In English

Управляемые цепочки

22.01.2002, Рамзаев Михаил
Издание: CIO
Цепочку поставок можно определить как взаимодействие контрагентов, между которыми перераспределяется товар, или как сам процесс передачи товара от одного участника делового процесса к другому, Вследствие того, что системы класса SCM (supply chain managment) в чрезмерно популярны в кругах ИТ-специалистов и, чего скры­вать, журналистов, в России уже успело сформироваться почти единое мнение относительно самого определения SCM. Но если на уровне общих трактовок и дефиниций содержательных конфликтов не возникает, то по углубления в детали число версий экспоненциально растет. Например, довольно многие специалисты считают системы такого класса всего лишь составной частью (на уровне логистики) ИТ-решений, задача которых — планирование корпоративных ресурсов (ERR enterprise resource planning).

Иногда SCM определя­ют как совокупность методов повышения эффективности взаимодей­ствия с поставщиками или дистрибьюторами. Но в лю­бом случае и вне зависимос­ти от трактовок термин SCM возникает там и тогда, где и когда происходит переме­щение товара. И не важно, закупает ли компания сырье или отгружает готовую про­дукцию. Используя мягкий и универсальный подход можно отнести к системам класса SCM все решения, которые способствуют выработке стратегии, координации планирования и управления в сфере снабжения, произ­водства, складирования и доставки товаров.

В свою очередь, совре­менное учение о видах ИТ-решений со всей определен­ностью относит системы SCM (так же как CRM и, с оговорками, ERP) к классу В2В и одновременно — к семейству корпоративных приложений, предназначен­ных для повышения эффек­тивности внутренних биз­нес-процессов.

Активно дискутируется и вопрос о том, в каких отно­шениях находятся SCM и эле­ктронные торговые площад­ки. Но если такая площадка используется конкретной компанией, например, для ор­ганизации снабжения произ­водства, почему бы не счи­тать такое решение системой снабжения? Впрочем, гораз­до важнее для российских предприятий другой вопрос — о взаимоотношениях меж­ду системами SCM и ERP. В чем их принципиальное от­личие? Как они дополняют друг друга?

На содержательном уро­вне основное отличие — в тех знаниях о внешней сре­де, которые накапливает система SCM (спрос на про­дукцию, предложение сы­рья), и в возможности оперировать в этой среде с ис­пользованием ИТ. Полно­ценная система такого рода должна обрабатывать, ана­лизировать и прогнозиро­вать переменные внешней среды, а в результате пре­доставлять возможность адекватно планировать производство и необходи­мые закупки.

Наконец, SCM со всем ос­нованием следует относить к новейшим технологиям уп­равления, описываемых комплексом стандартов и рекомендаций CSRP (cus­tomer synchronized resource planning) и предполагаю­щим наличие в системе воз­можностей управления внешними (по отношению к предприятию) элементами производственной цепочки. Задача ERP же, как и прежде — повышение эффективнос­ти функционирования замк­нутой производственной среды.


Черные ящики SCM

Чтобы как можно точнее определить возможности SCM, остановимся на укруп­ненных задачах, которые должны решаться с приме­нением этой технологии. За­дачи здесь — операционные и тактические.

Операционные задачи прямо связаны с текущей де­ятельностью предприятия.

Закупки и снабжение производства. Для ведения бизнеса большинству пред­приятий постоянно требуют­ся различные материалы и ресурсы, используемые не­посредственно в процессе производства и опосредо­ванно — для организации основной деятельности, на­чиная с канцелярских това­ров и заканчивая оргтехни­кой. На этом поле система

SCM должна решать задачи взаимодействия с постав­щиками: их поиск, оформ­ление заказов, взаиморас­четы и т. п. Причем эти зада­чи могут решаться при по­мощи специальных АСУ снабжения (e-procurement) и электронных торговых площадок: чаще всего на стороне закупщика устанав­ливается специальное про­граммное обеспечение, поз­воляющее подключаться к площадке и формировать заказы (иногда достаточно стандартного web-обозре­вателя). Аналогичную схему применяют продавцы — они публикуют свои предложе­ния, а также ведут перегово­ры с покупателями в рамках установленных правил. Как правило, снабженческие электронные площадки строятся по отраслевому («вертикальному») принци­пу. Впрочем, не редкость и многоотраслевые площад­ки. Показательный пример здесь — отечественная тор­говая площадка Faktura.ru: на базе стандартных реше­ний и технологий любая компания может создать здесь свою частную, закры­тую торговую площадку.

Очевидно, что настоя­щая, а не «игрушечная» сис­тема SCM должна предо­ставлять достаточно мощ­ный аналитический мо­дуль, который позволял бы закупщику определять фак­тические потребности — что и в каких объемах следует закупать для обеспечения производственного процес­са. Такие выводы в идеаль­ном случае делаются на основе прогноза уровня спроса на готовую продукцию (ин­теграция с CRM) и информа­ции о загруженности произ­водственных мощностей (интеграция с ERP). Основы­ваясь на таких данных, сис­тема SCM обеспечивает осу­ществление закупок при ми­нимуме административного участия со стороны менед­жера.

Управление складами. Здесь полноценная система SCM позволяет накапливать и отражать данные о разме­щении товара на каждом складе, фактически контро­лировать все складские про­цессы: ожидание приемки, подготовку склада, а в про­цессе хранения помогает учитывать особенности как самого склада, так и харак­теристики товара. Наконец, идеале возможна интегра­ция модулей, позволяющих информировать каждого ра­ботника склада о его задачах (возможно, с применением радиоканала передачи дан­ных и КПК или других мо­бильных терминалов).

Управление логисти­кой, оптимизация транс­портных операций. Эта стандартная подсистема SCM позволяет рассчиты­вать стоимость перевозки различным транспортом, аг­регирует таможенные затра­ты и данные о погрузочно-разгрузочных работах, от­слеживает сроки перевозок. Одна из задач системы — мгновенно выдать менед­жеру по запросу, например, информацию о том, где на­ходится товар и каковы сро­ки его доставки.

Сбыт, работа с дистри­бьюторами. Здесь в соста­ве комплекса SCM могут так же, как и в случае с органи­зацией снабжения, исполь­зоваться специальные элек­тронные торговые площад­ки для работы с дистрибью­торами, где размещаются заказы и происходят взаи­морасчеты. Кроме того, сис­тема может обеспечивать индивидуальный контроль за деятельностью каждого дистрибьютора, а также мо­ниторинг его прибыльности и надежности. С другой сто­роны, и сами дистрибьюто­ры могут использовать та­кого рода системы. В каче­стве характерного примера можно привести центр элек­тронного бизнеса «Ди-лайн», основным направле­нием деятельности которо­го является дистрибуция компьютерного оборудова­ния при помощи торговой площадки www.dealine.ru.

Понятно, что при интег­рации всех этих подсистем достигается синергетический эффект. И именно в этом случае систему SCM можно назвать полноценной и мак­симально эффективной. Ко всему прочему, в SCM дол­жен присутствовать модуль, позволяющий собирать, об­рабатывать и анализировать всю информацию, относя­щуюся к движению товара по всей цепочке поставок — от поставщиков до конечно­го потребителя. Здесь долж­ны отражаться реквизиты товара, время его прохожде­ния между субъектами, за­траты на перемещение, складирование и пр.

Тактические вопросы оп­ределяют относительно гло­бальные позиции по произ­водству и поставкам.

Логистика и определение местонахождения звеньев цепочки поставок.

Подсистема позволяет выра­ботать транспортные марш­руты и планировать террито­риальное расположение са­мого производственного це­ха, складских помещений для сырья и материалов, а также для готовой продук­ции. Для этого обычно ис­пользуется специальный ге­оинформационный пакет. Соответственно, решения будут приниматься с учетом местонахождения рынка сбыта и рынка закупок, а также затрат на логистику.

Система SCM может по­мочь определить оптималь­ный объем выпуска продук­ции, а также поддерживать процесс принятия соответст­вующих тактических реше­ний о производственных мощностях и расширении производства, основываясь на данных о спросе на про­дукцию и предложении от поставщиков. Естественно, тогда система должна и оп­ределять структуру запасов сырья и готовой продукции для уменьшения операцион­ных издержек, учитывая поддержку бесперебойного производства и отгрузку го­тового товара. Здесь система реализует уже довольно древнюю, но, кажется, вечно современную стратегию ЛТ (just in time — точно вовре­мя).

Системы SCM могут ока­заться полезными при раз­работке маркетологами це­новой политики, «оценивая» себестоимость продукции. Поскольку полномасштаб­ная система SCM покрывает весь процесс преобразова­ния сырья и материалов в конечный продукт, фактиче­ски возникает возможность оценки добавленной стоимости, которая была создана в ходе производства, а также разделения прямых и кос­венных затрат.

В конечном итоге целью внедрения систем класса SCM является, вне всякого сомнения, не мода, а повы­шение прибыльности компа­нии путем улучшения конку­рентоспособности или, как принято говорить в рамках стратегического управления, стержневой компетентности.

Достигается это двумя пу­тями. Прежде всего, система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании. С другой стороны, появляется возможность значительно снизить затраты на логисти­ку и закупки. В общей стои­мости товара такие затраты (разумеется, все зависит от отрасли) обычно лежат в пределах 10—15%.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Формирование ком­плексных взглядов на проблемы снабжения, за­купок и логистики при­шлось на середину двад­цатого века. В конце 50-х начали появляться пер­вые статьи по проблемам снабжения, первые учеб­ные пособия были напи­саны в начале 60-х. В 1974 году был определен и принят собственно тер­мин «логистика» как ком­бинация материального управления и физическо­го распределения.* Нако­нец, термин «SCM» впер­вые был использован консультантами в конце 1980-х, а принят дело­вым сообществом только в 1990-х.

Решения SCM основаны на опыте своих историче­ских предшественников — ECR (efficient customer response) и DRP (distribu­tion recourse planning), концепции которых фор­мировались в 80-х годах. Эти системы помогали решать проблемы сбыта и дистрибуции, способст­вовали укреплению свя­зей между производст­вом и розничной торгов­лей. Основная задача DRP состояла в том, что­бы запасы дистрибьюто­ров были предельно ма­лы, но быстро пополня­лись в случае необходи­мости. Уже тогда в этих системах для взаимодей­ствия между партнерами использовалась техноло­гия электронного обмена данными (EDI) — стандар­тизированное средство обеспечения межкомпь­ютерной связи для обме­на документами, в том числе заказами и счета­ми. Сейчас формат EDI вытесняется Интернет-технологиями не без уча­стия формата XML и его модификаций. Разумеется, решения SCM унаследовали и эле­менты, присущие таким системам, как MRP (пла­нирование потребности в материалах), появившим­ся еще в 70-х годах. MRP позволяли минимизиро­вать запасы сырья и го­товой продукции на скла­дах, оптимизировать по­ступление сырья и мате­риалов, чтобы исключить простои оборудования. В конце 1970-х годов вмес­те с распространением компьютеров и систем информационных комму­никаций концепция MRP была расширена до так называемой системы планирования матери­альных потребностей в замкнутом цикле. Еще од­на функция MRP — кон­троль фактического со­стояния производства и выполнения заказов на закупку материалов и комплектующих. Одним из первых анали­тиков, заговоривших об SCM как об АСУ снабже­ния (e-procurement), был Д. Берт. В своей работе «Proactive Procurement: The Key to Increased Profits, Productivity and Quality» (1984 год) он под­черкивал, что привлекать поставщиков надо уже на фазе планирования и проектирования. Работа Берта — это своеобраз­ный мостик между кон­цепциями MRP и SCM. Самым впечатляющим опытом интеграции в об­ласти цепочки «произво­дитель—дистрибьютор— розница» стала програм­ма, осуществленная ком­паниями Wal-Mart и Procter&Gamble в том же 1984 году. Wal-Mart предложила своим за­казчикам установить специальные информа­ционные системы с це­лью достижения макси­мального согласования спроса и дистрибьюторских запасов. С другой стороны, Wal-Mart и P&G внедрили системы элек­тронного заказа и все­объемлющего обмена информацией между компаниями. Таким об­разом Wal-Mart достигла плотного согласования цепочки «производи­тель—дистрибьютор».

Совре­менные системы снабжения, управления складами и ло­гистикой позволяют в ряде случаев снизить их до 1—2%. По оценкам аналитичес­кой компании Aberdeen Group компании, использу­ющие системы электронных закупок, быстро окупают затраты на их внедрение. В 2001 году 10% компаний, входящих в число пяти тысяч крупнейших предприятий мира, использовали техно­логии автоматизированного снабжения. К 2003 году их число может достигнуть 80%-90%. Образцом удач­ного использования АСУ снабжения можно считать одну из крупнейших транс­национальных компаний — Unilever, которая ведет элек­тронную торговую площадку Transora, объединяющую производителей хозяйствен­ных товаров с дилерами. По словам представителей Unilever, это решение позво­лило компании на 5% сокра­тить косвенные издержки, которые достигают 40% об­щих издержек компании.

Кому это нужно?

Существует мнение, что лишь крупные компании, имеющие огромную сеть дистрибьюторов и постав­щиков, нуждаются в систе­мах SCM. Но здесь нужно определиться, о каких сис­темах мы говорим. Если рас­сматривать SCM как инстру­мент, который реализует всеобъемлющие (операци­онные и тактические) функции управления цепочками поставок, то можно утверж­дать, что ни одна компания из списка Fortune-500 не имеет подобных решений.

С другой стороны, если SCM понимать более узко, например, как систему, ко­торая реализует функции распределенного планиро­вания ресурсов (DRP), то та­кие системы, например, просто необходимы даже Интернет-магазину. Как из­вестно, большинство онлайновых магазинов не имеет собственных складских по­мещений: им приходится ра­ботать с другими торговыми организациями (причем сразу со многими), реализуя их товар. В случае если не организована соответствую­щая информационная интег­рация между магазином и складами торговых органи­заций, это может привести к отрицательному эффекту -как для самого магазина, так и для покупателя. Покупа­тель может заказать товар, который не доступен ни на одном складе.

И все же, вероятно, пра­вильно было бы говорить об SCM «в традиционном смыс­ле» как о системах, которые предназначены для средних и крупных производствен­ных компаний, где единая система SCM участвует и в закупках сырья, и в управле­нии складами, а также в сфере работы с поставщика­ми. На Западе в большинст­ве крупных организаций уже внедрены системы класса SCM. Например, АСУ скла­дом эксплуатирует любая уважаемая себя крупная компания. Часть компаний может участвовать в сооб­ществе, формируемом на той или иной электронной торговой площадке. Но тем, что все цепочки поставок компании отслеживаются и оптимизируются одной сис­темой, могут похвастаться лишь немногие компании.

Задумываться о реализа­ции концепции SCM и внед­рении соответствующих сис­тем необходимо тогда, когда становится понятно, что за­траты на работу с поставщи­ками, дистрибьюторами и логистику вносят заметную долю в себестоимость про­дукции. Существуют необхо­димые условия для реализа­ции стратегии SCM.

Первое, и, наверное, са­мое главное, как, впрочем, и в других случаях, когда в компании должны происхо­дить глобальные изменения, — это непосредственное уча­стие руководства компании в разработке и внедрении системы. Управленцы высшего звена должны пони­мать, что SCM — это не про­сто «какие-то модули, повы­шающие эффективность производства», а концепция построения бизнеса. Второй секрет состоит в том, что до внедрения SCM на предпри­ятии уже должна существо­вать базовая информацион­ная инфраструктура, в част­ности, представленная учет­ными системами. Естествен­но, наиболее выигрышной является ситуация, когда в компании уже применяются системы ERP и CRM, а также существует единое открытое внутрикорпорационное про­странство, с которым могут работать модули SCM. Ана­литики компании Siemens Business Services Russia заме­чают по этому поводу: «Практика наших проектов в Европе показывает, что до внедрения SCM компания должна выйти на довольно высокий уровень организа­ции внутренних бизнес-про­цессов. Желательно автома­тизировать внутреннюю це­почку при помощи одного из доступных средств ERP (к примеру, SAP R/3). В таком случае интеграция с внешни­ми процессами может прой­ти весьма быстро, и основ­ные усилия будут направле­ны исключительно на моде­лирование будущей систе­мы».

К тому же в случае внед­рения систем электронных закупок или сбыта контра­генты (поставщики и дис­трибьюторы) должны обла­дать соответствующими тех­нологическими решениями для обеспечения конфиден­циальности проведения опе­раций и обмена информа­цией. Наконец, эффективность электронных сделок невозможна при отсутствии доверия (что характерно для российского бизнеса, хотя передовики сектора В2В, та­кие как eMatrix, Faktura.ru или торговая система центра «Дилайн», уже сегодня мо­гут считаться чуть ли не об­разцовыми). В «обычных» сделках представители ком­паний могут часами обсуж­дать условия контракта, ко­торый будет занимать сотни страниц, включать различ­ные оговорки, условия и штрафные санкции для форс-мажорных ситуаций. Электронные же площадки позволяют, как правило, оговорить только основные пункты сделки, прочее же основано на взаимном дове­рии.

Стоит отметить еще одно обстоятельство. После при­нятия решения о необходи­мости внедрения системы предприятию нужно не только подобрать постав­щика, но и найти партнера, который бы сумел внедрить систему с учетом специфики деятельности. Проектная компания должна помочь всесторонне оценить бизнес и техническую среду. По­ставщики систем SCM, как правило, выстраивают сети сертифицированных кон­сультативных фирм, но в ряде случаев крупные раз­работчики могут оказывать проектные и внедренческие услуги через свои специа­лизированные подразделе­ния. Так, в IBM это крупное подразделение IBM Global Services.

Оценивать стоимость внедрения SCM-систем еще труднее, чем стоимость вне­дрения ERP и CRM. А делать выводы о затратах на SCM-проекты в рамках россий­ского рынка просто невоз­можно. В компании Siemens Business Services по этому по­воду имеют такое мнение: «Об уровне инвестиций су­дить на данный момент не­вероятно сложно, так как по нашим сведениям в России еще не реализовано ни од­ного проекта, который мож­но было бы без оговорок на­звать внедрением решения. Да и в целом, оценка будет очень зависеть от того, на­сколько высока культура производства компании-инициатора проекта и гиб­кость клиентов и партне­ров».

Разработчики

В каждом сегменте рынка есть свои лидеры. Наиболее известные строители элек­тронных торговых площадок — компании Ariba и Commer-сеОпе.

Передовыми разработчи­ками систем снабжения, по данным исследовательской компании Forrester Research на октябрь 2001 года, явля­ются Ariba (Buyer), Clarus (eProcurement), i2 (Right-Works), iPlanet (BuyerXpert) и MRO Software (MAXIMO Buyer).

На рынке логистики и уп­равления запасами лидиру­ют компании CAPS Logistics и Manugistics Group. При этом некоторые компании могут охватывать весь спектр функций SCM и при этом не уступать ни одной специали­зированной фирме. Пример такой «многогранной» ком­пании - корпорация i2 Technologies.

В России

Отечественные компа­нии, реализуя концепцию управления цепочками по­ставок, до сих пор в лучшем случае ограничиваются ра­ботой с электронной торго­во-закупочной площадкой. Обычно в целях экономии используется не приватная (закрытая) площадка, а от­раслевая, как правило, ма­лофункциональная торговая система.

Самой известной откры­той площадкой, пожалуй, является многоотраслевая торговая система «Фактура» (Faktura.ru), поддерживае­мая Центром финансовых технологий. Она позволяет вести документооборот, проводить торги, осуществ­лять платежи (на основе ак­кредитованных банковских организаций), выдавать сертификаты и пр. Сейчас на площадке обслуживается более 1500 предприятий из 72 регионов России. Техно­логии, которые были поло­жены в основу «Фактуры», могут использоваться любой организацией для построе­ния собственной закрытой площадки.

Платежную систему «Фак­тура» с недавних пор исполь­зует известная торговая пло­щадка «Металком» (www.me-tal.com), предназначенная для металлургической отрас­ли. Еще одна металлургичес­кая площадка, но оснащенная собственной системой плате­жей, — это торговая система е-Metex (www.emetex.ru). Для осуществления взаиморасче­тов система работает с кли­ринговой компанией НКО «Международная расчетная палата».

Прочие открытые пло­щадки предоставляют лишь информационно-посреднические услуги.


КЛАССИЧЕСКИЕ ПОСТАВЩИКИ

Сегодня 12 считается од­ним из крупнейших раз­работчиков систем В2В и предлагает три основных продукта. Прежде всего, это АСУ отношениями с поставщиками (supplier relationship management). В традиционном понима­нии это многофункцио­нальная АСУ снабжения, позволяющая осуществ­лять закупки, определять структуру запасов исходя из рисков и затрат, нала­живать отношения с по­стоянными поставщика­ми и пр. Два других реше­ния ориентированы на задачи SCM и CRM. В ка­честве входных данных для всех трех систем мо­гут использоваться дан­ные, аккумулируемые торговой площадкой от 2 — TradeMatrix OCN.

Компания Ariba (основа­на в 1996 году) завоева­ла лидерство на рынке разработчиков приложе­ний для торговых площа­док. Ariba является участ­ником союза IBM и 2, со­зданного для разработки универсального про­граммного обеспечения площадок В2В. В активе Ariba — сеть, объединяю­щая более 30 000 по­ставщиков (Ariba Commerce Services Network), в числе которых почти все крупнейшие высокотехнологические корпорации мира. Для взаимодействия постав­щиков и покупателей компания предлагает на­бор приложений под об­щим названием Value Chain Management Solutions.

Они позволя­ют просматривать предло­жения и формировать заяв­ки, а заключение договора и оплата происходит вне пло­щадки.

Одной из разновиднос­тей торговых площадок яв­ляются проприетарные сис­темы сбыта. Так, компания «Дилайн» использует собст­венную систему для работы с заказчиками через Интер­нет. Система интегрирована с ERP, основанной на про­граммных продуктах АСС-РАС и 1C. Дилеры компании (их более тысячи) могут по­лучить подробное описание товара, разместить заказ, произвести оплату через специальный расчетный центр, определить условия доставки и страховки, уп­равлять отгрузкой. В сред­нем за день на площадке оформляется 250 заказов.

Доля товарооборота «Ди-лайна», проходящая через систему, составляет 60%. Подобной системой обла­дает и другая дистрибью-торская компания, действу­ющая на компьютерном рынке, — RSI, но там доля электронного товарооборо­та не превышает 10%.

Вообще говоря, не сов­сем верным выглядит ут­верждение, что отечествен­ный рынок SCM ограничи­вается лишь торговыми площадками и АСУ с набже-ния. В России реализованы проекты для управления складами, оптимизации ло­гистики и др. Их не так мно­го и они не слишком афи­шируются как разработчи­ками, так и пользователя­ми. В то же время интерес к этому сектору растет. Так, компания «Парус», занима­ющаяся производством и сопровождением АСУ, предлагает системы, позво­ляющие оптимизировать и распределять товарные по­токи, промышленным пред­приятиям, торговым фир­мам, государственным ор­ганизациям.

На рынке присутствуют и решения от западных по­ставщиков. Наиболее попу­лярными зарубежными сис­темами пока остаются Renaissance (ее продвигает Interface Ltd.) и Axapta (Columbus IT Partner Russia).

Но вернемся к отечест­венным разработкам. На рынке уже есть «коробоч­ные» варианты систем для учета складских операций. Так, пакет «СКиФ: склад и финансы» компании «Софт Трейд Лаб» позволяет вести учет и анализ данных, воз­никающих при прохожде­нии товара через складские помещения, а подсистема

«СКиФ: интернет-магазин» позволяет экспортировать на сайт актуальный каталог товаров на складе.

Другие компании интег­рируют модули SCM в об­щую систему автоматизации предприятий. Например, в системе «Босс-корпорация» от компании «АйТи» присут­ствует модуль, позволяю­щий создавать схему управ­ления запасами и управлять логистикой. Можно отме­тить решение компании «Интеллект-сервис» — «БЭСТ-предприятие», кото­рое содержит модули для управления складской, за­купочной и сбытовой дея­тельностью. В рамках этой системы можно вести доку­ментацию, связанную с тор­гово-закупочной деятельно­стью, формировать прей­скуранты, контролировать отгрузку и прием товаров.

Более серьезно к реше­нию проблем логистики и управлению складами под-! ходит компания «Солво». Ее продукт Solvo.TMS — систе­ма автоматизации работы транспортно-экспедицион-ного отдела компании. Сис­тема получает и обрабаты­вает информацию о собы­тиях, формирует расписа­ния и маршруты движения транспорта, контролирует их выполнение. Solvo.WMS — экспертная система уп­равления складами и цент­рами распределения гото­вых товаров. Она позволяет вырабатывать рекоменда­ции по оптимизации всех складских технологических процессов и координации работ персонала. Система может работать с радио­оборудованием, устройст­вами штрихового кодиро­вания, электронными веса­ми и пр. Solvo.WMS может быть интегрирована как с российскими, так и запад­ными ERP-системами раз­личных производителей: «1C», «Галактика», SAP, BAAN и др.

Система Solvo.WMS была использована при автома­тизации склада паллетного хранения московской фар­мацевтической компании «Инвакорп-Фарма» и авто­матизации складского ком­плекса санкт-петербургской алкогольной компании «Сварог».

В заключение отметим, что на текущий момент успешных внедрений систем SCM на российском рынке мало. Но популярность концепции SCM в деловых кругах растет, а значит, будет расти и инте­рес к решениям.