In English

Непридуманные истории

22.01.2002
Издание: Расчет
Успех автоматизации зависит от многих факторов профессионализма консультантов, отношения руководства, правильного выбора программы...
Мы собрали несколько поучительных примеров автоматизации - успешных и не очень.


Своими силами

Известный на всю страну конди­терский концерн «Бабаевский» работает с собственной компью­терной системой. По словам глав­ного бухгалтера Валентины Нико­лаевой, сначала предприятие ис­пользовало систему Platinum, но ни сама программа, ни качество ее обслуживания руководство пред­приятия не устроило.

Тогда на «Бабаевском» решили, что заводу вполне по силам авто­матизировать бухгалтерию и про­изводство самостоятельно. Теперь программы разрабатываются соб­ственным информационным отде­лом и специалистами компьютер­ной фирмы «Триор».

Сначала было составлено подроб­ное техническое задание. После изучения документопотоков созда­ли собственную систему докумен­тооборота, а затем написали про­граммы для ведения бухгалтерии и цехов. Сейчас комбинат автома­тизирует блок заработной платы.

«Пока все работники доволь­ны, - рассказывает Валентина Ни­колаева. - При возникновении лю­бых проблем сотрудники "Триора" тут же устраняют неполадки, а новых работников, незнакомых с системой, терпеливо обучают».

Почти анекдот

Этот случай нам рассказали в ком­пании «АйТи».

В нижегородской области еще в советское время был один завод, который выпускал уникальные медицинские инструменты для проведения лазерных операций на глаза. Государству он был очень выгоден, так как аналогичную продукцию не делали практичес­ки нигде в мире. Инструменты шли на экспорт во многие западные страны, и платили за них, ес­тественно, валютой.

В 1992 году началась привати­зация, и у завода появились сразу несколько акционеров. Они разо­брали причитающуюся им долю акций и разъехались по своим де­лам, а один остался и построил за воротами завода маленькую бу­дочку, зарегистрированную как некое ЗАО.

За небольшую плату секретарь с завода относила в будочку все фак­сы с заказами, поступающими на завод. Предприятие постепенно ра­зорялось, так как заказы переста­ли поступать, в то время как выше­упомянутое ЗАО, скупая за бесце­нок его продукцию, перепродавало ее за границу как раз тем клиен­там, которые присылали факсы.

Вторая волна приватизации привела к руководству завода со­вершенно других людей, которым история о будке и факсах была прекрасно известна. Нет нужды говорить о том, что первым делом новая команда внедрила соответ­ствующую систему автоматизации управления, чтобы вся информа­ция о работе сотрудников, посту­пающих заказах и покупателях была как на ладони. Теперь дела у завода идут как по маслу.

Промышленные гиганты

Руководитель пресс-службы ком­пании «АйТи» Ирина Горбачева рас­сказывает: «В свое время мы на­чали крупномасштабный проект по автоматизации кадрового уче­та нефтяного холдинга "ЮКОС". Особенность холдинга в том, что управленческое ядро находится в Москве, а остальные подразделе­ния рассыпаны по всей стране. В каждом подразделении стояли свои - написанные самостоятельно или купленные - кадровые программы, и год назад руководст­во холдинга решило перейти на единую систему учета.

Начинание московского офиса поддержали далеко не во всех ре­гионах. Однако при поддержке ру­ководства компании, а также при активном участии специалистов "АйТи" был проведен целый ряд семинаров, на которых рассказы­валось о необходимости и важнос­ти внедрения единой системы уче­та. Результатом стало практически повсеместное введение программы "БОСС-Кадровик". В данный мо­мент "ЮКОС" уже берет на воору­жение систему, которая позволит не только начислять зарплату, но и индивидуально планировать карь­ерный рост сотрудников.

Но есть и другие, не столь ус­пешные примеры. Так, при созда­нии единой системы документообо­рота на одном из металлургических гигантов серьезные противоречия возникли между различными служ­бами предприятия. Все они хотели только получать от системы инфор­мацию для нужд собственного под­разделения, а вводить в нее свои по­казатели не хотели. В результате проект "завис" из-за "человеческо­го фактора"».

Главное - правильный выбор

Два года назад руководство одного довольно крупного холдинга с не­сколькими направлениями дея­тельности: сеть салонов мобильной связи, ночной клуб, ресторан - ре­шило автоматизировать учет в ма­газинах и на складе, а заодно и пе­реустановить бухгалтерскую про­грамму.

Выбор остановили на известной отечественной системе. Был за­ключен договор и составлен план-график работ, разумеется, с огово­ренными суммами оплаты за каж­дую из них.

Проблемы возникли уже при внедрении программы. «Обнару­живалось», что необходимо купить все новое и новое оборудование (стоило оно не так уж дешево). Кро­ме того, по словам сотрудников бухгалтерии, при автоматизации бухучета им пришлось столкнуться с элементарной экономической не­грамотностью менеджеров и нарочным затягиванием процесса авто­матизации. Видимо, от компании хотели получить дополнительные выплаты за каждый рабочий день установщиков.

Когда отладка компьютерной системы в магазинах наконец бы­ла завершена, продавцы столкну­лись с новой проблемой: програм­мы медленно работали. Человек, пришедший купить какую-нибудь мелочь, был вынужден ждать по 15 минут, чтобы система сработа­ла и покупку можно было списать. Терять клиентов никто не хочет, поэтому в большинстве магазинов номера проданных товаров до сих пор пишутся на бумажке или в файле Excel, а в конце рабочего дня вбиваются в общую программу.

Такая же проблема есть и на складе — система вычисляет то­варные остатки по 30 минут, а это слишком долго. Часто бывает, что партия товара приходит на склад и буквально через несколько ми­нут ее отгружают дилеру. Из-за долгой работы системы товарные номера вносят задним числом, при этом теряется сквозная нумерация партий. В результате бухгалтерия часто не видит реального положе­ния дел.

Автоматизация этой компании продолжается уже почти два года. В последнее время руководство решило ускорить процесс самым обычным способом — денежным сти­мулированием установщиков. Те­перь один из них (по словам сотруд­ников, самый толковый) работает не на свою компанию, а на холдинг — и дела с автоматизацией стали про­двигаться гораздо быстрее.

Автоматизация, успешная во всех отношениях

В 1995 году московская кожгалантерейная фабрика «Медведково» ав­томатизировала учет бухгалтерии с помощью программ, разработан­ных компанией «ИНИСТЭК». Опыт оказался успешным, и в 1997 году фабрика автоматизировала произ­водственный блок, пригласив спе­циалистов той же компании.

В 2000 году руководство ЗАО «Медведково» решило создать еди­ную информационную систему на предприятии. Целью автоматиза­ции было внедрение системы, ко­торая позволила бы взять под кон­троль все учетно-управленческие процессы - от производства до бух­галтерии. В результате на пред­приятии была развернута корпора­тивная информационная система (КИС) «Апрель», разработанная той же фирмой «ИНИСТЭК». Ав­томатизация длилась год и охвати­ла одновременно производство, бухгалтерию, склад, сбыт, рознич­ную торговлю, кадровый учет.

Работники и руководство пред­приятия остались довольны прог­раммой. Теперь персонал, а особен­но бухгалтеры полностью избавле­ны от повторного ввода данных - вся информация о деятельности производственных, торговых и складских подразделений вводятся в общую систему прямо на рабочих местах начальниками цехов, мас­терами, кладовщиками, товарове­дами и продавцами. Руководство же получило эффективный инстру­мент управления компанией.

Компания «ИНИСТЭК» осуще­ствляет обслуживание и поддерж­ку работы КИС на фабрике, а осе­нью этого года начала продвижение системы «Апрель» на рынок. В на­стоящее время ведутся переговоры с несколькими потенциальными клиентами, которым компании «ИНИСТЭК» есть что показать, ведь опыт успешного внедрения что называется под боком.

Центральный федеральный округ