In English

Чтобы бизнес и IT сошлись характерами

14.08.2002, Зотова Татьяна
Издание: Сетевой
Организованная компаниями "АйТи", Oracle CIS и PWC Consulting научно-практическая конференция "Измерение характеристик бизнеса - ключевой аспект повышения эффективности организации. Современные инструменты и лучшие мировые практики" 23 мая 2002 года собрала в конференц-зале "Мариотт Гранд-отеля" высшее руководство крупнейших предприятий различных отраслей экономики (финансы, банковское дело, нефтегазовая отрасль, телекоммуникации, металлургия, транспорт, торговля, машиностроение и др.). В их числе ОАО "Роено", банк "Центр-Инвест", АО "Уралэлектромедь", Сбербанк России, ОАО "Связьинвест", НИИТавтопром, ПК "Ангстрем".

КОНФЕРЕНЦИЯ "АЙТИ"

Сегодня между ИТ и бизнесом возникли совершенно особые отношения, каких до сих пор не было никогда. К руководителям компаний наконец-то пришло понимание, что инвестиции в ИТ могут приносить немалую отдачу, и это понимание кардинально изменило рынок. Пока шло формирование инфраструктуры (компьютеры, телекоммуникаций и т. п.), цель повышения эффективности бизнес-процессов перед большинством предприятий вообще не стояла. Некоторое время бизнес "осваивал" информационные технологии, затем учился с ними работать, сначала не слишком результативно, а затем все удачнее и удачнее; неким рубежом считается 1999 год, когда в экономике США, в масштабах страны, ИТ-отрасль вышла на полную окупаемость, после чего все пошло по нарастающей.

В роли мощного ускорителя выступил электронный бизнес. Доступ к ресурсам стал свободным и весьма динамичным, резко возросло количество запросов, которые нужно было удовлетворять, и в погоне за темпами и объемами компании стали менять структуру, превращаясь в холдинги. На новом эволюционном витке развития бизнеса стали выделяться уже так называемые коллаборативные сообщества. Множество компаний-производителей занялись активным развертыванием партнерских сетей, схема взаимоотношений е-соmmerсе в структурах крупных предприятий и холдингов стала заменяться схемой с-согпmerce. На какое-то время это решило часть вопросов, но темпы выросли еще на порядок.

Гораздо быстрее стали приниматься решения, заключаться сделки, перекачиваться денежные массы, и тут возникла новая проблема: финансовые директора крупных компаний с развитыми партнерскими сетями стали терять контроль над ситуацией. Они теперь не могли однозначно ответить на вопрос, жива еще их компания или уже банкрот, так как большая часть бизнеса находилась в партнерской сети, оценить состояние которой было весьма сложно.

О ЧЕМ НЕ ГОВОРИЛОСЬ НА КОНФЕРЕНЦИИ

Состав участников проходившей 23 мая в "Мариотт Гранд-отеле" научно-практической конференции "Измерение характеристик бизнеса - ключевой аспект повышения эффективности организации. Современные инструменты и лучшие мировые практики" был рекордно высок: присутствовали только президенты компаний и директора по развитию. Один из организаторов и участников этого мероприятия Борис Позин, д. т. н., директор департамента консалтинга и методологии компании "АйТи", дал этому факту следующее объяснение: "Мы с самого начала планировали собрать на этой конференции не ИТ-специалистов, а именно руководителей высшего звена, так как тематика подразумевала вполне определенную адресность. В процессе подготовки, учитывая новизну материала, представители "АйТи", Oracle CIS и PWC Consulting несколько раз встречались, для того чтобы четко выстроить сценарий. Мы условились, что об инструментах, эффективности отдельных операций, качестве реализации приложений, "цене за устройство" и т. п. говорить не будем, а рассмотрим только проблему. Донести до сознания людей, занимающихся развитием и управлением бизнеса, что проблема существует, и всесторонне проанализировать ее - вот что мы считали своей главной задачей".

Задача номер два заключалась, по-видимому, в том, чтобы рассказать, как справляются с проблемой некоторые вовремя взявшиеся за дело компании, обрисовать наиболее опасные рифы и мели, указать надежные маяки, а также назвать имена тех, кто в силу полученного опыта может выступать в роли эксперта.

КСТАТИ, ОБ ЭКСПЕРТАХ...

Где-то около года назад закончился период, когда все почему-то много говорили и писали об управленческом анализе и управленческом учете, что выглядело порой довольно забавно. Когда "Экономика и жизнь" проводит конференцию по управленческому анализу - это нормально, но если такую конференцию проводит PC Week или ComuterWorld - это уже не совсем понятно, поскольку учить стрелять должны те, кто стреляет, а не те, кто патроны подносит.

Управленческий анализ позволяет определить, где болевые точки, где направление главного удара, какой показатель бизнеса стратегически наиболее ценен. И владение информацией в данном случае, конечно, важно, но еще важнее опыт стратегического мышления. Бухгалтеры, например, не могут заниматься управленческим анализом, а только управленческим учетом. Что важно владельцу компании, что является главной ценностью ее бизнес-процессов, они часто даже не подозревают. Это странно, но это факт, и сегодня во всем мире данная проблема весьма болезненна (об этом много говорилось на последней обзорной ИТ-конференции в Каннах).

Рассматривать только бухгалтерию компании - для стратегического анализа категорически недостаточно. Разработчики ПО бухгалтерии тоже не могут выступать экспертами в данной области и создавать такую аналитику, поскольку она должна идти непосредственно от бизнеса. С каких позиций надо оценивать бизнес, что нужно людям, которые им управляют, - все это должны сформулировать они сами. Не как сделать, а что им надо. Как сделать - об этом есть кому подумать.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО СЕКУНДЫ

Понятие "ключевые показатели бизнеса" (Key Performance Indicators, KPI) появилось в управленческом анализе около 30 лет назад. Потребность в выделении из общей массы сводок и отчетов данных, наиболее точно и ярко характеризующих состояние бизнеса, уже в то время была достаточно высока. А то, что отнюдь не все KPI связаны с экономикой, что важнейшие из них, напротив, могут находиться вне экономической области, выяснилось практически сразу. Управленческий анализ является предметом KPI, но управленческий учет - не совсем, хотя KPI его тоже использует. При том, что управленческий анализ содержит более 500 KPI, применяются они весьма избирательно: в зависимости от типа бизнеса, особенностей компании, конкретных задач, конкретной ситуации и т. п.

KPI, вытекающие из бухгалтерского учета (при анализе сбыта, дебиторской и кредиторской задолженности, главной книги и т. п.), используются повсеместно, но в то же время существует немало уникальных KPI, актуальных, быть может, лишь для одной-единственной компании.

Так, например, как отмечалось руководителями ИТ-службы Магнитогорского металлургического комбината на недавно прошедшей на предприятии конференции, одним из ключевых индикаторов для ММК является "время, с точностью до секунды, выхода корабля с продукцией в нейтральные воды". Если магнитогорцы смогут секунда в секунду получать об этом факте подтвержденное сообщение, почти с такой же точностью и скоростью им будет возвращаться НДС. Оттого, как быстро происходит возврат НДС, зависит количество оборотных средств комбината, функционирующего, как и любое другое металлургическое предприятие, в непрерывном цикле.

Над созданием системы, которая могла бы фиксировать время X и с заверенной электронной подписью представлять в налоговую службу, сегодня работает многосотенная служба магнитогорского АСУ. Как вы понимаете, ни в одной ERP-системе такой параметр реализован быть не может.

НАСКОЛЬКО ПАРТНЕРСКИЕ ВАШИ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ?


Если первый по важности вопрос -выявление и определение KPI, то вторым наиважнейшим является аналитика партнерских отношений. Определить, насколько эффективен каждый из партнеров по бизнесу, насколько эффективно ваше взаимодействие с ним - сложнейшая задача. Показателей тут тысячи, и если пытаться учесть все, решение никогда не будет найдено. Значит, нужно оценивать состояние бизнеса с помощью неких моделей. Об этом говорилось в докладе "Реализация системы стратегических показателей на базе оперативных систем предприятия" Сергея Колчина, ведущего консультанта PWC Consulting.

Одним из лучших современных методов оценки состояния бизнеса является анализ с помощью так называемых Balanced Scorecards (SC). SC - это некие совокупности балансовых показателей компании, распределенные по четырем группам оценки перспектив: финансовых, клиентских, кадровых и внутренних процессов. Каждая из этих четырех групп содержит свои KPI. Что собой представляет, например, перспектива по клиентам? Конечно, объемы базы, типы клиентов, степень удовлетворенности и т. п. Эти сведения в значительной степени могут быть "вынуты" из CRM-системы.

SC являются хорошим примером для понимания того, что собой представляет стратегическая комната. В стратегической комнате преобразованные данные оперативных систем по спектрам деятельности компании с заданной периодичностью или в режиме нон-стоп выводятся на экраны, на каждом из которых спроецированы один или несколько SC.

В идеале только после того, как разработаны и систематизированы первичные показатели (KPI), построена некая модель стратегической оценки деятельности компании (SC) и создана автоматизированная система, постоянно занятая сбором данных и вычислением показателей, руководитель компании должен и может заниматься оценкой темпов развития или угасания компании, отдельных бизнес-направлений или всей партнерской сети. Если такая система отстроена, вопрос, располагает или не располагает он нужной для принятия верного решения информацией, автоматически переходит в разряд риторических.

Сергей Колчин достаточно подробно рассказал, как в принципе должен строиться стратегический анализ по KPI, а в качестве игроков на этом рынке упомянул Oracle, Cognos, SAS, Business Objects и SAP.


СКОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ НУЖНО УПРАВЛЕНЦУ?

Системы управления предприятиями порождают обильный поток разнообразной информации, однако менеджеру для успешной работы не требуются все данные и параметры о деятельности предприятия, ему нужны только агрегированные данные, способствующие принятию правильных управленческих решений. И значит, у него просто нет иного выхода, кроме как снова прибегнуть к помощи ИТ, поскольку хранящиеся в электронных архивах данные нужно скорректировать и сформировать таким образом, чтобы стали наглядными все зависимости. Только в этом случае по прошествии какого-то времени он сможет спокойно и уверенно заниматься прогнозированием характеристик и перспектив. При условии, конечно, что за истекший период стратегическая модель деятельности предприятия не изменится.

Анализом соотношений и измерением эффективности таких бизес-показа-телей, как продажи, краткосрочная и долгосрочная прибыль, качество, цена, время до принятия решения и т. п., сегодня занимается пока все еще новое направление ИТ - Business Intelligence, объединяющее электронные хранилища данных (базовый элемент), OLAP (Оп-Line Analytical Processing) и Data Mining.

Технология OLAP ориентирована на анализ агрегированных данных, или, как сейчас говорят, на их исследование и визуализацию. Возможность обработки и представления данных в разных видах важна, когда вы, например, хотите получить не те данные, что предусмотрены стандартной отчетностью, а те, что вам стали необходимы сегодня: новые нестандартные, непредопределенные отчеты, какие-то новые исследования.

Data Mining служат для формирования моделей и зависимостей, существующих между большими выборками данных (нейронные сети, деревья решений, линейная регрессия, кластеризация и т. п.), т. е. для извлечения нужных вам сведений из больших совокупностей данных и отслеживания каких-то статистических закономерностей.

Блестящее выступление Ольги Горчинской из Oracle CIS было посвящено как раз вопросам технологии хранения и обработки данных, необходимых для принятия управленческих решений. Ей удалось наглядно представить, как выстраиваются коллекции данных в информационном хранилище, как взаимодействуют с хранилищем другие "инструменты" системы и с помощью каких средств это делается.

ОБ АРХИТЕКТУРЕ И КУЛЬТУРЕ

В настоящее время бизнес в России находится в стадии роста, хотя и довольно неравномерного: достаточно быстро образуются холдинги и значительно медленнее - коллаборативные сообщества. Что же касается качественных изменений, то самые значимые из них связаны с необходимостью интеграции российских компаний в мировую бизнес-систему, - решение этой задачи невозможно без использования информационных технологий.

Количество платежеспособных заказчиков в лице крупных кампаний постепенно увеличивается. Растут и сами потребности в ИТ, и осознание необходимости их использования.

Примеры архитектуры информационно-аналитических систем с различной реализацией приводились в докладе "Аспекты реализации архитектуры современной информационно-аналитической системы" Ильи Волкова, руководителя группы методологии создания хранилищ данных департамента консалтинга и методологии создания ПО ИС компании "АйТи".

Финансовые и организационные возможности, конечно, у всех разные: по-прежнему далеко не каждый может позволить себе полностью автоматизироваться средствами только одной компании, у многих полный винегрет, т. е., пардон, вариант смешанного решения. Но можно порадоваться, что хотя бы в целом уровень культуры потребления ИТ заметно вырос, чего о культуре общей пока не скажешь. История, как пример: "В одной из крупных банковских структур решили создать хранилище данных для центрального аппарата и новый департамент, решили - и создали. Но все старые департаменты стали дружно зажимать свои данные - мол, не хотим нашу информацию на центральный сервер выкладывать! И сразу не зажила та система - этических норм человеческого фактора не выдержала.

Хотя ошибка тут не техническая, а методическая. Не нужно было делать центральный сервер, а просто обеспечить доступ: поставить программы экстракции данных, и чтобы администраторы администрировали бы права доступа из каждого локального сервера департамента... Программа тогда сама по определенным условиям могла бы спокойно, без участия человека, вынимать все нужные данные и загружать их в отдельные хранилища".

В финале конференции менеджером по развитию бизнеса Oracle CIS Романом Самохваловым была затронута еще одна, не менее актуальная, тема - CRM как одно из практических средств решения задач управления и оценки взаимодействия с клиентами.

Подводя итог, хочется сказать, что благодаря четкой тематической последовательности выступлений абсолютно все участники смогли получить целостное представление о проблеме и путях ее решения. Были показаны все уровни информационно-аналитической системы: и хранилища данных, и гиперкубы, и экстракции, и представление данных в Интернете и локальных сетях, объяснено, какие процессы с помощью каких инструментов автоматизируются и т. п.

Достижение консенсуса между заказчиком решения и его поставщиком - вопрос не столько технический, сколько этический. Автоматизация управленческого анализа компании - масштабный длительный поэтапный проект, каждый шаг которого содержит какой-то свой конкретный смысл с точки зрения бизнеса, но взаимопонимание обязательно на всех этапах. Не вызывает сомнения, что на конференции оно присутствовало и, значит, шансы, что этот успех повторится, достаточно высоки.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ