In English

Борцы с суммой

12.02.2003, Трушин Александр
Издание: Формула карьеры
Российская торговля переживает время бурного роста. Увеличивается число магазинов. В запале борьбы за новые участки, в суете строительства торговым компаниям некогда думать о развитии бизнес-технологий. Но и в IT-компаниях на этот счет нет единого мнения.

Дайте софт!

В кабинете Андрея Долудя, начальника компьютерного отдела торгового дома “Седьмой континент”, на коробке с материнской платой стоят допотопные счеты и арифмометр “Феликс”. Хозяин кабинета говорит, что это резервные устройства. А что, ведь считали же на них расходы и доходы”.

Все меняется, и в торговле изменения происходят очень быстро. Первая волна автоматизации торговых предприятий нахлынула в 1997-1998 годах: это было время “железа”, когда устанавливали в магазинах кассы, компьютеры, прокладывали сети, автоматизировали бухгалтерию. Вторая волна автоматизации (1999-2001 годов) накрыла управление складами, финансами, логистикой. Третья волна поднялась совсем недавно - в конце минувшего года: торговые дома обивают пороги IT-компа-ний: дайте софт!

Не дают софта.

Со своим самоваром

В чем проблема торговых предприятий? В их бурном росте. У “Спортмастера” -15 магазинов в Москве. У “Седьмого континента” - 31 магазин, к концу года будет 50. У “Перекрестка” - 40 магазинов. И это только начало. В Москве на одного жителя приходится 20 квадратных метров торговых площадей. В Париже - 400. Одно торговое предприятие в Москве обслуживает в среднем 685 жителей. В США- 280. Торговые дома росли, растут и будут расти.

И чем больше они растут, тем чаще перед ними встает вопрос: как управлять этим бизнесом? Но в IT-компаниях до недавнего времени было стойкое убеждение, что для разных магазинов не нужны разные продукты. Скорее, им нужны разные наборы модулей (бухгалтерия, склад, логистика, финансы, кадры и т.п.), из которых, как из кубиков, можно составить информационную систему управления.

На Западе этот вопрос давно решили. Там для каждого вида торговли разработаны разные системы управления. Больше того: для каждого предприятия разработчики создают отдельную систему. И западные сети, врывающиеся сейчас на российский рынок (“Ашан”, “Метро”, “Веймарт”), приходят со своими информационными технологиями.

Для лидеров софт не пишут

Все торговые компании организованы по-разному. Например, в “Перекрестке” есть огромный распределительный центр, выполняющий роль центрального склада. А у “Седьмого континента” - нет, там каждый магазин работает напрямую с поставщиками. В “Спортмастере” огромное количество разнообразнейших товаров (от иголки для футбольного мяча до высокотехнологичных тренажеров, не говоря уже об обуви, одежде, лыжах) - 300 тысяч артикулов.

Можно ли взять какую-нибудь западную систему, проверенную на аналогичном торговом предприятии, и установить у нас, в России? Нельзя. Потому что на Западе торговый бизнес совсем другой. Он, во-первых, давно “устаканился”, работает по устоявшимся технологиям, со своими прозрачными товарными и финансовыми потоками, с неизменным законодательством и отчетностью. У наших торговых компаний отчетности гораздо больше.

Или возьмите бюджетирование. Попробуйте рассчитать бюджет компании по существующим нормативам и коэффициентам, если у нее оборот за год удваивается, как в том же “Спортмастере”.

Денис Константинов, финансовый директор компании “Италика” (сеть бутиков обуви, аксессуаров и одежды), говорит: “У каждой компании есть свои особенности, но автоматизация учета товара необходима всем. И все выжидают и смотрят друг на друга. Все хотят увидеть обкатанную программу, которая работала в таком же секторе торговли. Чем крупнее компания, чем больше у нее оборот, тем более необходим переход на новую учетную технологию. Систематизация, точность и оперативность - вот ее неотъемлемые качества. Директору хочется знать, какой товар и куда ушел, где находится, кто и как его покупает. Размер, цвет, модель - его интересуют все мелочи, потому что на этом и строится торговый бизнес”.

В “Седьмом континенте” сейчас думают о создании единой информационной системы. Уже переговорили с одиннадцатью поставщиками систем - пока безрезультатно.

Олег Шепелев, директор департамента информационных технологий компании “Дикая орхидея”: “Наши главные особенности - сложные и длительные бизнес-процессы закупки товара и огромный ассортимент, который обновляется дважды в год. И мы должны держать в оперативном учете весь перечень товаров в течение двух-трех лет. Соответственно, у нас огромные базы данных и разветвленный иерархический каталог- множество марок, сезонных линий. Да, в готовых системах есть и базы данных, и каталоги. Но, например, в конце прошлого года мы потратили время с Axapt'oft, и мне совершенно не понравилась товарная часть: к ней требуется специальная разработка. И как любое универсальное решение, Axapta работает медленно, а для нас скорость работы очень актуальна. В прошлом году компания развивалась стремительными темпами: мы открыли семнадцать магазинов”.

Герман Алексеев, директор управления информационных технологий торговой сети “Спортмастер”, с горечью сказал : “Мы лидеры. А для лидеров у нас софт не пишут”.


Лапы вытащишь - хвост увязнет

Любая информационная система на торговом предприятии строится как пирамида. В основании фронт-офис - это кассовые терминалы, системы безопасности, телекоммуникации. Здесь используются транзакционные системы, которые могут регистрировать и собирать информацию о продажах. Над ними надстраиваются системы управления складами, закупками, бухгалтерия. Было бы правильно разделить понятия “управление торговой деятельностью” и “управление торговым предприятием”. Так вот, в основании пирамиды, в управлении торговой деятельностью, кажется, проблем нет. Здесь уже десять лет работают множество IТ-компаний (“Пилот”, “Сервис Плюс”, “Интеллект-Сервис”, “Импакт-Софт”, “Софт-Вест”, “1C” и т.д.), и есть множество систем зарубежного и отечественного происхождения. Из них, наверное, самая известная - система Trade House, которую предлагает компания IBS. Система прошла уже более шестисот внедрений в России, включая такие известные торговые дома, как ЦУМ, “Модный базар”, “Боско ди Чильеджи”, “Пицца Сбарро”, “Царицыно”.

Проблемы торговых предприятий возникают сейчас на верхних этажах “информационной пирамиды” - там, где требуется не только система учета, но и управление развитием компании.

Если скрестить Аксапту с Зибелем

Речь идет о тех вопросах, которые решаются в ERP-системах. Но сегодня в России нет ни одного примера полного внедрения ERP-систем в торговых компаниях. Когда говорят, что в ГУМе или в “Рамзае” внедрили систему J.D.Edvards, надо учитывать, что внедрили только отдельные модули управления закупками, складами и продажами. В “Копейке” установили модуль “Финансы” из системы SAP R/3, a Scala в торговом доме “Электроизделия” представлена модулями “Финансы” и “Логистика”.

Георгий Жуков, заместитель руководителя отдела по работе с компаниями потребительского рынка компании IBS: “Главная проблема в том, что торговые компании исходят из возможностей системы, а не из потребностей своего бизнеса. Требуется разработка IT-стратегии компании, а под нее уже можно подбирать комбинацию из информационных решений. При этом надо учитывать перспективу: сегодня у предприятия одни потребности, завтра будут совсем другие.

SAP R/3 прекрасно справится с задачей управления финансами, логистикой, аналитикой, но не дотягивается до уровня кассовых аппаратов, нужна интеграция со специальным программным обеспечением. Microsoft Business Solution Navision охватывает все сферы деятельности торгового предприятия. Но в каких-то областях может уступать специализированным системам, например, в системе корпоративной отчетности. Отдельные функции можно либо доработать в системе, либо приобрести Oracle Financial Analyzer. Вопрос в том, что выгоднее заказчику - дописывать Navision или ставить специализированую систему”.

Одно из таких решений - управление персоналом. Спрос на него со стороны торговых предприятий очень большой, потому что, в конце концов, главная “зарабатывающая точка” в магазине - продавец. А значит, персонал магазина надо учить и развивать.

В компании “АйТи” число заказов торговых компаний на систему “БОСС-Кадровик” в последние два месяца сравнялось с заявками из других отраслей. Дмитрий Ведев, директор службы маркетинга компании “АйТи”: “Торговля сейчас выходит на новый для себя уровень конкуренции: цены уже все снизили, центр борьбы между торговыми компаниями сместился на те уровни, где уже невозможно не использовать информационные технологии. Особенность российских торговых предприятий в том, что они еще держат в магазинах довольно значительный бэк-офис - работают двадцать продавцов, а пять-семь менеджеров ими командуют. Но в сетевой торговле это выливается в колоссальные затраты”.

Средний был и так и сяк

В последнее время на рынке появились специализированные решения для торговых компаний “среднего размера”. Они охватывают всю “пирамиду” торговой компании: и учет продаж, и бэк-офис, и аналитику - и дают директору полную информацию о том, где, в каком количестве и какие товары находятся в данное время.

Любовь Рыбакова, генеральный директор компании “Борлас - информационные торговые системы (Борлас-ритейл)”: “Мы работаем на рынке магазинов одежды, обуви, подарков. За год мы автоматизировали больше восьмидесяти магазинов, в том числе тридцать сетевых. Наш специализированный программный комплекс позволяет анализировать продажи, распределять товар по складам, по магазинам. Его основная цель - дать директору отчет в той форме, которая его интересует. И в нашем продукте есть сжатая отчетность, есть расширенная, по одному магазину, по нескольким, по одному товару, по группе товаров, по поставщикам, по производителям. Он позволяет увидеть продажи, чтобы иметь возможность перебросить товар туда, где он продается лучше. В TradeX можно получить представление о каждом клиенте: где, что, когда он купил. Для торговли промышленными товарами это имеет очень большое значение, потому что именно такой подход позволяет планировать и развивать бизнес”.

В компании “РБК-Софт” создали свою разработку системы - она называется “РБК-торговля”.

Алексей Кузовкин, генеральный директор компании “РБК-Софт”: “Мы внедрили свою разработку в торгово-закупочной компании “Айсбит”. Среди его клиентов - “Перекресток”, “Седьмой континент”, поставщики - “Дарья”, “Равиоли”, “Звездный” и т.д. Цель внедрения - комплексная автоматизация предприятия, включая работу с клиентами и поставщиками, управление кредиторской и дебиторской задолженностями, управление складом и др. Наша методология предусматривает обследование предприятия, затем проектирование системы. После этого проводятся адаптация и настройка системы”.


И будет такая борьба за мир!

Итак, подведем итоги. С одной стороны, торговые предприятия переживают бурный рост. Пока это рост экстенсивный, он происходит за счет увеличения торговых площадей, открытия новых магазинов. Но уже сейчас перед компаниями стоит вопрос повышения эффективности работы, и они пытаются решить его за счет внедрения технологий управления бизнесом, которые могут дать им конкурентные преимущества. Это различные бэк-офисные системы, системы управления персоналом, управления клиентами. Что же будет дальше?

Дмитрий Ведев: “Очевидно, следующей волной будет спрос на системы стратегического управления, управления взаимоотношениями с клиентами и маркетинга. Я думаю, это время наступит уже скоро - через год-два, потому что административные издержки торговых компаний растут, и двукратного увеличения оборотов в год уже не предвидится. Тогда начнется конкурентная борьба не на шутку, каждый клиент будет на счету. Будут также востребованы новые технологии продаж, в первую очередь через Интернет. Сейчас для нас это скорее экзотика, нежели реальность, но в зародыше Интернет-магазины уже существуют практически у всех крупных торговых компаний: дальновидные владельцы сетей понимают, что в эти технологии надо вкладывать средства уже сегодня”.

ПРОЕКТ

“БОСС-Кадровик” в торговом доме “Копейка”

После открытия весной 1998 года первого фирменного магазина “Копейка” стала активно развиваться как сеть универсамов эконом-класса. В 2О02 году в составе холдинга действовали 2 распределительных центра и 24универсама. Компьютерный парк ТД “Копейка” насчитывал около 250 рабочих станций, из которых 150 установлены в центральном офисе, 50 - в магазинах и еще 50 - в распределительных центрах.

Для решения задач управления персоналом и расчета заработной платы была выбрана система “БОСС-Кадровик” (компания “Ай-Ти”). Установка системы проводилась параллельно с внедрением в “Копейке” модуля FI (бухгалтерия и контроллинг) системы SAP R/3 (начало работы - 2000 год). Цель сопряжения двух систем - передача бухгалтерских проводок из модуля “Расчетзаработной платы” системы “БОСС-Кадровик” в модуль FI SAP r/з. Согласно учетной политике, которая применяется в компании и поддерживается в R/З, проводки “выгружаются” по местам возникновения затрат (МВЗ). В данном случае это места расчета заработной платы - магазины, распределительный центр, подразделения центрального офиса. Согласно схеме финансового учета, разработанной департаментом финансов “Копейки”, таких МВЗ несколько десятков.

Специалист расчетного отдела бухгалтерии после завершения расчета заработной платы в системе “БОСС-Кадровик” выполняет команду “сформировать пакет на выгрузку”. Пакет с данными автоматически выгружается в специальный интерфейс, написанный на БД Access, после чего в определенном меню модуля FI выполняется команда “загрузить информацию из внешнего источника”. Вся процедура передачи данных из одной системы в другую занимает около 15 минут, при этом автоматически формируется около тысячи бухгалтерских проводок.

Основные пользователи системы, сотрудники сектора кадрового учета и статистики департамента управления персоналом, получили возможность оперативно получать необходимую информацию и делать любые статистические срезы для последующего анализа. Кроме того, специалисты этого сектора формируют с помощью системы отчеты в Госкомстат.

Большую часть рутинной работы по формированию табеля “БОСС-Кадровик” взял на себя. Сотрудники отдела учета и расчетов по оплате труда, который входите бухгалтерию, осуществляют в системе “БОСС-Кадровик” расчет заработной платы и формируют с помощью системы все отчеты в Министерство по налогам и сборам и Пенсионный фонд.

Считаете ли вы, что в торговом бизнесе возможно применение ERP-систем?

ДА

Георгий Жуков (IBS):

“Сегодня торговому бизнесу нужны системы уровня ERP, где соединены и управление финансами, и логистика, и работа с клиентами. Через какое-то время крупные компании не смогут себе позволить работать на специализированных торговых решениях. Справиться с таким объемом информации без ERP-системы уже сложно. Если до CRM-системы они еще не доросли, то без ЕRP им уже плохо. Сегодня есть ряд торговых предприятий, которые устанавливают у себя ERP-системы: “Копейка”, “Новый импульс” (оптово-розничная), “Утконос”, “36,6”. Конечно, пока еще не полностью. Они выбирают те модули, которые применимы в любой отрасли”. 

Дмитрий Ведев (“АйТи”): “Торговым компаниям нужны системы, которые могут повысить эффективность бизнес-процессов. Для этого необходимо собирать и анализировать информацию на всех этапах работы компании: логистика, склад, финансы, бухгалтерия, продажи. Плюс аналитика, управление материальными ресурсами и кадрами. На основании этих данных можно принимать грамотные управленческие решения. Конечно, информационные системы металлургического завода, нефтяной компании и торгового предприятия отличаются по масштабам, но основные элементы их одинаковы”.


НЕТ

Любовь Рыбакова (“Борлас-ритейл”):

“Многие российские разработчики пытаются создать универсальный продукт для всех компаний. Но это неправильно. Например, в Германии есть фирмы, которые создают продукты только для сетей бензоколонок, есть продукт для магазинов подарков и есть продукт, который применяется только в супермаркетах. Должны быть специализированные решения для разных отраслей торговли. Я думаю, что будущее именно за такими решениями”.

Алексей Кузовкин (“РБК-Софт”): “Цель любой автоматизации - повышение прибыли, достижение экономического эффекта. Когда мы говорим о внедрении ERP, возникает вопрос целесообразности и стоимости. В торговых компаниях покрывают свои потребности отдельными модулями. Но полностью такие крупные решения, как ЗАР, BAAN, вряд ли нужны. Мы считаем, что клиента надо направлять на решение именно его проблем, любая система должна подкреплять идеологию, принятую в компании. Поэтому специально для торговых компаний нами была разработана система “РБК-Торговля”.

Центральный федеральный округ