In English

Взрастить технокадр

12.03.2003
Издание: Деловая панорама
Все больше компаний осознают важность IT-составляющей в бизнесе, а обучение в этой сфере пользуется все возрастающим спросом.

На первый взгляд рынок ИТ-обучения размыт. Соответствующие курсы входят в программы повышения квалификации или получения второго высшего образования в местных вузах, их читают в бизнес-школах или на индивидуальных тренингах. Кроме того, обучением в области информационных технологий занимаются ИТ-службы предприятий. Существует удаленное — дистанционное — образование. Однако наиболее полный и качественный спектр услуг предоставляют специализированные учебные центры.

Марьиванна с авторизацией

В Петербурге существует небольшое, но стабильное количество таких игроков. Программы, которые они предлагают, можно разделить на авторские (то есть разработанные силами обучающей компании) и авторизованные (предоставленные вендорами — поставщиками оборудования или программного обеспечения). В городе можно приобрести знания практически по любым направлениям: от базовых при работе с Microsoft Office . до таких серьезных, как администрирование операционной системы Unix или оборудования Cisco Systems.

Отличительная особенность авторизованных курсов — организация обучения. В частности, как говорит директор “Академии АйТи” в Петербурге Мария Батаковская, программы создаются на основании внутренней информации компании-вендора: отзывов потребителей о качестве продуктов, анализа обращений в службы технической поддержки. По условиям компаний-разработчиков ПО обучение осуществляется по специальным пособиям, разработанным фирмой-производителем, полный рабочий день в специально оборудованных помещениях. Занятия ведут сертифицированные преподаватели.

Учебный центр, желающий получить авторизацию у вендора, должен выполнить ряд требований. Помимо наличия в штате сертифицированных специалистов, необходимо обладать определенной технической базой. Есть ряд индивидуальных особенностей, например, Microsoft имеет квоты на выкуп официальных учебных пособий Microsoft Official Curriculum. Примечательно, что подавляющее большинство вендорских курсов не включают в себя систему оценки знаний. Окончив их, слушатель получает лишь фирменный сертификат о том, что он прослушал определенный цикл лекций. Тем не менее такая возможность есть — на мировом рынке обучения работают несколько компаний, развивающих международные сети по тестированию ИТ-специалистов. В Петербурге две такие системы — это центры тестирования VUE (Virtual University Enterprise) и Prometric Testing Center.

Стоимость авторизованных курсов зависит от их позиционирования (для пользователей, специалистов и т.д.), базовой цены, которую предлагает поставщик, а также от его политики в области обучения. Например, Microsoft требует от авторизованных центров фиксированных отчислений, Oracle помимо этого получает определенную сумму за каждого слушателя. Поэтому разницу в средней стоимости курсов этих компаний можно назвать существенной. Однако предприятия готовы платить деньги за сертифицированное обучение своих сотрудников. Тем более что им предоставляют групповые скидки — до 40%. Как говорят представители центров, работающих с частными лицами, специалисты, занятые в ИТ-сфере, и сами стремятся оплачивать свое дополнительное образование. Это связано с тем, что новый статус позволяет претендовать на больший оклад. В частности, как отмечает руководитель учебного центра BigOne Владимир Княжицкий, сотрудник, окончивший сертифицированные курсы Cisco Systems, в большинстве случаев получает прибавку к зарплате $150—300 (в зависимости от курса).

Выход наружу

Большинство петербургских учебных центров создавались при компаниях, занимающихся системной интеграцией или разработкой программного обеспечения. Как признаются их представители, изначально они ориентировались исключительно на работу с корпоративными клиентами. “Когда появился наш центр, то 100% его слушателей были сотрудники МПС — в то время нашего основного клиента. Сейчас клиенты, которые имеют взаимоотношения с нашей компанией, составляют более 50% заказчиков на обучение, остальные — приходят извне”, — говорит директор центра технического обучения Digital Design Ирина Мареева.

В других компаниях количество слушателей, посещающих курсы в рамках текущих проектов, уменьшается — все больше студентов приходит со стороны. Как считает Мария Батаковская, это связано с тем, что роль ИТ на предприятиях возрастает, увеличивается и количество людей, вовлеченных в этот процесс.

Однако ряд фирм, работающих в сфере автоматизации бизнес-процессов и, соответственно, обучающих своих клиентов, не планируют выход на внешний рынок. “Такие компании ориентируются не на разработчиков, являющихся целевым контингентом ИТ-образования, а на пользователей. Прежде всего это персонал заказчика, на предприятии которого ведутся работы по автоматизации. При этом важно научить персонал прикладному использованию программных продуктов и технологий на конкретных примерах”, — говорит директор компании “Мегаполис” Вячеслав Мусиенко.

Автора, автора

Авторские курсы учебный центр разрабатывает исходя из собственной оценки потребностей рынка. Как видно из таблицы, в основном обучающие компании продвигают собственные программы, рассчитанные на среднего пользователя, а также курсы по популярным продуктам тех вендоров, по которым не предоставлена авторизация.

В среднем авторский курс на 50% дороже авторизованного. Это объясняется большими накладными расходами, связанными с разработкой подобных программ. В частности, как считает Владимир Княжицкий, при создании курса собрать материал — это половина дела, другая половина — методологически обработать его. “Даже самый многообещающий курс провалится при плохой подаче материала”, — говорит он. Поэтому обучающие центры привлекают сторонних специалистов, например, преподавателей из технических вузов.

Одна из последних тенденций в авторском обучении - появляется все больше курсов, рассчитанных на управленцев и топ-менеджеров. Они могут быть общетеоретическими по управлению или посвященными конкретному программному обеспечению. Например, “Академия АйТи” разработала курсы, включающие в себя даже экономику и бюджетирование ИТ на предприятии, BigOne читает лекции по ИТ, предназначенные для директоров, a Digital Design — по применению информационных технологий в бизнесе.

“С одной стороны, потребность в таких курсах диктует рынок. В частности, изменилась роль начальника ИТ-службы. Если раньше в его компетенцию входили закупка ПО и оборудования, то сейчас уровень значительно вырос. Теперь ему приходится решать вопросы, связанные с разработкой и реализацией ИТ-стратегии предприятия, развитием бизнеса и т.д. С другой стороны, поставщики ПО тоже не сидят на месте и предлагают все больше инструментов для управления бизнесом, которым также надо обучать”, — рассказывает Мария Батаковская. “На рынке появилось очень много сложных систем, предназначенных для бизнеса. Однако очень мало методологий по их применению. Поэтому учебные центры закрывают эти пробелы самостоятельно”, — объясняет Ирина Мареева.

Похоже, что в ближайшее время учебные центры будут делать ставку именно на уникальные авторские курсы. Об этом говорят как существующие игроки, так и те, кто только собираются выйти на этот рынок. Руководитель отдела маркетинга компании “Поликом Про” (она планирует открыть весной авторизованный Microsoft учебный центр) Сергей Курьянов, намерен заниматься программами собственной разработки. “Стандартные курсы, например, Microsoft предлагают более пяти компаний в городе. В этих условиях лучше создать новый продукт, уникальный и востребованный на рынке”, — убежден он.

Что касается узкоспециализированных ИТ-компаний, они станут ориентироваться на индивидуальное обучение, направленное на решение узкоспециальных задач. “По мере развития российской экономики возникает потребность в сложных системах управления бизнесом и, соответственно, в специалистах, способных их эксплуатировать. Поэтому можно ожидать появления специальных центров обучения по работе с наиболее популярными ERP-системами”, — прогнозирует Вячеслав Мусиенко.

Иду на лектора

Как отмечают представители учебных центров, пока рынок ИТ-обучения не насыщен, и говорить о сильной конкуренции не приходится. До сих пор редки тендеры на приобретение курсов обучения, обучающие компании находят клиентов с помощью стандартных маркетинговых ходов — рекламы, телемаркетинга.

Московские фирмы (например, Redcenter) тоже не представляют угрозы для местных игроков. Из крупных иногородних учебных центров в Петербурге представлен лишь филиал московской компании “АйТи”, который работает здесь уже восемь лет. Поэтому говорить о конкуренции с “пришельцами” пока нет повода.

Однако в Северной столице происходят качественные изменения — конкурентная борьба в области ИТ-обучения смещается из чисто ценовой области в сферу качества и дополнительных услуг. По мнению специалистов, на первый план при выборе учебного центра выходят несколько параметров. Главный — наличие у преподавателей опыта участия в реальных проектах (таким достоянием может похвастаться не каждый учебный центр). “Как и в обычных вузах, слушатели ходят на известного лектора”, — говорит Ирина Мареева. Большое значение имеют также техническая оснащенность классов и дополнительные сервисы, например, обеды, кофе-брейки. Для корпоративных заказчиков важна способность компании предоставить дополнительные услуги после обучения: авторизованную техническую поддержку, консультации, поставку ПО.

Центральный федеральный округ