In English

В ожидании власти

03.09.2001, Генин Михаил
Издание: iBusiness.ru
Для бизнеса власть - не самый приятный собеседник.
Бюрократическая волокита, подчас невнятное законодательство, излишнее лицензирование, "беспредел" различных "органов"; все это в сознании бизнесмена сливается в единого противника - государство, Не стоит считать, что это исключительно российская специфика. Во всем мире и население, и бизнес относятся к власти достаточно настороженно, но все же в совокупности всех факторов представить подобную ситуацию в западных странах достаточно сложно. Однако жить в отрыве от государства не представляется возможным. Более того, многие умудряются не только пассивно сосуществовать, но и сотрудничать с ним. Во всем мире работа по государственным контрактам считается достижением для компании. У нас ситуация несколько иная: во-первых, остался еще осадок от советских времен, когда все работали исключительно на государство, а слово "госзаказ" шло в связке со словом "Госплан", во-вторых, за последние годы работа на государство часто на самом деле представляла собой "кормушку" и средство для отмывания средств и прочно ассоциировалась с коррупцией. Однако стоит надеяться на то, что ситуация наконец меняется к лучшему.


Чем привлекательна работа на государство?

Во-первых, надежна. Государству не пристало обманывать, и пусть даже контракты с ним не столь прибыльны, как с коммерческими структурами, зато и риск намного ниже. В России какое-то время ситуация была скорее даже прямо противоположной, работа с государством напоминала игру в казино, когда в любой момент могло выпасть "зеро" очередного "черного вторника", но теперь вероятность того, что государство может "кинуть", сходит на нет - власть предпочитает играть по-честному.

Во-вторых, престижна. Контракт с государством автоматически подразумевает, что компания, его заключившая, - одна из лучших в своем направлении, способна к выполнению очень крупных заказов, к тому же обыгравшая в открытом тендере всех конкурентов. В России к тендерам всегда относились достаточно предвзято, поскольку честность их проведения постоянно подвергалась сомнению, однако хотелось бы надеяться, что все скандалы позади, и тендеры в последнее время на самом деле являют собой честный конкурсный отбор (хотя свежая история стендером на поднятие АПЛ "Курск" с морского дна довольно подозрительна).

Но все это - общие положения. А вот - конкретные перспективы для российского ИТ-рынка: вялотекущий процесс информатизации властных структур и окологосударственных предприятий имеет все шансы в ближайшее время начать развиваться куда более стремительными темпами. А значит, увеличится и спрос со стороны государства на продукцию и услуги, которые предоставляет ИТ-рынок. Объемы госзаказа в ИТ увеличатся в разы. Почему? Да хотя бы потому, что: информатизация действительно экономически выгодна и способствует повышению эффективности работы. Сейчас в стране молодая и энергичная власть, для которой эти слова - не пустой звук; Окинавская хартия - далеко не самый важный международный акт, подписанный Путиным, к тому же ни к чему особо не обязывающий Однако упоминается хартия чаще, чем все остальные международные соглашения вместе взятые, поскольку это - символ прогрессивности, и более того - потихоньку положения хартии начинают претвориться в жизнь Практически во всех странах уже идет процесс централизованного внедрения ИТ в госструктурах, и России не хочется отставать, в связи с чем и появилась на свет новая федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010", реализация которой повлечет за собой радикальное увеличение объемов госзаказа в ИТ. Причем поскольку программа ориентирована не только на Москву, но также и на регионы, и на муниципальные образования, шанс попробовать себя в роли исполнителя госзаказа появляется у большого числа региональных компаний, раньше и не мечтавших о том, чтобы отхватить кусок государственного пирога от лидеров уровня IBS, "АйТи" или Аbbуу.

Самой этой программе (которая, как надеются авторы, будет утверждена правительством в течение текущего месяца) мы, скорее всего, еще посвятим отдельную тему номера. Сегодня же свое мнение выскажут наш эксперт Максим Отставнов и один из соавторов программы, представитель Минэкономразвития Церен Церенов.

А кроме того, в теме: мнения представителей крупных компаний, выполнявших и выполняющих государственные заказы, в статье Арама Пахчаняна, менеджера по корпоративным проектам компании Аbbуу, рассказ о том, как обстоит дело с работой ИТ-компаний на государство в США, в статье Константина Ушакова и сравнение сложившейся ситуации в Америке и в России в статье Леонида Малкова (сравнение, конечно, пока получается не в нашу пользу, но что поделать - надо учиться на чужом опыте). И напоследок - статья о попытке построить "ИТ-социализм в отдельно взятой области" - про то, как на региональном уровне, в Ярославской области, власть предприняла попытку развить ИТ и в первую очередь интернет-бизнес, обеспечив бизнесу самые что ни на есть тепличные условия. Фактически о возможности реализации чего-то подобного на федеральном уровне говорили уже довольно давно.

Об этом же разговаривал президент на встречах с лидерами российского ИТ, и тогда все были единодушны - никаких особых условий российскому рынку ИТ не надо. Об этом же говорят и все руководители компаний, опрошенные нами в рамках подготовки этой темы номера (что, впрочем, вовсе не уменьшает заслуг администрации Ярославской области - подобные инициативы на местах как раз исключительно полезны)

А что же рынку нужно от государства? Нужно, чтобы государство продолжило наводить порядок в своих собственных структурах. Нормализовало работу силовых органов, выправило нестыковки в законодательстве, разрешило проблемы излишнего лицензирования и чрезмерного налогообложения - в общем, решило проблемы, общие для всех компаний в стране, а не занималось бы отдельно облегчением жизни только ИТ компаний.

А что нужно государству от рынка? Хороших исполнительных подрядчиков, исправных налогоплательщиков Да и еще не хватает государству кадров - людей, разбирающихся в технологиях и готовых работать за небольшую зарплату. Хотя на самом деле, нежелание работать на государство отчасти вопрос психологии. Представители государства утверждают, что небольшие зарплаты можно компенсировать различными льготами. А также тем, что работа на государство дает очень ценный опыт. Человек, занимающийся ИТ в госструктуре, сразу попадает на задачи очень высокого уровня, решает очень сложные вопросы. В этом специфика государственной службы.

И если линии взаимных запросов бизнеса и государства будут пересекаться, можно будет надеяться и на дальнейший рост рынка.

Центральный федеральный округ