In English

А ведь думали, что с плановым хозяйством покончили

01.07.2001
Издание: Компания
А ведь думали, что с плановым хозяйством покончили и свобода всех примет радостно у входа в рыночное пространство. Не тут-то было. В этом самом рыночном пространстве не оказалось привычных указателей - кому куда идти, что, когда сколько выпускать. А может быть, просто никто ни о чем не хотел думать - ни о потребителе, ни о спросе, ни о конкурентах. Ни даже о собственном предприятии.

В который раз уже нам придется сказать, что кризис 98-го заставил российский топ-менеджмент заняться самоидентификацией: кто мы такие, что делаем, зачем и куда идем. Наши эксперты, представляющие консалтинговые компании, в один голос утверждают: именно с этого момента к ним стали поступать заказы на разработку стратегий для российских предприятий. Сначала - по капле, потом все больше и больше.

Руслан Корж, директор представительства компании А.Т.Kеагnу, говорит, что сейчас в портфеле представительства около 80% составляют заказы на работы, связанные со стратегическим развитием предприятий. Примерно такую же картину наблюдают и консультанты по подбору персонала: начиная с 1999 года им стали заказывать "стратегов".

Наш консультант Сергей Попов, преподаватель курса "Стратегический менеджмент" в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ говорит: "Стратегия - проблема для российского рынка и актуальная, и грустная. Идет сложное становление профессии "менеджер-стратег", то есть речь идет о профессиональных менеджерах, которые специализируются на разработке и реализации конкурентноспособных стратегий компаний. В современных корпорациях-лидерах такая деятельность является особой подсистемой менеджмента. Сейчас всем стало ясно, что жить, мысля только на тактическом уровне, нельзя. Но у нас очень часто стратегическое мышление подменяется прожектами. Мы мастера создавать концепции - до 2005 года, до 2010-го: как бы мы хотели развиваться. А в западном бизнесе стратегия - это системное управленческое решение, нацеленное на наращивание стратегических конкурентных преимуществ. Оно основывается на анализе рынка и внутренней среды компании, за которым следует перераспределение ресурсов, ответственности менеджеров, принципиальная переориентация всей деятельности компании".

Подтверждение слов нашего консультанта мы получили очень скоро. При подготовке этого рейтинга корреспонденты "Карьеры" обзвонили более 100 ведущих компаний в разных отраслях. В одних компаниях нам четко говорили: "У нас стратегиями занимается лично генеральный директор". В других долго раздумывали, предлагая то одного игрока, то другого. Реальных, действующих стратегов мы нашли не так много: всего тридцать два. Был даже такой характерный эпизод. Звоним на "КамАЗ", нам отвечают: "Буквально на днях приказом генерального директора введена должность директора по стратегическому развитию, сейчас ищем человека".

Железные менеджеры огненной работы

Наш консультант Сергей Попов считает, что "стратегический менеджмент - самая сложная, интеллектуальноемкая деятельность в бизнесе. Стратеги - это гранды менеджмента, это суперспециалисты". Поэтому компания поручает им искать ответ на главные вопросы: кто мы такие и куда идем.

Михаил Аршанский, зам. генерального директора по перспективному развитию Нижнетагильского металлургического комбината: "От того, какое будет выбрано направление развития, зависит будущее комбината. Ошибка в оперативном управлении может иметь ограниченные последствия. А ошибка в стратегии может повлечь невосполнимые потери, говоря языком медиков, несовместимые с жизнью предприятия".

Вадим Махов, директор по стратегическому планированию ОАО "Северсталь", подчеркивает: "Составление и утверждение стратегического плана - лишь часть моей работы. Другая, не менее важная, состоит в реализации стратегии. В дирекции по стратегическому планированию существует группа, отвечающая за анализ внешней и внутренней среды, а также за составление согласованного с другими службами стратегического плана. Кроме того, работают команды, специализирующиеся на проектах по снижению производственных затрат, всеобщему качеству управления, оптимизации отчетности и т.п. И есть еще группа стратегического контроллинга (контроль над инвестиционными проектами, мониторинг достижения целей). Всего в дирекции работают около 100 менеджеров и специалистов".

Илья Ланкевич, начальник отдела разработки маркетинговых технологий и контроля компании РОСНО: "Сегодня менеджер по вопросам стратегического управления - это, в первую очередь, технолог. Мало быть специалистом в одной какой-то сфере. Стратегическое управление требует от менеджера видения всей картины в целом и каждого ее фрагмента в отдельности". Владимир Нечипорук, директор по маркетингу компании "Русский алюминий", убежден, что "стратег должен быть железным менеджером. Ведь ему приходится управлять командой творческих людей - аналитиков и разработчиков. Задача такой команды - постоянно придумывать новые ходы. Надо энергично удивлять конкурентов, партнеров и клиентов. Это огненная, креативная работа".

А Михаил Косинов, зам. генерального директора по новым технологиям компании "Московская сотовая связь", смотрит на свою профессию философски и напоминает слова Горация: "Прежде прикиньте в уме, что могут вынести плечи".

Обратим внимание, что должности наших стратегов называются по-разному. Где - первый вице-президент, где директор, где начальник отдела; где по стратегии, где по маркетингу, где по планированию. Не суть важно. Важна их роль в компании.

Виталий Несис, директор по стратегии Ульяновского автомобильного завода: "Я предпочитаю термин "стратегическое развитие" с ударением на втором слове. Слово "стратегия" и однокоренные производные не отражают желаемого конечного результата моей работы. Равно как и слова "планирование", "управление", "менеджмент". Результатом же я считаю именно развитие предприятия, то есть созидательное изменение к лучшему".

таблица

" з
oУчастник рейтингаДолжностьКомпанияСумма баллов
1.Булыгин АлександрЗаместитель генерального директора"Русский алюминий"839,03
2.Зубченко Александрглавный специалист - заместитель начальника Управления бизнес-планированияЗАО "ЮКОС РМ" ЮКОС837,87
3.Махов Вадимдиректор по стратегическому планированию"ОАО "Северсталь"816,65
4.Мехоношин ВладимирВице-президентПепсиКоХолдинг811,97
5.Борох Павелруководитель подразделения по техническому маркетингуINTEL807,67
6.Мацоцкий Сергейстарший вице-президентIBS806,77
7.Вексельберг Викторзаместитель председателя правления"ОАО "Тюменская нефтяная компания"805,15
8.Прянишников Николайпервый вице-президент"ВымпелКом"798,18
9.Воронин ЕвгенийКостоев Гамидруководитель отдела бизнеса руководитель отдела маркетингаMicrosoft790,85
10.Нечипорук Владимирдиректор по маркетингуРусский алюминий" (Тарный дивизион. Компания "Ростар")783,43
11.Лашманов Александрдиректор"ЗАО "Форс-Холдинг"781,06
12.Кучмент Михаилруководитель маркетингаSamsung771,33
13.Тлехурай.Адамдиректор по развитию"Пивоваренная компания "Балтика"765,39
14.Тарасов Дмитрийдиректор управления стратегического планированияСбербанк685,89
15.Васадзе Леванпервый вице-президент"АФК-система"678,07
16.Ситников Дмитрийдиректор по маркетингу"БРАВО ИНТЕРНЕШНЛ"675,27
17.Дурнов Виталийдиректор по стратегическому развитию"ОАО "ГАЗ"644,64
18.Вильчик Виталийпервый вице-президент по стратегии и управлению"АвтоВАЗ"600,95
19.Джураева Ранохандиректор по маркетингу"Истлайн"579,29
20.Несис Виталийдиректор по стратегии"ОАО "УАЗ"568,63
21.Попылькова Виктория начальник подразделения по стратегическому планированию"Группа Ренессанс Страхование"557,24
22.Косинов Михаиламеститель генерального директора по новым технологиям"ОАО "Московская Сотовая Связь"549,68
23.Ушкова Александрадиректор по маркетингу"Компания "Аптеки 36,6"538,82
24.Гавриков Альбертуправляющий директорАтон538,08
25.Ланкевич Ильяначальник отдела разработки маркетинговых технологийРОСНО527,26
26.Эрлих Игорьвице-президент"Транстелеком" (КФТ)"509,50
27.Аршанский Михаилзам. генерального директора по перспективному развитию"ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат"493,29
28.Миронов Александрвице-президент по исследованиям и разработкамАйТи492,19
29.Огурцов Викторзаместитель генерального директора"АВПК "Сухой"486,25
30.Сорокина Иннаменеджер по маркетингу"Verysell"485,24
31.Николенко Николайвице-президент"ЗАО "Промышленно-страховая компания"343,62
32.Геллер Николайдиректор по развитию"ОАО "Концерн Калина"228,88


Центральный федеральный округ