In English

Лесть или не лезть?

18.12.2001
Издание: Карьера
УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ, ЧТО ЛЕСТЬ ГНУСНА, ВРЕДНА, ДА ТОЛЬКО ВСЕ НЕ ВПРОК. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ВОСТОРЖЕННЫМИ КОМПЛИМЕНТАМИ НАЧАЛЬНИКУ ВЫМОЩЕНА ДОРОГА К КАРЬЕРНЫМ ВЫСОТАМ, И БОССЫ ПОСТОЯННО СЛЫШАТ: "ПОЗВОЛЬТЕ СКАЗАТЬ ВАМ ГРУБО И ПРЯМО: ВЫ - ГЕНИЙ!" КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ЛЕСТЬ ПОДЧИНЕННЫХ?

Тагир Яппаров, председатель совета директоров компании "АйТи":

1. В построении карьеры и в общении с руководством лесть вполне уместна. Неприемлема и должна жестко пресекаться лишь очень грубая и неприкрытая лесть. Но существует немало случаев, когда лесть может даже приносить определенные выгоды не только самому льстящему, но и боссу. Можно выделить три основных вида лести. На отрицательном полюсе находится лесть, цель которой - манипулирование боссом в личных интересах льстеца. Где-то посередине между хорошим и плохим находится "естественная, врожденная" лесть. В этом случае человек льстит просто потому, что придерживается в своей жизни принципов уважения и почитания руководителя как такового.

Это достаточно нейтральный и в целом безобидный вариант лести. На положительном полюсе - "конструктивная" лесть. Она помогает руководителю почувствовать дополнительную уверенность в себе, в успехе дела. Поэтому именно такая лесть, являющаяся, по сути дела, психологической поддержкой руководителя, есть лесть во благо и иногда способствует решению достаточно трудных задач.

Руководитель должен быть неплохим психологом, чтобы очень четко распознавать различные виды лести и ясно видеть, какие цели в том или ином случае преследуют его сотрудники.

Вадим Махов, директор по стратегическому планированию ОАО "Северсталь":

1. Не провоцируйте лесть. Я как-то спросил знакомого менеджера, распространена ли в его компании лесть. Он ответил, что задавал своим подчиненным такой вопрос. И его зам отрапортовал: "Что вы, в нашей фирме такого постыдного явления давно нет".

Патологических льстецов не так уж много - около 5% явных и столько же более тонких, скрытых.

Лесть - двусторонний процесс, и если одна из сторон (например, босс) не участвует в процессе, он становится бессмысленным. Будут подчиненные возносить хвалы боссу или нет, зависит от него самого.

Если подчиненные знают, что работают на долгосрочной основе, что их оценивают по реальному вкладу в успех компании, что карьеру можно сделать и без лести, неумеренно хвалить начальника будут только патологические льстецы. А их не так уж много: по моему опыту, около 5% явных и столько же более тонких, скрытых.

2. Умейте узнавать льстецов. Телефонный звонок от подчиненного: "Позвольте оторвать вас на 15 секунд". Здесь уже содержится сообщение, что ваше время драгоценно, намного важнее времени и дел собеседника.

Главное, что отличает лесть от похвалы, - лесть корыстна и неискренна.

Посмотрите, как менеджер говорит с боссом, коллегами и подчиненными. Все сразу станет ясно.

Льстецов можно разделить на две категории. Первая - "безобидные", они льстят, не преследуя никаких особых целей, просто заранее ставя себя в подчиненное положение, общаясь с кем бы то ни было. С ними все ясно, и если деловые качества патологического льстеца перевешивают моральные неудобства, которые придется испытывать, работая с ним, - никаких проблем: вы принимаете его на работу и общаетесь через фильтр собственных ощущений.

Другая категория льстецов (назовем их "сознательными" - в том смысле, что они ведают, что творят) раскрывается не сразу и использует лесть как инструмент достижения тех или иных целей.

Кстати, льстят не только подчиненные. На переговорах тоже случается слышать: если бы переговоры вели не вы, ситуация была бы лучше для нас, зато нам приятно иметь дело с сильным противником. Надо помнить - лесть фальшивая монета.

З. Если лесть раздражает, доставляет моральное неудобство, есть масса способов дать это понять и заставить исключить ее из вашего общения. "Сознательный" льстец понимает, когда его методы работают, а когда нет, и, очевидно, предпочтет не биться в стену.

На самом деле льстецы энергетически нападают на собеседника, пытаются его связать и обезоружить. Психолог бы на звал это отношением "Ребенок - взрослый": "Я, жалкая и ничтожная личность, обращаюсь к вам, солнцеподобному". Как после этого ругать за промах?

Льстецы энергетически нападают на собеседника, пытаются его связать и обезоружить.

Надо просто прерывать излияния льстеца. Это может быть шутка, даже очень острая, или предложение вернуться к фактам. То есть начать нормальный диалог двух взрослых людей.

4. Как правило, чем больше у вас денег, тем больше лести. Кроме того, ее расцвет зависит от стиля управления. Не теряйте связи с реальностью, что очень легко сделать в атмосфере всеобщего восхищения. Это особенно часто происходит с жесткими менеджерами, работающими в атмосфере, которая исключает критику и даже другие мнения. Если отсутствует обратная связь, легко возомнить себя центром вселенной.

Михаил Шишханов, президент АКБ "ВИН":

1. Дайте вашим подчиненным ясно понять, что это не лучший способ делать карьеру. Менталитет современных подчиненных и руководителей меняется. Сейчас, особенно в динамично развивающихся структурах, больше ценят профессиональные качества сотрудников, а не способность вовремя похвалить начальника.

2. Лесть приходится выслушивать, хочешь ты этого или нет.

Лесть вообще в какой-то степени стала элементом делового этикета, как разговор о погоде. Ее иногда просто не замечаешь.

Но вот лесть, преследующая какие-то корыстные цели, нужно распознавать, чтобы не стать объектом манипуляций.

Центральный федеральный округ