In English

СКС: взгляд на региональные рынки

20.02.2003, Басина Наталья
Издание: CIO
Конечно же, и вендорам, и дистрибьюторам, и интеграторам хочется поставлять клиентам дорогие системы. На них можно больше заработать. Однако ситуация на региональных рынках ИТ вносит в эти ожидания вполне объяснимые коррективы. Поставщики признают, что все еще много сил и времени тратят на пропаганду и маркетинг не своих услуг, а сетевых технологий как таковых, вынуждены идти на поводу у заказчиков и учитывать их финансовые возможности. Впрочем, хорошо, что у клиентов есть выбор.

Нет нужды объяснять профессионалам, что такое структурированная кабельная система (СКС). К тому же, предмет давно и самым подробным образом описан как в специальной и вполне доступной литературе, так и в общепризнанных и повсеместно используемых стандартах. Одно из наиболее ясных и лаконичных определений СКС дается в источнике [1]: “Структурированная кабельная система (СКС) - кабельная система, спроектированная и смонтированная в соответствии с требованиями стандартов ISO/IEC 11801, TIA/EIA-568-A и других. Основными признаками СКС являются структуризация, универсальность и избыточность”. При этом авторы книги отмечают, что “структурированная кабельная система является основой информационно-вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры любого современного предприятия начиная от небольшой (фирмы с несколькими сотрудниками и кончая корпорацией, в которой работает несколько десятков тысяч человек”. И, надо признать, этот тезис действительно находит все больше подтверждений. По крайней мере, число ИТ-проектов, в рамках которых осуществляется монтаж СКС, растет в России год от года. По оценкам BSRIA (к сожалению, практически единственной компании, всерьез занятой исследованием этого сегмента индустрии ИТ в нашей стране), объем российского рынка СКС (кабели, розетки и коммуникационное оборудование) составил в 2001 году около 37,2 млн. долларов, тогда как в 2002 году эта цифра выросла уже до 40,5 млн. долларов. Иными словами, годовой рост составил около 10%, и по оценкам как самой BSRIA, так и представителей целого ряда ИТ-компаний, такие темпы сохранятся как минимум до 2005 года, когда объемы российского рынка СКС составят более 54,2 млн. долларов.

Разумеется, в глобальных масштабах это пока лишь капля в море - мировой рынок СКС в 2002 году оценивался в 3,83 1 млрд. долларов, то есть российский рынок структурированных кабельных систем не дотягивает по своим объемам даже до одного процента рынка мирового. Зато с точки зрения динамики Россия находится в одном списке с Индией, Китаем, Саудовской Аравией и Гонконгом, где ежегодный прирост рынка СКС также составляет 10% в год и более.

В отличие от данных других исследовательских компаний, воспринимаемых на российском рынке ИТ с изрядной долей скепсиса (надо признать, совершенно объяснимого), данные BSRIA вызывают доверие значительного числа компаний, оперирующих на рынке СКС. Конечно, есть критики. Так, например, в компании Molex к данным BSRIA относятся скептически. Но по мнению генерального директора компании AVA Distribution (сегодня эта компания является не только дистрибьютором различных СКС, но и производителем системы “АйТи-СКС”) Алексея Сивидова, данные BSRIA в целом совпадают с исследованиями, которые проводятся его компанией. Алексей Сивидов признает, что у BSRIA есть ряд методологических огрехов (в частности, на его взгляд, в отчетах этой исследовательской организации не совсем корректно представлены доли рынка, занимаемые компанией Avaya с ее СКС Systimax и производителями “безымянных” СКС), но общий тренд зафиксирован точно — аналитики AVA Distribution также приходят к цифре роста российского рынка СКС на уровне 10-12% в год.

Откровенно говоря, попытки точно измерить рынок СКС в России сталкиваются с целым рядом проблем. Порой даже -совершенно необъяснимых: технический директор AVA Distribution Андрей Семенов напоминает, что в первой половине 2002 года весь рынок СКС по сути “стоял”, то есть новые контракты практически не заключались, и лишь к концу года рынок восстановился. Кажется, до сих пор никто из специалистов не нашел внятного объяснения этому феномену.

Если говорить об отдельных сегментах рынка СКС, то более 80% в стоимостном выражении приходится сегодня на медный кабель и компоненты. Решения, связанные с подводкой оптоволокна к рабочим местам пользователей, демонстрировали в течение прошлого года весьма высокую норму роста — 19%, но и к 2005 году этот сегмент все еще будет занимать незначительную долю рынка СКС, по некоторым данным, около 5%. Похоже, что здесь российский рынок СКС пройдет тот же путь, что и рынок европейский, где рост продаж систем на базе медного кабеля продолжится до 2007 года, а затем начнется постепенное вытеснение “меди” оптическим волокном.

Отчеты BSRIA делят российский рынок СКС на три примерно равные части. СКС высшего класса занимает здесь 29%, на средний сегмент приходится 44%, остальная же территория находится во власти поставщиков безымянных систем (хотя в целом рынок фирменных СКС растет быстрее). Среди российских структурированных кабельных систем с очевидностью выделяется “АйТи-СКС”, занимающая около 9 процентов рынка, при этом производитель — компания AVA Distribution — позиционирует этот продукт в том числе и как альтернативу изделиям no-name, стремясь постепенно переманить в свой стан нынешних потребителей “китайской” продукции.

Собственно говоря, в случае с СКС цена становится все менее важным для заказчика фактором, поскольку очевидно, что структурированная кабельная система, построенная с использованием более дорогого, но качественного оборудования, в эксплуатации может оказаться значительно дешевле, чем “дешевая” сточки зрения отпускной цены “безымянная” система.

Что касается развития технологий, рынок СКС живет такой же активной жизнью, как и индустрия ИТ в целом. Однако несмотря на все заверения производителей о наступлении эры СКС “шестой” категории, наиболее популярными в России до сих пор остаются решения на базе СКС категории 5е. Оценки BSRIA показывают, что в 2002 году на долю пятой категории приходилось около 84% поставленных решений, тогда как на шестую — всего 16%. Почему так происходит? Вот довольно показательный в данном контексте ответ руководителя одной из региональных компаний, занятой в секторе сетевой интеграции: “В нашем регионе мы преимущественно используем систему категории 5е. Системы шестой и седьмой категорий до настоящего времени нами не инсталлировались, поскольку нашим клиентам пока вполне достаточно пятой”. Проще говоря, корпоративный потребитель еще не проголосовал рублем за передовые кабельные системы, вполне обходясь в большинстве случаев не самыми модными, зато хорошо зарекомендовавшими себя, проверенными технологиями. Кстати, примерно столько же (около 15%) приходится на СКС пятой и шестой категории в Испании, Португалии, Италии и странах Латинской Америки, хотя рост СКС категории 6, согласно прогнозам, окажется в два раза быстрее, чем рост систем класса 5е.

Продолжая этнографические сравнения, заметим: на рынках СКС стран Восточной Европы преобладают системы с экранированным кабелем, тогда как в России они популярны разве что среди таких заказчиков, как государственные и военные структуры, деятельность которых, как правило, связана с охраной государственной тайны. Остальные 92% рынка пока остаются безраздельной вотчиной неэкранированных систем.

По оценкам российских экспертов, доля неэкранированных систем будет даже несколько возрастать: считается, что российский рынок СКС очень похож на американский, а в США и Великобритании наблюдается именно такая картина, в то время как ситуация во Франции, Германии, Швейцарии и Австрии оказывается в точности противоположной. Видимо, дело в привычке и стремлении “делать как все”, хотя давно известно, что мощность излучения экранированных кабельных систем довольно высока и зачастую даже не укладывается в требования действующих стандартов.

По уровню развития и специфике региональные рынки СКС в стране точно так же отличаются от столицы, “центра”. А значит, это обстоятельство нужно учитывать и региональным предприятиям-заказчикам, CIO которых, вероятно, не следует ориентироваться исключительно на мнения и оценки представителей московских компаний-интеграторов, которыми изобилует профессиональная пресса.

Прежде всего, ни одна компания (разве что за редкими исключениями) не поставляет СКС только одного производителя. Директор челябинской компании “Дитрэк” Владимир Мальгин говорит: “Под СКС мы (и не только мы, но и большинство наших конкурентов) понимаем систему, которая строится в соответствии с международным стандартом на проектирование ISO/IEC1180 (TIA/EIA-568-B, EN-50173) и сопряженными с ним стандартами на планирование, документирование, тестирование и заземление. В этих стандартах речь идет о слаботочных кабельных системах, создающихся, как правило, на основе витой пары и оптоволокна. Какие задачи решаются с использованием таких систем и какие сигналы потом по этим линиям передаются — решает заказчик. Обычно, если речь идет только о компьютерах, мы говорим о ЛВС, локальной вычислительной сети. Если добавляется хотя бы телефония - уже говорим о СКС. По большому счету, у каждого производителя есть определенный набор компонентов для сертификации конкретного типа СКС. А вот системы электропитания мы всегда отличаем от слаботочных - по нескольким причинам:
  • лицензии на силовые и слаботочные работы обычно разные;
  • подходы к подготовке монтажников также отличаются;
  • в обоих случаях используются свои правила сдачи в эксплуатацию систем, определяемые различными надзорными органами;
  • проектирование этих систем выполняется по отдельности;
  • отечественные стандарты и нормы всегда разделяют слаботочные системы и силовые”.
Одной из особенностей региональных рынков СКС, по признанию самих участников, является необходимость формирования “правильного понимания” и пропаганды “новых идей” силами компаний-интеграторов. Руководители читинской компании “Триада Электронике” отмечают, что на сегодняшний момент “рынок СКС региона в маркетинговом понимании, то есть как совокупность потребителей, находится в зачаточном состоянии. Поэтому только в течение прошлого года мы провели три „просветительских", образовательных семинара для руководителей и технических специалистов предприятий и фирм, „созревших" для принятия решения о построении СКС. Результат этих усилий: пять проектов общей емкостью около 250 портов”.

Менеджер по сетевым проектам компании “Триада Электронике” Александр Тазетдинов утверждает: “Среди технических специалистов служб информационного обеспечения (много реже — среди руководителей) встречаются лица, в той или иной степени знакомые с сетевыми технологиями. Но пока представления об СКС у заказчиков компании приходится формировать своими силами”.

“Заказчик всегда разделяет слаботочные и силовые системы, зачастую выбирая разных подрядчиков, — говорит Владимир Мальгин, „Дитрэк", — хотя в течение последних двух-трех лет нам все чаще навязывают и „электрику", особенно те заказчики, с которыми мы уже работали прежде, или те, кто получил рекомендации”.

В регионах местные компании-интеграторы оказывают заметное влияние на заказчиков и их предпочтения, что особенно хорошо видно на рынке СКС. Менеджер по маркетингу компании “Триада Электронике” Юрий Черницкий уверен, что, как правило, признаваемая отрицательным фактором удаленность ряда регионов от центра имеет и свои неоспоримые преимущества: “Удаленность нашего региона от центральных интеллектуальных и технологических „оазисов" имеет и положительную сторону: реализацию проектов в области построения СКС или даже более масштабных решений куда эффективнее и выгоднее оказывается выполнять силами местных компаний, имеющих соответствующие партнерские отношения, сертификаты и полномочия от ведущих системных интеграторов. А мы видим в этом перспективы для себя и настойчиво, не жалея сил и средств, стараемся занять положение лидера-первопроходца”.

Так что же из всего многообразия возможностей СКС выбирает сегодня корпоративный клиент в регионах? По мнению Владимира Мальгина, опыт его компании показывает: по составу все проекты можно разделить на три группы. Это исключительно кабельные системы (СКС, электропитание и освещение, сигнализация и видеонаблюдение и т. п.) — до 30%, кабельные системы и оборудование, обеспечивающее работу сети, включая активное сетевое оборудование, источники бесперебойного питания, АТС и серверы — примерно 65%, и комплексные проекты (сети, оборудование, программное обеспечение) — до 5%.

К решениям первой группы чаще всего тяготеют крупные промышленные, коммерческие предприятия и банки с давней историей и большим штатом собственных специалистов в области ИТ, своими традициями в области автоматизации и практики применения различных технических решений.

Ко второй и третьей группе относятся малые (или просто недавно образованные) и средние коммерческие предприятия, филиалы банков, муниципальные и государственные структуры, не обладающие значительным штатом опытных ИТ-профессионалов.

Стоит ли вести речь о “моде” или о “популярности” тех или иных СКС, особенно на провинциальных ИТ-рынках страны? По мнению Владимира Мальгина, такой подход вполне правомерен. По крайней мере, на его взгляд, “популярность” тех или иных решений в области СКС во многом определяют опыт ведущих инсталляторов, действующих в конкретном регионе, степень их рыночной активности, наличие авторизации и сертификатов компании-производителя и срок ее получения (показатель опыта компании-поставщика сетевых решений), близость или доступность оперативных складов, наличие требуемых компонентов, информированность заказчика о предлагаемых СКС и, наконец, объем ИТ-бюджета.

— Несколько лет назад мне довелось услышать от одного из заказчиков весьма характерную фразу: “У нас корпоративный стандарт на СКС. Это Systimax, Mod-Tap (ныне Molex. — Н. Б.) или “АйТи-СКС”, — вспоминает Владимир Мальгин. — Что же, подобный принцип выбора понятен. Действительно, на тот момент это были наиболее известные марки. Затем мы смонтировали этому клиенту СКС от ITT, AMP, различные “сборные” СКС из проверенных компонентов известных марок, и до сих пор нет никаких нареканий. А вот экономия — налицо. Конечно же, мы всегда стараемся настоять на сертифицированной и дорогой системе, поскольку такие проекты для нас куда интереснее. Однако размер выделяемых заказчиком средств в значительной мере определяет принцип выбора конкретной системы.

Очевидно, что инсталляторы могут, готовы и — хотят влиять на популярность СКС и как класса ИТ-решений в целом, и как основы для построения развитых информационных систем, отправной точки большинства проектов в области корпоративной автоматизации. Однако до сих пор поставщикам чаще приходится “идти за заказчиком”, чем вести его за собой. Наконец, как бы активно производители, дистрибьюторы и инсталляторы решений ни пропагандировали преимущества дорогих систем, поставлять которые им выгодно, на популярности такого рода решений у регионального корпоративного клиента все это пока не слишком-то сказывается.

По мнению Владимира Мальгина, дорогие СКС будут востребованы только теми заказчиками, которые смогут аккумулировать соответствующие финансовые ресурсы, или теми предприятиями, имидж которых просто не позволяет пользоваться дешевыми решениями. “Многие хотят иметь „Мерседес", но ездят - на „Жигулях"”, — напоминает Владимир Мальгин. А Александр Тазетдинов отмечает: поскольку масштабы деятельности региональных предприятий весьма скромны даже по российским масштабам, востребованность дорогих СКС — это по большей части дальняя перспектива. В частности,- для федеральных органов власти и управления, естественных монополистов (железной дороги, энергетики), “угольщиков” и “горняков”.

“Влияние „ведомственной принадлежности" выражается в том, что проекты и финансирование СКС „вызревают" в центре, а значит, унификацией здесь и не пахнет, — продолжает Александр Тазетдинов. — Так что выделить „популярные" серии СКС просто не представляется возможным”. Среди других тенденций, препятствующих распространению дорогих СКС, Владимир Мальгин называет уменьшение числа сертифицированных проектов. “Некоторые клиенты уже имеют опыт работы с СКС и сами планируют срок эксплуатации системы. Иногда главный аргумент звучит так: „Зачем нам дорогая система, если через три года мы отсюда съедем или поменяем технологию, ведь компьютеры так быстро устаревают!" — говорит Мальгин. — Нас, по правде, это не сильно волнует, поскольку мы можем выполнить любой проект в области СКС, а зачастую и основную прибыль получаем не с оборудования, а с выполненных работ”.

* * *

Такова реальность. Но кто сказал, что она - негативна? У заказчика есть выбор. А это одно из главных преимуществ открытого рынка.

Намеренно избавленная от строгой редакторской правки электронная переписка обозревателя журнала “CIO” Натальи Басиной с одним из ведущих специалистов инженерного отдела компании N. По понятным причинам его имя не озвучивается, хотя ситуация, описанная ниже, весьма типична.

Баллада о СКС

— Как трактуют понятие “СКС” в вашей компании? И встречаются ли другие прочтения этого термина в вашем регионе, в области — среди других поставщиков, заказчиков?

— За область ручаться боюсь. Тут народа всякого хватает. Но наиболее продвинутые компании (т. е. читавшие стандарт в оригинале, а также бессмертное произведение Семенова А. Б.) — наши прямые конкуренты, долгих им лет жизни, понимают это (и “толкают”, соответственно, клиентам) прежде всего как интегрированную компьютерную и телефонную кабельную сеть.

Владеем мы и совсем уж умной формулировкой: “СКС есть единая унифицированная низковольтная кабельная система с полосой пропускания до 100 МГц, предназначенная для обеспечения работы ЛВС, офисной АТС, средств телетайпной и специализированной связи, систем видеонаблюдения, низковольтной сигнализации и оповещения”.

В СКС мы включаем все, начиная от патч-корда в коммутационном узле (включая шкаф со всеми вентиляторами) до патч-корда рабочего места. А под основными характеристиками СКС понимаем:

— структурность топологии (кстати, сам видел самодельную “компьютерную” двухпарную сеть с Y-ответвлениями на скрутках и “решение”, подкупающее своей дешевизной: кабель крепился к плинтусу с помощью загнутых гвоздей-“шестидесяток”. Слов нет — know-how!);

— стандартизованные компоненты;

— оборудование портами помещений по площадям, а не по назначению этих самых помещений, а также наличие на каждом рабочем месте не менее двух портов.

— Хорошо, а что в это понятие вкладывает заказчик? Говорят, клиента приходится “образовывать”, “просвещать”. ..

— Классный вопрос! Устраивайтесь поудобнее, расскажу я историю. Грустную.

Заказчики делятся на следующие категории:

— категория А — богатые и умные (иностранные компании, как правило нефтяные и их многочисленные подрядчики, назовем их Al, a также российские частные компании, в которых работают молодые “менеджеры”, — А2);

— категория В — просто богатые (частные компании с “новыми русскими” во главе, а также некоторые жирненькие государственные структуры);

— категория С — бедные (тут уж не важно, есть у нас мозги или не очень — это, как правило, госпредприятия и организации). Так вот. В иностранных компаниях СКС понимается соответственно техническому заданию, которое приходит, например, из Хьюстона.

То есть — понимается абсолютно правильно. Причем понятие “СКС” они не применяют — telecommunication network, и все тут. В случае российской частной компании, общаясь с молодым и энергичным менеджером, несложно обосновать, почему в случае необходимости капитальных затрат нужно действовать грамотно и по стандарту. Причем менеджер, в свою очередь, легко и быстро убеждает верховное начальство выложить денежки за действительно реальный продукт. Кроме того, всех подкупает простота эксплуатации, особенно телефонной сети, то есть “менеджеру” нравится, что он теперь сам разбирается с телефонией, а не вызывает для этого дядю Васю-телефониста, который начинает долго копаться в бороде из проводов, а потом предъявляет сумасшедший счет за свои услуги. В случае просто богатых компаний разговор, как правило, происходит непосредственно с начальником, который, морщась, говорит тебе, что его ну никак не возбуждает твоя двухпортовая розетка. Что телефонная сеть у него уже есть (как правило, проложенная еще при царе Ироде), и он заплатил (заплатит) целых 10 тысяч рублей, чтобы ее привести (привели) в порядок. И что она работает просто изумительно. И ее даже обслуживают (тут, как правило, показывают пальцем на какую-то небритую личность). “А вот компьютерной сети у нас нет. Люди, понимаешь, замучались с дискетами бегать!” Или вариант: “Понимаешь, тут у нас одна фирма проложила сеть. Ну она как-то работает... нерегулярно. Уборщица тряпкой ее все время ломает. Мы ей уже говорили раз сто. Бесполезно. Так что давайте, ребятки — сделайте что-нибудь понадежней! Да, и вот в это помещение розетку не ставьте. Не надо. Здесь у нас сидит Иван Иваныч, он в компьютерах не разбирается. И сюда не надо — здесь я люблю водку пить”.

И, конечно же, высоконаучный спор о стандартах здесь просто неуместен.

Если руководитель — женщина, все несколько проще. Просто включаешь рубильник “обаяние” до отказа. Как правило, здесь удается построить СКС грамотно, с условием: “Это вот сейчас вам телефония не нужна. А потом, когда вы у нас купите АТС...” Впрочем, после с ней лучше не встречаться. Потому как на укоризненное: “И куда мне теперь девать ваши S110-e патч-корды?” — ответить нечего. Был случай, когда клиент обменивал затем эти самые шнуры S110 на более полезные штуки. На сетевые карты, CD-ROM'ы и прочее. Но самая натуральная картина Репина получается, когда в один прекрасный момент к тебе, как черт к монаху, заваливает клиент (ты ему полгода назад состряпал однопортовую сеть кусочно-гнездовым методом) и рассказывает о том, что Иван Иваныч тот ушел на пенсию, в его кабинет набили штук семь молодых секретарш, которым на каждый стол надо поставить компьютер и телефон, да на весь девичий коллектив еще два модема и сверху — сетевой принтер. А у тебя вся бригада, как один, строит какой-нибудь Exxon. На севере. И вот объясняешь дяде, что все ушли на фронт. Что вернутся не скоро. И не все. Так что лучше бы этому мужику прийти месяцев через пять. Видели бы вы эти глаза напротив... В бедной же компании тебе говорят — понимаешь, старик, нету нас денег. А жить как-то — надо! Мы понимаем — стандарт, СКС там всякий. Ты поставь нам три розетки, а через год “на еще” денег дадут, много! Вот тогда и поставим... еще семь. А там видно будет! И ты начинаешь строить. У нас такие стройки могут длиться годами. Хотя в нашей практике был (вернее, есть) один научный институт (еще остались такие, безнадежный случай). Большой сарай. Там мы убедили старика-начальника строить сеть по упорядоченным участкам (этажам, крыльям). Работы вели по мере поступления денег. Раз в четыре месяца. На каждом участке втыкали коммутационный узел (прямо на стены (!) лепили патч-панели и свитчи (!!) — на шкафы денег не было). Потом постепенно обвязывали их “звездой” с центром, той же 5-й категорией. Все это уже продолжается больше двух лет. И в результате получается даже что-то не слишком богопротивное.

Смех смехом, а ведь у нас клиентов второго и третьего типа за год выходит процентов 60! Вот теперь и скажите — являемся ли мы компанией, которая строит СКС, или нет?

Иногда бывают занятные истории и в группе А. Вот только что сдали один такой объект (случай А1). Клиент, одна хитрая нефтяная компания, построил школу для детишек своих работников. В техзадании telecommunication network на 70% состояла из однопортовых розеток. На вопрос — а как же стандарт? — мне сказали: а зачем школьнику за столом — два порта? Телефон-то ему не нужен! Вон он, висит у двери каждого класса. А там тоже одно-портовая розетка. Сделал я там все на базе “АйТи-СКС”. И вот думаю, что делать, если заказчику этому взбредет в голову на все это получить сертификат. Интересно, поймет ли меня господин Семенов?

— Ух ты! Интересная у вас жизнь! А что все-таки получается с дорогими СКС, то есть насколько они востребованы вашими заказчиками?

— Из всего вышесказанного картина получается довольно ясная. Клиентам типа В и С подавай хоть ChinaSuperPowerCat — лишь бы работало и девочки с дискетами глаза не мозолили. Хотя клиенты типа В довольно дотошно относятся к результатам тестов и даже заставляют расписываться на каждом листочке. Клиентам А2 тоже не важно, что за марка у них там стоит, главное — чтобы недорого.

Народ все-таки деньги считать научился и переплачивать ни за что не собирается.

Во всех этих случаях просто идеально подходит “АйТи-СКС”, с российскими компонентами для В и С, и с компонентами от Siemon и Molex для А2. Дешево и сердито. Плюс всякие государственные сертификаты имеются. И тут альтернативы господам айтишникам* просто нет. А жаль...

С клиентами класса А1 дело обстоит посложнее. Тут все объекты делятся на две группы. Первая — объекты временные: временные офисы (пока не построились постоянные, могут быть довольно большими сараями), строительные лагеря, а также какие-нибудь вспомогательные или вахтовые объекты (например, лагерь буровиков на Севере). Обычно в конкурсах на такие объекты дается формулировка: оборудование должно предлагаться высокого качества при низкой цене. Понятно, что надо предлагать “АйТи-СКС”. Сперва господа с Запада воротили свои буржуазные физиономии, но после того, как приехавшие из-за бугра специалисты померили линии своими навороченными тестерами, подход изменился: “Oh, it's — SCS! It's good — not so expensive! Normalno!”

Однако присутствует и вторая группа объектов для А1 — постоянные офисы. И тут начинается свистопляска. В конкурсной документации четко расставляются приоритеты: качество, сроки, стоимость. “АйТи-СКС” их не устраивает. Им надо что-то с наворотами. И тут можно пропихнуть все что угодно. Например, для поставки в офис Sakhalin Energy наш конкурент (удачи ему во всем) предложил экзотичную для местных широт систему PatchView израильской фирмы RIT. И был встречен просто “на ура”. Не знаю, может им в следующий раз предложить Molex RealTime? Посмотрим, что выйдет. Molex они любят— говорят, недорого. Вообще, определенный предел их щедрости есть, и, особенно в последнее время, прижимистость часто берет верх. В конце концов, мучиться с патч-кордами будут не американцы, которым платят президентскую зарплату, а русские сотрудники, которым платят куда скромнее. Поэтому, честно говоря, слабо верится в то, что туда можно пропихнуть что-нибудь вроде R&M**. Не будут они за него платить! Как сказал мне один их менеджер, “здесь вам не Манхеттен!”. Хотя попытка — не пытка. Кстати, поэтому у нас тут никак не представлены ни “шестая категория”, ни оптика “до рабочего места”, да и вообще оптика применяется крайне редко, даже на бэкбонах.

— Поставщики все спорят — можно ли говорить о “моде” или “популярности” у заказчиков тех или иных марок СКС, или же все-таки под каждого заказчика в основном приходится делать что-то свое?

— Как я уже говорил, популярнее компонентов “АйТи-СКС” нет и быть ничего не может. Особенно компонентов отечественного производства, которые вселяют надежду в клиентов класса С, дают развернуться на широкую ногу клиентам класса В и экономят на дорогое пиво деньги клиентов класса А2. (Классу А1 русское предлагать мы пока не решались, еще обидятся!) Но далеко не всё, что из этих компонентов стряпается, можно назвать “СКС”. Так что пора регистрировать свою “однопортовую СахИнфо-СКС” на Y-адаптерах и давать на нее 50 лет гарантии. Тут уж одно из двух — либо шах помрет, либо нас китайцы завоюют. Шутка...

— А приходится ли вам выполнять проекты, в рамках которых речь идет только об СКС? Если да, то что это за заказчики — по отраслям, размеру компаний, или в основном СКС являются одной из составляющих больших проектов в области автоматизации? — Понятно, что, стряпая СКС для клиентов классов В и С, легко опухнуть с голода. Поэтому делаем — всё. Я занимаюсь еще сигнализациями, СКД, видеонаблюдением, ТВ, оповещением... Рядом со мной сидят черти, у которых в голове еще и дизеля, котлы отопления, кондиционеры.

Делаем чаще всего всё раздельно. Лихо, конечно, когда клиент класса А строит себе новую контору или капитально ремонтирует старую. Тогда речь идет о комплексном проекте. К счастью, в ушедшем году у нас больше всего работы было именно на таких объектах. Но по стоимости работ и оборудования СКС не составляет даже и 20% стоимости таких контрактов. Я уж не говорю про остальные случаи. Тем более, что больших зданий на Сахалине очень мало (в области живет чуть больше 500 тысяч человек — у вас в Москве в каком-нибудь Орехово-Борисове больше обитает). И поэтому объект с количеством рабочих мест более 100 уже считается большим. Коммуникационный кабинет практически везде один (даже в многоэтажных зданиях), так что если шкаф водрузить посередине здания, то в расстояние 90 метров легко укладываешься. Магистралей внутри зданий нет (поэтому и оптика не востребована). Даже иностранцы здесь широко строиться начали только недавно. Атак в основном были небольшие офисы. Самый большой у Sakhalin Energy—1600 портов. А скоро будет строиться здание, в котором будет около 1000 работников и по 4 порта на нос, итого — 4000. Там, понятно, все по полной программе. Хотя категория — 5Е. Вот такие у нас пироги получаются.

* Имеется в виду компания “АйТи”, в состав которой входит производитель и поставщик “АйТи-СКС” — компания AVA Distribution.

** Швейцарский производитель СКС высшего класса Reichle&De-Massari.

СКС как есть

В самом общем случае СКС, согласно международному стандарту ISO/IEC 11801, включает в себя три подсистемы:
  • подсистема внешних магистралей (campus backbone cabling, магистраль комплекса зданий), или, в терминологии некоторых европейских производителей, первичная подсистема, состоит из внешних магистральных кабелей между КВМ и КЗ, коммутационного оборудования в КВМ и КЗ, к которому подключаются внешние магистральные кабели, и коммутационных шнуров и/или перемычек в КВМ. Подсистема внешних магистралей является основой для построения сети связи между компактно расположенными на одной территории зданиями (campus). На практике эта подсистема достаточно часто имеет физическую кольцевую топологию, что дополнительно обеспечивает увеличение надежности за счет наличия резервных кабельных трасс. Из этих же соображений подсистема внешних магистралей иногда реализуется по двойной кольцевой топологии. Если СКС устанавливается автономно только в одном здании, то подсистема внешних магистралей отсутствует;
  • подсистема внутренних магистралей (building backbone cabling), называемая в некоторых СКС магистральной системой здания, вертикальной или вторичной подсистемой, содержит проложенные между КЗ и КЭ внутренние магистральные кабели, подключенное к ним коммутационное оборудование в КЗ и КЭ, а также коммутационные шнуры и/или перемычки в КЗ. Кабели рассматриваемой подсистемы фактически связывают между собой отдельные этажи здания и/или пространственно разнесенные помещения в пределах одного здания. Если СКС обслуживает один этаж, то подсистема внутренних магистралей может отсутствовать;
  • горизонтальная подсистема (horizontal cabling), иногда называемая третичной подсистемой, образована внутренними горизонтальными кабелями между КЭ и информационными розетками рабочих мест, самими информационными розетками, коммутационным оборудованием в КЭ, к которому подключаются горизонтальные кабели, и коммутационными шнурами и/или перемычками в КЭ. В составе горизонтальной проводки допускается использование одной точки перехода, в которой происходит изменение типа прокладываемого кабеля (например, переход на плоский кабель для прокладки под ковровым покрытием с эквивалентными передаточными характеристиками). Рассматриваемое здесь деление СКС на отдельные подсистемы применяется независимо от вида или формы реализации сети, то есть оно будет одинаковым, например, для офисной и производственной сети. Иногда из соображений удобства проектирования и эксплуатационного обслуживания применяется более мелкое дробление оборудования СКС на отдельные подсистемы. Так, например, элементы подключения сетевого оборудования к СКС в кроссовой выделяются в отдельную административную подсистему, а шнуры, адаптеры и другие элементы, необходимые на рабочих местах, образуют отдельную подсистему рабочего места и т. д. В самом общем случае СКС, согласно действующим редакциям международных нормативно-технических документов, включает в себя восемь компонентов:
  • линейно-кабельное оборудование подсистемы внешних магистралей;
  • коммутационное оборудование подсистемы внешних магистралей;
  • линейно-кабельное оборудование подсистемы внутренних магистралей;
  • коммутационное оборудование подсистемы внутренних магистралей;
  • линейно-кабельное оборудование горизонтальной подсистемы;
  • коммутационное оборудование горизонтальной подсистемы;
  • точки перехода;
  • информационные розетки.

Центральный федеральный округ