17.03.2004, Некрасова Елена
Издание:
CIO
До недавнего времени предложение на российском корпоративном ИТ-рынке практически полностью определялось интересами крупных корпоративных заказчиков. Осознавая роль ИТ-решений как инструмента для получения конкурентных преимуществ и имея средства на внедрение этих решений, крупные корпоративные заказчики были полновластными «законодателями мод». Государство занимало позицию стороннего наблюдателя, периодически участвующего законодательными инициативами в формировании правил игры, но в игру не вступающего. В последние годы, особенно после принятия ряда масштабных государственных программ в области информационных технологий, ситуация стала стремительно меняться: «монополия» крупных корпоративных заказчиков закончилась, и российский рынок ИТ обрел в лице государства крупнейшего и перспективного заказчика, интересы которого могут существенно повлиять на объем и структуру рынка.
Вхождение государства в ИТ-рынок в качестве крупнейшего потребителя является общемировой тенденцией. Аналитики Gartner оценивают госсектор как один из наиболее быстрорастущих вертикальных ИТ-рынков: ежегодно ИТ-потребление в госсекторе растет быстрее, чем в любом другом секторе экономики.
«Можно рассматривать опыт, историю и существующую структуру западного рынка государственного ИТ-потребления как ориентир, поскольку в эпоху глобализации закономерности и задачи любого постиндустриального общества схожи, - считает Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании „АйТи". — Особенностью России, отличающей ее от стран Запада, является масштаб страны и наличие СНГ, где Россия формально или неформально играет роль ведущей страны».
Одна из знаковых тенденций, по мнению Тагира Яппарова, председателя совета директоров группы компаний «АйТи», заключается в появлении в среде российских чиновников мнения о том, что информационные технологии нужны для государственного управления. Важно, что осознание роли ИТ происходит на фоне постепенного изменения понимания роли государства в стране: «В прошлом году я впервые услышал от высоких чиновников рассуждения о том, что государство предоставляет определенные сервисы гражданам и организациям страны, что эти сервисы должны быть высококачественными. Мы привыкли к обратному: государство до сего дня не стремилось предоставлять качественные сервисы и задачи такой не ставило. Изменение этого понимания и формирует совершенно иное отношение к информационным технологиям, потому что в масштабах 150 миллионов потребителей, граждан страны, и тысяч организаций предоставлять сервисы без информационных технологий невозможно».
Конечно, появление понимания не означает немедленный запуск полномасштабных ИТ-проектов. Пока что процесс осознания протекает на фоне реализации проектов с текущими бюджетами, что может скорее дискредитировать, чем подтвердить это понимание. Но, по наблюдению Тагира Яппарова, по мере реализации проектов государственного масштаба в госорганах возникает реальная оценка бюджетов и сроков таких проектов, формируются профессиональные команды, способные реализовать проект. Естественно, проекты такого масштаба не запускаются мгновенно, они требуют долгой и тщательной подготовки — в том числе финансовой. Источники их финансирования уже ищутся в разных направлениях.
Иные масштабы — иные проблемы
Бюджет ФЦП «Электронная Россия» постепенно принимает разумные формы и консолидироваться вокруг ряда ключевых проектов. Кроме того, начинают определяться «правила игры» по формированию региональных ИТ-бюджетов, складывающихся из федеральных региональных бюджетов и средств местных заинтересованных компаний — потенциальных инвесторов, которые, например, могут быть заинтересованы в повышении эффективности государственного управления и имиджа действующей команды управленцев, или в информации, функционирующей в государственных информационных системах. Например, одна из тем, которая сейчас сильно привлекает соинвесторов из бизнеса — тема энергосбережения. В региональных масштабах она решается в рамках региональных программ, финансируется из регионального бюджета, но в этой программе соучаствуют и местные крупные потребители или производители электроэнергии. Эта тема очевидно связана с коммерческими интересами крупных игроков рынка. Таким же образом можно говорить о потенциальном построении ряда новых программ, где также будут соучаствовать игроки, заинтересованные в их развитии. Это одна из моделей увеличения масштабов, бюджетов и скоростей развития проектов.
Такая ситуация, по мнению Тагира Яппарова, вполне закономерна: «Мы сами во многих проектах участвуем как соинвесторы, поскольку понимаем, что перед нами не стоит задача продать одноразово и дорого свои услуги и продукты. В данной ситуации перед нами стоит достаточно важная задача: развивать направления и проекты и достигать успеха на всех этапах, чтобы эти проекты не останавливались. Очень часто заказчик, потратив большие деньги на проект и не видя немедленного успеха, теряет веру. Мы, выступая как российская компания и российский производитель ряда продуктов, очень часто идем на специальные ценовые условия для заказчика, понимая, что закладываем фундамент долгосрочного и сложного бизнеса, несмотря на то что бюджетное финансирование на сегодняшний день не оптимально».
Например, по текущим законам государственная организация не имеет права заключить контракт на несколько лет. Знаменитый закон о государственных закупках, принятый в середине 90-х годов, обязывает государственного заказчика реализовать ИТ-проекты на основе ежегодных тендеров. Создание масштабной информационной системы -дело не одного года, а поставщик ИТ-решения, приступив к работе, вынужден ежегодно участвовать в конкурсе на ее создание. Все долгосрочные проекты ежегодно «разыгрываются». «Разработчики этого закона, — говорит Дмитрий Ведев, — ставили цель уменьшить неэффективно потраченные деньги, повысить отдачу от госбюджета. И они со- вершенно формально эту задачу решили: любая закупка проводится по конкурсу, в ходе которого выбирается оптимальное по цене решение. Это отличный способ эффективно закупить офисную мебель и компьютеры, но взаимоотношения поставщика и заказчика в проектных работах должны строиться совершенно иначе. Правда, на момент принятия закона о проектном подходе никто не думал - тогда и не предполагали, что все настолько стабилизируется, что можно будет планировать сотрудничество на несколько лет. С точки зрения того момента, когда закон разрабатывался и принимался, это было нормально, а о перспективах не подумали». Настала пора развивать этот закон и вводить понятие долгосрочных проектов и программ. Члены АП КИТ и экспертного комитета при министре связи РФ сформулировали ряд предложений по изменению закона о закупках, которые помогут российским ИТ-компа-ниям более эффективно участвовать в подобного рода проектах и решениях. Но пока ситуация не изменилась, разработчики российских ИТ-продуктов занимают гибкую и активную позицию: «Являясь владельцами российских продуктов, - рассказывает Тагир Яппаров, - мы спокойно идем на достаточно серьезные скидки или отсрочки платежей при поставке лицензий этих продуктов. Мы понимаем, что жесткие требования предоплаты неэффективны не только для заказчика, но и для нас — так мы можем просто остановить сложный проект. Если проект уже запущен, его надо поддерживать с тем, чтобы он развивался. Мы скорее формируем потенциал рынка, чем пытаемся получить немедленную прибыль».
Государство в мировом ИТ-потреблении
Годовые расходы на ИТ как % от оборота/бюджета
(исследование охватывало 120 стран мира)
Отрасль
2000
2001
2002
По всем индустриям в среднем
3,5
3,54
3,57
Финансы
12,4
12,05
10,95
Телекоммуникации
8,19
8,4
9,32
Госуправление
5,44
6,08
6,41
Здравоохранение
2,94
2,92
3,22
Производство
2,9
2,9
2,76
ТЭК
0,98
0,97
0,95
Источник: Gartner, 2002
Иные масштабы — иные возможности
Ни одно коммерческое предприятие в России сейчас не способно предложить рынку проекты таких объемов - потребителей, равных по масштабам госструктурам, нет. Соответственно, потребности самого крупного российского заказчика изменяют рынок, побуждая его игроков к решению совершенно новых задач и качественным изменениям. «Мы, — говорит Тагир Яппаров, — участвуем в ряде крупных проектов по созданию ИТ-решений для российских ведомств и видим, что эти проекты очень важны для нашей компании с точки зрения повышения квалификации специалистов, получения опыта и развития технологий управления. Очевидно, что развитие рынка ИТ через проекты для государственных заказчиков — перспективный путь развития всей отрасли». Кроме формирования самого объема рынка, который развивает возможности ИТ-компаний, потребности госструктур существенным образом влияют на развитие стандартов и технологий, возникающих на государственном рынке. Поскольку масштабы государственных проектов значительно превышают масштабы проектов отдельных компаний бизнес-рынка, тем более - в нашей стране, имеющей огромную территориально разветвленную сеть государственных ведомств, ИТ-компании фактически получают сильный толчок, который позволяет им создавать продукты и приобретать опыт, который можно тиражировать не только в рамках локального рынка, но и за его пределами. «Мы активно продвигаем российские решения в странах СНГ, - говорит Дмитрий Ведев. - На мой взгляд, рынок СНГ очень интересен с точки зрения тиражирования российских решений, которые нарабатываются для государственных учреждений. У российских ИТ-компаний хорошие перспективы на рынке СНГ, поскольку бизнес-среда и культурная среда стран СНГ и России достаточно близки. Если бы государство было заинтересовано в создании таких проектов, например, участвовало бы в проектах через гарантии или определенного уровня лоббирование - это, конечно, стало бы следующим шагом в развитии экономического влияния России в странах СНГ. Мы уже совсем близко подошли к этапу, когда российские ИТ-компании будут активно участвовать в развитии экономических отношений стран Содружества».
Иные масштабы — иные задачи
Государство влияет на объем рынка и его структуру. При этом возникает ряд специфических ключевых задач, которые могут эту структуру серьезно изменить.
Первая - задача создания масштабных интегрированных ИТ-решений. «Создание крупных баз данных и регистров, систем документооборота, информационных порталов, сопряжение различных приложений по территории и по структуре и тому подобное - такие задачи в таким масштабе коммерческие структуры рынку практически не предлагают», - замечает Дмитрий Ведев. Кроме того, ни у одной российской коммерческой компании нет миллионов пользователей, которых надо обучать и обеспечивать сервисами.
Поэтому второй важной задачей является задача быстрого масштабного обучения большого количества людей. Любое коммерческое предприятие уже на этапе подбора кадров выбирает специалистов с определенным уровнем квалификации. Кроме того, число пользователей системы у коммерческого предприятия на порядок меньше, чем у госорганизации. Как качественно обучить за год 20 тысяч пользователей, разбросанных по одиннадцати часовым поясам. Поэтому одна из выраженных и устойчивых тенденций рынка -обучение пользователей, причем обучение быстрое и дистанционное Рынок дистанционного обучения будет сегодня складываться во многом за счет госсектора. «В такой форме, — поясняет Тагир Яппаров, - можно обучать конкретным квалификациям и компетенциям, связанным с конкретным внедрением, что понижает риск потери специалиста, поскольку это не сертифицированные курсы, а пользовательские. На пользовательских курсах идет обучение навыкам, нужным на конкретном рабочем месте, обучение использованию конкретного ИТ-решения, которое является уникальным именно для данной организации. С этой точки зрения знание, которое получает пользователь, не является рыночным. Таким образом, мы минимизируем риски потери специалистов и решаем сложную проблему, стоящую в госорганах с ротацией кадров». Дистанционное обучение является эффективным инструментом тиражирования ИТ-решений на все структуры разветвленной ведомственной сети. Для российских ИТ-компаний дистанционное обучение - один из способов повышения эффективности услуги для масштабных внедрений в конкретных проектах.
Третье направление - организация рынка сервиса. У государства, помимо проблем, которые есть у коммерческой структуры, есть еще одна проблема - масштабы системы и ограничения по персоналу, связанные с оплатой труда Сочетание этих факторов приводит к тому, что государств о сейчас, в отличие от многих коммерческих компаний, внимательно изучает возможность аутсорсинга сервисов, связанных с поддержкой и сопровождением систем. Если богатое коммерческое предприятие может себе позволить содержать дорогостоящих специалистов и долго размышлять о целесообразности использования ауторсинга, то у госорганизации зачастую такой возможности нет. «Это тоже может быть один из прорывов для рынка, - считает Дмитрий Ведев. — Если коммерческие предприятия испытывают точечные потребности в сервисе, то госорганиэации наоборот - территориально-распределенные. В структуре территориально-распределенных коммерческих организаций существуют самостоятельные юридические лица, которые подбирают поставщиков сервисов на месте. А любое государственное ведомство имеет до сотни представительств, которым требуется единый уровень сервиса, единые стандарты и технологии. Это еще дополнительное требование к российскому ИТ-бизнесу как к федеральной системе доставки ИТ-сервисов» В последние годы очень много тендеров на сопровождение и поддержку информационных систем проводится именно госорганами.
До реального аутсорсинга еще далеко, но как и во всем цивилизованном мире, в России государство ориентировано на покупку большого количества сервисов. Если посмотреть на структуру закупок ИТ-рынка США, можно увидеть, что структура закупок госорганов отличается от остального рынка тем, что приобретается больше сервисов. В США государство сыграло серьезную роль в реструктуризации рынка и появлении новых сервисных направлений У нас их пока нет, но уже есть объективная потребность в этих услугах, и это формулируется как «сервис техподдержки», но постепенно будет формироваться и полноценный аутсорсинговый сервис. Сегодня для госорганизаций создаются сложнейшие информационные системы с использованием технологий ведущих производителей, а текущая государственная, достаточно жесткая модель финансирования не позволяет им содержать тех специалистов, которые нужны для поддержки систем. Поэтому часть сервисов шаг за шагом будет передаваться подрядчикам. «Одно из направлений работы нашей компании — создание сервисной компании масштаба России, - говорит Тагир Яппаров. - Это наша реакция на увеличение потребности в сервисах и у государственных органов, и у крупнейших компаний. При консолидации управления и финансов возникает потребность в консолидированном поставщике сервисов. Фактически, эту роль мы и начинаем играть».