In English

Участники металлургического рынка в Интернете

, Дехканов Данил
Издание: iBusiness.ru
В отношении упомянутых материалов хочется добавить, что онлайновая деятельность компаний должна основываться на развитой ИТ-структуре внутри предприятия. И нужно понимать, что системы В2В -это не доска объявлений или способ передачи информации от одной компании другой, а системы, интегрированные в корпоративные ИС, позволяющие проводить реальные операции с реальными платежами и документооборотом. Web-сервер - это только верхушка айсберга. И если говорить про металлургический Интернет, то реальных В2В-систем в российской металлургии нет.

Уже ни для кого не секрет, что большинство проектов, которые ведут в Интернете крупные компании, убыточны. Причина - весьма большой отрыв от реальных бизнес-процессов. У многих Крупных металлургических проектов тот же недостаток - онлайновый бизнес не опирается на реальный (в данном случае на торговлю металлом). Поэтому пока проекты не представляют особый интерес для ИТ-компаний. Гораздо интереснее компании, которые работают в Интерне. О них, собственно, и пойдет речь.

Участники металлургического рынка в Интернете

Действительно, по сравнению с другими отраслями, металлургия имеет наиболее развитые интернет-ресурсы, количество всевозможных "торговых площадок" даже больше, чем на рынке ИТ. Причин этому несколько. Во-первых, так сложилось исторически. Примерно 12 лет тому назад для осуществления проекта автоматизации в Министерстве черной металлургии был создан кооператив "Мекомп". В те времена было принято мыслить масштабами целой отрасли. Многие вспоминают о проекте как об "истории с Olivetti", для других это пример едва ли не самого массового внедрения СУБД Oracle в СССР. Реализация проекта позволила металлургической промышленности вырваться в лидеры автоматизации, и до сих пор уровень ее остается достаточно высоким.

Во-вторых, металлургия в последние пять лет переживает интенсивное развитие. Заводы обновляют устаревшее оборудование, привлекаются значительные инвестиции в развитие металлургических проектов (чего стоит один завод по производству труб большого диаметра со станом 5 000, который называют "проектом века"), активно развиваются торговые отношения. В металлургическом сегменте Интернета больше всего именно металлоторговцев. Причин этому несколько. За счет того, что рынок металлоторговли образовался относительно недавно (с 1991 года, когда система Госснаба развалилась), среди руководителей металлоторгующих компаний очень много молодых и предприимчивых людей, психологически более близких к среде Интернета, чем металлурги "старой закалки". Кроме того, сильно сказалась конъюнктурная ситуация, возникла необходимость быстро подстроиться под рыночные потребности и принимать решения, перекраивая на ходу бизнес-процессы. В то время по всей России появилось около 2 000 фирм, занимающихся торговлей металлом. Сейчас их количество значительно сократилось, многие фирмы отсеялись после кризиса в 1998 году, другие "урвали" свои деньги и занялись другим бизнесом, но самые "основательные", остались, с хорошим знанием рынка, с богатым опытом и относительно "чистой" репутацией. Уже все производители признали необходимость присутствия на рынке компаний-посредников, между производителями и конечными потребителями. На текущий момент металлоторговцы контролируют около 30% всего рынка сбыта металла в стране.

Зачем металлургам Интернет?

Аудитория "металлургического" Интернета в России, по исследованиям проекта www.metalcom.ru, на данный момент в количественном отношении имеет следующий объем: Около 1 700 пользователей составляют ядро, ежедневно работающее в Сети от 20 минут до 2 часов. Как минимум раз в неделю, работают около 3 200 пользователей. Свыше 4 000 сотрудников в отрасли имеют электронную почту. Для многих эти цифры покажутся смешными (на сервере www.omen.ru ежедневная аудитория в десять раз превышает недельную по металлургии), но не стоит забывать о том, что эти пользователи приходят в Интернет чаще всего с единственной целью: совершить сделку. Вернее, пока они приходят для того, что бы заявить о своих возможностях или потребностях (80%, через специализированные доски объявлений), сделать конъюнктурный анализ или попросту сравнить общерыночные цены с собственными (40%, через специализированные ресурсы, например MetalTorg.ru и Mosmet.ru, представляющие собой ежедневно обновляющуюся подборку прейскурантов), получить информацию о фирмах, потенциальных клиентах или партнерах и новости по отрасли (30%, через специализированные ресурсы, Hanpимер, www.metal-info.ru). To есть их присутствие в Сети обусловлено четкими бизнес-мотивами, в отличие от пользователей развлекательных ресурсов, собирающих большую аудиторию. И если посмотреть на качественный срез аудитории, то мы получим следующие цифры: около 60% - это менеджеры и руководители сбытовых и снабженческих служб, высококвалифицированные специалисты с высшим или профессиональным образованием, 20% - руководители высшего звена, 15% - работники маркетинговых служб и рекламных отделов, 5% - остальные. Состав весьма представительный.

Оживление в области ИТ

Стабилизация рынка позволила многим компаниям заняться, наконец, оптимизацией бизнес-процессов. Если раньше, в бешеном темпе освоения новых рыночных ниш, наибольшее значение при работе с клиентом имела скорость, то теперь вперед выходят вопросы качества и оптимизации.

Многие компании в данный момент сталкиваются с тем, что пора пересматривать схему управления. Маленьких "заплаточек", локальных обходов проблемных мест и отодвигания решения проблем "на потом" уже явно недостаточно. Прибыль позволяет компаниям расширяться, открывать новые склады и закупать оборудование, принимать новых сотрудников и осваивать новые рынки. Увеличение месячного металлооборота, рост насыщенности информационных потоков сказываются на устаревших бизнес-процессах, однозначно давая понять руководителям, что пора реконструировать бизнес.

Чтобы прояснить данную ситуацию, компания Metal-corn совместно с 1МЕСО и Российской ассоциацией Металлоторговцев с 23 апреля по 23 мая с. г. провела конкурс "Лучшая ИТ-служба российской металлоторговли". Он был основан на анкете, содержащей около 40 вопросов о развитии ИТ в шести основных отделах предприятий (бухгалтерия, склад, производство, сбыт, снабжение, маркетинг). Для участия в конкурсе приглашались металлоторгующие фирмы с оборотом металла не менее 2 000 тонн в месяц (прокат черных металлов, трубы) или 100 тонн (прокат цветных металлов и нержавеющей стали), имеющие свою складскую базу и с опытом работы на рынке металлов не менее двух лет. Анкеты принимались электронной почтой, также можно было заполнить форму прямо на сервере конкурса. Всего было собрано 13 анкет.
Такое небольшое количество участников объясняется, во-первых, достаточно жесткими условиями участия (в эти условия "вписывается" около 150 российских компаний), во-вторых, информационной закрытостью предприятий, и, в-третьих, как это ни печально, недостаточной развитостью ИТ (фирмам попросту нечем хвастаться). Конечно же, на основе данных 13 компаний нельзя сделать точный анализ развития информационных технологий в металлургической отрасли, но общую картину по лучить все же можно. Кроме того, чтобы не уходить далеко от истины, были использованы исследования портала Metalcom.ru, которые проводились в конце 2000 года и охватили 260 металлургических компаний, а также исследования компании 1МЕСО относительно развития отраслевых ERP-систем.


Состояние ИТ-отделов в металлоторговле. Основные задачи

Общий уровень информатизации (соотношение количества компьютеров к количеству сотрудников) довольно высокий. Он колеблется от 1 до 2 (для металлоторговцев), т.е. почти каждый сотрудник работает за компьютером. Среднее количество компьютеров - 64,серверов - 4,сотрудников ИТ-отдела - 6.
  • Отдел сбыта - наиболее технически оснащенный отдел (в среднем 26 компьютеров на 26 сотрудников). Интеграция со складской и бухгалтерской программой, чаще всего на основе "1С", взаимодействие с клиентами через Интернет с помощью выделенной линии. Развитость отдела сбыта объясняется тем, что для металлоторговцев одна из самых актуальных задач - сбыт продукции, находящеися на складе или в пути. Работа многих компаний опирается именно на деятельность менеджеров по сбыту, собственно от их работы напрямую зависит прибыль компании, а все остальные отделы носят "обслуживающий" характер.
  • Бухгалтерия (12/12). Решения на основе "1С", наличие системы "Клиент-банк", финансовые прогнозы и планирование расходов. Бухгалтерия (или финансовый отдел) обеспечивает документальное проведение сделки (в среднем одна сделка описывается 10 документами). В разных компаниях обязанности по ведению пакета документов возлагаются на разных людей, но в большинстве случаев контролировать всю сделку, в том числе и полноту документов, обязан менеджер.
  • Отдел снабжения (8/9). Интеграция со складской и бухгалтерской программой, тесная связь с отделом сбыта, взаимодействие с поставщиками через Интернет. В функции отдела снабжения входит взаимодействие с поставщиками продукции. Он не такой большой, как два предыдущих, так как объем средней партии закупки выше, чем объем партии продажи.
  • Отдел маркетинга и рекламы (4/5). Частичная (на, уровне экспорта данных) интеграция со складской и бухгалтерской программой, анализ данных с помощью MS Excel. Отделы маркетинга и рекламы стали появляться относительно недавно, но уже достаточно развиты. Конечно же, MS Excel не самый совершенный продукт для анализа, но в руках опытного маркетолога это уже кое-что.
  • Склад (3/4). Решения на основе "1С". Интеграция со складской (офисной) программой посредством модемной связи, сеансовое обновление данных. На складах в среднем 3 компьютера и 4 человека, обеспечивающих информационное наполнение складских программ. Если склад удален от офиса, дважды в день происходит обновление данных, если же они объединены в одну сеть, актуальные данные по остаткам на складе доступны всегда.
Вот общая структура предприятий, занимающихся металлоторговлей.

Популярность решений "1С" объясняется тем, что они могут быть легко сконфигурированы под конкретные задачи пользователей.Внутренние процессы многих компаний требуют постоянной оптимизации, поэтому разработчики, внедряющие продукт, не всегда уверены, что он продержится больше, чем полгода, прежде чем руководство не решит что-либо поменять. Некоторые компании-участники рассматривали возможность внедрения западных и отечественных ERP-систем, но решили остановиться либо на собственных разработках, либо на "1С".
Задачи перед ИТ-отделами ставятся следующие:
  • обеспечение функциональности локальной сети;
  • разработка и внедрение программных продуктов (или программно-аппаратных комплексов);
  • поддержка работы всех "коммуникаций на предприятии;
  • защита информации от внешнего и нежелательного внутреннего воздействия.
Каждая такая задача подразумевает наличие подзадач, разной сложности и важности, более подробно мы их рассмотрим чуть позже. ИТ-менеджеры в среднем работают на предприятии около четырех лет. Это достаточно большой срок, учитывая общероссийскую текучесть кадров, поэтому можно сделать вывод, что работа людям нравится и у них достойная зарплата. Рассмотрим теперь более подробно состояние информационных технологий на примере трех самых лучших, по мнению жюри конкурса, компаний.

По результатам конкурса, эти компании получили среднюю оценку выше 4,2, и, по мнению экспертного жюри, заслужили более пристальное изучение (исследование на месте). Это компании "Комтех" (сортовой и листовой прокат черных металлов, трубы), "Агрисовгаз" (алюминиевые прессованные профили, конструкции) и "Ландиа-М" (реализация проката черных металлов, труб). Четверо экспертов из состава жюри посетили офисы компаний и изучили на местах состояние развития информационных технологий. А оно шло в компаниях по разному типу.

Так, в "Комтехе" деятельность отдела ИТ в первую очередь была направлена на максимальную автоматизацию бизнес-процессов и процессов информационного обмена, а также на информационно-рекламную поддержку бизнеса. Соответственно сложилась и структура отдела, обеспечивающая связь между отделами компании на аппаратном уровне. "Малочисленность отдела ИТ (5 человек) на фоне объема решаемых задач и значительная загруженность делают работу напряженной, но интересной, предполагают постоянное повышение профессионального уровня. Задачи ставятся каждый раз новые, и для каждой из них приходится искать оптимальные решения", - говорит начальник информационного отдела А.Михальченков.

Компания "Агрисовгаз" отличается тем, что сама является производителем.50% производства приходится на индивидуальные заказы, остальное - на типовые конструкции. Отсюда и несколько иная организация отдела ИТ (который состоит уже из 15 человек). Компания "Ландиа" отличается от двух других холдинговой структурой, содержащей ряд предприятий, не имеющих отношения к металлоторговле. Поэтому изначально была спроектирована модульная структура автоматизированной системы, позволяющая быстро создавать и изменять модули без крупных вмешательств в ядро программы. С самого основания компании основной упор делался на применение информационных технологий, и сейчас, почти через десять лет, решение вышло за стены холдинга и применяется в 20 других (в том числе и металлоторгующих) фирмах, что является довольно высоким показателем уровня продукта, а сам отдел ИТ выделен в отдельную фирму "Ландиа-Софт".

В компаниях с различной структурой и организацией отделов ИТ по-разному проходило внедрение ERP-систем. Иногда оно было не безболезненным. В "Комтехе" рассматривались многие КИС, в том числе российские - "Галактика", "Формоза", "RS-баланс" (R-Style), БОСС ("АйТи"); западные - SCALA, Platinum, EliteTecsysSeries. В итоге было принято решение создавать собственную систему на основе "1С:Предприятия". На сегодняшний день оно представляет собой SQL-серверную версию с единой базой данных для всего предприятия.

В "Агрисовгазе" первый опыт внедрения КИС был неудачный, в частности после восьми месяцев знакомства с SAP R/3 было принято решение отказаться от ее внедрения (ввиду того, что система не приспособлена для неформализованных процессов).* В настоящее время внедряется решение компании IBM - AS/400 в связке с решениями от "1С".

Отправная точка автоматизации - сократить время расчета проекта, которое на данный момент составляет около 24 часов. Так как один день просрочки сдачи баланса предприятию стоит 15 000 долларов, надежность системы приобретает особое значение. Одним из ключевых моментов в развитии информационных технологий на предприятии является общая компьютерная грамотность пользователей - "кадры решают все". В "Комтехе" персонал демонстрирует уровень компьютерной грамотности выше среднего. Это позволяет гораздо быстрее внедрять новые решения и сокращает количество ошибок в работе.

Информационное обеспечение компании позволяет работать с клиентами через Интернет (имеется свой виртуальный магазин). "При таких объемах торговли, как у нас, скорость бизнес-процессов имеет критическое значение, и она напрямую связана с прибылью, с тем, останется ли с нами клиент в будущем, и прочими, весьма немаловажными вещами. Трудно переоценить важность информационных технологий в нашей компании", - говорит А. Михальченков.

В "Агрисовгазе" ИТ-специалисты отмечают невысокую компьютерную грамотность (отдаленность от Москвы делает проблему кадров довольно острой), поэтому разработка ИТ-решений, основанных на написании технических заданий, происходит в несколько этапов, а внедрение почти всегда долгое и болезненное. Но поскольку необходимость усовершенствования бизнес-процессов понимают все без исключения (и в первую очередь руководство компании), процесс не стоит на месте. "Эффективное управление такой большой компанией просто немыслимо без применения информационных технологий. Основные задачи нашего отдела -это повышение управляемости, менеджмент, снижение незапланированных потерь", - говорит И. Новиков, заместитель начальника службы СВТ и АСУ ТП. Компания переходит на стандарт ISO 9001, что говорит, во-первых, о стремлении к прозрачности бизнеса, во-вторых, о том, что менеджмент становится более организованным и понятным.

В "Ландиа", по словам директора "Ландиа-Софт" Е. Есина, сейчас "практически все имеют компьютер, подключенный к общей базе данных. Весь внутренний документооборот, вся клиентская база, все управленческие функции и пр. объединены в единое информационное поле,что позволяет получить необходимую информацию максимально быстро. Основная цель - свести работу наших менеджеров на уровень принятия решения, а все остальные затраты времени и сил сократить. Компания в данный момент переходит на стандарт ISO 9001".

Успехи и препятствия

Абсолютно все участники конкурса не сомневаются в необходимости внедрения и развития информационных технологий в своих компаниях. Многие напрямую связывают свой успех с их грамотным использованием. Исследования показали, что объемы металлоборота находятся в зависимости, хотя и не в линейной, с развитостью информационных технологий.

Но не все компании имеют успешный опыт внедрения ERP-систем. Исследователи Market-Visio/EDC выделили семь основных причин этого (с точки зрения поставщиков готовых решений):
  • неготовность российских предприятий к изменениям;
  • недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика;
  • отсутствие у заказчика реальной потребности в системе;
  • возложение всей ответственности за процесс и результаты внедрения только на ИТ-отдел предприятия;
  • нечеткое формулирование заказчиком своих потребностей, размытость целей и задач проекта;
  • отсутствие поддержки внедрения системы со стороны руководства компании;
  • сокращение бюджета в ходе внедрения.
С точки зрения российских руководителей, основным препятствием для внедрения комплексных автоматизированных систем управления предприятием являются:
  • слишком большие сроки внедрения;
  • слишком большие временные затраты сотрудников предприятия в процессе внедрения;
  • непредвиденный рост затрат во время выполнения проекта;
  • нежелание исполнителя закрепить в договоре критерии успешного внедрения и свою ответственность;
  • негибкость внедряемых решений, навязывание заказчику чужих бизнес-моделей;
  • недостаточное знание исполнителями специфики деятельности российских предприятий и отсутствие опыта успешного внедрения на сходных предприятиях;
  • сосредоточенность исполнителя на технике, а пена бизнесе.
В большинстве случаев компании отказываются от дорогостоящих систем в пользу "индивидуальных подрядчиков" или возлагают разработку и внедрение на собственный отдел ИТ. Но сил собственного отдела на то, чтобы справиться со всеми задачами, хватает в единичных случаях ("Комтех" и "Ландиа"). Обслуживанием крупных комбинатов занимаются до 100 ИТ-фирм,выполняющих совершенно разные заказы: от разработки драйвера для оборудования, до поставки мэйнфреймов, однако начальников АСУ это положение совсем не устраивает. Лишь некоторые из них встали на комплексное обслуживание, остальные продолжают работать в том же "распыленном" и малоэффективном режиме. Необходим комплексный подход.

У многих компаний сейчас уже стоит вопрос не об использовании ИТ, а о том, какое решение окажется наиболее эффективным. В решении этого вопроса могут помочь компании, занимающиеся интеграционным менеджментом и консалтингом. Кроме того, почти 80% руководителей стремится к автоматизации, а как известно, автоматизация начинается с желания руководителя проводить ее у себя. Что же касается платежеспособности этих предприятий, то она очень высока.


Центральный федеральный округ