In English

Новое качество IT-директора

24.04.2002, Пичугин Игорь
Издание: КоммерсантЪ
Одни считают этого человека “номером два” в служебной иерархии. Другие уверены, что он и его отдел — затратное звено, нужное только для того, чтобы “все работало”. На Западе его называют CIO (Chief Information Officer). У нас — директором по информационным технологиям. Но и в России появляется свой класс CIO: 50 профессионалов в области ИГ и бизнеса представлены в рейтинге Пор-50 российских CIO.

Финансы, производство, маркетинг, кадры. Тот, кто отвечал в компании за эти направления, всегда входил в круг высшего руководства, определявшего пути развития бизнеса. А начальник ИТ-службы был сродни завхозу: эдакое вспомогательное затратное звено, задача которого сводилась лишь к обеспечению бесперебойной работы вычислительной техники и своевременной выдаче отчетов. Современный же CIO — это человек бизнеса, который на равных взаимодействует с руководителями бизнес-направлений, вхож к президенту. От обычного “айтишника” его отличает способность за счет ИТ находить творческие решения для развития бизнеса. Неудивительно, что на Западе CIO называют правой рукой гендиректора, а службу ИТ рассматривают как корпоративный центр знаний и инноваций.

Российского ИТ-директора еще нельзя в полной мере назвать CIO, но он уже и не тот бесконечно далекий от руководства и бизнеса своей компании “асушник”, каким был еще несколько лет назад. Вот какой портрет российского ИТ-директора сложился в ходе исследования, которое мы провели в рамках проекта по составлению 1Тор-50 российских CIO.

В подчинении ИТ-менеджера в среднем находится от 4 (в маленьких фирмах) до 221 (в крупных корпорациях) ИТ-специалистов (рис. 1). Чем крупнее предприятие, тем больше сотрудников находится на попечении одного штатного “айтишника” (рис. 2). Самыми весомыми ИТ-службами обладают предприятия финансовой (банки, инвестиционные и страховые компании) и телекоммуникационной сферы (рис. 3) — их бизнес во многом зависит от ИТ.

CJO не просто исполнитель чужой воли, он стратег, наряду с другими топ-менеджерами формирующий общую бизнес-стратегию предприятия. Поэтому у него должны быть надлежащие полномочия. Если ИТ-директор подчиняется главбуху или финансовому директору, то ИТ-служба воспринимается руководством скорее как центр затрат. Если же ИТ-руководитель подчинен непосредственно гендиректору и, более того, входит в совет директоров предприятия, то и отношение к ИТ-службе иное — она воспринимается скорее как корпоративный центр знаний и инноваций, обеспечивающий новые возможности для развития бизнеса. Лишь каждый пятый российский ИТ-директор подчиняется начальству, главная забота которого — считать потраченные деньги (рис. 5). Почти половина (47%) находится в подчинении у генерального. Так что со статусом у российских ИТ-менеджеров дело обстоит неплохо. Правда, в первую очередь руководство ожидает от своих CIO решения задач, более свойственных техническим директорам. Рейтинг приоритетов показывает, что главной задачей для ИТ-директоров является обеспечение надежного и экономичного выполнения текущих операций (рис. 4а). На втором месте — построение работоспособной инфраструктуры (рис. 46). Зато третье из шести мест занимают вполне стратегические задачи — создание систем для поддержки бизнес-стратегии и внедрение актуальных новых технологий (рис. 4в). О том, что российский ИТ-директор не чужд стратегического мышления, говорит и тот факт, что 68% руководителей основной акцент в работе делают на улучшении результатов процессов и формировании новых процессов (рис. 7). И все же 37% ИТ-менеджеров приходится убеждать руководство в необходимости реализации своих инициатив и выбивать под них финансирование (рис. 6). Что касается образования, то 76% российских ИТ-директоров — “технари” (рис. 8), впрочем, весьма высокого уровня: каждый седьмой — с научной степенью. С другой стороны, каждый четвертый уже имеет или получает экономическое или бизнес-образование.

Какие качества для CIO самые важные?

Михаил Сенаторов, зампред ЦБ России:

— Среди личных качеств я бы выделил терпение. Информационные технологии — довольно сложные в понимании и использовании продукты. Поэтому часто и подолгу приходится объяснять, зачем они нужны, насколько полезны, почему выгодны.

Алексей Чубарь, руководитель отдела стратегических платформ .NET представительства Microsoft в России и СНГ:

— Идеальный CIO современной компании — это человек, чей жизненный опыт, понимание тенденций и перспектив современных технологий, с одной стороны, и накладываемых ими ограничений — с другой, позволяет не только решать текущие проблемы, но и предвосхищать и предотвращать грядущие. К числу качеств, которые обязательно должны присутствовать у руководителя уровня CIO, можно отнести умение мыслить стратегически, структурированный подход к решению проблем, широкий кругозор (как технический, так и в бизнесе), разумный консерватизм в сочетании с сильным исследовательским духом. Если учесть также, что в ИТ-индустрии есть только одна постоянная — постоянная перемен, CIO должен быть готов менять свое мировосприятие, образ мышления, свое ощущение границы возможного.

Сергей Токмаков, президент Sterling Group:

— CIO — это руководитель высшего звена. И требования, предъявляемые к специалисту такого уровня, достаточно высокие. Самое главное качество — умение выделить из многих частных проблем самую главную, требующую принятия конкретного решения. По-моему, такой человек должен быть экспертом как минимум в двух отраслях: в ИТ и предметной области бизнеса компании, а также обладать здоровым прагматизмом. Очень важно, чтобы CIO обладал безупречной репутацией и высоким чувством ответственности — он должен быть “с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками”.

Александр Блох, вице-президент ТНК:

— CIO, работающий на акционера, должен обладать выдержкой и терпением. Львиная часть работы CIO — это работа с людьми, которым нужно доказать свою позицию, предложить свое решение и отстоять его.

Алексей Ирисов, замгендиректора по финансам компании “Дилайн”:

— CIO должен в первую очередь обладать отличным знанием современных информационных технологий и умением их использовать на практике. Во-вторых, он должен хорошо понимать закономерности бизнес-процессов своего предприятия ИТ-отрасли, в которой работает. В-третьих, поскольку развитие информационной структуры бизнеса и ее эффективность сегодня во многом определяет успех самого бизнеса, CIO обязан быть стратегически мыслящим менеджером, способным прогнозировать развитие ИТ-индустрии и рост своего бизнеса. Наконец, это должен быть коммуникабельный, открытый к общению человек с широким кругозором.

Тагир Яппаров, президент компании “АйТи”:

— На Западе, где класс CIO сформирован достаточно давно, уже сложилось понимание основных врожденных и приобретенных качеств, которыми должен обладать руководитель ИТ-службы. В их числе: яркие лидерские позиции, отличное знание технологий, опыт, коммуникабельность. Но для России я бы назвал главным качеством CIO отличное понимание основного бизнеса своего предприятия. Нередки ситуации, когда топ-менеджер и ИТ-ди-ректор разговаривают на разных языках, решают разные задачи и из-за этого не удовлетворены результатами деятельности друг друга. Знание бизнеса и нацеленность на достижение ключевых для него результатов способны обеспечить радикальное превращение непонятного “автоматизатора” в настоящего CIO — важного и сильного союзника руководителя.

Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS:

— CIO — это топ-менеджер, значит, он должен обладать всеми теми качествами, которые характерны для управленца высокого уровня. CIO крупной корпорации управляет большим количеством подрядчиков и проектов, в которых задействовано множество людей. Поэтому он должен также уметь правильно делегировать полномочия и ответственность и при этом держать весь процесс под контролем, то есть грамотно управлять рисками. Наконец, третье необходимое качество — системность, умение хорошо структурировать любой проект, проблему, идею и видеть их во взаимосвязи. В идеале CIO должен быть самым системным человеком в компании, потому что именно он строит системную основу для ее бизнеса.

Леонид Ухлинов, начальник управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета РФ:

— Главное, думаю, гибкость, умение лавировать между тем, как формулирует задачи руководство, и тем, что мы реально можем предложить в обозначенный срок за выделенные деньги. И, несомненно, умение объяснять и доказывать. Ведь для многих людей преимущества информационных технологий и решений очень редко являются очевидными.

Центральный федеральный округ