In English

Российский рынок КИС

01.09.2001
Издание: Intelligent Enterpise
По материалам информационно-аналитического отчета "Российский рынок корпоративных информационных систем-2001" компании Market-Visio/EDC, 2001.

Формирование российского рынка ПО для управления предприятиями можно отнести к началу 90-х годов, когда в стране началась либерализация экономических отношений. Тогда же на рынке появились первые коммерческие разработки российских софтверных фирм и решения зарубежных компаний, предназначенные для комплексного управления ресурсами предприятий. Подобные системы получили общее название - корпоративные информационные системы, или КИС.

Развитие бизнеса и связанное с ним повышение уровня информатизации российских предприятий ставят перед руководством и акционерами задачу оптимального выбора корпоративной системы, адекватно автоматизирующей необходимые функции и бизнес-процессы. Часто выбор и внедрение комплексной ИС с необходимостью влечет за собой реорганизацию бизнес-процессов и системы управления на российских предприятиях. В связи с этим особую значимость для заказчиков и пользователей ИС приобретает актуальная и объективная информация о представленных на рынке комплексных корпоративных системах.

Практика внедрения корпоративных систем на российских предприятиях в течение последних десяти лет выявила ряд факторов, которые в общем случае необходимо учитывать при выборе поставщика. В первую очередь это:
  • полнота функциональных возможностей;
  • уровень реализации функциональных модулей;
  • стоимость и продолжительность внедрения;
  • влияние системы на бизнес-процессы предприятия;
  • эффективность использования системы на предприятии.
Тот факт, что современные информационные системы тесно связаны с реальным бизнесом предприятий, накладывает свой отпечаток на изучение этих факторов. Оно затрудняется тем, что часто объективные, но формальные технические и технологические характеристики систем не позволяют ответить на многие вопросы, интересующие людей, которые принимают решения в данной области. В этой связи большое значение приобретают данные экспертного, качественного характера, такие как реальный опыт внедрения той или иной системы, удовлетворенность пользователей ее функциональными блоками, их мнения об удобстве работы с системой и т. п.

ОПРОС

Статья подготовлена по материалам маркетингового исследования, проведенного компанией Market-Visio/EDC (http:// www. edc. ru) с февраля по май 2001 года. Целью исследования была оценка текущей ситуации и перспектив развития российского рынка комплексных информационных систем управления предприятием, оценка емкости этого рынка и его структуры (продукты, компании, услуги и т. п.), сравнительный анализ предлагаемых систем по оценкам пользователей, оценка удовлетворенности пользователей. В ходе исследования было опрошено 15 компаний - разработчиков и поставщиков корпоративных систем, 60 крупных и средних компаний - пользователей корпоративных систем и четверо экспертов российского рынка корпоративных систем. Данные о структуре выборки респондентов представлены на рис. 1 и 2. При выборе предприятий для участия в исследовании учитывался опыт предыдущих исследований компании Market-Visio/EDC, a также рекомендации экспертов с тем, чтобы обеспечить максимальную репрезентативность выборки.

Среди опрошенных компаний - пользователей корпоративных систем наиболее известны такие, как "Акрихин", "Аэрофлот", "Довгань", "ЛУКойл-Пермь", Магнитогорский металлургический комбинат, Микояновский мясокомбинат, "Москабельмет", Московский монетный двор, "Мосфильм", МПС, "Нижфарм", Останкинский пивоваренный завод. Пивоваренная компания "Балтика", "Святой Источник", "Фонд Сороса" и другие.
Из числа поставщиков корпоративных информационных систем в качестве респондентов выступили представительства в СНГ компаний SAP, Oracle, Frontstep и компании "Альфа-Интегратор - Баан Евразия", Columbus IT Partners, "Никос-Софт", "Парус", "АйТи", "Галактика", "Цефей", TopS, IBS и другие.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

На данный момент на рынке корпоративных информационных систем России можно выделить несколько основных тенденций. К ним относятся:
  • интеграция отечественных и зарубежных систем;
  • растущая конкуренция между российскими разработчиками КИС;
  • растущая конкуренция в сегменте средних предприятий;
  • следование общемировым тенденциям развития рынка КИС;
  • переход систем российской разработки на уровень стандарта MRP II.
В конце 90-х годов вопрос соответствия стандарту MRP II для российских КИС был достаточно актуален, так как это позволяло им конкурировать с системами западных разработчиков на уровне общепринятого стандарта. Ряд российских компаний ("Парус", "Галактика", "АйТи", "Никос-Софт") заявляли, что в течение 2-3 лет они планируют доработать свои системы до уровня, соответствующего MRP II. Однако в связи с тем, что концепция ERP сейчас утрачивает свою актуальность, соответствие зарубежным стандартам перестает давать конкурентное преимущество российским поставщикам. В конкурентной борьбе большую роль начнут играть другие характеристики, такие как возможность интеграции с зарубежными системами; удовлетворение специфических потребностей заказчика; гибкость и масштабируемость системы и т. п.
Несколько лет назад на российском рынке корпоративных ИС интеграция отечественных и западных приложений была проблемой. Сегодня многие предприятия внедряют западные корпоративные системы для решения определенных задач бизнеса, успешно интегрируя их с ранее установленными отечественными системами. Так, весной 2000 года корпорация "Парус" заявила о планах интеграции отдельных модулей системы "Парус-Корпорация" (http://www. parus. ru) с ПО Oracle Applications. Другой подход к интеграции систем можно видеть на примере компании "Никос-Софт" (http://www. nsoft. ru), которая в ближайшее время собирается представить на рынок систему "Никос-Холдинг" - продукт интеграции системы NS2000 и системы Solagem Enterprise финской компании Solagem (http://www. solagem. com).

С ростом и развитием рынка российские разработчики будут острее конкурировать в борьбе за потребителя как с местными, так и с внешними конкурентами. Если несколько лет назад в борьбе за потребителя ведущую роль играл ценовой критерий, то сейчас большинство разработчиков информационных систем делают основной упор на уровень качества системы, уровень ее поддержки, квалификацию специалистов и долговременное сотрудничество с заказчиком.

В конкурентной борьбе с внешними конкурентами будут использоваться такие преимущества, как более полная функциональность финансовых и кадровых модулей; лучшее соотношение цена/качество; возможность создания смешанных КИС, сочетающих преимущества отечественных и зарубежных систем.

Следование мировым тенденциям проявляется прежде всего в области электронной коммерции и приложений для управления взаимоотношениями с клиентами. На данный момент в большинстве систем российских разработчиков эти функции реализованы, однако по функциональным характеристикам российские приложения e-business и CRM значительно уступают западным. Кроме того, спрос на данные приложения со стороны заказчиков пока невысок.

Основные каналы продвижения как отечественных, так и зарубежных корпоративных информационных систем на российском рынке - это специализированные семинары, конференции и выставки. Поставщики также активно используют публикации в прессе и Интернете.
В целом российский рынок КИС сейчас разделен между западными и российскими КИС не по отраслевому признаку, а по величине предприятий. Большинство пользователей крупных западных КИС - это крупные отечественные предприятия нефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности, машиностроения и т. п. Из российских поставщиков лишь немногие имеют подобные контракты. На основании этого можно предположить, что в ближайшие несколько лет основная борьба развернется за предприятия среднего бизнеса. В последние годы на российский рынок вышло несколько западных разработчиков ERP-систем, ориентированных на поставку решений для предприятий среднего бизнеса. В этот же период многие российские разработчики значительно увеличили функциональный состав своих КИС, что также позволило им выйти на рынок средних компаний.

Еще одним игроком на рынке КИС для среднего бизнеса могут стать крупные западные разработчики (SAP, Oracle, Baan), уже сейчас имеющие "легкие" версии своих ERP-систем. Эти версии можно внедрить гораздо быстрее, чем исходные, а стоимость их значительно ниже.
Таким образом, на рынке компаний среднего бизнеса и сейчас, и в ближайшей перспективе конкуренция между разработчиками КИС будет наиболее остра.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что на сегодняшний день основные причины внедрения интегрированной корпоративной системы на предприятии таковы (в порядке убывания частоты упоминания их пользователями):
  1. отсутствие реальной интеграции данных;
  2. недостаточные функциональные возможности существующей информационной системы; 3) увеличение объема бизнес-операций;
  3. требования международной отчетности;
  4. потребность в аналитической обработке данных;
  5. несоответствие стандартам MRP/ERP;
  6. трудоемкая индивидуальная технология сопровождения собственной ИС.
Что касается основных причин неудач при внедрении КИС, респонденты - поставщики решений отметили следующие (в порядке убывания частоты упоминаний):
  1. неготовность компании к изменениям;
  2. недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика;
  3. отсутствие у заказчика реальной потребности в системе;
  4. внедрением занимается только собственный ИТ-отдел;
  5. размытость целей и задач проекта, нечеткая формулировка заказчиком своих потребностей;
  6. отсутствие или слабая поддержка проекта руководством компании;
  7. сокращение бюджета в ходе внедрения.
Из перечисленных причин неудачных внедрений большая часть относится к проблеме менеджмента и готовности предприятия к принципиальным изменениям не только на уровне использования информационной системы, но и на уровне организационной структуры и бизнес-процессов.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА КИС

Чтобы определить, какие факторы влияют на выбор систем на российском рынке, поставщикам и пользователям зарубежных и российских КИС было предложено оценить восемь возможных факторов выбора по пятибалльной шкале.

Как показывают результаты исследования, по мнению поставщиков, основные критерии выбора зарубежных КИС - это известность и функциональные возможности систем. Поставщики не рассматривают стоимость и требования к аппаратному обеспечению в качестве значимых факторов выбора.

При выборе корпоративной системы управления такого масштаба заказчики (обычно это крупные компании и холдинги) больше заинтересованы в эффективности оптимизации бизнес-функций и, как правило, готовы к большим затратам на лицензии и внедрение. Кроме того, сам факт внедрения корпоративной системы управления от крупного западного разработчика может увеличить рыночную стоимость и привлекательность предприятия для инвесторов.

Пользователи же считают основными параметрами при выборе российской КИС функциональные возможности, стоимость и гибкость системы. Наименее значимый фактор - требования к аппаратному обеспечению и масштабируемость.

В целом можно отметить, что мнения поставщиков и пользователей систем о значимости критериев в основном совпадают, однако интенсивность/величина оценок довольно сильно различается. Наибольший разрыв во мнениях наблюдается для таких критериев, как требования к аппаратному обеспечению и соотношение стоимость/эффективность. Поставщики систем, в отличие от пользователей, высоко оценивают данные параметры. Наиболее солидарно (с минимальным разрывом в оценках) респонденты оценили значение стоимости систем.

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Для определения отраслевых приоритетов поставщикам зарубежных КИС было предложено оценить отрасли, на которые они сейчас более всего ориентированы при продвижении своих систем.

В среднем, по мнению поставщиков, в плане внедрения зарубежных корпоративных информационных систем наиболее перспективны такие отрасли, как торговля, машиностроение, фармацевтика.

В последнее время разработчики российских КИС все чаще объявляют о выходе на рынок отраслевых версий своих программных продуктов. Отраслевые версии КИС позволяют разработчикам увеличить свое рентное преимущество за счет более специализированного подхода к автоматизации деятельности предприятий отдельных отраслей.

Компаниям-разработчикам российских систем было предложено оценить по пятибалльной шкале отрасли, на которые ориентированы разрабатываемые ими системы.

Таким образом, по мнению поставщиков, в настоящее время российские КИС главным образом ориентированы на предприятия сферы телекоммуникаций, машиностроения, фармацевтики и страхования. Менее всего они ориентированы на такие области деятельности, как банки, легкая промышленность и торговля.

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОЦЕНКА

Интегрированная оценка конкретных систем рассчитывалась на основе следующих показателей:
  • средняя оценка функциональности систем;
  • средняя оценка удовлетворенности системой и поддержкой;
  • общая оценка систем пользователями.
Полученные оценки представляют собой средний балл по сумме средних показателей. Время между принятием решения о внедрении КИС и окончанием процесса внедрения может варьироваться от 11-15 месяцев и выше для российских КИС и от 23-33 месяцев и выше для зарубежных.

Центральный федеральный округ