In English

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ АДЭ

29.01.2002, Дзокаева Тина
Издание: ИКС
Очередную свою конференцию "Электронное ведение бизнеса в России — путь к открытому глобальному рынку" (Москва, 18—19 декабря 2001 г.) АДЭ провела в новом ранге — общественно-государственное объединение (ранее — общественное объединение). Этот статус Ассоциации документальной электросвязи присвоен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 77-р, подписанным В.В. Путиным 19 января 2000 г. Объединение зарегистрировано Министерством юстиции 5 ноября 2001 г.

Тон конференции задал председа­тель Исполнительного комитета АДЭ

А.С. Кремер. По мнению до­кладчика, "наступает время всеобще­го перехода корпораций, компаний, организаций к сетевой экономике". В качестве приоритетов в области информационных технологий назва­ны: демократизация доступа к ново­му информационному рынку, кото­рая может быть обеспечена сниже­нием тарифов доступа в сеть; обеспе­чение безопасности информации; создание доброкачественного контента; профессионализм и распрост­ранение знаний.

В правовом отношении особо вы­делена проблема "развязки абонент­ского шлейфа", т.е. условия подклю­чения операторов к местным сетям, в том числе возможности обеспечения широкополосного доступа. Непер­спективными докладчик считает тех­нологию ISDN, а также коммутируе­мый доступ.

Особый акцент был сделан на про­блемы безопасности в работе с сете­выми ресурсами, ибо "нарастают уг­рожающие явления". За последнее время в несколько раз увеличились рассылка "спама" по сетям и количе­ство вирусных атак.

Проблемой остается наличие каче­ственного контента в условиях, когда "сражение за потребителя только на­чинается".

Участники конференции, как все­гда, остро реагировали на выступле­ния и доклады. Жаркие споры вызва­ло выступление сотрудника компа­нии "АйТи" Д. Ведева. Тезис об уси­лении работы в области создания на­циональных стандартов был понят аудиторией неоднозначно. Как этот тезис выглядит на фоне международ­ных стандартов? Учтена ли перспек­тива вхождения в ВТО? С подобными вопросами разбирались всем миром — и президиум, и аудитория. Выяс­нили, что речь идет о необходимости пересмотра стандартов. Одни из них морально устарели, другие не соот­ветствуют нашим условиям. Сошлись на том, что процессы стандартизации необходимо взять под постоянный контроль.

Большое внимание участники кон­ференции уделили Федеральной про­грамме "Электронная Россия". А.Е. Крупнов ("Межрегиональный Транзит Телеком"), ведущий пленар­ное заседание, выразил сомнение по поводу целесообразности принятия столь грандиозной программы в такое экономически тяжелое время. "Вот ес­ли бы в Минсвязи написали хорошую концепцию, философию электронно­го развития России, это бы помогло", — аргументировал он свою позицию. Неоднозначно было воспринято выступление В.З. Строкоуса (компа­ния "МИС-информ") о состоянии и прогнозах развития отрасли телеком­муникаций. Многие аналитические исследования докладчик считает ан­гажированными, поскольку прово­дятся они сотрудниками заинтересо­ванных коммерческих структур. Сам же докладчик, явно желая переста­вить акценты, сравнивал доходы и нагрузку альтернативных и традици­онных операторов. В его прогнозах доля альтернативного сектора была представлена в убывающей динамике (по относительным величинам). Так же по убывающей рассматривались доли Москвы и Санкт-Петербурга, которые, по прогнозам докладчика, к 2010 г. уступят большую часть нагруз­ки регионам. Возможно, так оно и будет. Но многие в аудитории посчи­тали, что одной только сегодняшней статистики явно недостаточно для прогнозных данных. Необходим учет твердых концептуальных управлен­ческих решений, которые в обществе не согласованы.

Представитель Минсвязи А.С. Миков разговоры о либерализации вос­принимает как дань моде. По его мнению, "излишняя либерализация приводит к стагнации". При этом, правда, не совсем понятно, где про­легает граница между "либерализаци­ей" и "излишней либерализацией".

На конференции выступали пред­ставители Европейского Сообщест­ва. Тема их выступлений неизменна: Россия должна стать равноправным партнером Европы. Европейские друзья АДЭ, участники конферен­ций, изо всех сил пытаются помочь нам выбраться из ямы, увлекая слу­шателей своими рассказами о единой Европе, о единой валюте — тех "ки­тах", на которых они, по словам В. Гутовского (Европейская Комис­сия), строят свои исследования.

Нельзя не отметить интересную, на мой взгляд, деталь. И.Н. Курносое (Минсвязи РФ), ведущий секцию по электронной коммерции, попросил поднять руки всех, кто хоть однажды совершил покупку через Интернет. Взметнулось семь рук. "Вот видите, — сказал ведущий, — всего семь из 25. А ведь аудитория непростая, все занимаются этой проблемой. Чего ж тогда ждать от общества в целом?"

"Общество" реабилитировал до­кладчик из Омска Э. Фомин, предста­вивший проект региональной модели электронной коммерции. "В Сибири территории большие, населенные пункты разбросаны, и там Интернет при нынешней дороговизне транс­порта и коммуникаций как нельзя лучше подходит для налаживания коммерческих связей. Вот мы и разра­ботали модель, рассматривая рынок как набор разнонаправленных свя­зей". Многих модель буквально заво­рожила. После заседания докладчик еще долго раздавал визитки и отвечал на многочисленные вопросы. Похо­же, что и электронная коммерция в России "будет прирастать Сибирью".

"Гвоздем" конференции стал "круглый стол", который вел А.В. Короткое (Ап­парат Правительства РФ). Речь на нем шла о ФЦП "Электронная Россия". Ведущий отметил, что Программа, хо­тя еще и не утверждена, но, по сути, начала свою жизнь, став "катализато­ром процессов информатизации".

ФАПСИ при Президенте РФ — госзаказчик Программы по защите информационных услуг. Об этой проблеме говорил В.А. Пярин, пред­ставитель данной структуры. Он за­метил, что события 11 сентября 2001 г. в США актуализировали про­блему защиты информации в сетях. Остро стоит и вопрос защиты самих коммуникаций. "Ведь в США 80% информации проходит через три точ­ки. Аналогично и у нас. Следователь­но, вопросы архитектуры сетей тоже вышли на первый план". Как вклад в реализацию Программы расценил представитель ФАПСИ прошедший третье чтение в Госдуме проект зако­на об электронной цифровой подпи­си, основанной на использовании криптозащиты. (Кстати, этот вопрос вызвал неоднозначную реакцию зала. Докладчику пришлось долго и по­дробно объяснять, почему ФАПСИ отведена практически роль монопо­листа в этом деле и почему "даже коммерческим предприятиям навя­зывается защита ФАПСИ"?)

Ведущий "круглого стола" заметил, что реализация Программы будет осуществляться через конкурсы и тендеры и призвал членов АДЭ при­нять участие в них. А что касается коммерческих структур, то каждое предприятие может строить свою за­щиту так, как ему это нужно. Но ког­да речь идет о взаимодействии мно­гих структур, нужны общие правила игры. "Хотите, будем менять правила игры. Но делать это надо профессио­нально", — подчеркнул он.

Представитель Минсвязи РФ А. Маношкин обрисовал общую ситу­ацию с компьютерной плотностью в России, а также с доступом в Интер­нет, отметив, что "у нас более 2 млн человек не имеют даже доступа к те­лефону". Нелегким был разговор и об информационных ресурсах — госу­дарственных и ведомственных. Во многом они недоступны и тем, кто регулярно входит в Интернет. И здесь уже нужна политическая воля. (Об этой же проблеме страстно и профес­сионально говорил А.Б. Антопольский, НТЦ "Информ".) Что касается сельской неустроенности, то здесь, по словам представителя Минсвязи, ставка делается на систему обработки сообщений Rostelemaile.

Вопрос: кто за что отвечает в Фе­деральной программе и как будут распределяться финансы — остает­ся, по всей видимости, главным не­решенным вопросом, сдерживаю­щим утверждение Программы пра­вительством.

Но самым интересным на "круглом столе" было, пожалуй, выступление A. Кондакова (компания "Зенон"). Суть его в том, что прежде чем прини­мать Программу, надо было серьезно исследовать процессы и построить концепцию системного решения этой масштабной проблемы. Ибо только так можно отслеживать пропорции развития и согласовывать разные части Программы: информация—транс­порт—терминальные устройства. Вот связка, которая должна быть выстрое­на последовательно и системно. "Прежде чем тратить такие колоссаль­ные деньги, надо решить вопросы ре­гулирования, выяснив, что необходи­мо регулировать, а что — не нужно во­все. При соответствующих регулято­рах многое произойдет само, без спе­циальных денежных затрат", — резон­но добавил выступающий. Как при­мер излишеств он привел расплодив­шиеся параллельные оптические ли­нии и сослался на мировой опыт оп­тимального использования аренды су­ществующих сетей. "Ведь сети подвер­гаются быстрому моральному износу, в то время как физически они очень слабо загружены. Значит, они обрече­ны на долгие сроки окупаемости".

Для воплощения этих идей в жизнь нужны адекватные правовые прорывы. Ведь и излишние оптические сети на­верняка строятся не от хорошей жизни, а от практической невозможности "расщепить" тот самый "абонентский шлейф", о котором говорил А.С. Кремер. Но теперь, когда АДЭ стало об­щественно-государственной структу­рой, хотелось бы надеяться, что к иде­ям и доводам членов АДЭ, ее рабочих групп и комитетов, прислушаются и го­сударственные органы.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ