In English

ERP умер, да здравствует ERP

26.06.2001, Сливко-Кольчик Елена
Издание: Сетевой
Проблемы внедрения ERP, плюсы и минусы корпоративных информационных систем обсуждаются сегодня на предприятиях всех уровней и всех отраслей промышленности. Все чаще высказываются сомнения в том. что цель оправдывает средства, потраченные на внедрение системы. Два доклада, сделанные в ходе Восьмого Российского ИТ-симпозиума, организованного компанией Market-Visio/EDC, были посвящены обсуждению этого вопроса.

ИТ-аналитик компании Market-Visio из Финляндии Мика Янтунен осветил в своем докладе изменяющуюся роль решений ERP, SCM и CRM. "ERP не умер" — отметил он, опровергая некогда прозвучавшее заявление Gartner Group. Если организация внедряет такие новые инициативы, как коллаборативная коммерция и электронный бизнес, то ERP оказывается той основой, на которую нанизываются все связанные с этим процессы. Организации должны оптимизировать ERP для совершенствования своей деятельности, чтобы быть готовыми к коллаборативной коммерции.

Все организации, которые занимаются внедрением систем класса ERP, неизбежно испытают разочарования на этом пути. Были выделены следующие основные критерии, позволяющие оптимизировать работу с этими системами.

  • Данные должны быть точны и прозрачны для всей организации.
  • Пользователи должны доверять системе.
  • Все пользователи должны быть обучены и хорошо знать систему.
  • Все транзакции внутри системы должны быть своевременными и отвечать требованиям бизнеса. Настройка к нуждам пользователя должна проводиться только для определенных областей бизнеса.
  • Возможно, самый важный аспект — люди, обладающие опытом работы с системой и хорошо знающие ее, должны находиться внутри организации. Это означает, что консультанты, выполнив свою роль, должны организацию покинуть.
Таковы стартовые пункты, с которых начнется оптимизация ERP, если вы действительно хотите расширить ее деятельность за пределы одного предприятия и организовать связи с поставщиками и клиентами.

Электронный бизнес несомненно является одной из причин падения интереса к ERP, поскольку во многих организациях внимание к электронному бизнесу до сих пор находится на пике, хотя и начинает уменьшаться. Внедрение электронного бизнеса требует четкой интеграции внутренних систем и такой же четкой интеграции с системами партнеров.

По мнению Мики Янтунена, сегодня в большинстве организаций конкурируют две инициативы, которые делят между собой корпоративные ресурсы. Стратегия организации должна быть нацелена на процесс интеграции этих инициатив, так как ERP играет очень важную роль в электронном бизнесе. Именно сбалансированные инвестиции в электронный бизнес и ERP станут необходимым условием для успешных проектов коллаборативной коммерции.

Сегодняшняя ситуация продиктована целым рядом факторов. Сначала было планирование материальных ресурсов. Потом совершился переход к ERP, затем — к расширенным ERP. На этой фазе и раздались голоса, возвестившие о том, что "ERP умер". Потом пришло понимание, что ERP является жизненно важным элементом для внедрения электронного бизнеса, SCM и CRM. Это расширило и углубило функциональность существовавших систем материального планирования и ERP. Прежде эти системы были предназначены для оптимизации внутренних ресурсов предприятия. Теперь, на второй фазе развития ERP, в большей степени речь идет об оптимизации внешних контактов предприятия и о связанной с этим функциональности. В структуре новых решений, диктуемых современной ситуацией на рынке, большую роль будут играть SCM. "Те организации, которые используют коллаборативные технологии SCM, должны оптимизировать свои бизнес-процессы. Только в этом случае они выживут. Тот, кто не предпримет таких действий, потеряет свою долю на рынке" — отметил г-н Янтунен. Решения SCM немного отстают от ERP, идут за ними следом. Рынок SCM будет продолжать расти. Для организаций крайне важно понимание того, что такие этапы, как биржевая логистика, прямое снабжение и т. п., могут быть объединены в рамках единой системы SCM.

Сегодня различные рыночные сегменты стали конкурировать между собой в плане разработки решений ERP, CRM и SCM. Трудно даже описать это взаимодействие. Те организации, которые традиционно занимали свое место в сегменте ERP, при помощи слияний и разработки собственных проектов приобрели дополнительные функции, такие, как электронное снабжение, SCM, CRM. Это относится и к традиционным поставщикам решений SCM и CRM. Данный сегмент можно считать коллаборативным рыночным сегментом. Все поставщики здесь предлагают решения, которые входят в функции ERP II. Это делает последующие этапы развития рынка очень интересными.

Анализируя перспективы ERP, Мика Янтунен определил некоторые тактические рекомендации по оптимизации этих систем — разработка программы оптимизации, определение областей и целей усовершенствования системы, частый аудит транзакций для выявления проблемных областей, организация собственных центров поддержки, удовлетворяющих все потребности предприятия. Стратегия внедрения ERP-систем определяется взглядом на ERP II как на важнейший элемент общей архитектуры коллаборативной коммерции, сбалансированностью инвестиций в информационные технологии между ERP II и электронным бизнесом, определением способности ERP II как системы содействовать участию организации в процессах электронной коммерции.

Конечно же, тема внедрения информационных систем сегодня очень актуальна и потому популярна. Ей был посвящен доклад генерального директора Market-Visio/EDC в России Сергея Македонского. Среди основных причин перехода российских предприятий к системам класса ERP г-н Македонский выделил отсутствие реальной интеграции данных по предприятию, недостаток функциональных возможностей существующих систем, увеличение объема бизнес-операций, требования международной отчетности и т. п.

По мнению опрошенных руководителей предприятий, необходимость первичной автоматизации предприятий продиктована в первую очередь потребностью в совершенствовании системы складского обслуживания, бухгалтерского учета, продаж, дистрибуции и маркетинга. Наименее значимыми оказались ведение проектов, ценообразование, электронная коммерция. Управление персоналом также размещалось на отдаленных позициях в этом списке приоритетов. Весьма существенно различаются взгляды разработчиков и пользователей на критерии выбора информационной системы. Особенно очевидны эти различия во взглядах применительно к такой характеристике системы, как масштабируемость. Производители и вендоры считают масштабируемость одним из важнейших качеств системы, в то время как пользователи ставят эту характеристику на одну из последних позиций по значимости.

В целом разработчики уделяют различным критериям выбора системы несравнимо большее внимание, чем пользователи. По мнению поставщиков решений, распределение готовности различных отраслей промышленности к внедрению ERP-систем выглядит следующим образом. Лидируют сегодня машиностроение, торговля, фармацевтическая промышленность и транспорт. Наиболее перспективные ожидания вендоров связаны с такими отраслями, как легкая промышленность, телекоммуникации и, опять же, фармацевтика.

В докладе были представлены результаты сравнительного анализа распределения средств при внедрении западных ERP-систем и российских корпоративных информационных систем. Основное различие в затратах связано с тем, что при внедрении российских систем стоимость продукта составляет существенно меньший процент в объеме затрат по сравнению с зарубежными системами (23 и 32% соответственно). В то же время расходы на внедрение системы, наоборот, существенно превышают таковые при внедрении западных систем (57 и 49% от общей стоимости владения). Нередко одним из определяющих факторов в принятии решения о выборе корпоративной системы являются сроки внедрения. Для крупных зарубежных систем (SAP R/3, Oracle Application и BAAN IV) они составляют в среднем 20 — 22 месяца. Значительно быстрее можно внедрить малые и средние зарубежные системы (SyteLine, Axapta, Concord) — на это потребуется чуть больше года. Российские системы "Галактика", NS2000, "Эталон", "Парус 8", "БОСС-Корпорация" осваиваются еще быстрее, уже через полгода вы сможете с ними работать. Все больше споров слышится сегодня о целесообразности внедрения подобных систем, все больше примеров неудачных внедрений. Опросив вендоров, Market-Visio выделила семь основных причин этих неудач. Среди них: неготовность предприятий и организаций к изменениям, недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов, отсутствие реальной потребности в системе со стороны заказчика. Менее значимыми причинами оказались внедрение систем только силами собственных отделов ИТ, размытость целей и задач проекта, нечеткая формулировка потребностей, крайне слабая поддержка со стороны руководства, уменьшение бюджета в ходе внедрения. Решив эти проблемы, мы превратим ERP в мощнейший инструмент деятельности организации.

Центральный федеральный округ