03.10.2002
Издание:
Нефть и капитал
Промышленные АСУ и контролеры
Рассмотрена система автоматизации документооборота в ОАО "Сахалинморнефтегаз", на Зейской ГЭС, ООО "Газсвязь", автозаправочных станциях и НК "ЛУКОЙЛ".
A computer-based document circulation system is described, which was installed at Sakhakinmorneftegas Public Corp., Gassvyaz' Ltd., Zeyskaya power plant, several gas stations and LUKOIL Company.
Система приема и согласования заказов через Интернет
Рост числа партнеров компании АйТи, расширение направлений сотрудничества с ними и увеличение количества совместно реализуемых проектов обусловили значительное увеличение временных ресурсов, требуемых сотрудникам АйТи на обработку партнерских заявок. Кроме того, разница в часовых поясах с партнерами из дальних регионов России и СНГ зачастую приводила к существенным задержкам в обработке заказов.
Проанализировав вышеизложенное, руководство компании пришло к решению о переводе процесса обслуживания заявок от партнеров на "электронные рельсы".
Необходимо было создать систему электронной коммерции, которая бы помогла оптимизировать работу персонала с партнерами и обеспечить единое и логичное представление услуг компании АйТи. Такая система должна отвечать наиболее важным требованиям:
- максимально соответствовать реалиям современного бизнеса в оптовой торговле. Как правило, в 80 % случаев после выставления компанией предложения (в ответ на запрос партнера) требуется дополнительное согласование, т.е. должен быть реализован механизм согласования, позволяющий осуществлять диалог между компанией и партнером;
- накапливать и структурировать информацию по проводимым в ней сделкам для дальнейшего анализа как работы самих партнеров, так и эффективности деятельности сотрудников компании;
- быть удобной и простой, отражать всю необходимую информацию о продаваемых через партнерскую сеть товарах, включая представление складских остатков на сайте;
- обеспечивать интеграцию с финансово-учетной системой, учитывать специфику российских каналов связи;
- быть масштабируемой и надежной.
Для решения данной задачи специалистами компании АйТи была разработана и запущена в промышленную эксплуатацию Система приема и согласования заказов через Интернет - АйТи-Ритм.
Первые заявки были обработаны в январе 2000 г. На первоначальном этапе в системе были представлены только компоненты структурированной кабельной системы АйТи-СКС. По мере развития номенклатура предлагаемой продукции значительно расширилась. На сегодняшний день в АйТи-Ритм представлен весь спектр товаров компании АйТи, включая ПО. Успешному внедрению системы значительно способствовал мощный функционал и очень простой интерфейс, не требующий специального обучения.
Используемое оборудование. Сервер (минимальная конфигурация): Intel Pentium II 233 МГц, 64 Мбайт RAM, HDD 1 Гбайт. Сервер Lotus Domino 4,6 на поддерживаемой ОС. Безопасность системы обеспечивается средствами платформы Lotus.
Перевод процесса обработки партнерских закупок на "электронные рельсы" значительно ускорил обработку заявок и оптимизировал работу персонала службы продаж компании. Накопленная в системе информация позволила руководству проводить оперативный анализ эффективности работы конкретных сотрудников компании.
Система принимает заявки ежедневно круглосуточно, что особенно важно для работы с партнерами из удаленных регионов России и стран СНГ. С момента эксплуатации (январь 2000 г.) в системе АйТи-Ритм не было ни одного сбоя.
В ближайшем будущем в рамках развития системы предусматривается: последовательно расширять номенклатуру продуктов, а также добавлять функциональные возможности, направленные на повышение качества обслуживания компаний-партнеров (формирование черновиков типовых спецификаций заявок, ускорение формирования заявок с большим числом позиций в режиме off-line и т.д.). В 2001 г. компания АйТи начала продвижение тиражной версии системы АйТи-Ритм.
В текущем году возможность осуществлять заказы через систему АйТи-Ритм получили корпоративные клиенты компании, имеющие долгосрочные контракты с АйТи на поставку оборудования и ПО, что повысило качество и сократило время обслуживания клиентов компании.
Единая система электронного документооборота и делопроизводства
ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - одна из крупнейших нефтяных компаний страны, осуществляющая добычу и транспортировку, бурение и обустройство скважин, строительство, торговлю нефтью, газом и нефтепродуктами, в том числе на экспорт. Задачи повышения эффективности управления деятельностью ОАО "Сахалинморнефтегаз", особенно учитывая значительную территориальную удаленность служб и подразделений компании (от Сахалина до Москвы), обусловили необходимость создания единой АСУ, способной объединить все структурные подразделения предприятия и обеспечить оперативное взаимодействие между ними. Существующие на тот момент в ОАО "Сахалинморнефтегаз" СА не могли обеспечить успешное решение всего комплекса проблем.
Специалистами компании АйТи с использованием метода AVM (Lotus Consulting) было проведено предпроектное обследование ОАО "Сахалинморнефтегаз", позволившее выделить причины, препятствующие развитию эффективной СУ предприятием, основные из которых - отсутствие единого информационного пространства между структурными подразделениями компании и значительный объем бумажного документооборота.
Таким образом, первоочередной задачей явилась необходимость создания системы электронного документооборота, которая впоследствии стала бы интегрированным компонентом комплексной информационной системы предприятия. Быстрому развертыванию такой системы способствовало наличие в ОАО "Сахалинморнефтегаз" системы космической связи, объединяющей основные подразделения компании в г.г. Москве, Южно-Сахалинске, Охе, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, порту Де-Кастрии и др. Обследование позволило определить ключевые задачи, бизнес-функции и потребности в системах обработки информации, выявить приоритетные направления, где создание системы документооборота обеспечит наибольший эффект.
По результатам анализа было решено, что система электронного документооборота ОАО "Сахалинморнефтегаз" должна иметь общий межфункциональный характер, позволяющий успешно использовать систему в деятельности всех структурных подразделений предприятия, а также обеспечивающий эффективное взаимодействие с внешними организациями.
Система была построена на основе следующих принципов:
- поддержки различных программно-аппаратных платформ, использующихся в ОАО "Сахалинморнефтегаз";
- гибкости, масштабируемости системы, возможности оперативного внесения изменений;
- возврата инвестиций, вложенных в информационные технологии.
Внедрение системы автоматизации документооборота велось совместно силами специалистов компании АйТи и сотрудников ВЦ Управления связи ОАО "Сахалинморнефтегаз".
Система включает в свой состав ряд функциональных приложений, в числе которых общекорпоративная электронная почта, корпоративная система нормативно-справочных БД по различным предметным областям. В системе реализованы средства интеграции с внешними системами электронной почты, глобальными компьютерными сетями и другими средствами электронных коммуникаций. В рамках выполнения проекта развернута и включена в общекорпоративную систему ЛВС московского представительства нефтедобывающей компании.
В дальнейшей работе реализован шлюз между документальной БД Lotus Notes и системой электронной почты cc:Mail, при этом часть пользователей перешла на систему электронной почты Lotus Notes. Установлен и настроен факс-сервер. Специалистами АйТи была также проведена дополнительная адаптация системы БОСС-Референт под конкретные требования заказчика -разработаны специализированные дополнительные модули к системе.
Создано единое информационное пространство и коммуникационные каналы, связывающие различные территориально распределенные подразделения, объединенные общими деловыми процессами. Повысилась эффективность управленческой деятельности руководства за счет сокращения времени, необходимого для прохождения и обработки информации. Сокращены сроки создания и обработки нормативных документов, переписки различного рода; повысилась ответственность сотрудников за их выполнение работ по автоматизации документооборота Сахалинморнефтегаза.
Введены единые стандарты работы с электронными документами, обеспечивающие защиту внутрикорпоративной информации от несанкционированного доступа и регулирование прав доступа сотрудников ОАО "Сахалинморнефтегаз". Автоматизирована работа сотрудников и подразделений за счет внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы.
Зейская ГЭС. Корпоративная телекоммуникационная система
Зейская ГЭС является крупнейшим энергетическим предприятием Дальнего Востока. В конце 2000 г. компания провела тендер на выбор интегратора для полной реконструкции телекоммуникационной системы предприятия. Реконструкция предусматривала замену радиорелейной связи на оптическую сеть, установку УАТС, поставку кроссовой системы, реализацию системы конференц-связи и оснащение АРМ диспетчеров, установку СКС и активного сетевого оборудования, поставку источников бесперебойного питания.
Тендер выиграла компания АйТи, которая смогла предложить оптимальное с технической точки зрения решение, а также комплексный подход к реализации проекта и наиболее приемлемые сроки поставки и монтажа оборудования. Началу работ по проекту предшествовало комплексное обследование Зейской ГЭС на предмет полной реконструкции телекоммуникационной системы, проведенное сотрудниками АйТи с привлечением специалистов Гипросвязи РФ.
На первом этапе реализации проекта на ГЭС будет установлена цифровая телефонная станция Defmity производства Avaya Communication. Помимо АТС в рамках проекта компания АйТи поставит и смонтирует системы диспетчерской связи и конференц-связи на 60 абонентов из двух рабочих мест, систему АйТи-СКС, кроссовую систему компании Reichle De-Massari, активное сетевое оборудование с использованием мультиплексоров компании Комсет, оптические модемы компании Ротек, источники бесперебойного электропитания компании АРС.
На втором этапе предусматривается реконструкция двухэтажного технологического корпуса, прокладка кабельной системы АйТи-СКС, установка системы аудиоконференцзала на базе оборудования Телрос и системы видеоконференц-связи от компании PictureTel. Затем будет установлена корпоративная система единого контроля времени на базе оборудования швейцарской часовой фирмы Moser-Baer.
Задачи системы: повышение эффективности предоставления телекоммуникационных услуг, обеспечение быстрого и качественного обслуживания всевозрастающего количества клиентов, расширение состава услуг, предоставляемых клиентам, а также снижение дебиторской задолженности клиентов.
Решение: внедрение современной автоматизированной системы расчетов за оказываемые услуги.
Использованное оборудование и ПО: автоматизированная система расчетов Биллинг АйТи.
Проект реализуется компанией АйТи.
Автоматизированная система расчетов за услуги
ООО "Газсвязь" является оператором единой ведомственной сети ОАО "Газпром" - одной из крупнейших корпоративных сетей связи РФ. Компания предоставляет услуги связи всем предприятиям и подразделениям ОАО "Газпром" и обеспечивает работу сети технологической связи Газпром, единой ведомственной сети передачи данных, московской цифровой зоны связи (МЦЗС).
В настоящее время ООО "Газсвязь" предоставляет своим абонентам следующие виды услуг: доступ в Интернет, услуги автоматической телефонной сети, аренду каналов связи и полос частот; услуги единой ведомственной сети передачи данных. Разнообразие и объем услуг при всевозрастающем числе клиентов и высокой дебиторской задолженности потребовали внедрения современной единой корпоративной автоматизированной системы расчетов.
По результатам проведенного конкурса на создание системы комплексной автоматизации "Тарификация абонентов сетевых коммуникаций" (СКА ТАСК) ООО "Газсвязь" была выбрана автоматизированная система расчетов (АСР) Биллинг АйТи компании АйТи, предназначенная для автоматизации основных бизнес-процессов и функций по предоставлению и учету услуг и расчетов за услуги.
Цели и задачи внедрения. Повышение эффективности предоставления телекоммуникационных услуг, улучшения качества и расширение состава услуг, оказываемых клиентам, а также снижение дебиторской задолженности за счет:
- ведения единой системы учета начислений и расчетов по ним с клиентами по всем видам телекоммуникационных услуг, предоставляемых ООО "Газсвязь";
- оперативного получения информации об объемах предоставленных услуг и поступлениях платежей за услуги и выявления должников применения гибкой системы тарифов и скидок;
- обеспечения информационно-аналитической поддержки специалистов службы связи повышения производительности труда сотрудников за счет переноса рутинной работы на систему быстрой перенастройки работы системы при различных изменениях условий работы службы, нормативных документов и законодательства интеграции информации, получаемой в подразделениях службы в центре и на местах.
Первый этап внедрения системы включал автоматизацию деятельности подразделений ООО "Газсвязь", находящихся в Москве, в центральном офисе, и на железнодорожном узле в поселке Развилка. Обработка и хранение информации распределяется между двумя узлами системы и реализуется в архитектуре клиент-сервер.
В центральном узле был установлен центральный сервер данных системы с инсталлированной СУБД OracleS. Организована ЛВС для сбора тарификационных данных со всех систем, взаимодействующих с телекоммуникационным оборудованием.
В узле "Развилка" установлена ЛВС с небольшим локальным сервером данных и несколькими АРМ, которые позволяют решать текущие задачи и проводить предварительную обработку данных, поступающих от сервера АПУС.
Внедрение первой очереди СКА ТАСК позволило автоматизировать основные бизнес-процессы и функции по предоставлению услуг и расчетов за эти услуги, включая:
- регистрацию и учет клиентов и абонентов;
- оформление договоров и соглашений с клиентами и абонентами, обработку заявок на обслуживание, распределение заданий и контроль их выполнения;
- ведение классификаторов предоставляемых услуг и их тарифов, учет ресурсов, технических и системных средств, сбор первичной информации об услугах, ведение и гибкую модификацию разнообразных тарифных планов, расчет стоимости предоставленных услуг (тарификацию) и проведение начислений в соответствии с категорией абонента и используемым тарифным планом;
- учет платежей за предоставленные услуги, формирование и выставление счетов на оплату;
- ведение лицевых счетов абонентов, контроль за оплатой услуг, формирование списка должников, формирование статистической отчетности и предоставление управляющему персоналу аналитической информации об оказанных услугах, информационное обслуживание абонентов и персонала по вопросам объема и номенклатуры предоставляемых услуг и их оплаты.
Система отличается высоким уровнем гибкости и возможностями дальнейшего развития. В ней предусмотрены средства адаптации к особенностям функционирования предприятия, правилам оказания услуг и нормативам, возможность настройки на различные виды услуг, а также на различные способы тарификации.
Система поддерживает разнообразные формы отчетности и интерфейсы, позволяет производить оперативную настройку состава функций и данных, доступных для различных АРМ, обеспечивает взаимодействие с оборудованием, предназначенным для обслуживания абонентов.
Система предоставляет более 80 видов различных услуг для десятков тысяч абонентов ООО "Газсвязь" в московском регионе. Использование современных технологий и стандартов при проектировании, разработке и внедрении системы, тесное взаимодействие заказчика и разработчика на всех этапах жизненного цикла, наличие полного комплекта проектной и программной документации значительно облегчили процесс передачи системы на сопровождение ИТ-персоналу ООО "Газсвязь", обеспечили ее открытость и способность к развитию.
В настоящее время СКА ТАСК ООО "Газсвязь" обеспечивает:
- ведение единой БД, содержащей полную, достоверную и согласованную информацию о клиентах, предоставленных услугах, платежах и других объектах системы;
- поддержку единой системы учета начислений и расчетов с клиентами по всем видам предоставляемых услуг и выставление клиенту единого счета;
- оперативное и своевременное получение необходимой аналитической информации (выявление должников, состояние ресурсов и т.д.);
- сокращение бумажного документооборота и повышение производительности труда сотрудников;
- настройку системы при изменении требований заказчика и появлении новых видов услуг и ресурсов, тарифов и скидок, структуры организации и т.д.;
- динамическое перераспределение функций по рабочим местам и др.
В дальнейшем проект предусматривает расширение корпоративной системы учета услуг и расчетов с абонентами ООО "Газсвязь; планируется охватить ею все узлы Газсвязи в Москве и Подмосковье, а затем и другие регионы. Предстоит также интеграция АСР с корпоративной системой управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (ERP-системой).
Система безналичных расчетов на фирменных автозаправочных станциях и комплексах НК "ЛУКОЙЛ"
Широкая сеть АЭС, расположенных в различных регионах (в г.г. Волгограде, Челябинске, Перми, Вологде, Астрахани и т.д.), и наличие в каждом отдельном регионе своей системы топливных карт обусловило в НК "ЛУКОЙЛ" задачу создания единой системы безналичных расчетов, карты которой могли бы принимать на всех предприятиях, осуществляющих розничную торговлю нефтепродуктами.
Обеспечение расчетов за приобретенные товары и различного рода услуги на АЗС по пластиковым картам удобно и выгодно как для клиента, так и владельца сети станций. Карта защищает средства владельца от потери, повышает удобство и скорость обслуживания, решает проблему отсчета сдачи, а также дает возможность корпоративному клиенту (например, автопредприятию) получать различную отчетность и полностью контролировать расходы своих водителей. Замена наличного денежного обращения безналичными расчетами, которые в свою очередь уменьшают и упрощают документооборот и коммерческий учет деятельности всей АЗС, значительно повышает уровень безопасности; благодаря системам безналичных расчетов значительно ускоряется сбор информации о проведенных операциях, повышается ее достоверность.
Необходимо заметить, что другие носители информации и эквиваленты денег, которые широко используются на АЗС, например, талоны, магнитные карты и т.п., тормозят их развитие, усложняют документооборот и создают благодатную почву для злоупотреблений.
Специалисты НК "ЛУКОЙЛ" изначально планировали свой проект с расчетом на длительную эксплуатацию, большое количество АЗС в широко распределенной по регионам сети, большой объем обрабатываемой информации, необходимое развитие и соответствующую гибкость. После изучения представленных на рынке решений выбор был сделан в пользу смарт-карт и технологии SmartCity, разработанной компанией АйТи.
При создании единой корпоративной системы безналичных расчетов на фирменных АЗС НК "ЛУКОЙЛ" были определены следующие основные цели:
- увеличение финансовых поступлений в нефтяную компанию;
- создание информационной базы для принятия управленческих решений, освоение новых рынков сбыта, укрепление имиджа как компании, использующей передовые технологии.
Одним из главных критериев выбора технологии организации безналичных платежей был низкий уровень развития телекоммуникаций в России, затрудняющий проведение расчетов в режиме РВ. Поэтому было решено использовать смарт-карты. Вторым фактором, определившим использование смарт-карт, стал высокий уровень защиты записанных на карте данных. Кроме того, смарт-карты позволяют применять их для различных приложений, что также учитывалось при выборе проекта.
Было принято решение использовать в корпоративной системе безналичных расчетов на фирменных АЗС НК "ЛУКОЙЛ" технологию SmartCity с применением микропроцессорных карт производства компании Gemplus. При этом клиентом системы может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Механизм действия системы выглядит так: перед поездкой водитель проводит предоплату с записью в защищенную память карты соответствующей суммы. Деньги могут быть внесены автотранспортной организацией на одну из корпоративных карт, которая выдается шоферу. При заправке на АЗС компании со смарт-карты списывается сумма, соответствующая стоимости топлива. При этом владельцу карты предоставляется скидка 3.. .7 %.
На конец 1997 г. система расчетов по топливным картам "ЛИКард" охватывала семь регионов России, а также действовала в Азербайджане. В настоящее время система "ЛИКард" охватывает 16 регионов России и ближнего зарубежья, смарт-карты принимаются на более чем 350 АЗС, выпущено более 50 тыс. смарт-карт.
НК "ЛУКОЙЛ" имеет достаточно большое (более 800) и постоянно увеличивающееся число АЗС и комплексов как в городах, так и на трассах практически во всех регионах России, многих странах СНГ и Балтии. В планах компании не только увеличение сети станций (к 2004 г. планируется рост числа АЗС, принимающих к оплате ЛИКард, до 800, с эмиссией в 200 тыс. карт), но и расширение спектра предоставляемых услуг.
Организационно структура "ЛИКард" представляет собой иерархическую трехуровневую схему:
- нижний уровень - территориальные районы, в которых расположены АЗС НК "ЛУКОЙЛ", агентства и пункты обслуживания;
- средний уровень - региональные расчетные центры и региональные представительства ОАО "ЛИКард";
- верхний уровень - центр внедрения и межрегиональный центр ОАО "ЛИКард".
Расчеты между территориальными районами проводятся через межрегиональный центр, что обеспечивает получение денег соответствующим АЗС вне зависимости от того, в каком регионе внесены деньги на карту. Таким образом, сегодня по важнейшим для России трассам Москва-Волгоград-Астрахань-Баку, Москва-С.-Петербург, Пермь-Екатеринбург-Челябинск можно проехать, оплачивая топливо по смарт-картам.
В дальнейшем предусматривается расширение сети АЗС, принимающих смарт-карты в России и других странах ближнего и дальнего зарубежья, обслуживание российских и международных платежных карт.