In English

Использование комплексного решения

20.02.2003
Издание: Нефть и капитал
По обобщенным данным рейтинговых агентств, в последнее десятилетие наиболее прогрессивными с точки зрения использования информационных технологий были и остаются предприятия нефтепродуктообеспечения. Анализ показывает, что в условиях динамично усложняющегося бизнеса альтернативы современным ИТ-решениям у таких предприятий не существует. Современные информационные технологии позволяют не только сохранять, но и постоянно расширять конкурентные преимущества предприятий, повышать управляемость бизнеса, существенно сокращать производственные издержки.

Несмотря на относительно высокую стоимость внедрения на нефтепродуктовых предприятиях современных ИТ-решений, сегодня практически все крупные участники оптово-розничного рынка нефтепродуктов используют многофункциональные информационные системы. Главная их задача - обеспечение эффективного управления финансами, персоналом, а также материальными и информационными потоками. Сейчас уже подтверждено практикой, что, кроме прочего, использование информационных решений высокорентабельно.

Для демонстрации преимуществ внедрения передовых информационных технологий на предприятиях нефтепродуктообеспечения рассмотрим два наиболее ярких примера практической реализации подобных проектов российскими компаниями.


Подход к автоматизации сети АЗК ЗАО “АСПЭК”

Очевидно, что наибольшую отдачу от внедрения информационных технологий дает комплексный подход, позволяющий правильно определить последовательность проведения работ проекта и рационально распределить средства при его реализации.

Именно по такому пути пошло одно из крупнейших промышленных предприятий Удмуртии - ЗАО “АСПЭК”. Изначально позиционируя себя как многопрофильную компанию, сегодня “АСПЭК” успешно работает на региональном строительном рынке, занимает лидирующие позиции в области деревообработки и переработки сельхозпродуктов. Однако приоритетным направлением его деятельности все же является переработка нефти и оптово-розничная реализация нефтепродуктов. Предприятию принадлежит 28 АЭС и АЗК, расположенных во всех городах Удмуртии.

Характерная особенность АЗС и АЗК ЗАО “АСПЭК” - высокий технико-технологический уровень и современная организационная структура. Так, все они оснащены топливораздаточными колонками класса “DresserWayne”, “HAPA”, “Instrumentointi”. На территории большинства АЗК расположены магазины сопутствующих товаров, автомойки, кафе-бистро, охраняемые стоянки транзитного транспорта, мастерские шиномонтажа и т.п.

Сложность задач, от качества и оперативности решения которых в полной мере зависит эффективность управления нефтепродуктовым бизнесом ЗАО “АСПЭК” (см. “Задачи автоматизации...”), стала предпосылкой создания единой АСУ сетями АЗС и АЗК компании. В качестве ее основных параметров были выделены комплексность, гибкость, открытость для дальнейшего развития и оптимальное соотношение цена-качество.

Задачи автоматизации АЗК ЗАО “АСПЭК”

  • Повышение эффективности бизнеса за счет сокращения издержек, исключения технологических потерь при реализации топлива и повышения прозрачности бизнеса.
  • Реализация передовых маркетинговых схем привлечения и удержания постоянных клиентов.
  • Поддержка и развитие высокого уровня технической оснащенности АЗК и АЗС.
  • Организация четкого контроля и учета сопутствующих товаров и услуг, реализуемых в сети АЗК.

Решение

В середине 2001 г. после анализа предложений различных компаний специалистами ЗАО “АСПЭК” была выбрана система “АйТи-Ойл”, разработанная компанией АйТи. В конце 2001 г. после тщательного изучения особенностей системы и реализации пилотного проекта, в рамках которого системой “АйТи-Ойл” было охвачено три АЗС, “АСПЭК” и АйТи заключили договор о реализации проекта автоматизации сети АЗК.

В марте 2002 г. система была сдана в эксплуатацию. При реализации проекта компания АйТи выполнила полный комплекс услуг - от предпроектного обследования и поставки всего необходимого до адаптации системы под индивидуальные особенности и потребности заказчика с последующим техническим сопровождением внедренной системы. Сегодня решение “АйТи-Ойл” позволяет управлять 28 автозаправочными комплексами ЗАО “АСПЭК”.

Результаты автоматизации

Деятельность Управления нефтепродуктообеспечения “АСПЭК” в г. Ижевске автоматизирована с помощью компоненты решения “АйТи-Ойл” - системы “АйТи-Ойл: Центральный Офис”. Она позволяет менеджерам управления:
  • своевременно формировать необходимые отчеты о реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров по различным срезам: конкретным АЗС, товарным группам, видам товаров и т.д.;
  • контролировать параметры нефтепродуктов;
  • управлять ценами, скидками и наценками, платежными средствами как во всей сети, так и на отдельных АЗС;
  • осуществлять рациональное планирование и своевременную доставку товаров на АЗС. На предприятии организован оперативный обмен данными о ходе реализации нефтепродуктов и дополнительных товаров. Такие данные поступают в управление с помощью другого компонента решения “АйТи-Ойл” - “АйТи-Ойл: Оператор АЗК”. Этот же компонент позволяет оператору автозаправочного комплекса управлять оборудованием АЗС, отпуском нефтепродуктов и сопутствующих товаров, контролировать параметры нефтепродуктов в резервуарах.
Важной особенностью системы является и то, что расчет за товары и услуги может осуществляться в виде наличных платежей, посредством персональных пластиковых карт с микропроцессором (смарт-карт), талонов и ведомостей. При этом транзакции в системе безналичных расчетов обеспечивает решение SmartCity, также являющееся программным продуктом компании АйТи и входящее в решение “АйТи-Ойл”. На сегодняшний день выпущено около 20 тыс. смарт-карт, охвативших широкий круг постоянных клиентов компании. Бесспорно, что, введя в обращение смарт-карты, “АСПЭК” предложил своим клиентам новые гибкие схемы обслуживания, получил эффективный инструмент для работы с клиентами и успешно реализовал дисконтную схему, ориентированную на привлечение и удержание постоянных клиентов.

Текущее состояние АСУ ЗАО “АСПЭК”

Сегодня на 28 АЭС и АЗК ЗАО “АСПЭК” в единую систему управления объединены все основные операции в числе которых:
  • управление топливораздаточными колонками;
  • автоматическое измерение и контроль параметров нефтепродуктов в резервуарах;
  • продажа нефтепродуктов и сопутствующих товаров за наличные и по смарт-картам;
  • обеспечение обмена необходимыми данными и информацией с офисом “АСПЭК”.
Предприятие проводит эмиссию “топливных” и “дисконтных” смарт-карт с использованием оригинальных схем привлечения клиентов. Так, “литровый кошелек” дисконтной карты клиента ведет автоматический учет нефтепродуктов, выкупленных им за наличный расчет. Выбрав определенное количество литров, клиент получает право на скидку как на товары и услуги АЭС, так и на товары и услуги других предприятий “АСПЭКа”: магазина автозапчастей, аптеки, автомойки, Ижевского столярно-мебельного завода и т.д.

Все это предоставляет компании значительные преимущества, позволяющие повысить эффективность работы АЗС, улучшить качество и скорость обслуживания клиентов, обеспечить четкий контроль за работой АЗС из офиса.

Система безналичных расчетов

Оплата нефтепродуктов по карточкам широко распространена во всем мире. Такой вариант оплаты позволяет:
  • централизовать управление потоком денежных средств;
  • повысить оперативность обслуживания;
  • привлечь постоянных клиентов;
  • снизить расходы на инкассацию.
Наиболее наглядным подтверждением эффективности использования смарт-карт является проект реализации системы “ЛИКард”. Владелец этой самой масштабной системы безналичных расчетов на АЗС - НК “ЛУКОЙЛ”.

Сбытовая сеть “ЛУКОЙЛа” насчитывает свыше 1000 фирменных АЗС в России, других странах СНГ. Восточной Евоопе. Кооме того, большое количество фирменных АЗС компании эксплуатируются в России и Европе по договорам франчайзинга.

Задачи системы “ЛИКард”

На момент создания и развития системы (в 1996 г.) в Волгограде, Челябинске, Перми, Вологде, Астрахани реализовывались топливные карты ОАО “ЛУКОЙЛ”, действие каждой из которых ограничивалось “своим” регионом. Поэтому достаточно быстро перед специалистами встал вопрос о создании единой системы электронно-денежного обращения для всех АЗС и АЗК ОАО “ЛУКОЙЛ”.

При этом перед разработчиками корпоративной системы электронно-денежного обращения на фирменных АЗС и АЗК ОАО “ЛУКОЙЛ” были поставлены следующие цели:
  • увеличение финансовых поступлений в ОАО “ЛУКОЙЛ”;
  • создание информационной базы для принятия управленческих решений;
  • освоение новых рынков сбыта;
  • укрепление имиджа “ЛУКОЙЛа” как компании, использующей передовые технологии.

Решение

Одной из главных проблем, ограничивающих выбор технологии организации безналичных платежей, был низкий уровень развития телекоммуникаций в России, затрудняющий проведение расчетов в режиме реального времени (on-line). Поэтому было принято решение использовать смарт-карты, позволяющие перейти в режим работы с отложенным обращением к процессинго-вому центру (off-line). Другими факторами выбора стали высокий уровень защиты записанных на карте данных и возможность их применения для различных приложений.

С учетом сказанного было решено использовать в корпоративной системе технологию SmartCityB с применением микропроцессорных карт производства компании GemPlus. При этом клиентами системы могли быть как физические, так и юридические лица.

Пилотный проект, реализующий принятые решения, был развернут в 1996 г. в Волгограде и Перми. Однако уже в ходе работ над проектом стало ясно, что выбранные технологические решения практически безупречны, а система - жизнеспособна. Поэтому еще до завершения проекта начала действовать программа, рассчитанная до 2004 года и предусматривающая развитие системы в 20 регионах России, в странах Балтии, Азербайджане и Белоруссии. На конец 2002 г. система расчетов по топливным картам “ЛИКард” охватила 38 регионов России и стран СНГ с более чем 1000 АЗС. Перспективными планами предусмотрено вовлечение в систему АЗК и в ряде стран дальнего зарубежья.

Организационно “ЛИКард” представляет собой иерархическую 3-хуровневую структуру:
  • нижний уровень - Территориальные районы, в которых расположены Агентства и Пункты обслуживания, а также АЗС ОАО “ЛУКОЙЛ”;
  • средний уровень - Региональные расчетные центры и Региональные представительства ОАО “ЛИКард”;
  • верхний уровень - Центр внедрения и Межрегиональный процессинговый центр ОАО “ЛИКард”.
Расчеты между Территориальными районами проводятся через Межрегиональный процессинговый центр, что обеспечивает получение денег соответствующей АЗС вне зависимости от того, в каком регионе внесены деньги на карточку.

Результаты внедрения системы “ЛИКард”

Главным результатом создания и развития системы стали конкурентные преимущества, обусловленные глобальностью и высоким покрытием АЗК регионов. Очевидно, что предприятия и частные лица, маршруты движения которых проходят по территории России и других стран СНГ, выберут карты, принимаемые во всех регионах. Это основное преимущество было достигнуто за счет использования современной информационной технологии SmartCity, обеспечивающей надежную и эффективную работу системы уже не первый год.

Резюме

Как видно из приведенных примеров, в нефтесбытовой отрасли инвестиции в ИТ-решения не только оправданы, но и высокорентабельны. Повышение контроля за реализацией и качеством нефтепродуктов, оперативное регулирование ценообразования на местах, а также использование эффективных механизмов привлечения и удержания клиентов позволяет владельцам АЗС и АЗК повысить свою конкурентоспособность и планомерно развивать бизнес.

Центральный федеральный округ