01.07.2001
Издание:
Компания
А ведь думали, что с плановым хозяйством покончили и свобода всех примет радостно у входа в рыночное пространство. Не тут-то было. В этом самом рыночном пространстве не оказалось привычных указателей - кому куда идти, что, когда сколько выпускать. А может быть, просто никто ни о чем не хотел думать - ни о потребителе, ни о спросе, ни о конкурентах. Ни даже о собственном предприятии.
В который раз уже нам придется сказать, что кризис 98-го заставил российский топ-менеджмент заняться самоидентификацией: кто мы такие, что делаем, зачем и куда идем. Наши эксперты, представляющие консалтинговые компании, в один голос утверждают: именно с этого момента к ним стали поступать заказы на разработку стратегий для российских предприятий. Сначала - по капле, потом все больше и больше.
Руслан Корж, директор представительства компании А.Т.Kеагnу, говорит, что сейчас в портфеле представительства около 80% составляют заказы на работы, связанные со стратегическим развитием предприятий. Примерно такую же картину наблюдают и консультанты по подбору персонала: начиная с 1999 года им стали заказывать "стратегов".
Наш консультант Сергей Попов, преподаватель курса "Стратегический менеджмент" в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ говорит: "Стратегия - проблема для российского рынка и актуальная, и грустная. Идет сложное становление профессии "менеджер-стратег", то есть речь идет о профессиональных менеджерах, которые специализируются на разработке и реализации конкурентноспособных стратегий компаний. В современных корпорациях-лидерах такая деятельность является особой подсистемой менеджмента. Сейчас всем стало ясно, что жить, мысля только на тактическом уровне, нельзя. Но у нас очень часто стратегическое мышление подменяется прожектами. Мы мастера создавать концепции - до 2005 года, до 2010-го: как бы мы хотели развиваться. А в западном бизнесе стратегия - это системное управленческое решение, нацеленное на наращивание стратегических конкурентных преимуществ. Оно основывается на анализе рынка и внутренней среды компании, за которым следует перераспределение ресурсов, ответственности менеджеров, принципиальная переориентация всей деятельности компании".
Подтверждение слов нашего консультанта мы получили очень скоро. При подготовке этого рейтинга корреспонденты "Карьеры" обзвонили более 100 ведущих компаний в разных отраслях. В одних компаниях нам четко говорили: "У нас стратегиями занимается лично генеральный директор". В других долго раздумывали, предлагая то одного игрока, то другого. Реальных, действующих стратегов мы нашли не так много: всего тридцать два. Был даже такой характерный эпизод. Звоним на "КамАЗ", нам отвечают: "Буквально на днях приказом генерального директора введена должность директора по стратегическому развитию, сейчас ищем человека".
Железные менеджеры огненной работы
Наш консультант Сергей Попов считает, что "стратегический менеджмент - самая сложная, интеллектуальноемкая деятельность в бизнесе. Стратеги - это гранды менеджмента, это суперспециалисты". Поэтому компания поручает им искать ответ на главные вопросы: кто мы такие и куда идем.
Михаил Аршанский, зам. генерального директора по перспективному развитию Нижнетагильского металлургического комбината: "От того, какое будет выбрано направление развития, зависит будущее комбината. Ошибка в оперативном управлении может иметь ограниченные последствия. А ошибка в стратегии может повлечь невосполнимые потери, говоря языком медиков, несовместимые с жизнью предприятия".
Вадим Махов, директор по стратегическому планированию ОАО "Северсталь", подчеркивает: "Составление и утверждение стратегического плана - лишь часть моей работы. Другая, не менее важная, состоит в реализации стратегии. В дирекции по стратегическому планированию существует группа, отвечающая за анализ внешней и внутренней среды, а также за составление согласованного с другими службами стратегического плана. Кроме того, работают команды, специализирующиеся на проектах по снижению производственных затрат, всеобщему качеству управления, оптимизации отчетности и т.п. И есть еще группа стратегического контроллинга (контроль над инвестиционными проектами, мониторинг достижения целей). Всего в дирекции работают около 100 менеджеров и специалистов".
Илья Ланкевич, начальник отдела разработки маркетинговых технологий и контроля компании РОСНО: "Сегодня менеджер по вопросам стратегического управления - это, в первую очередь, технолог. Мало быть специалистом в одной какой-то сфере. Стратегическое управление требует от менеджера видения всей картины в целом и каждого ее фрагмента в отдельности". Владимир Нечипорук, директор по маркетингу компании "Русский алюминий", убежден, что "стратег должен быть железным менеджером. Ведь ему приходится управлять командой творческих людей - аналитиков и разработчиков. Задача такой команды - постоянно придумывать новые ходы. Надо энергично удивлять конкурентов, партнеров и клиентов. Это огненная, креативная работа".
А Михаил Косинов, зам. генерального директора по новым технологиям компании "Московская сотовая связь", смотрит на свою профессию философски и напоминает слова Горация: "Прежде прикиньте в уме, что могут вынести плечи".
Обратим внимание, что должности наших стратегов называются по-разному. Где - первый вице-президент, где директор, где начальник отдела; где по стратегии, где по маркетингу, где по планированию. Не суть важно. Важна их роль в компании.
Виталий Несис, директор по стратегии Ульяновского автомобильного завода: "Я предпочитаю термин "стратегическое развитие" с ударением на втором слове. Слово "стратегия" и однокоренные производные не отражают желаемого конечного результата моей работы. Равно как и слова "планирование", "управление", "менеджмент". Результатом же я считаю именно развитие предприятия, то есть созидательное изменение к лучшему".
таблица
" з
o | Участник рейтинга | Должность | Компания | Сумма баллов |
1. | Булыгин Александр | Заместитель генерального директора | "Русский алюминий" | 839,03 |
2. | Зубченко Александр | главный специалист - заместитель начальника Управления бизнес-планирования | ЗАО "ЮКОС РМ" ЮКОС | 837,87 |
3. | Махов Вадим | директор по стратегическому планированию | "ОАО "Северсталь" | 816,65 |
4. | Мехоношин Владимир | Вице-президент | ПепсиКоХолдинг | 811,97 |
5. | Борох Павел | руководитель подразделения по техническому маркетингу | INTEL | 807,67 |
6. | Мацоцкий Сергей | старший вице-президент | IBS | 806,77 |
7. | Вексельберг Виктор | заместитель председателя правления | "ОАО "Тюменская нефтяная компания" | 805,15 |
8. | Прянишников Николай | первый вице-президент | "ВымпелКом" | 798,18 |
9. | Воронин Евгений | Костоев Гамид | руководитель отдела бизнеса руководитель отдела маркетинга | Microsoft | 790,85 |
10. | Нечипорук Владимир | директор по маркетингу | Русский алюминий" (Тарный дивизион. Компания "Ростар") | 783,43 |
11. | Лашманов Александр | директор | "ЗАО "Форс-Холдинг" | 781,06 |
12. | Кучмент Михаил | руководитель маркетинга | Samsung | 771,33 |
13. | Тлехурай.Адам | директор по развитию | "Пивоваренная компания "Балтика" | 765,39 |
14. | Тарасов Дмитрий | директор управления стратегического планирования | Сбербанк | 685,89 |
15. | Васадзе Леван | первый вице-президент | "АФК-система" | 678,07 |
16. | Ситников Дмитрий | директор по маркетингу | "БРАВО ИНТЕРНЕШНЛ" | 675,27 |
17. | Дурнов Виталий | директор по стратегическому развитию | "ОАО "ГАЗ" | 644,64 |
18. | Вильчик Виталий | первый вице-президент по стратегии и управлению | "АвтоВАЗ" | 600,95 |
19. | Джураева Ранохан | директор по маркетингу | "Истлайн" | 579,29 |
20. | Несис Виталий | директор по стратегии | "ОАО "УАЗ" | 568,63 |
21. | Попылькова Виктория начальник подразделения по стратегическому планированию | "Группа Ренессанс Страхование" | 557,24 |
22. | Косинов Михаил | аместитель генерального директора по новым технологиям | "ОАО "Московская Сотовая Связь" | 549,68 |
23. | Ушкова Александра | директор по маркетингу | "Компания "Аптеки 36,6" | 538,82 |
24. | Гавриков Альберт | управляющий директор | Атон | 538,08 |
25. | Ланкевич Илья | начальник отдела разработки маркетинговых технологий | РОСНО | 527,26 |
26. | Эрлих Игорь | вице-президент | "Транстелеком" (КФТ)" | 509,50 |
27. | Аршанский Михаил | зам. генерального директора по перспективному развитию | "ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" | 493,29 |
28. | Миронов Александр | вице-президент по исследованиям и разработкам | АйТи | 492,19 |
29. | Огурцов Виктор | заместитель генерального директора | "АВПК "Сухой" | 486,25 |
30. | Сорокина Инна | менеджер по маркетингу | "Verysell" | 485,24 |
| 31. | Николенко Николай | вице-президент | "ЗАО "Промышленно-страховая компания" | 343,62 |
32. | Геллер Николай | директор по развитию | "ОАО "Концерн Калина" | 228,88 |