка или поддержка пользователей – областей, которые не требуют высокой квалификации специалистов. Как говорится, мышь, у которой только одна нора, живет недолго (Джорж Герберт). Так и здесь: работа в рамках одного коридора ведет скорее к ограничению, нежели развитию.

Предоставляя сервис, аутсорсинговые компании ответственны не только за высокий уровень качества и обеспечение непрерывности процессов. Что является немаловажным, аутсорс-компании оказывают консалтинговые услуги по оптимизации ресурсов, предлагая новые возможности, и по оптимизации бюджета, например, такие, как вынесение некоторых служб в регионы или формирование команд поддержки пользователей из стажеров, прошедших специализированное обучение. Кстати, в лице таких специалистов компания одновременно получает эффективный и главное действенный инструмент для формирования собственного «кадрового резерва».

Следует упомянуть также и том, что передача части функционала на аутсорсинг уменьшает нагрузку на профильные ИТ-службы и способствует тем самым ориентации ключевого штатного персонала на инновационные разработки.

В заключении хотелось бы привести цитату одного древнегреческого философа: «В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху – доверие». Сегодня это понятие не высокопарные слова или некая абстракция, а навык, позволяющий принимать руководителям правильные решения.

Центральный федеральный округ