In English

Госбизнес

09.10.2001
Издание: iBusiness.ru
Распоряжение Владимира Путина о том, что каждое министерство должно обзавестись собственным сайтом, начало бурных дебатов и обмена опытом заставляет поверить, что участники федеральной целевой программы "Электронная Россия" вот-вот перейдут от слов к делу.

Тем более что министр связи Леонид Рейман пообещал, что совсем скоро все вопросы с Минфином и Минэкономразвития будут согласованы и ФЦП может быть утверждена уже на момент выхода номера.

Все эти факторы говорят о том, что у министерств и ведомств наконец-то появятся и деньги, и желание потратить эти деньги на информатизацию. По крайней мере, у "самых продвинутых". Так, по оценке министра по налогам и сборам Геннадия Букаева, каждый рубль, вложенный в информационные технологии, дает около 10-12 рублей отдачи уже через полгода после их внедрения. А председатель ГТК Михаил Ванин вообще обещает вернуть 43 рубля с каждого вложенного в ИТ рубля.

Минфин, ГТК и МНС давно начали информатизацию - на деньги Всемирного банка. Общая сумма займов составила 640 млн. долларов, причем руководители министерств настаивают на эффективности дальнейших займов.

ИТ-компании тоже не сидят сложа руки. Практически все крупные фирмы заинтересованы участвовать в "Электронной России". И не только потому, что ФЦП сулитим крупные заказы и прибыль, но и потому, что это реклама в глазах западных заказчиков и еще одно доказательство успешности компаний внутри страны.

Впрочем, на сегодняшний день, за исключением флагманов правительственной информатизации - МНС и ГТК, ситуация довольно-таки печальна. Что говорить, если сайт Минэкономразвития обслуживают два человека с суммарной зарплатой 3200 рублей в месяц сайт ГИБДД существует уже целый месяц, но пока его наполнение оставляет желать много лучшего, а у некоторых ведомств нет не только собственного сайта, но и даже возможности подключиться к Интернету.

Тем не менее, директор по маркетингу компании "Город-Инфо" Сергей Щербина уже сейчас оценивает рынок госзаказов достаточно высоко: "По статистике на долю государственных заказчиков приходится 10-30% отечественного рынка ИТ. Сейчас государство повернулось в сторону Интернета и интранет-технологий, и это не может не радовать".

Таким образом, делает вывод директор по маркетингу "Город-Инфо", если даже сейчас, при низком уровне информатизации госструктур, рынок госзаказа занимает достойное место, то через пару лет после начала финансирования "Электронной России" госзаказчик может серьезно его расширить.

Этот факт не отрицают и представители других ИТ-компаний. Более того, многие из них уже имеют опыт обслуживания госзаказов и на основе этого опыта надеются на тесное сотрудничество с ведомствами в рамках "Электронной России". Подготовка к большим тендерам начинается уже сейчас, хотя деньги на "Электронную Россию" будут выделены не раньше 2002 года. И то, по плану в 2002 году должны выделить только около 2,6 млрд. рублей из 70 запланированных на всю программу. По словам Кирилла Дмитриева, заместителя генерального директора 1В5, его компания еще до разработки ФЦП "Электронная Россия" начала работу над рядом программ и проектов. "Они позволят нашим крупным клиентам, в том числе государственным органам, значительно повысить эффективность своей деятельности", - сообщил Дмитриев.

Для IBC в рамках "Электронной России" приоритетными являются следующие направления. Во-первых, создание информационных порталов, которые позволят посредством Интернета улучшить взаимодействие сотрудников различных ведомств как между собой, так и с гражданами. Во-вторых, внедрение систем интеграции приложений, которые позволят объединить ИС различных ведомств, и создание торговых площадок для повышения эффективности закупок и усиления контроля над ними. Причем IBC опирается не только на свой опыт: "В процессе разработки этих направлений мы учитываем мировой опыт, адаптируем существующие решения к российским условиям, осуществляем внедрение пилотных проектов. Ведь только часть технологий, успешно функционирующих на Западе, сможет дать реальную отдачу в России", - считает Кирилл Дмитриев.

А вот "Город-Инфо" планирует создавать интранет-систе-мы для государственных структур. По словам Сергея Щербины, происходит нормальный процесс развития рынка, когда крупные заказчики все чаще обращаются к ИТ-компаниям. "Для нашей компании, - говорит Сергей, - работа с госструктурами - это работа с крупными заказчиками со всеми вытекающими отсюда преимуществами и ответственностью".

Для некоторых компаний государство вообще является одним из основных заказчиков. Например, доля госзаказов в таких фирмах, как "Электронные офисные системы" и "АйТи", весьма велика. По словам Дмитрия Ведева, директора по маркетингу "АйТи", его компания практически с самого начала своей деятельности реализует ИТ-проекты с целым рядом ведомств и региональных органов власти. "Доля проектов для госструктур всегда была заметной в общем портфеле наших заказов. Мы считаем, что эти проекты будут востребованы, и дело даже не в "Электронной России" - внедрение ИТ является требованием времени. Без информационных технологий органы государственной власти просто не смогут выполнять возлагаемые на них исполнительной и законодательной властями задачи", - резюмирует Дмитрий Ведев. "АйТи" уже имеет в своем арсенале ряд специализированных решений для органов госуправления. Так, система автоматизации документооборота "БОСС-Референт" внедрена в центральном аппарате Министерства по налогам и сборам и в УМНС по Москве, в ряде других министерств и ведомств.

Компании, специализирующиеся на экспорте ПО, также планируют участвовать в тендерах ФЦП. Дмитрий Фишелев, менеджер по развитию бизнеса Бюро интерактивной архитектуры Шхотт., так выражает позицию компании: "Мы решили, что именно сейчас этим стоит заниматься. Во-первых, в последнее время государство стало восстанавливать свой имидж надежного партнера, исполняющего свои обязательства. Во-вторых, в российский истеблишмент пришло новое поколение людей, понимающее, зачем нужен Интернет вообще и государственным структурам в частности".

И все-таки работать с государством не только полезно. Существуют множество общеизвестных проблем в работе с государственными структурами, о которых "Инфобизнес" неоднократно писал. Но сейчас одна из этих проблем стоит наиболее остро и даже в некотором смысле тормозит информатизацию ведомств. ФАПСИ, как главный орган, контролирующий государственную информацию, не может не вмешиваться в диалог заказчика с исполнителем и вносит свои коррективы, которым не всегда легко следовать. Кирилл Дмитриев считает, что именно контролирующие органы должны вести активную политику: "Очень важную роль для успешного внедрения ряда решений играет информационная безопасность, а потому необходимо более активно развивать партнерство между индустрией ИТ и государственными органами, ответственными за обеспечение информационной безопасности". Ясно, что компании вынуждены ждать инициативы спецслужб. Тем более что методы решения этих проблем существуют, надо только работать и реально смотреть на вещи. Следует отдать должное ФАПСИ: за последние месяцы среднее количество конфиденциальных документов в ведомствах упало с 99% до 35%. То есть агентство признало, что большая часть документов не содержит конфиденциальной информации.

Можно выделить еще одну проблему "Электронной России". Возможности внедрения информационных систем в масштабе всей страны ограничены не только финансами и безопасностью, но и регламентацией взаимоотношений между ведомствами. На это накладываются масштаб инвестиций и, разумеется, уровень принятия решений. Если в регионе решение может принять губернатор или президент, то на федеральном уровне очень сложна процедура согласования решений, что, в свою очередь, связано с масштабом работы и размером бюджета такого проекта.

К работе с госзаказами в рамках ФЦП готовятся многие компании. Безусловно, выбор исполнителей будет проходить по результатам тендеров. А тендеры, инициированные государством, всегда вызывают подозрение и обвинения во всех грехах просто потому, что они государственные - на то, как они проводятся, уже не смотрят.

Вопрос распределения заказов не может не волновать компании. Причем пожелания бизнесменов достаточно сильно различаются. Кирилл Дмитриев, например, говорит о единых стандартах: "Важная деталь - это разработка единой схемы решения проблем, связанных с информатизацией. Когда мы говорим о госорганах, то имеем в виду широкую сеть ведомств, которые должны координировать обмен информацией между собой. Чем больше общего будет в информационных системах этих ведомств, тем легче им будет взаимодействовать друг с другом. Информационный обмен должен строиться на единых стандартах". С ним согласен и Дмитрий Фишелев, представитель Шхотт., входящей в группу компаний IBS: "Возможно, было бы правильно проводить тендеры централизованно из соображений их контроля. Однако в этом случае вряд ли удастся сделать это в разумные сроки и с нужной эффективностью".

А вот Дмитрий Ведев категорически против централизованного тендера: "Я думаю, что эта идея нежизнеспособна в силу предполагаемого роста внутренних согласований, общей бюрократизации процесса. В такой модели между заказчиком и исполнителем появляется дополнительное промежуточное звено - некое министерство тендеров, со всеми вытекающими последствиями. Только централизованными тендерами вопросы прозрачности и объективности выбора исполнителя проекта не решить".

В любом случае, какие бы тендеры ни проводились, неизбежны принятия спорных решений, потому как чиновники зачастую выбирают не лучшую технологию, а в какой-то степени опираются на личные отношения, имидж компании, предысторию ее взаимоотношений с госструктурами.

Как бы то ни было, в целом все позитивно оценивают сдвиги, которые происходят в российских ведомствах, и надеются на рост рынка госзаказов. Негативная оценка ФЦП встретилась только одна, в "Инфобизнесе" от 12 июня. Александр Гиглавый, научный директор Лицея информационных технологий, оценивает ФЦП так: "Она нужна чиновникам, которые превратят эту программу в маленькие и большие доходы для себя. Она является рекламной акцией нашего правительства. Рынок и подобные программы существуют в разных плоскостях".

Центральный федеральный округ