27.02.2002, Некрасова Елена
Издание:
CIO
Большое, как известно, видится на расстоянии. Но, к сожалению, не всегда четко. Нередко приходится слышать два полярных мнения, касающихся оценки региональных ИТ-рынков. Оптимистично настроенные интеграторы разъясняют, что Москва — город не промышленный, а потому региональный рынок, на котором присутствуют крупные заказчики в лице холдингов и корпораций не отличается от московского. Осторожные оппоненты утверждают, что XXI век заканчивается в пятидесяти километрах от МКАД, а дальше «до самых до окраин» правят бал сознание, машины и программы ПО начала девяностых.
Что в реальности представляет собой региональный рынок? Чем он интересен столичным интеграторам и каким образом они собираются расширять там свое присутствие?
«Рассматривая структуру регионального рынка, можно говорить о государственных организациях федерального и регионального масштаба, о крупных территориально-распределенных компаниях, которые имеют в регионах производственные площадки, о крупных региональных компаниях, которые либо сохранили независимость, либо являются частью местной группы компаний, и о динамично развивающихся средних компаниях», — считает Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи». По его словам, каждая из этих категорий имеет свою историю ИТ-развития и собственный ИТ-профиль.
Органы федеральной или местной власти. В госструктурах толчком к созданию информационных систем стало появление ФЦП «Электронная Россия», и вслед за ней - подобных региональных программ. Сейчас в рамках этих программ стартовало много интересных долгосрочных проектов. Основная задача, к завершению которой приблизились эти клиенты — создание информационной инфраструктуры. Если нефтегазовый сектор стал активным потребителем информационных технологий с начала 90-х, то госсектор стартовал примерно в 2000 году. Государственные организации сейчас занимаются созданием региональных и федеральных единых систем передачи данных, систем связи, закупкой техники. В технологически передовых ведомствах, таких, как МНС и Госкомстат, началось внедрение элементов корпоративной информационной системы.
Региональные подразделения территориально-распределенных холдингов. В территориально-распределенных компаниях сейчас наблюдается тенденция централизации управления информационными системами, централизуются бюджеты, создается единая ИТ-стратегия, централизуются функции CIO. В итоге многие функции по управлению ИТ, которые раньше реализовывались на местах, теперь передаются в ведение центральных офисов, расположенных либо в Москве, либо в одном из крупных промышленных городов России. Это позволяет компаниям реализовать более масштабные проекты, создавать систему корпоративных стандартов, внедрять и тиражировать в филиалах сложные информационные системы. Инфраструктура у этих заказчиков уже практически построена; сейчас идет внедрение систем для автоматизации решения производственных, финансовых и управленческих задач.
Успешные региональные компании. Прежде всего, это машиностроительные заводы, которые связаны с экспортными оборонными заказами. Эти предприятия имеют обычно достаточно серьезные бюджеты и на сегодняшний день, как правило, параллельно строят инфраструктуру и внедряют бизнес-приложения — компоненты будущей корпоративной ИС. Региональные компании увеличивают интерес к информационным системам по двум причинам. Во-первых, растет конкуренция, и, очевидно, внедрение информационных технологий позволяет оптимизировать и модель управления, и технологии управления. Во-вторых, к внедрению достаточно серьезных приложений их побуждают требования западных контрагентов: например, CALS-системы в России внедряют в основном те предприятия, которые имеют западные заказы. ИТ-стратегия в рамках этих предприятий зачастую не отражена в каком-либо документе, а определяется ими интуитивно.
Средние компании. Рынок средних компаний вступил в фазу достаточно динамичного развития. Пожалуй, впервые в России на этом рынке одновременно решаются инфраструктурные задачи и внедряются бизнес-приложения, что влечет за собой потребность в услугах квалифицированных ИТ-специалистов. В отличие от крупных предприятий, они, как правило, не обременены необходимостью содержать собственную ИТ-службу, имеющую исторически сложившийся уклад работы, перед ними не стоит проблема унаследованных систем. Поэтому динамично развивающиеся компании более свободны в выборе прогрессивных ИТ-решений, а также могут себе позволить набирать в штат ИТ-профессионалов высокого класса и активно использовать внешние ИТ-сервисы.
Магомет идет к горе
«В задачу любой сервисной компании, к которым относятся системные интеграторы, — говорит Дмитрий Ведев, директор службы маркетинга компании „АйТи", — входит качественная доставка сервисов в регионы и обеспечение оперативного взаимодействия с заказчиком. Все крупные компании-интеграторы стремятся обеспечить присутствие своих представителей на местах, ведь если нужный специалист находится в Москве, а клиент — в Хабаровске, то помощь такого специалиста будет либо очень дорогой, либо очень не оперативной, поскольку не все можно сделать по Интернету».
Решается эта задача тремя основными путями. Первый путь, пожалуй, наиболее хлопотный с организационной точки зрения - создание в регионах собственных полномочных представительств, второй - развертывание партнерской региональной сети, и третий — создание совместных предприятий с региональными партнерами. «АйТи» идет по первому пути, считая его наиболее перспективным. По мнению Тагира Яппарова, только сеть равноправных региональных представительств, являющихся частью компании, дает возможность обеспечить единый центр принятия решений, единые технологии управления, единые системы контроля качества, подготовки специалистов, ценообразования и ответственности.
Надо заметить, что такая модель регионального присутствия интересна и крупным компаниям, имеющим собственную территориально-распределенную структуру, и локальным предприятиям, работающим в регионах. Первым — прежде всего потому, что изменилась стратегия в отношении ИТ. Когда шло создание холдингов, формирование ИТ-решений на дочерних предприятиях проходило в основном децентрализованно. Теперь существует четкая тенденция к централизации этого процесса, централизации ИТ-бюджета компании, централизации функции CIO по всей вертикали, что приводит к необходимости оценки стоимости владения информационной системой. В этой ситуации автоматически появляется необходимость часть сервисов передать субподрядчикам, особенно в регионах. Поэтому заказчики заинтересованы в профессиональном партнере, имеющем единый центр управления и мобильную команду профессионалов, которая может реализовать качественные услуги, настраивать систему. Эта точка зрения близка и крупным государственным структурам федерального и регионального масштаба, имеющим территориально разветвленную сеть.
Для региональных компаний соседство крупного интегратора интересно потому, что сегодня многие из них пришли к необходимости создания планов по внедрению информационных систем. Правда, далеко не все готовы к внедрению крупных систем. Информационную систему надо создавать максимально быстро, поскольку, растянув этот процесс во времени, внедряя и периодически «подтягивая» до нужного уровня отдельные ее компоненты, компания рискует никогда не получить законченного решения. Реализовать такой проект возможно только при значительных инвестициях в ИТ, а перейти этот порог могут пока далеко не все компании. Поэтому нередки случаи, когда готовящийся региональный проект не реализуется. «В этой ситуации, — говорит Тагир Яппаров, - мощная компания-интегратор может помочь заказчику найти финансирование под такой проект». Правда, в последнее время наблюдаются определенные положительные сдвиги, связанные с укрупнением компаний, и, как следствие -увеличением ИТ-бюджетов, активно идет процесс привлечения инвестиций. Процесс укрупнения неизбежно приводит к проектам по созданию крупных информационных систем.
Конкуренты? Соседи по рынку!
«Если говорить о рынке местных компаний, которые оказывают ИТ-услуги, — размышляет Тагир Яппаров, — то видно, что эти компании сильно выросли за последние годы в профессиональном плане. Рост этих компаний определяется потребностями клиентов, а большинство клиентов на сегодняшний день уже создали инфраструктуру, создали системы управления, начали рассматривать более сложные сервисы. У местных компаний сегодня есть и интерес, и возможности к оказанию тех сервисов, которые несколько лет назад были им недоступны. Поэтому компания-интегратор, выходящая на региональные рынки, должна занимать те ниши, которые местные компании освоить не в состоянии. Это положительно влияет на местный рынок — он начинает развиваться интенсивнее. Появление в регионах специалистов уникальной компетенции — серьезный вклад в поднятие качества сервиса в регионах».
Крупная компания-интегратор может принести в регионы серьезную экспертизу по созданию сложных информационных систем, поскольку далеко не каждая региональная компания располагает достаточными средствами для создания профессиональной команды. «Отдельные региональные интеграторы, — рассказывает Дмитрий Ведев, — в большинстве своем пока не готовы к внедрению мощных систем класса ERP. Я специально изучал сайты региональных интеграторов и исследовал структуру их бизнеса. В основном они занимаются поставкой компьютерной техники, созданием простых сетей. Очень немногие региональные компании имеют практику внедрения крупных систем».
Отдельной строкой
Особое место в потребностях регионального ИТ-рынка занимает аутсорсинг. «Потребность в аутсорсинге, — считает Тагир Яппаров, - есть у любой компании практически всегда, просто компания на разных этапах зрелости имеет разную структуру аутсорсинга. Аутсорсинг начинается с простых услуг и постепенно начинает занимать значительную часть бюджета». Например, до недавнего времени практически все крупные компании имели собственные отделы разработки ПО. Постепенно большинство компаний пришло к выводу, что выгоднее приобретать стандартные разработки в базовом функционале, а там, где есть уникальные бизнес-процессы или требуется интегрировать различные решения в единую систему, можно купить услуги внешних поставщиков. На сегодняшний день прослеживается тренд в сторону полной передачи поддержки информационных систем внешним компаниям. В России об этом, как о масштабном явлении, пока говорить рано — в целом, процесс пока в зачаточном состоянии, потому что, с одной стороны, многие компании не готовы допустить к работе со своими ИТ-структурами «чужаков», а с другой стороны, не сформировался рынок качественных предложений. Но, тем не менее, компании все больше процессов, связанных с информационным обеспечением, стали передавать на аутсорсинг.
Наибольшая потребность ощущается в аутсорсинге технической поддержки, заказных разработок, подготовки ИТ-специалистов и обучения пользователей. В этом году было проведено достаточно много государственных тендеров на сопровождение информационных систем. «Уже сложилось, - отмечает Дмитрий Ведев, — понимание того, что аутсорсинг -это не погоня за экономической выгодой, а возможность концентрироваться на решении задач профильного бизнеса. Аутсорсер всегда обладает более широкими познаниями и экспертизой, поэтому привлечение таких компаний приносит компании дополнительную ценность. Сейчас, с изменением отношения к руководителям ИТ-структур, когда они ориентированы на соответствие экономическим целям компании, на экономическую эффективность деятельности своего подразделения, возникают иные критерии оценки целесообразности использования модели аутсорсинга. Масштабное использование аутсорсинга возможно лишь на определенном этапе зрелости компании. Когда компании будут считать деньги, когда стоимость рабочей силы со всеми страховками достигнет западного уровня, когда квалификация собственных ИТ-специалистов перестанет удовлетворять растущим требованиям бизнеса, тогда наступит „золотой век" аутсорсинга».
Профессиональное мнение
«Все начиналось с крупных региональных проектов, — рассказывает Тагир Яппаров. — Мы видели, что по завершении проекта клиент начинает ориентироваться на местные ИТ-компании, поскольку после проекта наступает этап поддержки, развития, и эту фазу трудно поддержать, не имея постоянного присутствия в регионе. Мы увидели, что вместо долгосрочных отношений с клиентом мы вступаем с ним в достаточно краткосрочные отношения, связанные исключительно с конкретным проектом. Но заказчику нужны услуги на каждом этапе жизненного цикла информационной системы: консалтинг, создание и поддержка инфраструктуры, внедрение готовых программных комплексов, разработка заказных программных продуктов, обучение персонала. Поскольку стратегия компании ориентирована на долгосрочные отношения с клиентами, мы начали искать способ реализации этого принципа. Мы хотим, чтобы наши услуги были расположены максимально близко к клиенту, к тому месту, где они реально нужны».