In English

Электронное образование как базис «умного» общества

13.12.2012, Яппаров Тагир
Издание: Ведомости
В своей прошлой колонке я уже немного говорил о концепции «умного» (smart) общества, функционирование и развитие которого обустроено по шести «умным» координатам: экономика, мобильность, люди, образ жизни и, конечно, умное управление всем комплексом стоящих перед обществом задач. Сегодня абсолютно ясно, что практическая реализация «умных» городов, регионов, стран невозможна руками (и головами) неподготовленных людей. Дефицит не просто кадров, а высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях постоянно меняющихся технологий, стал в нашей стране одним из наиболее сложных системных вызовов на пути модернизации экономики и общества.

Очевидно, что для решения пресловутого «кадрового вопроса» требуется трансформация самой концепции системы массового образования. Сегодня такая трансформация во всем мире идет в сторону широкого использования так называемого электронного образования, или e-Learning. Быстрый рост его популярности закономерен: возможность выбора времени и программ обучения, использование самого разнообразного образовательного контента, доступность лучших лекций и семинаров лучших преподавателей и др.

Сегодня электронным обучением охвачены миллионы людей в различных странах мира. Однако внедрение электронного образования на государственном уровне дает просто потрясающие результаты! Вот всего лишь один пример: в 1990 - 2000-е годы перед Республикой Корея стояли задачи трансформации экономики, ее перевода на постиндустриальные рельсы. Одним из ключевых проектов такого перехода стало законодательное уравнивание в правах традиционного и электронного образования. Например, система Cyber Home Learning System, позволяющая получать образование на дому, интегрирована в трех четвертях корейских школ. В стране функционируют 19 электронных университетов, ну, а результат трансформации экономики Южной Кореи, думаю, видит практически каждый.

А что же у нас? Для России актуальность электронного образования определяется не только социальными или экономическими, но даже географическими аспектами. Протяженность нашей страны такова, что сегодня только e-Learning позволяет преодолеть образовательное неравенство - дать жителям удаленных от традиционных университетских центров регионов возможность получать образовательный контент высокого уровня.

Однако e-Learning в России сталкивается с проблемами. Первая заключается в том, что у нас до сих пор еще недостаточно развита культура обучения персонала. В среднем российские предприниматели тратят в разы меньше средств на повышение квалификации своих сотрудников, чем в развитых странах. Среди других проблем можно отметить и технические факторы: уровень распространения широкополосного доступа, обеспеченность современной компьютерной техникой, особенно в удаленных регионах. К счастью, в последние годы за счет развития телекоммуникаций, технологический фактор становится все менее сдерживающим.

И, наконец, еще одной проблемой является нехватка отечественного, специально разработанного образовательного контента - ведь e-Learning требует отдельных учебных материалов, электронных систем оценки знаний и пр. И простым переносом традиционных учебников или видеподкастов лекций задачу создания эффективной системы электронного обучения не решить. В этом году на базе Академии АйТи мы создали специализированную компанию «Электронные образовательные ресурсы», полностью сфокусированную на разработку контента электронного обучения. Первый же год работы показал высокую востребованность программ электронного обучения и для бизнеса, и для граждан, и, конечно, для органов государственного управления. Ведь именно крупные государственные информационные системы являются одним из краеугольных камней внедрения принципов «умного» управления в масштабах России. А научить пользоваться и управлять такими системами без применения e-Learning, я уверен, просто невозможно.

Приведу один пример из опыта АйТи. Несколько лет назад, в начале 2000-х мы завершали разработку и внедрение ключевой информационной системы для одного федерального ведомства. Система охватывала десятки тысяч пользователей во всех регионах нашей страны. Когда мы посчитали расходы на традиционное очное обучение всех пользователей, то выяснилось, что они превысят расходы на разработку и внедрение всей системы. В бюджете ведомства таких средств не было. Тогда мы предложили вариант с активным использованием e-Learning. Специалисты АйТи провели очное обучение только для администраторов новой системы, а вот подготовку уже десятков тысяч пользователей в регионах было решено провести исключительно с помощью технологий e-Learning. В результате мы смогли сдать систему в эксплуатацию вовремя и в рамках бюджета.

Это всего лишь один пример, который показывает, как электронное обучение помогает успешно реализовать крупные проекты. Сегодня Россия решает многочисленные задачи, связанные с внедрением масштабных изменений, изменений на уровне предприятий, городов и регионов, изменений на уровне всей страны. Эти изменения зачастую охватывают миллионы людей. Я уверен, что без самого активного использования электронного образования нам с этими задачами не справиться.