In English

Экономическая эффективность комплексной автоматизации управления сетью АЭС на основе АйТи-Ойл

01.07.2002, Федин Александр
Издание: Нефть и капитал
Гаганов Дмитрий, Саламбаш Сергей, Федин Александр

Как уже неоднократно отмечалось, в том числе и на страницах журнала “Нефть и Капитал”, российский бензиновый рынок сегодня по-прежнему развивается быстрыми темпами. При этом в качестве эффективного средства поддержки своего растущего бизнеса строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции (АЭС) и комплексы (АЗК) активно используют различные системы автоматизации.

Несмотря на то, что речь в данном случае идет “всего лишь” об автоматизации основного бизнес-процесса нефтесбытового предприятия, очень часто решение этой задачи происходит в упрощенном варианте, на основе критериев “что дешевле” или “нравится, не нравится интерфейс”, при этом редко оценивается сама эффективность выбираемого решения. В результате такого подхода создается ситуация, когда новые современные автоматизированные автозаправочные комплексы остаются при своих старых проблемах и потерях: плохая управляемость бизнесом, разбавленный бензин, недолив, махинации, низкая эффективность и т.п.

Существуют различные критерии оценки эффективности автоматизации, но обычно, когда речь заходит об ее экономической составляющей, рассматриваются косвенные статьи дохода, которые к тому же сложно измеримы и просчитываемы. В случае же с автоматизацией АЭС ситуация обстоит значительно лучше, т.к. сбыт топлива это ее основная деятельность, и правильная его автоматизация оказывает прямой эффект на бизнес, что может быть достаточно четко оценено и просчитано в реальных деньгах.

На основе опыта работы с компаниями, занимающимися розничным сбытом нефтепродуктов, сотрудниками компании АйТи разработана методика расчета экономической эффективности комплексной автоматизации управления сетью АЭС. Эта методика учитывает большое количество различных параметров и данных, а также российскую специфику.

В данной статье приведен расчет экономической эффективности комплексной автоматизации сети АЗС на основе решения АйТи-Ойл (более подробно об АйТи-Ойл см. в №3 “НиК” за 2002г.), сделан он на реальном примере.

Параметры модели

Региональная сеть АЗС из 12 станций, типичная для европейской территории России, с пропускной способностью от 800 литров в сутки на самой небольшой АЗС до 15 тыс. литров в сутки на самой крупной АЗС. Средняя пропускная способность по сети - около 7,5 тыс. литров в сутки. Данная сеть имеет 48 резервуаров на АЗС емкостью от 8,5 до 180 куб. м. Основные виды продаваемого топлива: АИ-80 (6,9 руб.), АИ-92 (8 руб.). дизельное топливо (6,98 руб.), значительно меньше АИ-95 (9 руб.). Оборот всей сети АЗС составляет около 8 млн рублей в месяц.

Рассмотрим некоторые конкретные проблемы, существующие на АЗС, и эффективность их решения за счет внедрения АйТи-Ойл.


Исключение потерь Погрешности при приеме топлива

При приеме нефтепродуктов в резервуарный парк основные погрешности и потери приходятся практически на все сезоны за исключением лета. Эти потери связаны с расхождением реально принимаемого объема нефтепродуктов из бензовоза с данными, указанными в товарно-транспортной накладной. Как известно, изменение объема топлива связано с изменением температуры: при уменьшении температуры на 100C его объем уменьшается на 1%, т.е. при использовании бензовоза вместимостью 5 куб. м теряется около 50 литров. Потери также происходят и в момент слива нефтепродуктов в резервуар из-за разницы температур. По техническим требованиям для измерения остатков в резервуаре после приема нефтепродуктов должно пройти не менее 2 часов, разумеется, столько времени никто не ждет.

Как происходит прием нефтепродуктов в большинстве случаев, порой даже на самых современных АЗК? Уровень измеряется при помощи метрштока, по градуировочной таблице вычисляется объем, “с потолка” берется температура и плотность нефтепродукта в резервуаре. Не оцениваются многие другие важные параметры, например объем подтоварной воды, влияющей на результаты измерения метрштоком. Вычисленная на основе таких данных масса нефтепродуктов записывается в журнал учета.

Как показывает практика, при подобном подходе измерение уровня дает погрешность от 2 мм до 1 см, при этом для горизонтального резервуара объемом 25 куб. м 1 см на метрштоке в середине составляет 100 литров.

Оценивая потери нефтепродуктов при перевозке в 1 % от объема, а при приеме и хранении на АЗС в 0,4%, для нашей модели АЗК получим ежемесячное количество неучтенного топлива на сумму 281 тыс. руб. Упущенная выгода для ее владельцев при этом составляет более 70 тыс. руб. в месяц.

За счет внедрения автоматизированной системы контроля параметров нефтепродуктов, входящей в состав АйТи-Ойл, вышеуказанные погрешности могут быть сведены практически к нулю, таким образом, экономический эффект от ее внедрения составит более 70 тыс. руб. в месяц.

Отчетность

Другая не менее существенная возможность потерь возникает при отпуске нефтепродуктов с топливораздаточных колонок (ТРК) и махинаций с отчетностью при этом. Естественные потери по ГОСТ 9018 на этом этапе определяются основной погрешностью +/- 0,25% и дополнительной погрешностью - 0,04% на каждые 10'С.

Реально же для существующих АЗС эта величина составляет +/- 0,5%. В результате технологические потери при отпуске нефтепродуктов по рассматриваемой нами сети АЗС можно оценить суммой в 108 тыс. руб. в месяц за неучтенное топливо. Упущенная выгода при этом составляет более 27 тыс. руб. в месяц.

Подсистема автоматизированного отпуска топлива, входящая в АйТи-Ойл, обеспечивает выполнение всех операций по отпуску нефтепродуктов в едином технологическом цикле, что позволяет свести данную основную погрешность к естественным 0,25%. Соответственно, экономический эффект от внедрения автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов при этом составит 12,5 тыс. руб. в месяц.


Человеческий фактор

Еще один из факторов, приводящий к потерям на АЗС, - человеческий, его влияние может приводить к потерям в различной форме. В данном примере рассматриваются только потери от реализации стороннего бензина, не учитываемого с помощь ККМ, происходящие с ведома операторов и старших АЗС. В этих операциях могут участвовать (в различных сочетаниях): операторы АЗС, водители, перевозчики, диспетчеры нефтебаз, и такие примеры не редки. Владелец АЗС теряет деньги из-за уменьшения продаж именно своего топлива. Среднее (оценочное) значение снижения продаж составляет 1 % от объема. В результате расчетов по нашей сети АЗС получаем более 200 тыс. руб. в месяц реализации стороннего топлива и упущенную выгоду от этого на сумму более 50 тыс. руб. ежемесячно.

Комплексная автоматизация АЗС системой АйТи-Ойл исключает возможность подобных ситуаций и позволяет свести влияние человеческого фактора практически к нулю. Соответственно экономический эффект при этом составит более 50 тыс. руб. в месяц.

Важно понимать, что этот эффект достигается только за счет комплексной автоматизации на АЗС - не интегрированные решения не позволяют перекрыть данный канал потерь, как и другие возможности для изобретательных сотрудников.

Прибыли Привлечение средств

Одной из статей дохода при автоматизации АЗК системой АйТи-Ойл может стать внедрение системы безналичных платежей на основе смарт-карт. Основной доход от системы оплаты по смарт-картам может быть получен от использования предоплаты за нефтепродукты. Поскольку корпоративные клиенты АЗС и так, как правило, вносят предоплату по безналичному расчету и обслуживаются по талонам, ведомостям и т.п., будем оценивать эффект только от распространения карт среди частных лиц. Данные следующие: из 500 клиентов, регулярно заправляющихся на одной АЗС, реально привлечь к карточной программе 20%, т.е. 100 постоянных клиентов или 1200 клиентов для всей сети из 12 АЗС. При среднем расходе топлива 150 литров в месяц на одного такого клиента и средней стоимости топлива 8 руб. за литр получаем общий объем привлеченных средств более 1 434 тыс. руб. ежемесячно. Дополнительная прибыль от использования этих средств в основной деятельности может составить более 358 тыс. руб. в месяц.

Технологическая оптимизация

Важной статьей дополнительных доходов может стать повышение эффективности работы сотрудников и ускорение выполнения технологических операций. Комплексная автоматизации АЗС на основе АйТи-Ойл обеспечивает оператору АЗС интегрированное рабочее место, где он максимально быстро выполняет все необходимые операции, что значительно повышает эффективность его работы и ускоряет выполнение многих функций. Опыт внедрения АйТи-Ойл позволяет оценить время, которое экономится по отдельным операциям и в целом:

Операция

Без использования средств автоматизации,

мин.

С использованием средств

автоматизации,

мин.

Среднее

время

экономии,

% в месяц

Прием

нефтепродуктов

40

24

1,111%

Отпуск

нефтепродуктов

0,7

0,5

5,714%

Проведение

пересменки

40

10

2,083%

Всего экономия

8,909%

Экономический эффект от повышения скорости выполнения технологических операций и экономии рабочего времени можно посчитать как упущенную выгоду за простой мощностей за это же время. При указанном в параметрах среднем обороте сети АЗС (8 млн руб. в месяц) экономический эффект от повышения эффективности работы персонала составит более 178 тыс. рублей в месяц.

Предварительный итог

Таким образом, общий экономический эффект от комплексной автоматизации данной сети из 12 АЗС на основе АйТи-Ойл составит:

Статья

Экономический эффект, руб./мес.

Снижение технологических потерь при приеме топлива

Снижение технологических потерь при отпуске топлива

Снижение финансовых потерь от злоупотреблений

Доход от внедрения карточной системы

Экономия за счет ускорения операций на АЗС

Всего экономический эффект в месяц, руб.

Всего экономический эффект в год, руб.

Всего экономический эффект в год, $

70271

12548

50194

358650

178865

670528

8046339

$259559

Т.е. получается, что по рассматриваемому проекту годовой экономический эффект от внедрения АйТи-Ойл только на уровне АЗС и только при торговле нефтепродуктами равен целому месяцу работы всей сети! А если речь идет об автозаправочных комплексах с расширенным ассортиментом и набором услуг, где учет осложнен еще больше?

При этом стоимость АйТи-Ойл в части автоматизации АЗС обычно составляет единицы процентов от стоимости строительства или реконструкции самих станций. По данному же проекту срок окупаемости составляет 6 месяцев.

Дополнительные возможности

Существуют и другие реальные возможности добиться дополнительного экономического эффекта от комплексной автоматизации управления сетью АЗК, среди которых можно выделить нижеследующие.

При переходе от талонов и ведомостей в работе с корпоративными клиентами к смарт-картам появляется возможность полного централизованного контроля безналичных операций и не требуется ручная обработка массы бумаг, что повышает эффективность работы персонала (или высвобождает данный ресурс). Таким образом махинации с безналичными расчетами при использовании смарт-карт практически исключены.

Помимо этого собственная система безналичных расчетов на основе смарт-карт позволит предоставить корпоративным клиентам новые схемы работы и удобные условия обслуживания, что реально может обеспечить расширение клиентской базы. В данной системе можно реализовать различные схемы привлечения и удержания частных клиентов - схемы лояльности, что также может обеспечить ощутимый дополнительный доход.

Экономический эффект может быть получен еще и за счет унификации систем управления ТРК, т.к. АйТи-Ойл позволяет работать с различным оборудованием на АЗС, что снижает издержки и потребность в людских ресурсах для обслуживания системы управления.

Возможность консолидации сведений по всей сети АЗС позволяет центральному офису оперативно получать информацию о финансовых и товарных потоках, о товарных запасах, об эффективности текущего ценообразования и реализации по разным видам топлива. АйТи-Ойл позволяет получать все эти данные быстро, с высокой степенью достоверности и в удобном для просмотра и анализа виде.

Кроме того, на основе своевременно полученной достоверной информации руководство сети АЗС может принимать своевременные и более эффективные решения по логистике, ценообразованию и т.п., а также четко контролировать работу каждого конкретного АЗК и отдельных сотрудников.

Экономический эффект, получаемый за счет улучшения управляемости бизнесом, возможно просчитать, но такая оценка может быть сделана с необходимой степенью достоверности только после серьезного предпроектного обследования и тщательного сбора данных по конкретной сети АЗС.

В рассматриваемом же проекте по 12 АЗС предварительная оценка косвенных статей дохода, связанных с ускорением оборота средств и снижением издержек, характеризуется цифрой в 10% от оборота, а общие дополнительные доходы за счет этого могут составить более 200 тыс. руб. в месяц.

Заключение

Приведенные выше расчеты демонстрируют, что автоматизация АЗК на основе АйТи-Ойл может быть весьма выгодна как с точки зрения экономии, так и контроля. При этом наибольший эффект достигается при четкой комплексной автоматизации всех технологических процессов на АЗС в единую систему управления.

Центральный федеральный округ