In English

Что день грядущий нам готовит …

29.01.2002, Сливко-Кольчик Елена
Издание: Сетевой
Сегодня весь мир переживает события, которые меняют очень многое не только на мировом рынке информационных технологий, но и в психологии людей на всех континентах. Волею судеб Россия оказалась далеко от происходящего и географически, и экономически. В результате сейчас, на фоне общего спада, все чаще слышны утверждения о том, что Россия строит цивилизованный ИТ-рынок, первостепенным компонентом которого становятся отношения между компаниями, работающими на рынке, и их существующими и потенциальными клиентами. На что же клиентам следует обратить внимание, как планировать свой завтрашний день? В новый год мы традиционно подводим итоги и строим планы на будущее. Обсудить тенденции 2002 года на корпоративном рынке информационных технологий мы пригласили руководителей и специалистов крупнейших ИТ-компаний, работающих в России.

От "Сетевого журнала" в круглом столе приняли участие Константин Зимин, издатель Нина Шагурина, главный редактор Елена Сливко-Кольчик, обозреватель, исполнительный директор Джан Хан-Магомедов, председатель совета директоров компании "интерфейс" Булат Гайфуллин, генеральный директор Market-Visio/EDC Сергей Македонский, менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems Арсений Тарасов, ведущий консультант Deloitte & Touche Алексей Соловьев, консультант Deloitte & Touche Ирина Хорунжая

Н. Шагурина: Для начала я предлагаю обсудить ситуацию в России и в мире в целом. Насколько последние события в США повлияли на российский рынок ИТ?

Д. Хан-Магомедов: Конечно же Россия не изолирована от мирового сообщества и происходящие события оказывают на наш рынок определенное влияние. В первую очередь ощутили это компании, продающие программное обеспечение на Запад. Средств на рынке стало меньше. Однако эти продукты всегда были востребованы, так что говорим мы сегодня только о снижении ранее запланированных темпов. В целом же однозначной ситуацию назвать трудно. Положение российских компаний во многом зависит сегодня от отношений с западными партнерами и от того, насколько партнеры пострадали в результате последних событий. Но одна из тенденций, которая четко прослеживается, - переориентация российских компаний на внутренний рынок. Примером тому стал недавно прошедший форум "Электронная Россия", на котором обсуждалось очень много интересных проектов на отечественном рынке. Весьма показательно то, что сегодня государственная власть понимает важность развития индустрии. Конечно же реализация программы "Электронная Россия" станет катализатором многих идей в области ИТ. До недавнего времени в стране не было стержня, вокруг которого происходило бы развитие отрасли. Такой осью должна стать государственная власть, ее политика, ее открытость по отношению к информационным технологиям. А. Соловьев: Нынешняя ситуация на мировом рынке не вызвала какого-либо сокращения проектов, связанных с ИТ-консалтингом. Наши клиенты - крупные западные и российские компании, в первую очередь сырьевые, телекоммуникационные, крупнейшие производственные компании. В этом сегменте мы наблюдаем несколько основных тенденций. С одной стороны, действительно, в связи с последними событиями часть западных компаний уменьшает свои бюджеты. С другой - ряд компаний диверсифицируют свои риски в связи с тем, что сейчас наблюдается спад в США и возрастает бюджет для развития в других странах, в том числе в России. Еще одна тенденция связана с тем, что в крупных компаниях постепенно приходит понимание того, что ИТ - основа всего управления.
Б. Гайфуллин: Рост, который наблюдался на российском ИТ-рынке в последние полтора-два года, продолжается. Я уверен, что и в следующем году эта тенденция сохранится.

Было много разговоров о том, насколько скажется на экономике России то, что сейчас происходит в США. Большинство экспертов высказывает оптимистические прогнозы. Сегодня, наверное, не лучшее время для инвестиций в США, и можно предположить, что инвестиционные потоки перераспределятся по другим странам. Принимая во внимание ситуацию в Западной Европе, можно предположить, что значительная часть этих средств будет инвестироваться в Россию.

Еще один фактор, который может повлиять, в частности, на успешность российских оффшорных компаний, связан с нежеланием заказчиков вкладывать средства в большие, долгосрочные проекты. Так, в США сейчас востребованы те продукты, которые могут быть использованы незамедлительно. В этой связи на первый план выходят готовые или быстро адаптируемые решения. Российские компании могут предложить такие решения, и это обеспечивает им конкурентное преимущество.

С. Македонский: Я хотел бы выделить две составляющие обсуждаемой темы. Первое -это ситуация в узком секторе рынка, связанном с оффшорным программированием. Как тенденцию здесь можно отметить спад объемов этого сегмента рынка в России на 15-30%. Вторая составляющая - влияние произошедших событий на американский и российский ИТ-рынки в целом. Здесь многое зависит от инициативы российских компаний, стремящихся работать на зарубежных рынках. Сейчас сложились благоприятные условия для того, чтобы новые, в частности российские, фирмы могли выйти на эти рынки, заняв место пострадавших компаний, объявить о себе, вести переговоры с потенциальными заказчиками. Непосредственно же в России источником средств в ИТ отрасли являются предприятия, автоматизирующие свою деятельность. Известные события в США существенного влияния на эти предприятия не оказали, благодаря чему наблюдаются положительные тенденции роста ИТ в России. Я могу допустить, что какие-то негативные последствия этих событий еще скажутся и на России, но они будут носить локальный характер в отдельных отраслевых сегментах и вряд ли окажутся существенными для российского рынка в целом.

А. Тарасов: Я хотел бы выделить две важные тенденции. Во-первых, компании стали укрупняться и выходить на мировой рынок. Сегодня они стремятся быть не просто лучшими в России, но и лучшими в мире. А для этого необходимо использовать все те современные инструменты, которые позволят им стать конкурентоспособными на мировом рынке. В этой связи весьма важно то, что руководители крупнейших холдинговых компаний понимают, что ИТ является для них конкурентным преимуществом. К нам регулярно обращаются руководители крупнейших предприятий, стремящиеся понять, каким образом ИТ- и интернет-решения меняют бизнес. Вторая тенденция связана с ростом наших продаж в России и говорит о том, что компании готовы инвестировать средства в инфраструктуру, программное обеспечение, консалтинговые услуги. Это яркое свидетельство успешности деятельности наших заказчиков и очень серьезная положительная тенденция на рынке.

Н. Шагурина: Каковы основные тенденции на рынке системной интеграции? Какие решения, на ваш взгляд, будут в большей степени востребованы в 2002 году? На что компаниям стоит обратить свое внимание?

С. Македонский: Арсений отметил положительный характер того факта, что компании вкладывают средства в инфраструктуру. Я в свою очередь хочу уточнить, что подобная тенденция хороша для определенного уровня развития рынка. На начальных этапах развития рынка ИТ это несомненно позитивный момент. Однако если рассматривать российский рынок как достигший некоторого уровня развития, преобладание инфраструктурных закупок в структуре расходов - показатель негативный. Сегодня в России доля расходов на инфраструктуру слишком велика. На развитых рынках все большую долю составляют расходы на услуги, консалтинг, обучение. У нас этот показатель пока очень мал. Это характеризует рынок с негативной стороны. Однако важно отметить, что, несмотря на малый удельный вес этих показателей в общей структуре, их доля постоянно растет. Это положительная динамика, и связана она в первую очередь с тем, что руководители предприятий все более осознают, что информационные технологии обеспечивают реальный эффект для бизнеса в целом.
И. Хорунжая: Именно после известных событий 11 сентября в России появился интерес к disaster recovery planning (планирование восстановления бизнеса в случае чрезвычайных обстоятельств). С этим связаны значительные изменения в структуре запросов наших клиентов. Сегодня мы активно работаем в этом направлении. Положительной тенденцией становится то, что на многих предприятиях заметно меняется подход к консалтинговым услугам. Приходит понимание того, что ряд вещей нецелесообразно делать своими силами, необходимо обращаться к опыту профессионалов. Если раньше это было характерно только для западных компаний, то сейчас подобную культуру работы с консультантами приобретают и российские компании.

К. Зимин: Какими предприятиями на российском рынке сегодня в большей степени востребованы консалтинговые услуги? Наблюдается ли интерес со стороны средних предприятий?

А. Соловьев: Показательно, что сегодня к нам обращаются не только крупные заказчики, но и предприятия среднего масштаба. Заинтересованность наблюдается со стороны разных компаний. Эту тенденцию мы заметили еще более года назад. Мы предлагаем различные услуги в соответствии с величиной предприятия и его отраслевой спецификой.
Б. Гайфуллин: В течение последних двух-трех лет в России складывалась достаточно благоприятная экономическая ситуация. За это время большие средства были вложены компаниями в информационные технологии. Сегодня руководители часто говорят о том, что отдача от этих вложений чрезвычайно мала. Возникает необходимость принятия каких-то мер, которые обеспечили бы сохранность вложенных средств. В условиях стремительного развития технологий очевидна необходимость обновления техники, сетевого оборудования. Руководители готовы платить за это, но требуют реальной отдачи от своих инвестиций. В этой связи возрастает роль компаний, занимающихся консалтингом, внедрением и сопровождением корпоративных систем и т. д.

С. Македонский: В 1995-1997 годах мы предполагали, что восприятие ИТ, расходы на ИТ, структура закупок сильно различаются в рамках отраслевой сегментации рынка - нефтегазовый сектор, фармацевтика, металлургия, банки и т. д. Позже стало очевидно, что во многих случаях большее влияние оказывает не отраслевая принадлежность предприятия, а его величина. Предполагалось, что более крупные предприятия уделяют ИТ большее внимание. Сейчас мы склоняемся к тому, что ни отраслевая сегментация, ни сегментация по величине не оказывают столь весомого влияния на использование ИТ, как уровень организационной зрелости предприятия. Сегодня этот показатель становится крайне важным для восприятия новых информационных технологий и инноваций в целом. Этот параметр определяется рядом характеристик (менеджмент, повторяемость, прописанность бизнес-процессов, позиция CIO и т. д.).

А. Тарасов: Еще одна тенденция связана с тем, что в России появляются настоящие CIO и приходит четкое понимание того, что это за позиция. В отличие от ИТ-менеджера, ИТ-директора, технического директора, CIO - это внутренний консультант и project manager, бизнесмен, который действительно влияет на бизнес компании. Появление таких специалистов в российских компаниях - огромное достижение.

Говоря о различных сегментах рынка, стоит отметить, что у Cisco есть методология (см. www.netreadianess.com), оценивающая готовность предприятия к восприятию Интернета и информационных технологий. Этот показатель определяется четырьмя составляющими: лидерство, управление, компетентность и технологии. Специальная методология позволяет определить место компании на этих четырех осях и соответственно сравнить конкретную компанию с лучшими в индустрии. Интересно, что в различных индустриях рынка этот показатель совершенно разный.

Н. Шагурина: Какие тенденции наблюдаются на рынке интернета? Каковы перспективы развития интернет-коммерции, интернет-бизнеса и т.д.? Насколько полезны и востребованы каналы и возможности, предоставляемые интернетом для реального бизнеса?

Д. Хан-Магомедов: Сегодня уже все компании, у которых есть необходимые средства, вышли в Интернет. Поэтому ожидать стремительного роста не стоит. Необходимо развивать инфраструктуру. Активности следует ожидать из регионов со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. Проблема в том, что руководители в регионах еще не готовы вкладывать средства в Интернет, и наша задача - объяснить им преимущество этих технологий. Сегодня многие ИТ-компании уже предлагают свои услуги в регионах, проводят региональные образовательные программы. Так, в частности, с целью разъяснения практической выгоды Интернета для бизнеса РОЦИТ начал проект региональных семинаров в Твери, Перми и Нижнем Новгороде.
А. Соловьев: Для того чтобы грамотно оценить перспективы работы в Интернете, получить четкую формулировку дальнейшей стратегии на этом рынке, компании необходимо в первую очередь провести детальный анализ соответствующих процессов самостоятельно или обратившись к профессиональным консультантам. Дать универсальные рекомендации очень сложно. Многое зависит от отрасли, от региона, оттого сегмента рынка, на котором работает компания, от ее потенциальных потребителей. Множество нереализованных ожиданий, лопнувших "мыльных пузырей" вызвало закономерное скептическое отношение многих компаний к Интернету. Конечно, хорошей иллюстрацией является конкретный пример. Однако уровень развития рынка Интернет-проектов еще настолько низкий, что не всегда удается найти подходящий пример успешно реализованного проекта в конкретной отрасли. Сегодня многие компании являются "первопроходцами" в своей индустрии. Полагаю, в большинстве компаний понимают, что за Интернетом будущее, но не знают, как эти перспективы реализовать для себя, как оценить новые возможности, открываемые Интернетом. Здесь необходима помощь профессионала.

А. Тарасов: Я хотел бы привести в качестве такого примера опыт компании Cisco. Весь наш бизнес построен на Интернете. У нас есть четыре направления интернет-бизнес-реше-ний: электронная коммерция, обслуживание заказчиков, управление поставками и оптимизация рабочей силы. По данным аналитиков Cisco, финансовый эффект от использования Интернет-решений в компании в прошлом финансовом году составил $1,7 млрд. (при обороте чуть более $20 млрд.). Наш опыт общения с заказчиками позволяет утверждать: из перечисленных направлений сегодня наиболее активно в России и в мире в целом применяется оптимизация рабочей силы - внедрение Интернет-решений с целью повысить эффективность своей компании путем сокращения операционных расходов. Характерно, что, видя такую перспективу, компании вкладывают средства и в инфраструктуру.

Наиболее интересными быстроразвивающимися приложениями в корпоративных сетях являются построение внутренних корпоративных порталов и в целом перевод приложений на рельсы интранета и Web, а также электронное обучение, объединяющее весь комплекс мер по использованию информационных технологий в образовании - электронный деканат, регистрацию на курсах, логистику, связанную с обучением, подготовку контента и его доставку, тестирование.

Несколько слов относительно того, как компании должны внедрять интернет-решения. У нас для этого существует специальный подход, в основе которого лежит так называемый принцип трех троек: нормальный интернет-проект должен быть внедрен не больше чем за 3 - 6 месяцев, силами не более трех человек и должен стоить не дороже $300 тыс. Если проект выходит за эти рамки, он прекращается. Этот принцип позволяет очень быстро реализовывать проекты и видеть отдачу уже через 3-6 месяцев, что очень важно в Интернете.

Непосредственно рекомендуемый нами процесс внедрения Интернет-решений в компании состоит из пяти частей: "евангелизация" (разъяснение преимуществ Интернета внутри компании), Net Readiness (определение степени готовности компании к применению Интернета), создание списка интернет-ининциатив в компании, их приоритизация и непосредственное внедрение тех или иных Интернет-проектов. Сочетание принципа трех троек и подобного пятистадийного подхода позволяет компаниям спокойно и четко использовать Интернет-решения. Важно, что внедрение Интернета при таком подходе происходит постепенно, существуют измеряемые стадии, которые позволяют на каждом этапе иметь реальный результат и затем уже наращивать функциональность.

Я считаю, что Интернет в России пока не будет существенно влиять на рост числа клиентов компаний. В нынешней ситуации я не вижу такого потенциала. В первую очередь Интернет - это мощное средство сокращения издержек и повышения эффективности бизнеса.

И. Хорунжая: Решение об использовании Интернета в бизнесе должно зависеть от поставленной цели компании. При этом использование Интернета в проекте не должно быть самоцелью и может принести пользу только в том случае, если проводится соответствующая реорганизация бизнес-процессов, реинжиниринг.

С. Македонский: Я полагаю, примеры использования Интернета в больших компаниях, подобных Cisco, вряд ли следует рассматривать как типичные для России. Относительно перспектив развития Интернета в целом можно предположить, что в ближайшее время каких-то всплесков не будет. Получение прибыли собственно от использования Интернета вероятно только в очень узких нишах. Если оценить инфраструктуру Интернета в сочетании с макроэкономическими параметрами - доля персональных компьютеров, мобильных устройств, подключенность к Интернету по отношению к общему числу населения - эти параметры в России крайне незначительны.

ИТ-Россия, Интернет-Россия очень мала. Она меньше Венгрии, Польши. Показатели "проникновения" ИТ в России колеблются в пределах 2-3%. Для стран Восточной Европы этот показатель составляет около 20%, Западной Европы - около 40%. Существенного изменения этих макроэкономических параметров в ближайшей перспективе не произойдет. Поэтому все успешные решения будут сосредоточены лишь в очень узких нишевых сегментах.

Н. Шагурина: Каковы тенденции на рынке программного обеспечения?

Б. Гайфуллин: Российский рынок ПО в значительной степени уже поделен. Есть круг потребителей в банковском и телекоммуникационном секторах, в сырьевых, металлургических компаниях. Как правило, у них уже есть свои поставщики ПО. Конечно, появляются новые компании, но занять нишу на этом рынке очень сложно. Поэтому для компаний, работающих на рынке ПО, ориентация на Запад вполне естественна. С другой стороны, у отечественных разработчиков есть стимул расти и на нашем рынке. Прежде всего, конкуренция с западным ПО - в России сегодня предлагается достаточно много западных решений, которые необходимо адаптировать, локализовать и т. д. С этим придется конкурировать, что заставляет повышать функциональность, возможности ПО и уровень поддержки.
С. Македонский: Российский рынок сильно отличается от зарубежного тем, что предприятия на Западе очень консервативны. Ставится одна платформа, затем другая, ПО от различных производителей. Поэтому там очень жестко стоит вопрос интеграции унаследованных систем. В этой связи сильно востребованы заказные уникальные разработки по интеграции. В России рынок технической оснащенности предприятий намного более революционный. Проблемы интеграции не возникает, так как автоматизация часто происходит "с нуля".

Поэтому значительной потребности в интеграции, в оригинальных разработках нет, больше нужны готовые решения. В целом же насыщенность российского рынка ПО крайне низка. Однако стремительного роста еще не ожидается, так как основная масса российских предприятий пока не готова востребовать эти продукты. Необходимо развивать эти предприятия. В этой связи опять возникает важный вопрос работы с регионами. У региональных предприятий большой потенциал, однако активного спроса на ПО следует ожидать несколько позже, когда позволят экономические условия.

Н. Шагурина: Каковы тенденции на рынке телекоммуникаций?

А. Тарасов: Тенденции в области передачи данных на интернет-рынке связаны с тем, что раньше почти весь интернет-контент был сосредоточен в США. Достаточно было построить backbone до США, и это покрывало все потребности. Сейчас контент распределяется, около 70% его находится в локальной стране, в том же городе или в той же компании. Телекоммуникационные операторы понимают, что необходимо не только строить backbone вовне, но и создавать собственную внутреннюю, в том числе IP, инфраструктуру.
Внутри этой задачи люди все чаще сталкиваются с проблемой масштабирования. Необходимо использовать сетевую инфраструктуру для всевозможных видов приложений - голос, данные, видео и т. д. Возникает потребность постепенно наращивать свои мощности. Крайне важной составляющей является конвергенция. Сейчас у любого оператора есть собственная IP-инфраструктура, многие предлагают VoIP, VPN. Эти телекоммуникационные сервисы, полагаю, будут в наибольшей степени востребованы в ближайшее время. Среди первостепенных тенденций на этом рынке следует выделить VPN. Компании растут, покупают все новые фирмы, открываются новые офисы, в том числе региональные. Для того чтобы эффективно управлять такими компаниями, необходима единая сеть доступа. Внедрение таких приложений, как порталы, ERP и т. д., в свою очередь тоже требуют соответствующего уровня связи. Вторая тенденция связана с развитием технологии VoIP. На этом рынке работает ряд серьезных игроков, этот рынок растет, и технология завоевывает все большую популярность. Еще одна тенденция связана с provisioned services, т. е. аутсорсингом оператором различных сетевых услуг. Вместо того чтобы самостоятельно покупать решения, заказчик будет арендовать их у оператора. Это могут быть самые разнообразные решения - телефония, call-центр, VPN, система e-learning, система аренды приложений и др. Мне кажется, что сегодня на операторском рынке наблюдается тенденция интеграции операторов связи с крупными системными интеграторами. Такая интеграция позволит операторам предлагать новые услуги и благодаря этому выделиться на рынке. В основном операторы будут предоставлять мультисервисные услуги за счет своей IP-инфраструктуры.

К. Зимин: Насколько перспективным направлением является аутсорсинг?

А. Тарасов: Сегодня люди еще боятся свои значимые для бизнеса приложения отдавать в аутсорсинг. Но возможно, на аутсорсинг будут отдаваться либо дорогие и сложные в обслуживании приложения, либо приложения, требующие серьезных дополнительных ресурсов, например электронное обучение.
С. Македонский: Одна из проблем на пути распространения аутсорсинга - боязнь за сохранность данных. Вторая проблема связана с тем, что при аутсорсинге на баланс принимается оборудование и персонал переходит в компанию, осуществляющую аутсорсинг. Чтобы обеспечить такой подход, поставщик услуг должен иметь достаточно много свободных денег, что мало реально сегодня для российского рынка. Проблема, таким образом, оказывается связанной с величиной компаний-поставщиков услуг.

В целом же аутсорсинг - это, безусловно, правильный ход развития компании. Мне кажется, эту идею необходимо всячески внедрять в ИТ-сообщество. Выделение всех непринципиальных, незначимых процессов ведет к улучшению ситуации в компании, снижению рисков, уменьшению зависимости от ИТ-подразделений. Стратегия развития в этом отношении - вопрос выбора предприятия исходя из специфики его бизнеса, критичности сохранности информации. Одна из возможных стратегий связана с развитием собственного ИТ-подразделения, увеличения его численности и т. д. Такая стратегия популярна, особенно в России. Для Запада больше характерна тенденция, связанная с арендой приложений, аутсорсингом ИТ и собственно бизнес-процессов. В обоих случаях возникают свои риски. В первом случае это риск вырастить ИТ-подразделение, от которого будет сильно зависеть основной бизнес, а также риски, связанные с уровнем профессионализма сотрудников этого подразделения. Во втором случае - риск сохранности информации и т. д. Как уже отмечалось, для России сегодня в большей степени характерна первая тенденция, однако, возможно, развитие компаний по альтернативному пути станет одной из тенденций 2002 года.

РАЗВИТИЕ ПО ЗАКОНАМ ЭВОЛЮЦИИ

Российский ИТ-рынок перешел в зрелую стадию и теперь будет развиваться по законам нормальной индустрии, без резких скачков и катаклизмов. В 2002 году эволюционное развитие ИТ-бизнеса продолжится, а его рост будет обеспечен главным образом за счет появления у заказчиков новых потребностей в расширении и совершенствовании своих ИТ-решений. Сейчас на наиболее успешных российских предприятиях, завершивших первый этап автоматизации, начал, на наш взгляд, формироваться спрос на сервисные ИТ-услути. Под "сервисом" имеется в виду не банальная техническая поддержка решений, которая присутствовала всегда, а услуги, связанные с консалтингом, разработкой ИТ-стратегии, управлением закупками, проектами, аутсорсингом и т. д.

На рынке ERP-решений и так называемых решений по учету финансово-хозяйственной деятельности предприятий, по всей вероятности произойдет замедление темпов роста. На западном рынке этот сегмент уже довольно давно стагнирует и растет не более чем на несколько процентов в год. Многие российские предприятия тоже уже прошли стадию автоматизации базовых бизнес-процессов, и теперь перед ними будут стоять совсем другие задачи. Ведь реально ERP-решения покрывают не более 30% информационных потоков предприятия, а 70 - 80% остаются свободными для автоматизации на базе других приложений. На рынке программных средств это прежде всего решения для автоматизации взаимоотношений с клиентами (я сознательно не употребляю аббревиатуру CRM, поскольку CRM - только один из классов таких решений).

Рынок сетевых технологий вышел на стадию постепенного снижения темпов роста, по-видимому, еще раньше, и сегодня он достаточно стабилен. Мы предполагаем, что в России реальным спросом будут пользоваться традиционные технологии, в первую очередь для внутрикорпоративных локальных сетей.

Рынок кабельных систем, на котором мы активно действуем, практически полностью перешел на категорию 5е после того, как с помощью кабелей этой категории стали доступны гигабитные приложения: начиная с января - февраля 2001 г. она даже в продажах "АйТи" практически полностью вытеснила категорию 5. При этом категория 6 остается в зоне единичного спроса - платить дополнительные деньги за такие решения массовый заказчик пока не готов.

На рынке корпоративных заказов в 2001 году очень серьезным игроком было государство. Мы рассчитываем, что и в 2002 году госструктуры останутся в числе основных потребителей информационных технологий. Причем это будут уже не только центральные министерства, но и органы управления регионального уровня. Прежде всего государственным органам, по-видимому, понадобится инфраструктура, т.е. компьютеры, сети, телекоммуникационные системы, доступ к Интернету и т. д. Затем, безусловно, - автоматизация ключевых бизнес-процессов, в частности документооборота.

Что касается других вертикальных рынков, то среди основных потребителей ИТ активно растет доля предприятий машиностроения и оборонного комплекса, что вполне объяснимо в связи с подъемом машиностроения. Пожалуй, в первую очередь машиностроители заинтересованы в реализации АСУ ТП, которые должны разрабатываться узкоспециализированными фирмами, ориентирующимися на данную отрасль. Следующий этап - АСУ. По-прежнему большого количества заказов мы ожидаем от предприятий металлургической и нефтяной, а также нефтехимической промышленности.

Дмитрий Ведев, директор службы маркетинга компании "АйТи"

Центральный федеральный округ