In English

BYOD в России: насущная необходимость или прихоть фрондирующей молодежи?

12.02.2013, Белов Исмаил
Издание: ict-online.ru
На фоне всеобщей «мобилизации» населения в быту и для развлечений кажется несколько странным, что лишь последние год-два ведутся серьезные разговоры о внедрении мобильных систем на корпоративном уровне – при этом имеется в виду именно перевод на мобильные рельсы всего ИТ-хозяйства предприятия, а не просто раздача сотовых телефонов сотрудникам. И если до сих пор мобилизация в концепции Bring Your Own Device (BYOD, дословно «принеси свое собственное устройство») ограничивалась легкими удобными ноутбуками, индустрия смотрит сегодня значительно дальше – в сторону «истинно мобильных» технологий. Об опасностях и преимуществах реализации концепции BYOD в российских условиях ICT-Online.ru расспросил ведущих экспертов ИТ-рынка, ответы которых легли в основу нового аналитического материала.

Зачем же двигаться в сторону «истинно мобильных» технологий? Не является ли эта проблема надуманной или тем паче инспирированной международными корпорациями – производителями мобильных гаджетов, желающих в придачу к частным абонентам заполучить лакомый корпоративный рынок? Нет, говорят эксперты. Корпоративная мобильность – это общемировой тренд, который при грамотном внедрении станет одним из конкурентных преимуществ организации и в обозримом будущем обеспечит дополнительный приток клиентов и денежных средств. «Корпоративная «мобилизация» – уже не дань моде и не миф, а закономерное развитие технологий, – говорит Сергей Члек, технический директор «Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ». – Корпоративный рынок перестал диктовать пользователям свои условия, и сегодня сами пользователи являются проводниками технологических новинок – в этом суть «мобилизации».

Мнение Сергея Члека развивает Петр Лилеев, руководитель практики мобильных решений компании Астерос Консалтинг. «Мобилизация» – логичный виток развития автоматизации бизнеса, когда рабочее место сотрудника выходит за рамки офиса и корпоративных сетей, предоставляя возможность работать непосредственно в месте «возникновения» бизнеса», – считает Петр Лилеев. Эксперты подчеркивают обязательный, технологически предопределенный характер предстоящих изменений. «Мобилизация является естественной потребностью бизнеса, – говорит Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности АйТи. – Игнорирование этого факта порождает никак неуправляемые и неконтролируемые «теневые ИТ», риски которых несоизмеримы с инвестициями в централизованную мобилизацию».

Тем не менее ряд экспертов согласен с тезисом о роли международных компаний – вендоров, и прежде всего Apple, в возникновении данного тренда; при этом они подчеркивают позитивную, стимулирующую роль этого влияния. «Корпоративная мобильность зародилась тогда, когда компании начали выдавать сотрудникам сотовые телефоны и по каналам сотовой связи понеслась служебная информация в идее звонков и SMS, – считает Артем Шерех, менеджер по развитию бизнеса по направлению Mobility компании SAP. – А далее сыграла свою прогрессивную роль компания Apple, повсеместное распространение продуктов которой стало катализатором процесса».

«Корпоративная мобильность – тренд, зародившийся после того, как Apple подняла планку требований пользователей к удобству ИТ-сервисов любого рода, – соглашается Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию SAPRUN Group. – И этот тренд сейчас успешно укрепляют производители планшетов и смартфонов, а также глобальные производители ПО».

Несомненно, цель будущей корпоративной мобильной системы организации – не усложнить, а упростить работу и повысить ее эффективность. Система эта будет существовать не в изоляции; она должна быть естественным образом интегрирована как в рабочий процесс, так и в существующий корпоративный ИТ-ландшафт предприятия. Хорошая новость состоит в том, что строить корпоративную мобильность на каждом отдельно взятом предприятии, коль скоро решение будет принято, придется все-таки не с нуля: в конце концов у сотрудников уже скопился изрядный арсенал мобильных устройств на руках, да и существующая, немобильная ИТ-инфраструктура большинства организаций находится отнюдь не в зачаточном состоянии. О механизмах связи вообще не стоит беспокоиться – их уже взяли на себя сотовые операторы. Но… все же эту систему придется создавать, и здесь важно не прогадать, а, согласно пословице, отмерить все семь раз.

Начать нужно, как водится, с планирования, и главный этап, предшествующий собственно проекту по «мобилизации» – выработка мобильной концепции, описывающей основополагающие принципы построения и функционирования будущей корпоративной мобильной платформы. Ввиду существенной важности понятий мобильной стратегии, мобильной концепции и мобильной платформы и во избежание терминологической путаницы мы попросили наших экспертов дать краткие определения вышеупомянутых понятий. Развернутый ответ, возможно, наиболее полно демонстрирующий точку зрения внедренца, приводит Юлия Кудрявцева.

«Мобильная платформа – масштабируемая платформа, позволяющая предоставлять надежный и безопасный доступ к корпоративным сервисам с любого мобильного устройства (личного или корпоративного), в то время как мобильная концепция описывает принципы обеспечения мобильного доступа к корпоративным сервисам, включая все необходимые аспекты, включая выбранную мобильную платформу, перечень мобильных сервисов, обеспечение безопасности, роли и полномочия, управление жизненным циклом мобильных приложений и принципы администрирования мобильных устройств», – рассуждает г-жа Кудрявцева.

Что касается разработки стратегии «мобилизации», то это дело сугубо индивидуальное для каждой оснащаемой организации, и здесь нет «коробочных решений», как их не может быть, скажем, у врача при лечении сложной болезни (поскольку каждый больной индивидуален) или у адвоката при построении тактики защиты (каждое судебное дело индивидуально). Тем не менее эксперты выделяют, с одной стороны, несколько типичных целевых рынков – кандидатов на «мобилизацию», а с другой стороны, ряд бизнес-процессов, переориентирование которых на мобильные рельсы сулит наибольший экономический эффект.

«Есть межотраслевые мобильные решения, такие как мобильная бизнес-аналитика, т.е. доступ к аналитической информации о состоянии предприятия, – делится своими наблюдениями Елена Семеновская, директор по исследовательским программам IDC. – А есть специальные – отраслевые – решения, которые уже давно используются в таких отраслях, как логистика, транспорт или розничная торговля. С точки зрения современных мобильных решений интерес представляют дистрибуция, розничная торговля, консалтинг, банки, медицина, энергетика и т.д.».

Антон Ступин, технический директор компании «Арбайт Компьютерз» считает, что «одними из наиболее перспективных кандидатов на «мобилизацию» являются компании, оказывающие профессиональные услуги, например, консалтинг. Это касается как сферы ИТ, так и смежных сфер: например, юридических услуг». В то же время, по мнению Антона Ступина, очевидно, что наиболее ощутимый эффект и быстрый возврат инвестиций возможен при «мобилизации» компаний, присутствующих на массовых рынках и использующих в своих продажах «эффект толпы» или «краудсоусинг». «Я также ожидаю резкий рост «мобилизации» предприятий, использующих так называемый «краудсорсинг» и/или активно привлекающих фрилансеров. Преимущества «мобилизации» такого бизнеса для меня очевидны ввиду широты охвата мобильными устройствами молодежи и в первую очередь студентов», – утверждает Антон Ступин, а Юлия Кудрявцева считает, что наиболее эффективно «мобилизируются» «те процессы, которые выполняются сотрудниками удаленно вне офиса: ремонты, продажи, проверки и процессы согласования любого рода. Для руководства предприятия «мобилизации» подлежат аналитические приложения».

Итак, единого рецепта на всех нет, все зависит как от области деятельности организации, так и от требований, предъявляемых к функционалу системы, и сформулированных при выработке мобильной стратегии. Кроме того, не последнюю роль играют бюджетные ограничения и специфика уже имеющегося у сотрудников парка абонентских мобильных устройств. В результате два одинаковых с виду заказа на «мобилизацию» равных по численности сотрудников и имеющимся возможностям заказчиков, один из которых является, например, банком, а другой – органом государственной власти, могут вылиться в кардинально различающиеся по срокам, стоимости и механизмам реализации проекты.

Одним из самых важных звеньев процесса подготовки к проекту, как и при любом стартапе, является анализ рисков, возникающих в процессе реализации проекта. Заказчик хочет быть уверен, что не потеряет ключевую компетенцию в результате «мобилизации», а для интегратора выполнение заказа на комплексную «мобилизацию» является высоко рискованным в связи с инвестиционным характером проекта, его низкой (или отрицательной) краткосрочной маржой и возможностью возврата инвестиций лишь в средне- и долгосрочной перспективе. Рассмотрим наиболее типичные риски, возникающие как у оснащаемого предприятия, так и на стороне организации-внедренца.

Риски, которые несет заказчик, включают риск некачественного выполнения проекта («риск обманутых ожиданий»); риск утечки конфиденциальной информации в ходе выполнения проекта; риски, связанные с потерей контроля над мобильными абонентскими устройствами, непредвиденным возрастанием затрат на связь из-за роста трафика, скрытого саботажа со стороны сотрудников и др. К рискам поставщика услуг (внедренца) относятся риски инвестиционного (потеря вложенных в проект инвестиций) и репутационного (потеря лица фирмы в случае недовольства заказчика) характеров. 

Выработка мобильной концепции – типичный продукт BI-консалтинга, и на данном этапе важно подключить к проекту грамотного партнера-консультанта, в равной степени владеющего как технологическими тонкостями процесса «мобилизации», так и разбирающегося в особенностях бизнес-процессов оснащаемого предприятия. «Задача руководства организации на этапе подготовки к проекту – не впадать в многомесячный выбор соответствующих систем, а как можно быстрее перейти к централизованному контролю и управлению парком мобильных устройств, привлекая уже существующую на рынке экспертизу», – говорит Сергей Орлик. При выборе поставщика крайне важен учет его экспертизы в области «мобилизации» и его индустриальной направленности. Важность вопроса выбора консультирующей и внедренческой организации подчеркивает и Юлия Кудрявцева. «Вопрос выбора подходящего внедренца является одним из самых важных для успеха проекта по «мобилизации» наряду с вопросами безопасности и возврата инвестиций», – утверждает г-жа Кудрявцева.

В ходе перевода систем предприятия на мобильные рельсы во весь рост встает проблема безопасности мобильных устройств, доступ с которых осуществляется с различных географических местоположений по открытым сетям сотовой связи. Также абонентские устройства, передвигающиеся вместе со своими владельцами, потенциально бесконтрольны и подвержены злоупотреблениям со стороны владельца в большей степени, нежели классические устройства. Помимо этого, возрастает риск утери/кражи абонентских устройств. Поэтому переход предприятия на мобильную систему требует коренной перестройки как политики ИТ-безопасности, так и функций системного администратора с учетом требований мобильности. По мере проведения «мобилизации» на отдел ИТ ложится множество непривычных и несвойственных ранее обязанностей.

Комментирует Антон Ступин: «На мой взгляд, основными проблемами при внедрении «мобилизации» являются резкий рост рисков, касающихся безопасности, в том числе опасность «утечки» конфиденциальных данных, а также сложность эффективного централизованного управления «зоопарком» мобильных устройств и применения на них единых политик безопасности». Эксперт подчеркивает, что точный список рисков зависит от направления деятельности организации. Например, в финансовых организациях, таких как банки, на первом месте обычно именно риски, касающиеся безопасности.

Ряд экспертов выделяют в отдельный вопрос проблему отношений «администрация – персонал». Постоянная подключенность сотрудников организации, оснащенной корпоративной мобильной платформой, – основа основ идеи корпоративной мобильности. Однако здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой, и, в отличие от ранее обсужденных, проблема эта не техническая, а социально-психологическая. Процесс «мобилизации» зачастую является весьма сложным и болезненным для сотрудников предприятия, ведь, по сути, речь идет о создании нового класса рабочих мест – нетбуков, планшетов и смартфонов, постоянно находящихся при сотруднике. Не все из них приходят в восторг от идеи постоянного «нахождения на поводке», многие тоскуют по привычной работе в офисе, и это не обязательно плохие работники – принятие или отрицание перемен зависит от психофизиологических характеристик, пола, возраста и т.п. Кроме того, в ряде случаев наличие такого «поводка» приводит к тому, что рабочий день сотрудника становится ненормированным и затягивается далеко за рамки привычного рабочего времени. Решение данной проблемы требует чутких и продуманных действий со стороны администрации предприятия.

Более подробно с аналитическим исследованием ICT-Online.ru по корпоративной мобильности можно ознакомиться в материале «BYOD: Мирная «мобилизация». В исследование вошли комментарии следующих экспертов:
Юлия Кудрявцева, SAPRUN Group;
Сергей Орлик, «АйТи»;
Елена Семеновская, IDC;
Александр Тригуба, SIMPLE;
Сергей Члек, Siemens Enterprise Communications;
Антон Ступин, «Арбайт Компьютерз»;
Петр Лилеев, «Астерос Консалтинг»;
Артем Шерех, SAP.