In English

Новые внедрения компании АйТи

03.10.2002
Издание: Нефть и капитал

Промышленные АСУ и контролеры

Рассмотрена система автоматизации документообо­рота в ОАО "Сахалинморнефтегаз", на Зейской ГЭС, ООО "Газсвязь", автозаправочных станциях и НК "ЛУКОЙЛ".

A computer-based document circulation system is de­scribed, which was installed at Sakhakinmorneftegas Public Corp., Gassvyaz' Ltd., Zeyskaya power plant, several gas stations and LUKOIL Company.

Система приема и согласования заказов через Интернет

Рост числа партнеров компании АйТи, расширение направлений сотрудничества с ними и увеличение ко­личества совместно реализуемых проектов обусловили значительное увеличение временных ресурсов, требуе­мых сотрудникам АйТи на обработку партнерских зая­вок. Кроме того, разница в часовых поясах с партнерами из дальних регионов России и СНГ зачастую приводила к существенным задержкам в обработке заказов.

Проанализировав вышеизложенное, руководство ком­пании пришло к решению о переводе процесса обслужи­вания заявок от партнеров на "электронные рельсы".

Необходимо было создать систему электронной коммерции, которая бы помогла оптимизировать работу персонала с партнерами и обеспечить единое и логич­ное представление услуг компании АйТи. Такая система должна отвечать наиболее важным требованиям:
  • максимально соответствовать реалиям современ­ного бизнеса в оптовой торговле. Как правило, в 80 % случаев после выставления компанией предложения (в ответ на запрос партнера) требуется дополнительное согласование, т.е. должен быть реализован механизм согласования, позволяющий осуществлять диалог меж­ду компанией и партнером;
  • накапливать и структурировать информацию по проводимым в ней сделкам для дальнейшего анализа как работы самих партнеров, так и эффективности дея­тельности сотрудников компании;
  • быть удобной и простой, отражать всю необходи­мую информацию о продаваемых через партнерскую сеть товарах, включая представление складских остат­ков на сайте;
  • обеспечивать интеграцию с финансово-учетной системой, учитывать специфику российских каналов связи;
  • быть масштабируемой и надежной.
Для решения данной задачи специалистами компа­нии АйТи была разработана и запущена в промышлен­ную эксплуатацию Система приема и согласования за­казов через Интернет - АйТи-Ритм.

Первые заявки были обработаны в январе 2000 г. На первоначальном этапе в системе были представлены только компоненты структурированной кабельной сис­темы АйТи-СКС. По мере развития номенклатура пред­лагаемой продукции значительно расширилась. На сегодняшний день в АйТи-Ритм представлен весь спектр товаров компании АйТи, включая ПО. Успешному вне­дрению системы значительно способствовал мощный функционал и очень простой интерфейс, не требующий специального обучения.

Используемое оборудование. Сервер (минимальная конфигурация): Intel Pentium II 233 МГц, 64 Мбайт RAM, HDD 1 Гбайт. Сервер Lotus Domino 4,6 на под­держиваемой ОС. Безопасность системы обеспечивается средствами платформы Lotus.

Перевод процесса обработки партнерских закупок на "электронные рельсы" значительно ускорил обработку заявок и оптимизировал работу персонала службы продаж компании. Накопленная в системе информация позволила руководству проводить оперативный анализ эффективно­сти работы конкретных сотрудников компании.

Система принимает заявки ежедневно круглосуточ­но, что особенно важно для работы с партнерами из удаленных регионов России и стран СНГ. С момента эксплуатации (январь 2000 г.) в системе АйТи-Ритм не было ни одного сбоя.

В ближайшем будущем в рамках развития системы предусматривается: последовательно расширять но­менклатуру продуктов, а также добавлять функцио­нальные возможности, направленные на повышение качества обслуживания компаний-партнеров (формиро­вание черновиков типовых спецификаций заявок, уско­рение формирования заявок с большим числом позиций в режиме off-line и т.д.). В 2001 г. компания АйТи нача­ла продвижение тиражной версии системы АйТи-Ритм.

В текущем году возможность осуществлять заказы че­рез систему АйТи-Ритм получили корпоративные клиенты компании, имеющие долгосрочные контракты с АйТи на поставку оборудования и ПО, что повысило качество и сократило время обслуживания клиентов компании.

Единая система электронного документооборота и делопроизводства

ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - одна из крупнейших нефтяных компаний страны, осуществ­ляющая добычу и транспортировку, бурение и обуст­ройство скважин, строительство, торговлю нефтью, га­зом и нефтепродуктами, в том числе на экспорт. Задачи повышения эффективности управления деятельностью ОАО "Сахалинморнефтегаз", особенно учитывая значи­тельную территориальную удаленность служб и подраз­делений компании (от Сахалина до Москвы), обуслови­ли необходимость создания единой АСУ, способной объединить все структурные подразделения предпри­ятия и обеспечить оперативное взаимодействие между ними. Существующие на тот момент в ОАО "Сахалинморнефтегаз" СА не могли обеспечить успеш­ное решение всего комплекса проблем.

Специалистами компании АйТи с использованием ме­тода AVM (Lotus Consulting) было проведено предпроектное обследование ОАО "Сахалинморнефтегаз", позволив­шее выделить причины, препятствующие развитию эф­фективной СУ предприятием, основные из которых - от­сутствие единого информационного пространства между структурными подразделениями компании и значитель­ный объем бумажного документооборота.

Таким образом, первоочередной задачей явилась необ­ходимость создания системы электронного документообо­рота, которая впоследствии стала бы интегрированным компонентом комплексной информационной системы предприятия. Быстрому развертыванию такой системы способствовало наличие в ОАО "Сахалинморнефтегаз" системы космической связи, объединяющей основные подразделения компании в г.г. Москве, Южно-Сахалинске, Охе, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, порту Де-Кастрии и др. Обследование позволило определить ключе­вые задачи, бизнес-функции и потребности в системах обработки информации, выявить приоритетные направле­ния, где создание системы документооборота обеспечит наибольший эффект.

По результатам анализа было решено, что система элек­тронного документооборота ОАО "Сахалинморнефтегаз" должна иметь общий межфункциональный характер, позво­ляющий успешно использовать систему в деятельности всех структурных подразделений предприятия, а также обеспе­чивающий эффективное взаимодействие с внешними орга­низациями.

Система была построена на основе следующих принципов:
  • поддержки различных программно-аппаратных платформ, использующихся в ОАО "Сахалинморнефтегаз";
  • гибкости, масштабируемости системы, возможно­сти оперативного внесения изменений;
  • возврата инвестиций, вложенных в информацион­ные технологии.
Внедрение системы автоматизации документооборо­та велось совместно силами специалистов компании АйТи и сотрудников ВЦ Управления связи ОАО "Сахалинморнефтегаз".

Система включает в свой состав ряд функциональных приложений, в числе которых общекорпоративная элек­тронная почта, корпоративная система нормативно-справочных БД по различным предметным областям. В системе реализованы средства интеграции с внешними системами электронной почты, глобальными компьютер­ными сетями и другими средствами электронных комму­никаций. В рамках выполнения проекта развернута и включена в общекорпоративную систему ЛВС московско­го представительства нефтедобывающей компании.

В дальнейшей работе реализован шлюз между доку­ментальной БД Lotus Notes и системой электронной почты cc:Mail, при этом часть пользователей перешла на систему электронной почты Lotus Notes. Установлен и настроен факс-сервер. Специалистами АйТи была также проведена дополнительная адаптация системы БОСС-Референт под конкретные требования заказчика -разработаны специализированные дополнительные мо­дули к системе.

Создано единое информационное пространство и коммуникационные каналы, связывающие различные территориально распределенные подразделения, объе­диненные общими деловыми процессами. Повысилась эффективность управленческой деятельности руково­дства за счет сокращения времени, необходимого для прохождения и обработки информации. Сокращены сроки создания и обработки нормативных документов, переписки различного рода; повысилась ответствен­ность сотрудников за их выполнение работ по автомати­зации документооборота Сахалинморнефтегаза.

Введены единые стандарты работы с электронными до­кументами, обеспечивающие защиту внутрикорпоративной информации от несанкционированного доступа и регулиро­вание прав доступа сотрудников ОАО "Сахалинморнефтегаз". Автоматизирована работа сотруд­ников и подразделений за счет внедрения специализирован­ных приложений и средств поддержки групповой работы.


Зейская ГЭС. Корпоративная телекоммуникационная система

Зейская ГЭС является крупнейшим энергетическим предприятием Дальнего Востока. В конце 2000 г. ком­пания провела тендер на выбор интегратора для полной реконструкции телекоммуникационной системы пред­приятия. Реконструкция предусматривала замену ра­диорелейной связи на оптическую сеть, установку УАТС, поставку кроссовой системы, реализацию систе­мы конференц-связи и оснащение АРМ диспетчеров, установку СКС и активного сетевого оборудования, поставку источников бесперебойного питания.

Тендер выиграла компания АйТи, которая смогла предложить оптимальное с технической точки зрения решение, а также комплексный подход к реализации проекта и наиболее приемлемые сроки поставки и мон­тажа оборудования. Началу работ по проекту предшест­вовало комплексное обследование Зейской ГЭС на предмет полной реконструкции телекоммуникационной системы, проведенное сотрудниками АйТи с привлече­нием специалистов Гипросвязи РФ.

На первом этапе реализации проекта на ГЭС будет ус­тановлена цифровая телефонная станция Defmity произ­водства Avaya Communication. Помимо АТС в рамках про­екта компания АйТи поставит и смонтирует системы дис­петчерской связи и конференц-связи на 60 абонентов из двух рабочих мест, систему АйТи-СКС, кроссовую систе­му компании Reichle De-Massari, активное сетевое обору­дование с использованием мультиплексоров компании Комсет, оптические модемы компании Ротек, источники бесперебойного электропитания компании АРС.

На втором этапе предусматривается реконструкция двухэтажного технологического корпуса, прокладка кабельной системы АйТи-СКС, установка системы аудиоконференцзала на базе оборудования Телрос и сис­темы видеоконференц-связи от компании PictureTel. Затем будет установлена корпоративная система едино­го контроля времени на базе оборудования швейцарской часовой фирмы Moser-Baer.

Задачи системы: повышение эффективности пре­доставления телекоммуникационных услуг, обеспече­ние быстрого и качественного обслуживания всевозрас­тающего количества клиентов, расширение состава ус­луг, предоставляемых клиентам, а также снижение де­биторской задолженности клиентов.

Решение: внедрение современной автоматизирован­ной системы расчетов за оказываемые услуги.

Использованное оборудование и ПО: автоматизиро­ванная система расчетов Биллинг АйТи.

Проект реализуется компанией АйТи.

Автоматизированная система расчетов за услуги

ООО "Газсвязь" является оператором единой ведом­ственной сети ОАО "Газпром" - одной из крупнейших корпоративных сетей связи РФ. Компания предоставля­ет услуги связи всем предприятиям и подразделениям ОАО "Газпром" и обеспечивает работу сети технологи­ческой связи Газпром, единой ведомственной сети пе­редачи данных, московской цифровой зоны связи (МЦЗС).

В настоящее время ООО "Газсвязь" предоставляет своим абонентам следующие виды услуг: доступ в Ин­тернет, услуги автоматической телефонной сети, аренду каналов связи и полос частот; услуги единой ведомст­венной сети передачи данных. Разнообразие и объем услуг при всевозрастающем числе клиентов и высокой дебиторской задолженности потребовали внедрения современной единой корпоративной автоматизирован­ной системы расчетов.

По результатам проведенного конкурса на создание системы комплексной автоматизации "Тарификация абонентов сетевых коммуникаций" (СКА ТАСК) ООО "Газсвязь" была выбрана автоматизированная система расчетов (АСР) Биллинг АйТи компании АйТи, предна­значенная для автоматизации основных бизнес-процессов и функций по предоставлению и учету услуг и расчетов за услуги.

Цели и задачи внедрения. Повышение эффективно­сти предоставления телекоммуникационных услуг, улучшения качества и расширение состава услуг, ока­зываемых клиентам, а также снижение дебиторской за­долженности за счет:
  • ведения единой системы учета начислений и рас­четов по ним с клиентами по всем видам телекоммуни­кационных услуг, предоставляемых ООО "Газсвязь";
  • оперативного получения информации об объемах предоставленных услуг и поступлениях платежей за услуги и выявления должников применения гибкой сис­темы тарифов и скидок;
  • обеспечения информационно-аналитической под­держки специалистов службы связи повышения произ­водительности труда сотрудников за счет переноса ру­тинной работы на систему быстрой перенастройки ра­боты системы при различных изменениях условий рабо­ты службы, нормативных документов и законодательст­ва интеграции информации, получаемой в подразделе­ниях службы в центре и на местах.
Первый этап внедрения системы включал автомати­зацию деятельности подразделений ООО "Газсвязь", находящихся в Москве, в центральном офисе, и на же­лезнодорожном узле в поселке Развилка. Обработка и хранение информации распределяется между двумя уз­лами системы и реализуется в архитектуре клиент-сервер.

В центральном узле был установлен центральный сервер данных системы с инсталлированной СУБД OracleS. Организована ЛВС для сбора тарификацион­ных данных со всех систем, взаимодействующих с теле­коммуникационным оборудованием.

В узле "Развилка" установлена ЛВС с небольшим локальным сервером данных и несколькими АРМ, которые позволяют решать текущие задачи и проводить предварительную обработку данных, поступающих от сервера АПУС.

Внедрение первой очереди СКА ТАСК позволило автоматизировать основные бизнес-процессы и функ­ции по предоставлению услуг и расчетов за эти услуги, включая:
  • регистрацию и учет клиентов и абонентов;
  • оформление договоров и соглашений с клиентами и абонентами, обработку заявок на обслуживание, рас­пределение заданий и контроль их выполнения;
  • ведение классификаторов предоставляемых услуг и их тарифов, учет ресурсов, технических и системных средств, сбор первичной информации об услугах, ведение и гибкую модификацию разнообразных тарифных планов, расчет стоимости предоставленных услуг (тарификацию) и проведение начислений в соответствии с категорией або­нента и используемым тарифным планом;
  • учет платежей за предоставленные услуги, фор­мирование и выставление счетов на оплату;
  • ведение лицевых счетов абонентов, контроль за оплатой услуг, формирование списка должников, фор­мирование статистической отчетности и предоставление управляющему персоналу аналитической информации об оказанных услугах, информационное обслуживание абонентов и персонала по вопросам объема и номенкла­туры предоставляемых услуг и их оплаты.
Система отличается высоким уровнем гибкости и возможностями дальнейшего развития. В ней преду­смотрены средства адаптации к особенностям функцио­нирования предприятия, правилам оказания услуг и нормативам, возможность настройки на различные виды услуг, а также на различные способы тарификации.

Система поддерживает разнообразные формы отчет­ности и интерфейсы, позволяет производить оператив­ную настройку состава функций и данных, доступных для различных АРМ, обеспечивает взаимодействие с оборудованием, предназначенным для обслуживания абонентов.

Система предоставляет более 80 видов различных услуг для десятков тысяч абонентов ООО "Газсвязь" в московском регионе. Использование современных тех­нологий и стандартов при проектировании, разработке и внедрении системы, тесное взаимодействие заказчика и разработчика на всех этапах жизненного цикла, наличие полного комплекта проектной и программной докумен­тации значительно облегчили процесс передачи систе­мы на сопровождение ИТ-персоналу ООО "Газсвязь", обеспечили ее открытость и способность к развитию.

В настоящее время СКА ТАСК ООО "Газсвязь" обеспечивает:
  • ведение единой БД, содержащей полную, достовер­ную и согласованную информацию о клиентах, предостав­ленных услугах, платежах и других объектах системы;
  • поддержку единой системы учета начислений и расчетов с клиентами по всем видам предоставляемых услуг и выставление клиенту единого счета;
  • оперативное и своевременное получение необхо­димой аналитической информации (выявление должни­ков, состояние ресурсов и т.д.);
  • сокращение бумажного документооборота и по­вышение производительности труда сотрудников;
  • настройку системы при изменении требований за­казчика и появлении новых видов услуг и ресурсов, та­рифов и скидок, структуры организации и т.д.;
  • динамическое перераспределение функций по ра­бочим местам и др.
В дальнейшем проект предусматривает расширение корпоративной системы учета услуг и расчетов с абонен­тами ООО "Газсвязь; планируется охватить ею все узлы Газсвязи в Москве и Подмосковье, а затем и другие регио­ны. Предстоит также интеграция АСР с корпоративной системой управления финансово-хозяйственной деятель­ностью предприятия (ERP-системой).


Система безналичных расчетов на фирменных автозаправочных станциях и комплексах НК "ЛУКОЙЛ"

Широкая сеть АЭС, расположенных в различных ре­гионах (в г.г. Волгограде, Челябинске, Перми, Вологде, Астрахани и т.д.), и наличие в каждом отдельном ре­гионе своей системы топливных карт обусловило в НК "ЛУКОЙЛ" задачу создания единой системы безналич­ных расчетов, карты которой могли бы принимать на всех предприятиях, осуществляющих розничную тор­говлю нефтепродуктами.

Обеспечение расчетов за приобретенные товары и раз­личного рода услуги на АЗС по пластиковым картам удоб­но и выгодно как для клиента, так и владельца сети стан­ций. Карта защищает средства владельца от потери, по­вышает удобство и скорость обслуживания, решает про­блему отсчета сдачи, а также дает возможность корпора­тивному клиенту (например, автопредприятию) получать различную отчетность и полностью контролировать рас­ходы своих водителей. Замена наличного денежного об­ращения безналичными расчетами, которые в свою оче­редь уменьшают и упрощают документооборот и коммер­ческий учет деятельности всей АЗС, значительно повыша­ет уровень безопасности; благодаря системам безналичных расчетов значительно ускоряется сбор информации о про­веденных операциях, повышается ее достоверность.

Необходимо заметить, что другие носители инфор­мации и эквиваленты денег, которые широко использу­ются на АЗС, например, талоны, магнитные карты и т.п., тормозят их развитие, усложняют документооборот и создают благодатную почву для злоупотреблений.

Специалисты НК "ЛУКОЙЛ" изначально плани­ровали свой проект с расчетом на длительную экс­плуатацию, большое количество АЗС в широко рас­пределенной по регионам сети, большой объем обра­батываемой информации, необходимое развитие и соответствующую гибкость. После изучения пред­ставленных на рынке решений выбор был сделан в пользу смарт-карт и технологии SmartCity, разрабо­танной компанией АйТи.

При создании единой корпоративной системы безна­личных расчетов на фирменных АЗС НК "ЛУКОЙЛ" были определены следующие основные цели:
  • увеличение финансовых поступлений в нефтяную компанию;
  • создание информационной базы для принятия управленческих решений, освоение новых рынков сбыта, укрепление имиджа как компании, использующей передовые технологии.
Одним из главных критериев выбора технологии орга­низации безналичных платежей был низкий уровень раз­вития телекоммуникаций в России, затрудняющий прове­дение расчетов в режиме РВ. Поэтому было решено ис­пользовать смарт-карты. Вторым фактором, определив­шим использование смарт-карт, стал высокий уровень за­щиты записанных на карте данных. Кроме того, смарт-карты позволяют применять их для различных приложе­ний, что также учитывалось при выборе проекта.

Было принято решение использовать в корпоратив­ной системе безналичных расчетов на фирменных АЗС НК "ЛУКОЙЛ" технологию SmartCity с применением микропроцессорных карт производства компании Gemplus. При этом клиентом системы может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Механизм действия системы выглядит так: перед по­ездкой водитель проводит предоплату с записью в защи­щенную память карты соответствующей суммы. Деньги могут быть внесены автотранспортной организацией на одну из корпоративных карт, которая выдается шоферу. При заправке на АЗС компании со смарт-карты списыва­ется сумма, соответствующая стоимости топлива. При этом владельцу карты предоставляется скидка 3.. .7 %.

На конец 1997 г. система расчетов по топливным картам "ЛИКард" охватывала семь регионов России, а также действовала в Азербайджане. В настоящее время система "ЛИКард" охватывает 16 регионов России и ближнего зарубежья, смарт-карты принимаются на бо­лее чем 350 АЗС, выпущено более 50 тыс. смарт-карт.

НК "ЛУКОЙЛ" имеет достаточно большое (более 800) и постоянно увеличивающееся число АЗС и ком­плексов как в городах, так и на трассах практически во всех регионах России, многих странах СНГ и Балтии. В планах компании не только увеличение сети станций (к 2004 г. планируется рост числа АЗС, принимающих к оплате ЛИКард, до 800, с эмиссией в 200 тыс. карт), но и расширение спектра предоставляемых услуг.

Организационно структура "ЛИКард" представляет собой иерархическую трехуровневую схему:
  • нижний уровень - территориальные районы, в ко­торых расположены АЗС НК "ЛУКОЙЛ", агентства и пункты обслуживания;
  • средний уровень - региональные расчетные цен­тры и региональные представительства ОАО "ЛИКард";
  • верхний уровень - центр внедрения и межрегио­нальный центр ОАО "ЛИКард".
Расчеты между территориальными районами прово­дятся через межрегиональный центр, что обеспечивает получение денег соответствующим АЗС вне зависимо­сти от того, в каком регионе внесены деньги на карту. Таким образом, сегодня по важнейшим для России трассам Москва-Волгоград-Астрахань-Баку, Москва-С.-Петербург, Пермь-Екатеринбург-Челябинск можно про­ехать, оплачивая топливо по смарт-картам.

В дальнейшем предусматривается расширение сети АЗС, принимающих смарт-карты в России и других странах ближнего и дальнего зарубежья, обслуживание российских и международных платежных карт.

Центральный федеральный округ