14.05.2002
Издание:
Эксперт
Руководитель каждую секунду ищет живую воду для своей компании. Или не ищет.
Хотите, пригласим военный оркестр? За тысячу долларов. Ну или два оркестра?» — обращаясь к сотрудникам с предложением по поводу очередного корпоративного праздника, директор компании искренне хотел им угодить. Точно так же мужчина предлагает женщине: «Ну хочешь, проведем отпуск вместе?» Мол, ты же видишь, я не виноват, что все так плохо... Коллеги, как и недовольная подруга, упорно не желали вдохновляться соблазнительными идеями шефа, думая о своем. Цыгане с медведями, оркестр пожарной команды, звезды театра и кино — за время существования организации им не предлагали повеселиться разве что вместе с балетом Большого. Но почему-то с каждым годом веселья было все меньше.
Может, корпоративные праздники устраивают не для веселья? Ведь для этого можно найти команду «погорячее», чем соседи по офису. Тогда кому и для чего они нужны?
В 1984 году, когда нефтяная компания Shell решила выйти в мировые лидеры и стала изучать списки Тор-500 журнала Fortune, чтобы понять, у кого черпать успешный опыт, выяснилось, что к тому моменту треть (!) списка 1970 года уже закончила свой земной путь.
Жизнь компаний становится все короче — это давно заметили специалисты. Однако никто и никогда не скажет точно, отчего умерла та или иная фирма, несмотря на горы литературы про секреты успеха в бизнесе. Точно так же, как никого еще не спас от корпоративной смерти курс МВА, пройденный директором. Как сказал один консультант: «Я с детства не мог понять, для чего в русских сказках присутствует мертвая вода. Живая — понятно для чего. И только недавно я понял. Мертвая вода — это тот объем знаний, опыта, который необходим человеку, чтобы быть встроенным в социальную систему. Но его недостаточно. Для жизни нужна энергия, которая берется из другого источника». Другой консультант говорит по сути про то же самое: «У людей с бизнес-образованием есть иллюзия того, что они действуют так, как их научили. Вот так я мотивирую персонал, так я контролирую, так я деньги считаю. То есть им в бизнес-школе дали кучу инструментов, и они верят в то, что их интуитивные решения являются результатом продуманной техники».
Обычно источниками предпринимательской энергии считают физиологию (хирург Святослав Федоров когда-то сказал, что предпринимателями может стать небольшое число людей, у которых хорошо работают надпочечники и выбрасывается большое количество адреналина) и умные книжки. Но чем дальше, тем более заметная часть бизнес-действительности «вываливается» из этих рамок. И уж во всяком случае их часто бывает недостаточно, чтобы надолго сохранить высокий тонус компании.
Сами предприниматели давно нащупали альтернативные источники вдохновения — поэзию, литературу, живопись, музыку, театр, историю, философию, хореографию. Именно поэтому, а не из благотворительности или, наоборот, корысти раскупается большинство картин современных художников, делаются пожертвования на строительство концертных залов и назначаются стипендии молодым талантам. Тагир Яппаров (компания «АйТи») создал звукозаписывающую компанию «АрсеналЪ», потому что увлекся творчеством Алексея Козлова. Компания «Легенда Крыма», торгующая винами, продюсирует Бориса Гребенщикова просто потому, что любит его музыку. Искусство необходимо бизнесу как самый органичный путь к высвобождению контекста, нарушению равновесия, размыканию системы, расширению границ происходящего. Это дает возможность быть в числе первых, кто «разглядит узоры будущего в настоящем» и, значит, выделится из общего ряда и продлит жизнь своему бизнесу.
Новостью является, пожалуй, то, что в последнее время идет осознанный поиск средств «утилизации» искусства для выработки идей в бизнесе, в хорошем смысле слова. Пригласить артиста на Новый год или повесить в офисе полотно знакомого художника — это самый очевидный способ, никем, впрочем, не оспариваемый. Как раз многие считают, что с точки зрения прогнозирования результатов теория «черного ящика» оптимальна. Приводят в пример Франклина Рузвельта с его лозунгом «делайте что-нибудь». То есть главное — не планировать изменения, а дать им возможность свободно происходить и наблюдать результат.
Но некоторые этим не удовлетворены. Пытаются, например, облегчить доступ к новым идеям, называя ориентиры фирмы в разных областях, в том числе и в искусстве. Говорят, что это ускоряет поиск конкретных решений, общего языка с сотрудниками, клиентами. «Вчера мы устроили прощание с одним из ориентиров, Майком Науменко, — рассказывает один директор. — Теперь вместо него Курехин. Я объяснил народу почему». Дошло дело и до корпоративных праздников. Какие-то веселые ребята стали помогать в этом скучающим бизнесменам. Предлагают услугу — поставить спектакль силами корпорации под руководством профессиональной театрально-консультационной команды. Что-то вроде капустника? Нет, говорят, интереснее. В ходе репетиций и написания сценария благодаря целенаправленной работе режиссеров происходит такая сшибка всевозможных контекстов, что потом искры творчества высекаются не только на спектакле, но и за рабочими столами.
Окажется вода живой или мертвой, увиденный «узор будущего» — правильным или ложным, отвечать все равно руководителю. «Сколько стоит такой спектакль?» — спросил меня любитель оркестров. «Не знаю, может быть, тысяч десять». — «И-и, за десять тысяч знаешь, какой праздник можно купить». Возможно, на следующий год он предложит коллегам позвать десять военных оркестров. И кто знает, чем это кончится.