30.01.2002, Некрасова Елена
Издание:
CIO
Наименее эффективный во всех отношениях путь — попытка директивным копировать чужой опыт. Пусть опыт во многом успешный. В структуре американской экономики со всеми ее особенностями CIO (chief information officer) — уже вполне сложившийся класс управляющих, зачастую оказывающих определяющее влияние на процесс принятия стратегических решений. Но мы живем в другой стране, и у большинства российских предприятий иные проблемы. Довольно часто приходится слышать от поставщиков ИТ-решений: как только в структуре управления российских компаний появятся высокопоставленные менеджеры, отвечающие за развитие информационных технологий, ситуация изменится кардинальным образом. Но только ли в этом дело? В рамках первого «Клуба » мы предложили предельно жесткую постановку вопроса: «Когда в России CIO превратятся в отдельную, влиятельную профессиональную группу топ-менеджеров, какие условия для этого необходимы и что ограничивает процесс?» Ответы участников обсуждения оказались порой диаметрально противоположными,..
Александр Тарасевич, директор по маркетингу компании «ЭпикРуо
Это произойдет только тогда, когда все руководство компаний будет компьютеризировано не только формально («компьютер на столе»), но и функционально. Когда рабочий день почти каждого генерального директора и президента будет начинаться с ознакомления с отчетами, полученными из ERP-систем предприятия. Тогда перестанет быть заведующим складом дорогостоящего модного хлама и ремонтных мастерских к нему. Вместо этого придет осознание его ответственности за потоки самого ценного ресурса компании — информации. На следующем этапе может возникнуть новая функция информационного директора — проектная: конструирование системы информационных потоков компании. Что будет означать не только решение логистических задач, но и корректировку используемого репертуара текущих и аналитических документов, создание и внедрение новых приемов сворачива-ния и архивирования информации. Необходимым условием реализации этого сценария является появление на должностях информационных директоров людей, сочетающих знания и навыки в области информационных технологий, менеджмента, логистики, так называемой «гуманитарной информатики» и документоведения.
Илья Кириенко, директор по информационным технологиям АО «Иркут-скэнерго»
CIO как профессия еще не появилась в России: никто точно не знает, кто такой «CIO» и чем он отличается от начальника О АСУ. Соответственно, увидев более или менее правдоподобного CIO, генеральные директора (или собственники) предприятия не воспринимают его как явление целостное,устоявшееся и адекватное конкретным целям. Увидев же человека, который пытается выдать себя за CIO, но таковым не является (а таких большинство на сегодняшний день), руководители предприятий решают на примере такого индивида, что CIO — это старое «барахло» (начальник ОАСУ) в новом фантике (за что придется платить не 9000 рублей, как раньше начальнику ОАСУ, а 2000— 3000 долларов, к примеру). На этом «промоушн» CIO (как потенциального трудового ресурса на рынке труда) заканчивается. Никто не понимает, как превратить менеджера (пусть даже «суперменеджера») в хотя бы среднего по уровню CIO. Программ подготовки и обучения нет, единой точки зрения на построение (методологию, технологию) информационных систем — тоже. Каждый что-то «лепит» из себя и других, в лучшем случае по образу и подобию чего-либо, однажды поразившего до глубины души. Для обеспечения формирования CIO как класса профессиональных топ-менеджеров количество людей, претендующих на звание CIO, должно обеспечивать конкуренцию на этом достаточно узком сегменте рынка труда, после чего основным параметром конкурентоспособности должен стать профессионализм. Возросший спрос на ИТ должен со временем быть сбалансирован с качеством подготовки CIO, и в первую очередь в этом должны быть заинтересованы поставщики товаров и услуг на рынке ИТ. Не будет CIO, следовательно, практическое применение ИТ на предприятиях всегда будет плестись в хвосте прогресса и, соответственно, не будет нормального спроса на рынке ИТ.
Александр Парахневич, начальник департамента ИТ ОАО АК «Транснефтепродукт»
Это надуманный вопрос. Значение CIO определяется самим видом деятельности компании. Если компания занимается, например, всего одним видом автомобильных перевозок, странно видеть в вице-президентах CIO. Такой компании вполне достаточно «офисных» приложений, и CIO будет в ней «завхозом» компьютерного парка. Это нормально, поскольку адекватно ситуации. Если же в компании бизнес сильно диверсифицирован, работает много филиалов и дочерних подразделений, эксплуатируется промышленная автоматика и т. д., то при всем желании CIO остаться «завхозом» у него это не получится. С чего вы решили, что CIO — это класс? Да еще и профессионалов? Это чиновники, номенклатура! Профессия должна быть кем-то востребована. А какому министерству, ведомству нужна профессия под шифром CIO? Какой вид обучения обеспечит этих профессионалов? CIO — это составная часть социокультурного феномена, следовательно, не зависит от воли/неволи субъекта, даже персоны, даже издательского дома «Компьютерра»!
Константин Еремин, коммерческий директор группы компаний ЧЕРУС
Я полагаю, что обсуждать такую возможность в отрыве от рассматриваемого рынка нельзя. Так, говоря о банках (наиболее известный мне рынок) можно сказать, что это время не за горами, и, более того, в крупных банковских структурах уже на сегодня директор ИТ-службы является влиятельной персоной, входящей в состав руководства. В промышленности же ситуация иная и развивается достаточно медленно. CIO на промышленном предприятии еще долго будет занимать подчиненное положение в иерархии управления. Основными факторами, мешающими этому процессу, сегодня являются:
— невысокий уровень востребованное™ информационных технологий в широком спектре областей бизнеса;
— разобщенность служб управления предприятием (финансы — отдельно, производство — отдельно, ИТ — отдельно, службы поддержки инженерных систем — тоже отдельно), слабая тенденция по сближению управления этими службами. Нет комплексного подхода к решению проблем информатизации и понимания влияния этих проблем на работу всего предприятия; — дешевые ресурсы — как человеческие, так и технологические (электричество, тепло, газ и т. д.), что позволяет решать задачи другими методами (без внедрения информационных технологий);
• Пока что «CIO» для руководителей многих российских предприятий — всего лишь аббревиатура. Впрочем, десять лет назад слова «менеджер», «системный администратор» и «логистик» — звучали так же непривычно.
— недостаточный уровень образования в области ИТ как руководителей предприятия, так и руководителей ИТ.
Дмитрий Злотов, директор по маркетингу группы компаний «ЛАНИТ»
Главной причиной того, что CIO в России до сих пор не выделились в отдельный класс профессионалов, является, на мой взгляд, отсутствие вос-требованности информационных технологий, а следовательно, такого рода специалистов на российском рынке. Рынок в России, в отличие от западного, еще не сложился, нет четкой структуризации внутри компаний. Поэтому нет и потребности в CIO; его функции «размыты» и выполняются руководителями отдельных структурных подразделений. Это ни хорошо, ни плохо, это — реалии сегодняшнего дня. По мере того, как рынок будет развиваться и стабилизироваться, приближаясь к западной модели, появится необходимость в CIO западного уровня — с высоким уровнем профессионализма. Тогда начнет складываться сообщество CIO и возникнет, собственно, такая профессия. На сегодняшний день наличие или отсутствие CIO и ИТ-структуры в рамках отдельного предприятия или компании — это вопрос приоритетов. Если руководство считает, что создание системы информационных потоков
• В США, Европе и бурно развивающихся азиатских странах давно
сформировались профессиональные сообществ CIO. Нам же еще только предстоит пройти этот путь.
компании преждевременно и не входит в круг первоочередных задач — значит, рынок пока не ставит компанию перед необходимостью ее создания. Не надо торопить события. Лучше подождать, пока ситуация «созреет».
Александр Останков, руководитель интернет-проекта Новолипецкого металлургического комбината
На сегодняшний день формированию CIO как самостоятельной группы топ-менеджеров мешают:
— компьютерная безграмотность руководства. Многие просто боятся компьютеров;
— отсутствие в основных базовых отраслях экономики осознанных потребностей в применении ИТ. Работают по старинке и гордятся этим;
— большое количество шарлатанов в отрасли ИТ при пренебрежимо малом количестве полезных отечественных разработок;
— явная победа продавцов над разработчиками. Первые ничего сами не делают, как правило, только продают готовые импортные решения, причем зачастую внедряя их вместо имеющихся «доморощенных» разработок. Импортные системы помогают основному бизнесу, но зато имеют ощутимый денежный эффект;
— полное непонимание специфики труда ИТ-специалиста со стороны топ-менеджмента. Сегодняшний программист в большинстве случаев воспринимается как некий ремесленник, которого приходится держать по досадной необходимости. Его действительные достижения «не видны» (как правило, лавры, выращенные трудом программиста, достаются тем, кто пользуется результатами его труда), зато при любом сбое в информационной системе он оказывается первым в очереди виноватых. Лучшая стратегия для ИТ-специалиста в таких условиях — ничего не менять и уж тем более не вносить никаких усовершенствований, особенно кардинального свойства;
— отсутствие реального ИТ-менеджмента как области деятельности;
— отсутствие систематического фундаментального образования ИТ-спе-циалистов. Тот богатый выбор фирменных курсов, который существует сейчас, никоим образом не способствует формированию базы фундаментальных знаний, без которых специальные навыки могут восприниматься только лишь на «уровне обезьяны». Да, безусловно, отдельные личности способны по книгам (кстати, приличной литературы по-прежнему мало) и на собственном опыте выработать такую базу, однако это вовсе не поощряется. Ибо руководить «ученой обезьяной» проще, чем мириться с человеком, имеющим свое мнение.
Александр Паутина, начальник ИТ-группы компании East Line
Любая бизнес-система, будь то производственное или коммерческое предприятие, нацелена на получение прибыли. Соответственно, важен баланс между затратами на внедрение той или иной системы и прибылью, которую она принесет. Трудно, а чаще всего невозможно напрямую просчитать прибыль от внедрения, например, ERP-системы. А затраты на ее внедрение колоссальны. Да, скорость получения информации руководителем, ее достоверность и полнота часто имеют большое значение. Но когда руководитель думает, сколько ему будет стоить система информации, он приходит к выводу: «Черт с ней, я и так проживу. Ведь обходился же до сих пор!» Тем более, что у каждого руководителя есть штат управляющих среднего звена, которые собирают, анализируют и доводят до него необходимую информацию. Кроме того, все транзакции с партнерами по бизнесу так или иначе фиксируются на бумаге, электронный документооборот с юридической точки зрения у нас еще только делает первые шаги. Поэтому у большинства компаний и предприятий просто нет необходимости во внедрении комплексных информационных систем, всё ограничивается автоматизацией отдельных структурных подразделений и созданием общей офисной ИТ-инфраструктуры. Следовательно, нет пока и необходимости в CIO. По крайней мере, в «западном» понимании.
Инна Плотникова, президент компании Diamond Communications
Кто владеет информацией — тот правит миром. Поэтому директор информационной службы предприятия — CIO — чрезвычайно влиятельный и полезный сотрудник, но одновременно чрезвычайно опасная фигура. Для того, чтобы CIO действительно занял присущее ему место среди топ-менеджеров корпорации, необходимы:
— прозрачность бизнеса компании;
— высокий уровень культуры управления компанией;
— достаточно развитый уровень управленческих информационных структур самой компании (например, на уровне ERP);
— принятие целого ряда законов об информационной безопасности предприятий, которые оградят руководство и собственников компаний от информационного шантажа своих сотрудников (особенно бывших) и запретят сотрудникам использовать полученную информацию в корыстных и иных целях. Все это только необходимые условия, но отнюдь не достаточные. Возрастание роли CIO в принятии стратегических решений и их осуществлении начнется только тогда, когда такое участие приведет к заметному коммерческому эффекту.
Юрий Абрамов, начальник отдела внедрения ПО компании AviComp Services AG
Необходимым условием превращения директоров ИТ-служб российских предприятий в отдельную влиятельную профессиональную группу топ-менеджеров является безусловное понимание высшим руководством того, что информационные технологии играют не только обслуживают бизнес, но и способны продвинуть его вперед. Отражением этого понимания должна стать ясная стратегия развития бизнеса, пронизанная концепцией информатизации предприятия, а также статус директора ИТ-службы на уровне высшего руководства. Другим необходимым условием является совмещение современными директорами ИТ-служб высокого уровня профессиональной подготовки в области ИТ и бизнес-образования, что обеспечивало бы их равноправное участие на уровне руководства в принятии решений. К сожалению, сегодня эти условия не выполняются, а роль ИТ-службы предприятий, как бы она ни называлась
— группа, служба, отдел, управление, департамент
— подчиненная. И значение, которое придает руководство предприятия ИТ-службе, заведомо ниже других бизнес-подразделений. А в случае пересмотра бюджета предприятия первыми «урезаются» именно те статьи расходов, которые ориентированы на развитие информационных технологи и.
Александр Миронов, вице-президент по исследованиям и разработкам компании «АйТи»
Появление в России нового класса управленцев — директоров по информационным технологиям — сегодня можно уже считать процессом закономерным и неизбежным. Тому есть одно простое объяснение — слишком большими издержками оборачиваются нынче для предприятий игнорирование информационных технологий и ошибки в сфере ИТ, чтобы по-прежнему за эту область отвечал не подготовленный управленец стратегического уровня, а простой технолог. И чем раньше руководство компании осознает эту истину, тем быстрее появляется шанс получить конкурентные преимущества и тем больше вероятность надолго оторваться от своих «соседей по бизнесу». Так что появление новой массовой формации топ-менеджеров в сфере ИТ — это вопрос нескольких ближайших лет.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что многим предприятиям эта ступень развития не дается легко, и тому есть ряд причин. Прежде всего преодоление инерции недоверия к появлению в составе топ-менеджмента компании «нового лица» — CIO. Однако если этого не случится, руководителю волей-неволей придется либо самому брать на себя ответственность по решению сложных ИТ-задач, либо делегировать эти полномочия кому-нибудь «более привычному», например — финансовому директору (кстати, на ряде предприятий сегодня так и поступают). Очевиден и дефицит специалистов подобного уровня, обладающих достаточным для CIO уровнем компетентности. Возможно, ситуация в корне изменится с появлением в России специальной программы подготовки менеджеров высшего звена в области информационных технологи и. Кстати говоря, такая программа была разработана совместными усилиями двух самых сильных отечественных школ подготовки кадров: Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Академии «АйТи». Так что шанс добиться взаимопонимания у всех сторон, вовлеченных в процесс формирования CIO как класса топ-менеджмента, существует. А значит, есть надежда в скором времени увидеть и результат.