In English

АСР-2001: Проблемы и решения

11.09.2001, Павлова Лилия
Издание: ИКС
В начале июля в Орле состоялось 4-е Всероссийское совещание-семинар "Внедрение автоматизированных систем расчетов за услуги электросвязи", организованное Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, ОАО "Электросвязь" Орловской области и ФГУП ЦНТИ "Информсвязь" В работе семинара приняли участие руководители и специалисты ОАО " "Связьинвест" региональных компаний электросвязи, Отраслевых НИИ, сертификационных и научных центров, разработчики. Вопросы, поднятые на совещании, отразили основные проблемы нынешнего этапа (1999-2001 гг.) внедрения АСР в России: переход на промышленную технологию внедрения систем расчетов, завершение создания нормативной базы по функционированию АСР в электросвязи, начало внедрения операторами электросвязи централизованного принципа расчетов за услуги электросвязи в своих компаниях и подготовки к следующему этапу (после 2001 г - создание межоператорских и межрегиональных центров по расчетам за услуги электросвязи; создание условий для внедрения клиринговых расчетов в отрасли)

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ - ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Перспективам построения корпоративных информационных систем (КИС) межрегиональных компаний ОАО "Связьинвест" посвятил свое выступление заместитель генерального директора холдинга Г. А. Ромский. Поясняя термин корпоративные информационные системы, он сказал, что КИС оператора - это
  • программно-аппаратный комплекс, включающий в себя сетевую инфраструктуру, объединяющую все филиалы и подразделения оператора и обеспечивающую доступ к любой информации, размещенной в едином информационном пространстве предприятия с любого рабочего места,
  • корпоративные центры обработки данных, содержащие мощные вычислительные платформы, надежные хранилища данных и центры печати, ресурсы которых доступны с любого рабочего места,
  • базовое системное программное обеспечение (операционные системы, системы управления базами данных - ядро, обеспечивающее работоспособность прикладного программного обеспечения на конкретной конфигурации технических средств, работоспособность корпоративного центра обработки данных и такие параметры системы, как безопасность, надежность, многозадачность),
  • прикладное программное обеспечение, служащее для автоматизации конкретных бизнес-процессов (системы бухгалтерского учета, расчетов за услуги связи, технической эксплуатации, бизнес-планирования, документооборота, управления кадрами и др)
Учитывая начавшиеся процессы межрегионального объединения, "Связьинвест" сформулировал базовые принципы, которые необходимо закладывать в КИС принцип корпоративности, утверждающий приоритет корпоративных интересов над интересами отдельных предприятий, принцип единства хозяйственной модели, предполагающий, что независимо от конкретной реализации системы управления бизнес-процессами оператора ключевые параметры работы системы должны быть снабжены некоторой обязательной аналитикой, системой ключевых показателей и параметров, позволяющих консолидировать информацию на уровне межрегионального объединения и холдинга в целом, принцип единства информационного пространства, обеспечивающий возможность доступа к любой информации с любого рабочего места (соблюдение общих информационных требований и стандартов является частью этого принципа), принцип единства системы измерения, принцип одновременности и однократности ввода информации.

Как отметил докладчик, уровень автоматизации деятельности предприятий, входящих в холдинг, сегодня достаточно высок, но если характеризовать ситуацию в целом, то можно выделить негативные моменты, которые определяют направления дальнейшего развития КИС Так, для однотипных задач существуют десятки разнообразных решений (это касается и сетевой инфраструктуры, и номенклатуры применяемых программных и аппаратных средств), присутствует большое количество автономных АРМ, часто собственной разработки, не увязанных в единую систему (взаимодействие между ними осуществляется через бумажный носитель, в лучшем случае - через обмен файлами при помощи повторного ввода одних и тех же данных, это вызывает многократное увеличение трудозатрат при обработке информации, при организации сопровождения и эксплуатационного обслуживания систем, значительно снижает безопасность и повышает риск утраты важной информации). Поэтому ключевыми направлениями развития КИС "Связьинвест" считает разработку и внедрение типовых проектных решений, касающихся всех составных частей корпоративных информационных систем, а также построение единого информационного пространства как совокупности взаимодействующих информационных систем на базе единых корпоративных стандартов.

Анализ тендерных документов, поступающих на согласование в ОАО "Связьинвест", показал, что решающим фактором в выборе той или иной системы зачастую оказывается минимальная первоначальная стоимость проекта. На этой проблеме докладчик остановился особо, подчеркнув, что первоначальная стоимость - это только четверть всех затрат, которые несет предприятие, решившее внедрить данную систему. По разным оценкам, в мире лишь 5-15% всех проектов завершаются вовремя и не выходят за рамки бюджета, в то время как около 80% запаздывают или выполняются благодаря дополнительным инвестициям, а оставшиеся 15% так и остаются незавершенными. При этом наблюдается среднее превышение бюджетов проектов на 189%, а среднее превышение сроков реализации проектов - на 222%.

Для того чтобы попасть в 5% успешных проектов, необходима четкая постановка задачи, т. е. на момент начала практической работы с программными комплексами системы управления должна быть проведена работа по формализации задач, подлежащих решению в рамках проекта.

Наличие команды для внедрения системы и обученных специалистов, способных определять совокупную стоимость будущих проектов, имеет решающее значение, поскольку непонимание как общих принципов функционирования КИС, так и частных решений - основная причина неудач проектов внедрения".

В докладе было уделено внимание и таким актуальным вопросам, как необходимость сокращения номенклатуры применяемых систем управления базами данных (СУБД); потребность в создании системы корпоративных стандартов, призванных обеспечить единство методологических, организационных и технических подходов при реализации управленческих функций на предприятиях связи и в холдинге в целом.

Для выработки политики построения КИС и организации работ по формированию корпоративных стандартов в данной области в холдинге создана рабочая группа. Проводить политику предполагается через механизм межрегиональных рабочих групп, которые будут рассматривать и обсуждать предложения и документы, выработанные как в ОАО "Связьинвест", так и в региональных компаниях.

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА 

в компаниях связи "Связьинвест" назвал ключевым направлением развития КИС. А для построения единого информационного пространства необходимо создать распределенную сетевую инфраструктуру, связывающую все филиалы оператора, как в областном центре, так и в области/республике. Сегодня же только треть корпоративных сетей региональных операторов объединяет филиалы в областном/республиканском центре, а для корпоративных сетей, объединяющих филиалы в пределах области, этот показатель и того ниже. Тем не менее около десяти региональных операторов распределенную сетевую инфраструктуру уже создали. Один из удачных примеров - ОАО "Электросвязь" Орловской области.

В докладе начальника ИВСЦ ОАО "Электросвязь" Орловской области Л. А. Немухиной "АСР "ОРЕЛ-М". Новые аспекты создания единого информационного пространства для управления бизнес-процессами предприятий связи " отмечалось: "Схема организации сети в Орловской области сегодня представляет собой распределенную базу данных. В областном центре вся оперативная информация по полученным и начисленным доходам с комплексных пунктов предоставления услуг поступает на центральный сервер системы и далее в соответствующие подсистемы бухгалтерского учета, маркетинга, в финансово-экономический отдел. Эта система действует на территории не только областного центра, но и всей области. В каждом районном центре имеются районные серверы, которые представляют собой модель центрального сервера, но меньших масштабов, причем сопровождение ПО осуществляется централизованно из областного центра. Информация с районного сервера автоматически поступает на центральный сервер по закрытии месяца либо по запросу из областного центра и консолидируется в единые сводные документы. Для консолидации разработан специальный формат передаваемых данных, из которых формируются итоговые документы. Такой подход к организации обмена данными допускает использование распределенной структуры организации сети для получения оперативной информации о финансовых потоках на предприятиях со сложной структурой. Разработанный формат передаваемой информации позволяет существенно снизить затраты и время на организацию информационного взаимодействия за счет унификации обмена информацией между различными структурными подразделениями общества. Подобная организация взаимодействия между структурными подразделениями обеспечивает гибкость системы, так как при реорганизации достаточно только перенаправить потоки информации".

АСР "ОРЕЛ-М" - это один из уровней комплексной Автоматизированной системы управления бизнесом предприятия, который работает в едином информационном пространстве комплексной системы, обеспечивая взаимодействие всех ее уровней. Внедрение Автоматизированной системы управления позволило ОАО "Электросвязь" Орловской области анализировать финансовое состояние как отдельных филиалов, так и предприятия в целом; достаточно безболезненно перейти от распределенной структуры к централизованному управлению; проводить оперативный аналитический учет по счетам, получая полную картину финансового состояния общества.

Вопросы создания единого информационного пространства на предприятии связи поднимались целым рядом докладчиков и активно обсуждались участниками совещания. Сказали свое слово и разработчики. В докладе руководителя департамента проектирования АОЗТ "Атлант-Информ" А. Л. Додохова, в частности, говорилось: "Традиционные операторы - старейшие поставщики услуг связи. В настоящее время большинство компаний электросвязи представляют собой объединение многих узлов связи, в той или иной мере самостоятельно оказывающих услуги абонентам. По исторически сложившимся причинам каждый узел связи выработал свои правила и методы работы с абонентами и центральным оператором. При этом практически каждый узел связи имеет свою "кустарную" АСР, свою маркировку линейных сооружений, свое представление об отчетной документации и т. д. Все это создает немалые проблемы во взаимодействии между узлами связи, снижает управляемость со стороны компании-оператора и в итоге ведет к финансовым потерям. Способ решения такого рода проблем очевиден - это внедрение единых правил работы для всех предприятий оператора. И первым шагом на этом пути является внедрение единой АСР.

Компания "Атлант-Информ" предлагает два варианта развития АСР для оператора электросвязи. Первый - распределенные БД для каждого узла связи (каждый узел связи имеет "локальную" абонентскую БД, обрабатывает трафик со своего коммутационного оборудования, ведет взаиморасчеты с абонентами и смежными предприятиями; центр управления компанией имеет центральную БД, где хранится консолидированная информация по всем узлам связи). Второй вариант - единая БД (вся информация по всем узлам связи сосредоточена в центральной БД).
Преимущества первого варианта:
  • унификация работы всех узлов связи; контроль со стороны центра;
  • возможность использования медленных каналов связи;
  • возможность постепенного перехода на новую АСР (тестовые площадки);
  • меньшие требования по серверной платформе.
Недостатки:
  • сложность администрирования (новые версии, безопасность и т. п.);
  • низкая скорость реакции на запросы центра или абонента;
  • отсутствие в центре детальной информации в режиме реального времени по узлам связи;
  • более высокая стоимость.
Преимущества второго варианта:
  • высокая скорость реакции;
  • детальность и актуальность данных;
  • более легкая масштабируемость;
  • упрощенное администрирование.
Недостатки:
  • потребность в скоростных каналах связи;
  • более мощная и дорогая серверная платформа;
  • трудоемкость внедрения. 
Оба варианта строятся на промышленной СУБД Oracle, используют двух- и трехуровневую архитектуру, функционально позволяют каждому узлу связи легко внедрять новые услуги для абонентов, организовывать информационную поддержку".


ПРОБЛЕМАМ СЕРТИФИКАЦИИ 

АСР посвятил свое выступление начальник испытательной лаборатории "Итекон" А. Л. Овчинников. Он, в частности, отметил, что сегодня прежде всего необходимо обратить внимание на нормативную базу сертификационных испытаний АСР: действующие общие технические требования (ОТТ), типовые программы и методики испытаний не редактировались с 1998 г. "Данное обстоятельство уже само по себе должно настораживать, - сказал докладчик, - поскольку эти документы определяют требования к сложным и очень динамично изменяющимся системам, основу которых составляют программное обеспечение и информационные технологии. Опыт испытаний показал, что действующие ОТТ оставляют достаточно большой "люфт" для конкретизации основных параметров АСР, который обусловливает появление неоднозначных решений при проведении процедуры сертификации. В результате принятие решения по сертифицируемой продукции начинает зависеть от субъективных факторов испытательных лабораторий и органа по сертификации. Осталась также проблема обеспечения информационной безопасности АСР, которая в ОТТ не нашла должного отражения. Динамичное развитие бизнеса современных операторов связи обусловливает постоянное увеличение количества задач, решаемых АСР. Однако новые функциональные возможности систем расчетов (управление коммутаторами, прием платежей в режиме реального времени и др.) еще не вошли в нормативные документы. Кроме того, не отработаны организационные процедуры, позволяющие оперативно отражать в уже выданных сертификатах расширение функциональных возможностей АСР.

Основой АСР является программное обеспечение, которое по сложности и динамичности изменения не идет ни в какое сравнение с программным обеспечением других технических средств связи. К сожалению, сегодня нет эффективного механизма отслеживания изменений программного обеспечения и оценки их влияния на качественные характеристики АСР. Особенно актуальна данная проблема для систем, разработанных и эксплуатируемых самими операторами связи. Устранение перечисленных проблем позволит поднять качество сертифицируемой продукции. Однако это возможно только при учете требований всех заинтересованных сторон: Минсвязи России в лице Департамента электросвязи и Управления сертификации, испытательных лабораторий, операторов связи и производителей АСР".

С докладами на совещании выступили руководители и специалисты ОАО "Хантымансийскокртелеком", НТЦ "Комсет", ЛОНИИС, ОАО "Гипросвязь" (Самара), ОАО "Воронежсвязьинформ", ОАО "Уралсвязьинформ", Sterling Group, ЗАО "Медиател", InterSystems Corporation, НПП "Амфител", ЦНИИС, ОАО "Кировэлектросвязь", ОАО "Тулателеком", НПЦ "Инфосфера", ЗАО "Петер-Сервис", ЗАО "ФОРС-ХОЛДИНГ", фирм "Рапида", "Цефей", "АйТи", DETECON GmbH.

Центральный федеральный округ