In English

Левша в правлении

03.10.2001, Филиппов Сергей
Издание: Компания
В российских компаниях появляются CIO-директора по информационным технологиям. В России формируется новый класс топ-менеджеров. Они занимаются управлением информационными системами. На Западе этот класс профессионалов существует уже несколько лет. Задача этих менеджеров состоит в том, чтобы информационные технологии (ИТ) не мешали, а помогали развитию бизнеса.

Потратив немалые средства на информатизацию своих предприятий, топ-менеджеры часто сталкиваются с тем, что технологии не дают обещанного эффекта. Руководителям, которые рассчитывали сэкономить на расходах, приходится выделять информационно-технологическим службам все больше денег на поддержание усложняющейся инфраструктуры. Руководители и ИТ-специалисты словно говорят на разных языках, не понимая друг друга. Не хватает какой-то мелочи, буквально одного звена в управлении компанией, чтобы "запустить машину".

Подвиньтесь!

Лет десять назад российский бизнес столкнулся со схожей проблемой. Правда, тогда проблема "гнездилась" не в кабинетах, где работают "облученные" сотрудники технического отдела, а в бухгалтерии. Российским компаниям потребовался институт финансовых директоров. Над "обычными" главным бухгалтером и главным экономистом поставили руководящего специалиста, который решал задачи нового типа.
Должность финансового директора была не просто красивой калькой с англо-американской корпоративной структуры, ее появление было вызвано насущной необходимостью. Финансовые директора пришли управлять деньгами, тогда как бухгалтеры и экономисты умели лишь учитывать деньги и - в лучшем случае - рационально их тратить. Новые люди встали вровень с главными инженерами и другими топ-менеджерами предприятий, а подчас и потеснили производственную гвардию, поскольку финансовые ресурсы приобрели не меньшее значение, чем другие материальные активы.

Теперь руководителям компаний придется подвинуться еще раз и дать место за столом совета директоров новому топ-менеджеру - Chief Information Officer (CIO). В отечественной табели о рангах его обычно называют директором по информационным технологиям. CIO и есть то самое "звено", которое способно соединить "шестеренки" бизнеса и информационных процессов. Владея ситуацией на рынке, директор по информационным технологиям может определять, что реально нужно предприятию, а что нет.

О бедном "асушнике" замолвите слово

Автоматизированные системы управления (АСУ) возникли в 60-е годы. "Сначала они выполняли функции учета, затем перешли к функциям планирования. В конце XX века бизнес-среда стремительно менялась: расширялись внешние и внутренние связи компаний, увеличивалась скорость бизнес-процессов. Требования к ИТ-системам росли, что способствовало быстрому развитию самих этих систем. В итоге информационные технологии стали сейчас главным инструментом управления, породив новые бизнес-модели", - говорит президент компании "АйТи" Тагир Яппаров.

Автоматизация на предприятии еще совсем недавно проходила по следующему сценарию. Руководитель ИТ-департамента готовил заявку на приобретение определенного количества компьютеров, серверов, кабелей, маршрутизаторов, стабилизаторов, розеток и других изделий, предназначение которых известно только специалистам. Общий список мог содержать сотни позиций. Финансовый директор, естественно, начинал его урезать: "Вот это мы можем купить сейчас, это - в следующем квартале, а это нам вообще не нужно. Выкидываем". В результате схема, которую строил ИТ-специалист, начинала "сыпаться". "Асушник" не мог объяснить финансисту, что тот не "железки" вычеркивает, а целые блоки управления. Эти два специалиста говорили на разных языках и по-разному думали.

Ныне же сама жизнь подталкивает их друг к другу. Чтобы получить сертификат ISO-9000, предприятию необходимы интегрированные системы управления. Внедрить их невозможно без равноправного участия финансистов, других функциональных подразделений и "информационщиков". Впрочем, дело не только в сертификатах, но и в том, что автоматизированное управление предприятием перестает считаться роскошью. Современные российские менеджеры все чаще относятся к ИТ как к ресурсу, способствующему повышению конкурентоспособности компаний. По словам Артема Тихонова, вице-президента группы компаний Tops, в течение многих лет занимавшихся информатизацией АвтоВАЗа по развитию бизнеса, информационные системы позволяют руководству предприятия в любой момент времени получить достоверную и оперативную сводку по заводу. Для предприятия, с конвейера которого каждые 22 секунды сходит автомобиль, это жизненно необходимо.

Если раньше заявка от дилера обрабатывалась в течение рабочей недели, то сейчас на это уходит не более получаса.

Где найти Левшу?

В этих условиях выяснилось, что ИТ-специалистов, понимающих, как развивать современные технологии с выгодой для предприятия, в России не хватает. Есть блестящие инженеры, прекрасно знающие технику. Есть специалисты, которые интегрируют информационные решения с задачами учета, планирования и контроля. А вот тех, кто умеет перестраивать существующие управленческие процессы на основе современных информационных систем, всего несколько сотен.

По словам одного из руководителей крупного российского предприятия, уже несколько раз пытавшегося внедрять различные информационные системы, он не может найти руководителя на это направление - даже на зарплату в несколько тысяч долларов. Кругозор собственных специалистов предприятия обычно не выходит за рамки АСУ и ограничен сервисными функциями. Многие годы круг их служебных обязанностей сводился к установке компьютерной техники, программного обеспечения, сетей, и они просто не в состоянии увидеть рыночных перспектив для развития предприятия.

По мнению директора департамента электронного бизнеса группы компаний TopS Business Integrator Леонида Новомлинского, внутри предприятия специалисту очень сложно вырасти до позиции директора по информационным технологиям - главным образом по психологическим причинам. Как правило, мешает негативное отношение руководства. В то же время брать человека со стороны тоже рискованно - он ведь не знает бизнес-процессов компании.

Цена пафоса - $24 млрд

В западных компаниях CIO появились в середине 90-х годов, когда руководители предприятий осознали, что отсутствие представлений об эффективности ИТ-решений приводит к дорогостоящим ошибкам. По данным консалтинговой компании KPMG, которая провела опрос руководителей высшего звена на британских предприятиях, в Соединенном Королевстве на ИТ нерационально расходуют около $24 млрд в год. Такова цена "моды" на информационные технологии только в одной европейской стране.

В России все цифры на порядок скромнее. По данным инвестиционного банка Brunswick UBS Warburg, объем ИТ-рынка в России в нынешнем году составит $3,2 млрд, а к 2003-му вырастет до $4,6 млрд. Но и у нас ошибки дорого стоят. Внедрение современных информационных систем стоит от десятков тысяч до сотен тысяч долларов.

Уберечь предприятие от ошибок и должен CIO. По словам директора по ИТ компании "Санкт-Петербург Телеком" Марины Дмитриевой, этот топ-менеджер нужен любой компании, нуждающейся во внешней и внутренней информатизации. СIO играет важнейшую роль на всех этапах развития компании: и в дни становления, и в период интенсивного развития, и в момент реорганизации. В отличие от менеджера по информатизации, который является рядовым исполнителем, CIO определяет стратегию и тактику компании.

В то же время в компании "Санкт-Петербург Телеком" ИТ-директор не входит в состав совета директоров, находясь в подчинении финансового директора.

Глава представительства Merloni в России и генеральный директор "Стинола" Андреа Сассо считает, что у них нет необходимости в таком топ-менеджере. Гораздо большее значение имеют маркетинг и финансы. Руководитель ИТ-департамента подчиняется управляющему директору, и вводить "информационщика" в высшее руководство нет нужды.

"Папики" и маршалы

Далеко не каждый ИТ-специалист "носит в своем ранце маршальский жезл". Многие ИТ-специалисты полностью погружены в решение технических проблем. Подобные аутичные специалисты плохо понимают, чем занимается предприятие, в котором они служат, и интегрировать их в бизнес-процесс бесполезно. Другие абсолютно лишены честолюбия, их не интересует продвижение по карьерной лестнице. Третьи при помощи сложных технических терминов откровенно дурят голову "папикам" (так на ИТ-сленге именуются руководители предприятий. - Прим. "К°"}, охраняя свою "делянку" от излишнего внимания руководства и преследуя при этом свои маленькие бизнес-интересы. Ни один из этих трех типажей на роль CIO не подходит.

"Формирование нового класса топ-менеджеров по информационным технологиям - явление неизбежное, но процесс этот в нашей стране будет длительным, - считает президент компании "АйТи" Тагир Яппаров. - Руководителям компаний нужно осознать, что им нужны менеджеры такого уровня. В свою очередь, и у ИТ-специалистов должны быть здоровые амбиции и желание делать карьеру. Кроме того, необходимо создать систему подготовки CIO и изменить модель взаимодействия между поставщиками ИТ-услуг и заказчиками. Все эти перемены не могут произойти быстро".

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ