In English

И всё же – инвестиции, а не пустые хлопоты

10.04.2004, Богатова Татьяна
Издание: PC Week
Как это часто бывает, три года пролетели незаметно, и ситуация вновь позвала вернуться к теме, поднятой, казалось бы, совсем недавно (См. обзор того же автора "Инвестиции или пустые хлопоты?", PC Week/RE, № 32/2001, с. 25.) — ИТ-компании и вузы: грани сотрудничества, интересы, формы и цели взаимодействия. Тогда, в 2001-м, уже вполне оправившиеся от кризиса фирмы начинали оглядываться вокруг, обнаруживая, что изобилие квалифицированных специалистов, образовавшееся на рынке после дефолта, уже практически рассосалось, и хорошо бы подумать о том, откуда их получить для дальнейшего развития. 

"Но ведь для этого существует высшая школа!" — вспомнили мы, обратив взгляды в сторону институтов, многие из которых уже гордо именовались университетами и академиями. А они тем временем тоже боролись, но не столько с кризисом, сколько с "утечками" — кадров, финансирования, интереса к учебе со стороны молодежи и прочими приметами 1990-х. Разумеется, на волне этих непростых обстоятельств контакт двух "миров" (а молодые субъекты рынка — ИТ-компании — и бюджетные учреждения, каковыми являлись вузы, действительно представляли собой два разных мира) проходил трудно. Это нашло отражение в том, трехлетней давности, обзоре и в откликах на него: стороны сетовали, что их не понимают, что они всей душой, а вот предполагаемый партнер как-то не так себя ведет, как хотелось и мечталось...
За прошедшее время многое изменилось. Ситуация в высшем образовании, кажется, миновала стадию спада, и хотя здесь по-прежнему много сложностей, но есть и некоторая положительная динамика. Для ИТ-компаний же в последние год-два существенно обострилось положение с кадрами: сегодня уже только ленивый не говорит о катастрофическом недостатке квалифицированных специалистов. Эти тренды, а также неновые мысли о том, что образованию надо помогать и что лучшая помощь — это не готовая рыбка, а удочка для ее ловли, обусловили и сегодняшнее движение двух сторон навстречу друг другу, и способы их взаимодействия.

Нынешний обзор, как и предыдущий, основан на опросе мнений 16 известных компаний ИТ-рынка, представляющих самые разные его сегменты (разработка ПО различного назначения, системная интеграция, разработка программно-аппаратных комплексов, телекоммуникационные технологии, обучение ИТ).

Что изменилось за три года?

По мнению подавляющего большинства респондентов (которое, впрочем, совпадает и с впечатлением автора), общая ситуация в российских вузах начала меняться к лучшему. Во-первых, заметно "повысилась экономическая самостоятельность вузов, а также зависимость их материального состояния и развития от качества обучения и эффективности системы управления" (Руслан Смелянский, REDLAB). Действительно, сильные столичные и региональные университеты в последние годы имели возможность развивать свой ИТ-потенциал (в плане приобретения компьютерного парка и лицензионного ПО) не только самостоятельно, но и с помощью спонсоров: например, компания Hewlett-Packard практикует такую форму взаимодействия с "подшефными" вузами, как организация компьютерных классов для студентов и классов коллективного доступа в Интернет и к региональным информационным ресурсам. Университеты начали активно использовать систему грантов не только для решения сугубо научных задач, но и для собственной автоматизации. В частности, по свидетельству г-на Смелянского, в ряде проектов по внедрению системы "Университет" вузы получали финансовую и методологическую поддержку в рамках международных грантов (НФПК) и по программам Минобразования (ФЦП "РЕОИС", различные отраслевые научно-методические программы).

Ольга Калягина (АСКОН) отметила и влияние общего подъема экономики: "Наметился устойчивый рост обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения. Соответственно вырос спрос на ранее невостребованных специалистов: конструкторов и технологов, владеющих современными ИТ. Именно эти тенденции и определяют изменения в образовательном процессе. Заинтересованные вузы активно внедряют вобучение различное инженерное ПО. Предприятия приглашают студентов на практику, предоставляют им современные инструменты для проектирования".

Повысился и общий уровень компьютерной грамотности выпускников — они, как правило, владеют рядом офисных пакетов и осваивают работу с Интернетом. Правда, Галина Антипина (Interface Ltd.) усомнилась в том, что данный результат является заслугой вуза (а не самого выпускника), но ее сомнения нам кажутся напрасными — ведь сегодня уже редко где увидишь написанные от руки курсовые и дипломные, а компьютеры в домах есть пока не у всех. Да и обработка данных в естественных и технических науках в настоящее время делается не на калькуляторе — в каждой лаборатории стоит ПК с набором специальных пакетов. Однако в качестве положительного изменения г-жа Антипина отметила следующее: "Если раньше в вузах ИТ изучались на примере "исторического" программного обеспечения (и часто выпускники, выйдя из стен alma mater, обнаруживали, что в реальной жизни такое ПО давно не используется), то сейчас вузы все более стремятся работать с самыми современными программами, знатоки которых пользуются наибольшим спросом на рынке труда". Вообще говоря, о том, что сложность сегодняшнего ПО существенно возросла за три года, говорили многие, поэтому понятно стремление наиболее "продвинутых" вузов обеспечить студентам подготовку, адекватную требованиям рынка. Однако не у всех это получается. Алексей Антонов (R-Style) констатировал, что "у многих вчерашних студентов, желающих устроиться к нам на работу, мы по-прежнему встречаем серьезные пробелы как в предметной области, так и в практических умениях". А Денис Гуз ("Физикон") назвал целый букет недостатков выпускников технических вузов: отсутствие опыта, конкретных прикладных знаний; типичные психологические проблемы студентов и выпускников — нечеткие жизненные цели и ценности, слабая ориентированность на упорный труд (воспитательной работой в вузе никто не занимается), отсутствие навыков коммуникации, работы в команде и понятий об управлении проектами, бизнес-этике, а зачастую и низкий общекультурный уровень. Если отвлечься от недостатков психологического (или, если угодно, воспитательного) происхождения (а они, увы, тоже не редкость), то отсюда мы выходим на серьезную проблему, стоящую перед теми, кто обучает студентов разным аспектам информационных технологий, — как совместить "в одном флаконе" фундаментальность образования и новые достижения высокодинамичной ИТ-отрасли? Как дать студентам важные и непреходящие основы и одновременно научить их тем новейшим знаниям и практическим навыкам, которые понадобятся в работе? Тот же Денис Гуз отмечает, что "в МФТИ, например, существует активное сопротивление (возможно, совершенно оправданное) попыткам замены фундаментальных курсов на курсы более прикладного, практического характера. А ведь выпускник вуза — только потенциальный профессионал, он может им стать, а может — и нет". Короче говоря, до сих пор проблемой из проблем остается актуализация учебных планов специальностей, связанных с ИТ, без потери фундаментальности образования и при сохранении количества отведенных учебных часов. Этот вопрос, кстати, интенсивно дискутировался на конференции "Преподавание ИТ в России" (см. PC Week/RE, № 18/ 2004, с. 2).

Нам кажется, однако, что выход как раз в том, о чем мы говорим, — в более активном взаимодействии представителей отрасли с вузами. Государство, как справедливо отметил Алексей Антонов, перестало быть единственным заказчиком, работодателем и источником финансирования вуза. Следовательно, компании, вкладывающие деньги в образование, вправе дополнять его теми аспектами, которые считают наиболее важными в данный момент. Именно это и сформулировала Ирина Мазурова ("АйТи"): "Я не сторонник мнения, что вузы дают недостаточно высокий уровень образования. Скорее, речь нужно вести о том, что не всегда требования бизнеса к специалистам совпадают с тем, чему учат в вузе. Но, полагаю, что бизнес сам должен быть болееактивен, он сам в состоянии сделать очень многое для улучшения ситуации. Тем не менее сегодняшний выпускник ведущего российского вуза качественно отличается от выпускника трехлетней давности. Большинство студентов хорошо ориентируются в отрасли, владеют английским языком, это стало для них стандартом de facto. А самое важное — имеют предельно четкое представление о своей будущей карьере и о шагах, которые необходимо предпринять сейчас, через год, через пять. То есть знания у них стали более "прикладными", мыслят они теперь гораздо масштабнее, быстрее адаптируются к новому. Да еще помножьте это на активную жизненную позицию, стремление строить карьеру, отсутствие завышенных требований по зарплате". Вот поэтому так важно тесное сотрудничество ИТ-фирм и вузов. В каких формах эти дополнительные знания придут к студенту (в виде спецкурсов, лабораторных работ, дополнительных платных лекций и пр.) — вопрос обсуждаемый; но о формах — ниже.

А зачем нужно сотрудничество с вузами?

Собственно говоря, часть ответа уже прозвучала: это не только и не столько благотворительность (хотя о помощи родному вузу, особенно фирмы "университетского происхождения" — RED-LAB, ЦКО "Специалист", "Физикон", также говорили), сколько в первую очередь забота о кадровом резерве — и собственном (об этом говорили почти все), и у клиентов ("воспитание слоя лояльных пользователей", как это назвала г-жа Калягина). Высказывались и более общие положения: "повышение качества обучения студентов ИТ, совершенствование знаний в области управления информационными ресурсами, менеджмента в ИТ" (HP), "предоставление доступа преподавателям и студентам к самым современным инструментам, продуктам и методологиям мировой индустрии ПО" (Interface Ltd.), "помощь образовательным учреждениям в проведении высококачественного обучения по ИТ" (Microsoft), "возрождение традиций научно-технического сотрудничества, которое расширяет возможности и вуза, и компании" (ЛАНИТ); были и вполне конкретные намерения: "привлечение лучших преподавателей МГТУ к преподаванию в нашем учебном центре; передача другим вузам нашего уникального опыта и знаний, методики" (ЦКО "Специалист"), "нужна хорошая обратная связь с учебными заведениями и для понимания их реальных потребностей в таких системах, как наши (одним из направлений деятельности фирмы является разработка обучающих систем в области естественных наук для вузов), и для привлечения преподавателей к созданию полезного и качественного контента" ("Физикон").

В общем, надо признать, что практически все компании хорошо знают, чего хотят от взаимодействия с учебными заведениями.

А что же вузы?

Здесь, как и три года назад, почти все держится на энтузиастах, которые еще остались и хотят работать. Как и прежде, принципы сотрудничества с фирмами "не определены, законодательно и финансово не закреплены и зависят от конкретных ситуаций и людей" (Денис Гуз, "Физикон"). Как справедливо считает Светлана Диго ("1С"), "это тоже неплохо и зачастую может давать очень хорошие результаты — но в рамках конкретной кафедры или курса. При наличии большего внимания к вопросу со стороны руководства вузов и междисциплинарной координации использования ПП в учебном процессе положительные результаты ощутило бы больше студентов. Это позволило бы избежать пока нередкой ситуации, когда одни кафедры изучают устаревшее и маловостребо-ванное на рынке ПО, не зная о методиках обучения системам автоматизации, наработанных на других кафедрах того же вуза, об уже заключенных договорах и о том, какие системы приобретены и задействованы в учебном процессе их коллегами".

Система образования в целом консервативна, и это ее качество вполне оправданно во многих отношениях (в частности, обеспечивает ее стабильность). Однако в некоторых ситуациях (и наша, связанная с преподаванием ИТ, — одна из них) эта консервативность становится тормозом для поступательного движения вперед и для полезного сотрудничества. Один из аспектов здесь отметил Руслан Смелянский: "Модели бизнес-процессов, функционирующих в вузах, являются устаревшими, и в редких случаях вуз с организационной, финансовой и юридической точек зрения готов выступать как полноценный партнер". Слишком много препон, ограничений, слишком мало поддержки — в том числе со стороны вышестоящих инстанций (министерства в первую очередь). Сейчас позиция "пусть государство хотя бы не мешает" в данной области уже явно недостаточна. И Денис Гуз приводит конкретный пример: "Согласно одному из недавних исследований, в 2004-м в России специалистов, пригодных для работы в ИТ-отрасли, будет выпущено чуть ли не в полтора раза больше, чем в Индии. Сравнение же объема экспорта программного обеспечения России и Индии пока совсем не в нашу пользу, как раз там это направление интенсивно поддерживается государством, в том числе и по вопросам взаимодействия государственных учебных заведений и компаний".

Поэтому более взвешенной является позиция, направленная на увеличение роли госструктур (в первую очередь Министерства образования и науки) и в процессе взаимодействия вузов с коммерческими фирмами. Здесь есть чем заняться: необходимо "разрабатывать больше нормативных актов, больше стандартов, чтобы этот процесс был более прозрачным и активно стимулирующим развитие рынка образования" (ЛАНИТ); "Министерству образования надо лучше знать потребности индустрии, чтобы эффективно строить учебный процесс. Необходимо налаживать взаимное сотрудничество, хотя бы на уровне совместных консультаций. Показательна в этом смысле работа Министерства связи. В свое время Леонид Рейман выступил инициатором создания Экспертного совета, в который вошли бы представители индустрии. Сегодня Экспертный совет — активно работающий инструмент взаимодействия бизнеса и власти".

Нельзя, однако, сказать, что Министерство образования совсем не работает в этом направлении; заметно, в частности, его сотрудничество с такими игроками рынка, как Microsoft и Intel (в программах этих компаний "Microsoft IT Academy", "Intel: Обучение для будущего" и недавно объявленной "Виртуоз"). Но это — гранды компьютерного рынка России, вкладывающие миллионы долларов в образовательные программы. А как достучаться до министерской поддержки более скромным, но тоже уважаемым отечественным игрокам, помощь которых отечественному образованию будет пусть не так масштабна финансово, но не менее существенна? Один из вариантов — поднимать данные проблемы сообща; этим как раз активно занимается в последние годы АПКИТ. И здесь предстоит еще много работы, помимо хлопот за увеличение бюджетного финансирования вузов.

Ну а пока "караван идет" в основном по инициативе снизу.

Как развивается сотрудничество?

В прошлом обзоре, рассказывая о формах взаимодействия с учебными заведениями, фирмы говорили преимущественно о стажировке (или практике) студентов в компании (о ней упомянули девять фирм из 16-ти), спецкурсах в вузах, поставке ПО по льготным условиям для учебных целей (в профильные вузы — в основном экономической направленности), некоторые заявляли о помощи в обучении преподавателей и в подготовке учебно-методических материалов. Тогда только стартовала конференция "Использование программных продуктов "1С" в учебных заведениях" (компания "1С" совместно с Финансовой академией при Правительстве РФ) и Олимпиада по объектно-ориентированному программированию учетно-аналитических задач для студентов (устроители те же), в которой инструментальными средствами являются программные продукты "1С" ("1С:Предприятие"). В прошлом году Олимпиада была включена в план Министерства образования и теперь проводится по специальному министерскому приказу, а ее призеры получают дипломы от Минобразования России. Вообще говоря, эта компания весьма активно и разнообразно сотрудничает с вузами: их под ее патронатом уже более тысячи. "Два года назад, — рассказала Светлана Диго, — в нашем учебном центре открылась специальная базовая кафедра, на которой студенты ряда ведущих московских вузов (МГУЭСиИ, ВШЭ, МИФИ) проходят обучение по дисциплинам, связанным с ИТ на базе программных продуктов "1С:Предприятие". Ведут занятия преподаватели, имеющие солидный опыт как методической, так и практической работы по внедрению ИС на предприятиях. Дисциплины по изучению ПО "1С" включены в учебные планы названных вузов, которым этот проект интересен в первую очередь тем, что позволяет решить проблему дефицита квалифицированных преподавательских кадров и обеспечить для своих студентов качественное обучение современным продуктам, занимающим большую часть российского рынка средств автоматизации. В нынешнем году выпущено 6 учебных групп. Многие студенты уже защитили дипломные проекты по реальной тематике фирм-франчайзи и впервые на преддипломную практику и написание магистерской диссертации магистрант ВШЭ был принят непосредственно в "1С" [тема — "Разработка комплексной автоматизированной системы управления товарооборотом (на примере крупного книготоргового предприятия)"]".

Профильные кафедры, открываемые компаниями или возглавляемые их ведущими специалистами, сегодня стали очень популярны. Только на анонсированном недавно новом факультете бизнес-информатики в ГУ-ВШЭ (об этом см. PC Week/RE, № 25/2004, с. 29) открыто несколько базовых кафедр ведущих компаний: IBS, Microsoft, IBM, ЛАНИТ и др. "Наша фирма начала плотно сотрудничать с вузами четыре года назад, — рассказал Альберт Силантьев, заведующий кафедрой IBS, — набрав пробную целевую группу студентов из РГУ нефти и газа в 2000 г.; из 10 тогдашних стажеров в настоящее время у нас работает пять человек. Системная же программа по подготовке молодых специалистов для IBS стартовала полгода назад, в период организации кафедры. Здесь вводится система базовой подготовки (как в МФТИ, где студенты старших курсов 90% учебного времени работают на базовых предприятиях). Уже в нынешнем году планируем взять 20 студентов магистратуры на двухгодичную стажировку, а со следующего года будем набирать 60—80 студентов в год".

Базовую кафедру "Вычислительные модели технологических процессов" четыре года назад организовали общими усилиями "Интерфейс Ltd." и Институт машиноведения РАН в МФТИ. "Кроме того, совместные проекты включают помощь в составлении учебных программ и методических материалов, чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий, семинаров, предоставление полнофункциональных версий программного обеспечения и возможности прохождения стажировки и практики студентов в компании и фирмах-партнерах", — прокомментировала Галина Антипина.

Уже несколько лет активно развивает свою программу "Стажировка" Cisco Systems. Как отметил Вячеслав Метелев, реализация компанией программы в нашей стране в прошлом году продемонстрировала столь высокие результаты, что начиная с нынешнего обучение студентов России и стран СНГ проходит при организационной и финансовой поддержке европейского офиса компании. Ее суть заключается в том, что на основе конкурсного отбора несколько аспирантов и/или студентов выпускных курсов поступают на стажировку в офис Cisco Systems, где помимо теоретических знаний получают и практические, выполняя (в несколько меньшем объеме) ту же работу, что и квалифицированные инженеры Cisco. В случае успешного прохождения стажировки студент по окончании вуза приглашается в Cisco, причем возможности трудоустройства включают не только работу в российском представительстве, но и переезд в европейские офисы. Например, сегодня четыре российских специалиста из тех, что пришли в компанию еще студентами, трудятся в офисах Cisco в Лондоне, Амстердаме и Брюсселе.

Не забывают своих "родителей" и компании, выросшие из недр вузов. Так, REDLAB, созданная на базе совместной лаборатории МГУ и Sun Microsystems как центр авторизованного обучения технологиям Sun, сегодня особенно тесно сотрудничает с факультетом ВМиК МГУ: помогает в создании сетевой инфраструктуры, привлекает ученых факультета к научно-исследовательским и промышленным проектам, оказывает техническую и финансовую поддержку и т. д. "Несколько лет назад был заключен трехсторонний договор между Sun Microsystems, факультетом ВМиК инашей компанией на написание цикла курсов по технологиям создания бизнес-приложений, — рассказал Руслан Смелянский. — На сегодняшний день цикл разработан и читается на факультете. Кроме того, ВмиК был своего рода испытательным полигоном, где внедрялась интегрированная автоматизированная система управления "Университет", являющаяся первой отечественной полнофункциональной ERP-системой для управления деятельностью российского вуза. Она была разработана нашей фирмой на технологической платформе SAP R/3 и сегодня внедряется более чем в 10 крупнейших вузах России.

Помимо внедрения системы "Университет" REDLAB безвозмездно установил на факультете разработанную совместно с учебным центром REDCEN-TER систему дистанционного тренинга REDCLASS. Она используется для удаленного тестирования иностранных абитуриентов и студентов, контрольного тестирования при подготовке к экзаменам, для самотестирования студентов".

"Физикон" также немалую часть своей деятельности связывает с "родителем" — МФТИ. "Для реализации принципов целевой подготовки наша фирма вместе с кафедрой математических основ управления МФТИ предложила схему, позволяющую студентам старших курсов и аспирантам под руководством ведущих научных сотрудников кафедры сочетать развитие в академическом плане (магистерские и кандидатские диссертации) и опыт реальной работы в компании, — рассказал Денис Гуз. — При этом тема исследования выбирается научным руководителем совместно с фирмой и по возможности близка к теме его практической работы. Роль кафедры заключается в организации циклов лекций для студентов и сотрудников, а также в руководстве научной деятельностью по тематике "Физикона", а роль компании — ресурсное обеспечение и участие в определении тематики обучения, постановке исследовательских задач. Результат такого сотрудничества виден уже сейчас — по интересным для компании темам защищены 3 кандидатских и 12 магистерских работ.

Это не исключает коротких специализированных курсов, которые организует сама компания для развития прикладных навыков. В свою очередь, мы обеспечиваем сотрудникам — студентам и аспирантам гибкий трудовой график для совмещения работы и учебы. Важным шагом стала организация Центра сетевых образовательных технологий и систем в МФТИ, директором которого является глава "Физикона" Наталья Соболева и в котором проходит масштабное тестирование проектов дистанционного обучения, осуществляемых в компании".

Привлекают студентов МГТУ к технической и административной работе и в ЦКО "Специалист". "А после окончания института они приходят к нам в Центр преподавать, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — В рамках сотрудничества с МГТУ мы взяли на себя обязательство бесплатно обучить 100 студентов нашего вуза по современным компьютерным технологиям. Отбор производится ректором. По данной программе за прошедший семестр в Центре уже отучилось более 50 человек, они высоко оценили качество и организацию обучения и планируют продолжить заниматься в следующем семестре".

Алексей Антонов считает весьма плодотворным сотрудничество Центра подготовки специалистов (ЦПС) компании R-Style с факультетом "Компьютерные технологии в бизнесе" Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. "Нашим специалистам, — сказал он, — было предложено провести в 2001—2004 гг. со студентами V курса очного и вечернего отделений цикл практических занятий по предмету "Информационные системы в банковской деятельности", что и было осуществлено силами ведущих сотрудников отдела поддержки управления по работе с клиентами R-Style Softlab.

Больших успехов добились специалисты кафедры "Прикладная информатика в экономике" Института информационных технологий и коммуникаций Астраханского государственного технического университета, применяя АБС RS-Bank в учебном процессе. Сотрудниками кафедры разработан проблемно-ориентированный курс "Автоматизированные технологии в экономике", позволяющий приобрести фундаментальные комплексные знания об автоматизированных системах, применяемых сегодня в экономических структурах. В прошедшем учебном году специалисты R-Style Softlab по приглашению руководства АГТУ принимали участие в работе Государственной аттестационной комиссии по защите дипломных проектов. Кроме того, совместно с сотрудниками Открытого университета Кирилла и Мефодия была разработана образовательная программа "Автоматизация банков. RS-Bank v.5.0", которая позволяет в удаленном режиме получить теоретические знания и практические навыки по использованию продуктов R-Style Softlab. Она стала составной частью инновационного курса "Информационные технологии", предназначенного для дистанционного обучения".

Компания IBM, по словам Галины Данилиной, недавно запустила русскоязычный студенческий портал, целью которого является привлечение широкого круга студентов к технологиям IBM и предоставление им доступа к оригинальным образовательным ресурсам компании. Еще одним инструментом взаимодействия со студенческой аудиторией была выбрана олимпиада. Наконец, серьезным достижением стало открытие совместной программы МВА по специальности маркетинг на базе ГУУ. А недавно IBM выступила организатором и спонсором благотворительного образовательного проекта на базе Нижегородского ГУ (ННГУ), в котором участвует 10 преподавателей из ведущих вузов СНГ.

С Государственным университетом управления сотрудничает и компания "АйТи" — совместными усилиями здесь создан дистанционный курс Master of Business Information.

"А начинали мы с работы в МИФИ, — вспоминает Ирина Мазурова. — Во многом это решение было принято после знакомства с ректором МИФИ Борисом Николаевичем Оныкием. В то время, пять лет назад, вузы достаточно осторожно относились к сотрудничеству с коммерческими компаниями, но Борис Николаевич поверил в нас и создал прекрасные условия работы. Мы стали первой коммерческой компанией — базовым предприятием МИФИ. С тех пор в "АйТи" выросло уже не одно поколение дипломников этого института. В прошлом году, к примеру, было сделано несколько интересных дипломных проектов по информационной безопасности (ИБ). Так, под руководством знаменитого автора книг и нашего замечательного эксперта в области ИБ, к. т. н. Сергея Петренко студентами были написаны и защищены дипломы на темы: "Разработка программного комплекса обнаружения атак, связанных со взломом в Intranet", "Разработка методики построения виртуальных частных сетей на базе российских средств криптографической защиты информации" и др.

Большая честь для нас — сотрудничество с МГУ, с факультетом ВМиК. Качество подготовки студентов на этом факультете трудно переоценить. Еще один наш очень хороший партнер — кафедра экономической информатики экономического факультета МГУ, которой руководит профессор М. И. Пугачев.

"АйТи" также является базовым предприятием кафедры системной интеграции и менеджмента МФТИ".

Основная форма сотрудничества с вузами компании АСКОН — предоставление профессионального ПО на льготных условиях университетской лицензии (оплата только электронных носителей и документации); а также конкурсы студенческих проектов, учебных разработок преподавателей, поддержка Интернет-ресурса "КОМПАС в образовании" (www.kompas-edu.ru). За последние два года значительно увеличилось число студентов, владеющих CAD/CAM-системами на уровне профессиональных пользователей. Об этом свидетельствуют и итоги "Конкурса АСов Компьютерного 3D-mo-делирования" и Всероссийского конкурса "Компьютерный инжиниринг".

В середине лета стартовали и уже упомянутые выше программы Microsoft IT Academy и экспериментальный проект "Виртуоз", проводимый ННГУ при поддержке корпорации Intel. Однако подробнее о них мы предполагаем рассказать, когда будут получены первые результаты.

Здесь же хочется отметить, что, несмотря на "трудности переходного периода", сотрудничество компаний и вузов набирает обороты, начинает вовлекать в свою орбиту и новых участников, и заинтересованные министерства, и даже властные структуры (вспомним, что в проектах Федерации Интернет-образования обычно принимают участие и местные власти — администрация тех городов, где открываются обучающие центры ФИО). Вполне вероятно, что скоро мы станем свидетелями рождения новых образовательных стандартов в области ИТ, куда войдут не только обновленный перечень специальностей и соответствующие им вузовские учебные планы, но и определенный объем специализированного (дополнительного) обучения, "затачивающего" профессиональные навыки, и профильные последипломные стажировки (ведь есть же у медиков такой институт, как интернатура, — та же профильная стажировка, или, если хотите, производственная практика). В этих новых стандартах найдется место и традиционным вузам, и коммерческим учебным центрам, и компаниям, и это должно быть не параллельное сосуществование, а подлинное сотрудничество, основанное на взаимопомощи и общих целях. На наш взгляд, для него сегодня уже заложен хороший фундамент.

Центральный федеральный округ