In English

Чтобы бизнес и IT сошлись характерами

14.08.2002, Зотова Татьяна
Издание: Сетевой
Организованная компаниями "АйТи", Oracle CIS и PWC Consulting научно-практическая конференция "Измерение характеристик бизнеса - ключевой аспект повышения эффективности организации. Современные инструменты и лучшие мировые практики" 23 мая 2002 года собрала в конференц-зале "Мариотт Гранд-отеля" высшее руководство крупнейших предприятий различных отраслей экономики (финансы, банковское дело, нефтегазовая отрасль, телекоммуникации, металлургия, транспорт, торговля, машиностроение и др.). В их числе ОАО "Роено", банк "Центр-Инвест", АО "Уралэлектромедь", Сбербанк России, ОАО "Связьинвест", НИИТавтопром, ПК "Ангстрем".

КОНФЕРЕНЦИЯ "АЙТИ"

Сегодня между ИТ и бизнесом возникли совершенно особые отношения, каких до сих пор не было никогда. К руководителям компаний наконец-то пришло понимание, что инвестиции в ИТ могут приносить немалую отдачу, и это понимание кардинально изменило рынок. Пока шло формирование инфраструктуры (компьютеры, телекоммуникаций и т. п.), цель повышения эффективности бизнес-процессов перед большинством предприятий вообще не стояла. Некоторое время бизнес "осваивал" информационные технологии, затем учился с ними работать, сначала не слишком результативно, а затем все удачнее и удачнее; неким рубежом считается 1999 год, когда в экономике США, в масштабах страны, ИТ-отрасль вышла на полную окупаемость, после чего все пошло по нарастающей.

В роли мощного ускорителя выступил электронный бизнес. Доступ к ресурсам стал свободным и весьма динамичным, резко возросло количество запросов, которые нужно было удовлетворять, и в погоне за темпами и объемами компании стали менять структуру, превращаясь в холдинги. На новом эволюционном витке развития бизнеса стали выделяться уже так называемые коллаборативные сообщества. Множество компаний-производителей занялись активным развертыванием партнерских сетей, схема взаимоотношений е-соmmerсе в структурах крупных предприятий и холдингов стала заменяться схемой с-согпmerce. На какое-то время это решило часть вопросов, но темпы выросли еще на порядок.

Гораздо быстрее стали приниматься решения, заключаться сделки, перекачиваться денежные массы, и тут возникла новая проблема: финансовые директора крупных компаний с развитыми партнерскими сетями стали терять контроль над ситуацией. Они теперь не могли однозначно ответить на вопрос, жива еще их компания или уже банкрот, так как большая часть бизнеса находилась в партнерской сети, оценить состояние которой было весьма сложно.

О ЧЕМ НЕ ГОВОРИЛОСЬ НА КОНФЕРЕНЦИИ

Состав участников проходившей 23 мая в "Мариотт Гранд-отеле" научно-практической конференции "Измерение характеристик бизнеса - ключевой аспект повышения эффективности организации. Современные инструменты и лучшие мировые практики" был рекордно высок: присутствовали только президенты компаний и директора по развитию. Один из организаторов и участников этого мероприятия Борис Позин, д. т. н., директор департамента консалтинга и методологии компании "АйТи", дал этому факту следующее объяснение: "Мы с самого начала планировали собрать на этой конференции не ИТ-специалистов, а именно руководителей высшего звена, так как тематика подразумевала вполне определенную адресность. В процессе подготовки, учитывая новизну материала, представители "АйТи", Oracle CIS и PWC Consulting несколько раз встречались, для того чтобы четко выстроить сценарий. Мы условились, что об инструментах, эффективности отдельных операций, качестве реализации приложений, "цене за устройство" и т. п. говорить не будем, а рассмотрим только проблему. Донести до сознания людей, занимающихся развитием и управлением бизнеса, что проблема существует, и всесторонне проанализировать ее - вот что мы считали своей главной задачей".

Задача номер два заключалась, по-видимому, в том, чтобы рассказать, как справляются с проблемой некоторые вовремя взявшиеся за дело компании, обрисовать наиболее опасные рифы и мели, указать надежные маяки, а также назвать имена тех, кто в силу полученного опыта может выступать в роли эксперта.

КСТАТИ, ОБ ЭКСПЕРТАХ...

Где-то около года назад закончился период, когда все почему-то много говорили и писали об управленческом анализе и управленческом учете, что выглядело порой довольно забавно. Когда "Экономика и жизнь" проводит конференцию по управленческому анализу - это нормально, но если такую конференцию проводит PC Week или ComuterWorld - это уже не совсем понятно, поскольку учить стрелять должны те, кто стреляет, а не те, кто патроны подносит.

Управленческий анализ позволяет определить, где болевые точки, где направление главного удара, какой показатель бизнеса стратегически наиболее ценен. И владение информацией в данном случае, конечно, важно, но еще важнее опыт стратегического мышления. Бухгалтеры, например, не могут заниматься управленческим анализом, а только управленческим учетом. Что важно владельцу компании, что является главной ценностью ее бизнес-процессов, они часто даже не подозревают. Это странно, но это факт, и сегодня во всем мире данная проблема весьма болезненна (об этом много говорилось на последней обзорной ИТ-конференции в Каннах).

Рассматривать только бухгалтерию компании - для стратегического анализа категорически недостаточно. Разработчики ПО бухгалтерии тоже не могут выступать экспертами в данной области и создавать такую аналитику, поскольку она должна идти непосредственно от бизнеса. С каких позиций надо оценивать бизнес, что нужно людям, которые им управляют, - все это должны сформулировать они сами. Не как сделать, а что им надо. Как сделать - об этом есть кому подумать.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО СЕКУНДЫ

Понятие "ключевые показатели бизнеса" (Key Performance Indicators, KPI) появилось в управленческом анализе около 30 лет назад. Потребность в выделении из общей массы сводок и отчетов данных, наиболее точно и ярко характеризующих состояние бизнеса, уже в то время была достаточно высока. А то, что отнюдь не все KPI связаны с экономикой, что важнейшие из них, напротив, могут находиться вне экономической области, выяснилось практически сразу. Управленческий анализ является предметом KPI, но управленческий учет - не совсем, хотя KPI его тоже использует. При том, что управленческий анализ содержит более 500 KPI, применяются они весьма избирательно: в зависимости от типа бизнеса, особенностей компании, конкретных задач, конкретной ситуации и т. п.

KPI, вытекающие из бухгалтерского учета (при анализе сбыта, дебиторской и кредиторской задолженности, главной книги и т. п.), используются повсеместно, но в то же время существует немало уникальных KPI, актуальных, быть может, лишь для одной-единственной компании.

Так, например, как отмечалось руководителями ИТ-службы Магнитогорского металлургического комбината на недавно прошедшей на предприятии конференции, одним из ключевых индикаторов для ММК является "время, с точностью до секунды, выхода корабля с продукцией в нейтральные воды". Если магнитогорцы смогут секунда в секунду получать об этом факте подтвержденное сообщение, почти с такой же точностью и скоростью им будет возвращаться НДС. Оттого, как быстро происходит возврат НДС, зависит количество оборотных средств комбината, функционирующего, как и любое другое металлургическое предприятие, в непрерывном цикле.

Над созданием системы, которая могла бы фиксировать время X и с заверенной электронной подписью представлять в налоговую службу, сегодня работает многосотенная служба магнитогорского АСУ. Как вы понимаете, ни в одной ERP-системе такой параметр реализован быть не может.

НАСКОЛЬКО ПАРТНЕРСКИЕ ВАШИ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ?


Если первый по важности вопрос -выявление и определение KPI, то вторым наиважнейшим является аналитика партнерских отношений. Определить, насколько эффективен каждый из партнеров по бизнесу, насколько эффективно ваше взаимодействие с ним - сложнейшая задача. Показателей тут тысячи, и если пытаться учесть все, решение никогда не будет найдено. Значит, нужно оценивать состояние бизнеса с помощью неких моделей. Об этом говорилось в докладе "Реализация системы стратегических показателей на базе оперативных систем предприятия" Сергея Колчина, ведущего консультанта PWC Consulting.

Одним из лучших современных методов оценки состояния бизнеса является анализ с помощью так называемых Balanced Scorecards (SC). SC - это некие совокупности балансовых показателей компании, распределенные по четырем группам оценки перспектив: финансовых, клиентских, кадровых и внутренних процессов. Каждая из этих четырех групп содержит свои KPI. Что собой представляет, например, перспектива по клиентам? Конечно, объемы базы, типы клиентов, степень удовлетворенности и т. п. Эти сведения в значительной степени могут быть "вынуты" из CRM-системы.

SC являются хорошим примером для понимания того, что собой представляет стратегическая комната. В стратегической комнате преобразованные данные оперативных систем по спектрам деятельности компании с заданной периодичностью или в режиме нон-стоп выводятся на экраны, на каждом из которых спроецированы один или несколько SC.

В идеале только после того, как разработаны и систематизированы первичные показатели (KPI), построена некая модель стратегической оценки деятельности компании (SC) и создана автоматизированная система, постоянно занятая сбором данных и вычислением показателей, руководитель компании должен и может заниматься оценкой темпов развития или угасания компании, отдельных бизнес-направлений или всей партнерской сети. Если такая система отстроена, вопрос, располагает или не располагает он нужной для принятия верного решения информацией, автоматически переходит в разряд риторических.

Сергей Колчин достаточно подробно рассказал, как в принципе должен строиться стратегический анализ по KPI, а в качестве игроков на этом рынке упомянул Oracle, Cognos, SAS, Business Objects и SAP.


СКОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ НУЖНО УПРАВЛЕНЦУ?

Системы управления предприятиями порождают обильный поток разнообразной информации, однако менеджеру для успешной работы не требуются все данные и параметры о деятельности предприятия, ему нужны только агрегированные данные, способствующие принятию правильных управленческих решений. И значит, у него просто нет иного выхода, кроме как снова прибегнуть к помощи ИТ, поскольку хранящиеся в электронных архивах данные нужно скорректировать и сформировать таким образом, чтобы стали наглядными все зависимости. Только в этом случае по прошествии какого-то времени он сможет спокойно и уверенно заниматься прогнозированием характеристик и перспектив. При условии, конечно, что за истекший период стратегическая модель деятельности предприятия не изменится.

Анализом соотношений и измерением эффективности таких бизес-показа-телей, как продажи, краткосрочная и долгосрочная прибыль, качество, цена, время до принятия решения и т. п., сегодня занимается пока все еще новое направление ИТ - Business Intelligence, объединяющее электронные хранилища данных (базовый элемент), OLAP (Оп-Line Analytical Processing) и Data Mining.

Технология OLAP ориентирована на анализ агрегированных данных, или, как сейчас говорят, на их исследование и визуализацию. Возможность обработки и представления данных в разных видах важна, когда вы, например, хотите получить не те данные, что предусмотрены стандартной отчетностью, а те, что вам стали необходимы сегодня: новые нестандартные, непредопределенные отчеты, какие-то новые исследования.

Data Mining служат для формирования моделей и зависимостей, существующих между большими выборками данных (нейронные сети, деревья решений, линейная регрессия, кластеризация и т. п.), т. е. для извлечения нужных вам сведений из больших совокупностей данных и отслеживания каких-то статистических закономерностей.

Блестящее выступление Ольги Горчинской из Oracle CIS было посвящено как раз вопросам технологии хранения и обработки данных, необходимых для принятия управленческих решений. Ей удалось наглядно представить, как выстраиваются коллекции данных в информационном хранилище, как взаимодействуют с хранилищем другие "инструменты" системы и с помощью каких средств это делается.

ОБ АРХИТЕКТУРЕ И КУЛЬТУРЕ

В настоящее время бизнес в России находится в стадии роста, хотя и довольно неравномерного: достаточно быстро образуются холдинги и значительно медленнее - коллаборативные сообщества. Что же касается качественных изменений, то самые значимые из них связаны с необходимостью интеграции российских компаний в мировую бизнес-систему, - решение этой задачи невозможно без использования информационных технологий.

Количество платежеспособных заказчиков в лице крупных кампаний постепенно увеличивается. Растут и сами потребности в ИТ, и осознание необходимости их использования.

Примеры архитектуры информационно-аналитических систем с различной реализацией приводились в докладе "Аспекты реализации архитектуры современной информационно-аналитической системы" Ильи Волкова, руководителя группы методологии создания хранилищ данных департамента консалтинга и методологии создания ПО ИС компании "АйТи".

Финансовые и организационные возможности, конечно, у всех разные: по-прежнему далеко не каждый может позволить себе полностью автоматизироваться средствами только одной компании, у многих полный винегрет, т. е., пардон, вариант смешанного решения. Но можно порадоваться, что хотя бы в целом уровень культуры потребления ИТ заметно вырос, чего о культуре общей пока не скажешь. История, как пример: "В одной из крупных банковских структур решили создать хранилище данных для центрального аппарата и новый департамент, решили - и создали. Но все старые департаменты стали дружно зажимать свои данные - мол, не хотим нашу информацию на центральный сервер выкладывать! И сразу не зажила та система - этических норм человеческого фактора не выдержала.

Хотя ошибка тут не техническая, а методическая. Не нужно было делать центральный сервер, а просто обеспечить доступ: поставить программы экстракции данных, и чтобы администраторы администрировали бы права доступа из каждого локального сервера департамента... Программа тогда сама по определенным условиям могла бы спокойно, без участия человека, вынимать все нужные данные и загружать их в отдельные хранилища".

В финале конференции менеджером по развитию бизнеса Oracle CIS Романом Самохваловым была затронута еще одна, не менее актуальная, тема - CRM как одно из практических средств решения задач управления и оценки взаимодействия с клиентами.

Подводя итог, хочется сказать, что благодаря четкой тематической последовательности выступлений абсолютно все участники смогли получить целостное представление о проблеме и путях ее решения. Были показаны все уровни информационно-аналитической системы: и хранилища данных, и гиперкубы, и экстракции, и представление данных в Интернете и локальных сетях, объяснено, какие процессы с помощью каких инструментов автоматизируются и т. п.

Достижение консенсуса между заказчиком решения и его поставщиком - вопрос не столько технический, сколько этический. Автоматизация управленческого анализа компании - масштабный длительный поэтапный проект, каждый шаг которого содержит какой-то свой конкретный смысл с точки зрения бизнеса, но взаимопонимание обязательно на всех этапах. Не вызывает сомнения, что на конференции оно присутствовало и, значит, шансы, что этот успех повторится, достаточно высоки.

Центральный федеральный округ