In English

Автоматизация середняка

15.02.2004, Прокшин Константин
Издание: КоммерсантЪ Деньги
Предприятия сектора среднего бизнеса никогда еще не испытывали к себе такого внимания со стороны ИТ-индустрии. Спрос на управленческие решения с их стороны растет, и к этому сегменту корпоративного рынка проявляют сегодня повышенный интерес все основные игроки ИТ-рынка.
Здесь обостряется конкуренция и появляются новые решения и услуги.

Границы середины

Предприятия среднего сектора рынка — понятие весьма расплывчатое. С крайностями, как обычно, все ясно, а вот провести границы для серединки непросто. Устоявшиеся на Западе критерии, по которым к средним относят компании с годовым оборотом $50-250 млн, трудно применять в России с ее диспропорциями в развитии разных отраслей экономики. Средняя по российским меркам нефтяная компания в сравнении с крупным машиностроительным заводом может казаться гигантом. Так что критериев столько же, сколько компаний, работающих с «середняками». Корпорация «Галактика», например, относит к средним предприятия, не имеющие распределенной структуры, с численностью специалистов 50-500 человек и с ограниченными ИТ-бюджетами. Роман Ма-илян, директор по развитию компании «Кредо Консалтинг», проводит границы по годовому обороту $5-50 млн и по численности сотрудников —100-500 человек, а директор департамента бизнес-приложений Microsoft компании TopS BI Владимир Соркин средними считает предприятия с годовым оборотом до $200 млн. Вообще, рамки среднего сектора оказываются достаточно гибкими. Как отмечает заместитель гендиректора «Аддити», консалтингового подразделения компании «АйТи», Сергей Брускин, предприятия со скромным оборотом могут иметь большую численность персонала, и наоборот — небольшой штат обеспечивает вполне приличный оборот.

С точки зрения автоматизации деятельности средних предприятий у них есть еще одно измерение — ай-тишное. SAP, например, относит к среднему сегменту предприятия, имеющие не более 70 пользователей в системе управления, а в Microsoft классифицируют по числу используемых компьютеров: средние предприятия — это от 25 до 500 ПК на рабочих местах. «Если речь идет о внедрении информационных систем управления, то при классификации нужно учитывать такой параметр, как сложность бизнес-процессов предприятия,— подчеркивает директор по консалтингу консультационной группы АТК Михаил Петров.— Бывает, что автоматизация деятельности компании с миллионными оборотами проходит легко и приятно — небольшое число сотрудников, простая система управления. В то же время предприятие со сравнительно небольшими оборотами может иметь настолько сложные бизнес-процессы, что проект по его автоматизации растянется на годы. Поэтому к среднему бизнесу я бы относил предприятия, в которых число пользователей информационной системы управления составляет две-три сотни при общем штате до нескольких тысяч работников».

От учета к управлению

Если крупный бизнес покрывает свои потребности в ИТ, используя комплексные «тяжелые» системы — Oracle, SAP, Baan, то предприятия среднего сектора в России сильно недоавтоматизированы. Именно в этом сегменте корпоративного рынка самые низкие ИТ-бюджеты и уровень автоматизации бизнес-процессов, который не отвечает потребностям их бизнеса. Вячеслав Швырев, директор департамента средних бизнес-приложений «АйТи» поясняет: «Средние предприятия работают на крайне конкурентных рынках и развиваются стремительными темпами. Поэтому у них появляются новые потребности в области автоматизации финансово-хозяйственной деятельности: учет затрат, расчет себестоимости, логистика, управление товарно-денежными потоками, ресурсное планирование. Как правило, значительная доля таких операций до сих пор выполняется вручную».

Более или менее благополучно обстоят дела с автоматизацией учетных функций. Так, по данным исследования iOne, 70% компаний с оборотом от $50 млн до $150 млн оценивают свой уровень автоматизации бухучета как полный, 30% — как частичный. Большинство компаний предпочитают использовать «самописные» системы (24%), на втором месте по популярности — решения фирмы«1C» (20%). Заметная доля принадлежит также решениям «Парус», Platinum, Scala, БЭСТ и «Галактика». «В первую очередь компании автоматизируют наиболее трудоемкие, массовые, рутинные операции, требующие большой точности, от которых зависит ежедневное функционирование бизнеса, то есть учет,— говорит директор „1C" Борис Нуралиев.— Учет не только бухгалтерский, и не только для фискальных органов. Для торговых фирм, например, это может быть оперативный учет — продажи, закупки, склад. Послеавтоматизации этого участка руководство получает картину происходящего на предприятии в режиме реального времени, что уже позволяет бороться с воровством, контролировать взаиморасчеты с контрагентами».

Неплохо налажен в средних фирмах и внутренний документооборот — сказывается довольно долгая история автоматизации этого процесса и наличие развитых решений. Многие компании уже не устраивает только электронная почта и другие простейшие средства. В большинстве случаев в средних компаниях решены задачи по автоматизации учета кадров и расчета зарплаты.

Решив первичные задачи, средние предприятия ищут новые возможности использования ИТ в бизнесе, и волна современной автоматизации, уже захватившая крупные российские компании, начинает доходить и до средних. «Многие из них, испытывая очевидную нехватку в автоматизации бизнес-процессов, созрели к принятию решения о внедрении новых ИТ-систем,— считает Роман Маилян.— Руководство уже пришло к пониманию, что ИТ — это активы, без которых невозможно жить, что автоматизация — отдельный и важный инвестиционный проект в жизнедеятельности любого предприятия». Высокий уровень конкуренции на рынке приводит к тому, что в управлении на первый план выходят совершенно иные потребности. Такие задачи, как расчет себестоимости, снижение затрат, оптимизация внутренних расходов, обеспечение прозрачности денежных и товарных потоков, материально-техническое планирование, управление закупками и продажами, сложно решать вручную. Классическиеучетные системы тоже справиться с ними не в состоянии. Поэтому наиболее востребованными оказались сегодня ERP-системы, системы финансового планирования и бюджетирования и услуги консультантов, связанные с их внедрением.

Хорошим стимулом служат также удачные примеры автоматизации. Так, на заводе «Демидовский» после внедрения системы Microsoft Business Solutions-Navision получили возможность оперативно рассчитывать полную производственную себестоимость продукции с сохранением структуры всех затрат. Торговый дом «БиблиоТлобус», работающий с 70 тыс. наименований книг и 35 тыс. наименований канцелярских товаров, внедрив ИТ-систему, консолидировал в ней информацию о всех товарных потоках. Компания смогла исключить большую часть ошибок в обслуживании покупателей, уменьшить период обработки бухгалтерской отчетности и снизить текущие расходы. В инвестиционной компании «Рина-ко» управление финансами велось при помощи нескольких несвязанных систем российской разработки. Соответственно, руководство не имело единой оперативной и достоверной картины о финансовых результатах и движении денежных потоков в компании. После внедрения специализированного ERP-решения на базе MBS-Axapta оно получило инструменты для формирования единой финансовой отчетности, анализа финансовой деятельности и бюджетирования.

Поход в массы

Неудивительно, что средний сектор рынка сегодня рассматривается как весьма перспективный — тысячи предприятий разных сфер деятельности и отраслей, нуждающихся в автоматизации. «Сегодня средний бизнес,— отмечает президент корпорации „Галактика" Николай Красилов,— стал одним из наиболее емких и быстрорастущих сегментов российского ИТ-рынка».

Средние предприятия оказываются перед нелегким выбором — на рынке управленческих решений для предприятий среднего масштаба нет ярко выраженного лидера. На рынке происходит консолидация — поставщики решений среднего класса объединяются, а «сверху» на него прорываются крупные ИТ-компании — SAP AG и Microsoft. SAP вышла в новый для себя сегменте двумя продуктами — mySAP All-in-One и SAP Business One, a Microsoft оказалась здесь после поглощения компании Navi-sion. Выпуск специализированных решений, соответствующих финансовым возможностям средних предприятий, готовит «Галактика». Со своими вертикальными решениями на платформе Microsoft выходит Scala. В рамках узкого сегмента рынка (специализированные решения SyteLine для производственных компаний нескольких отраслей)работает компания «Фронтстеп СНГ». Партнера, поставляющего отраслевые и специализированные решения для производственных компаний,— немецкого разработчика inforAG нашла себе «ЭпикРус». Новые рыночные ходы ищет и фирма «1C», с продуктами которой знакомы на практике более 700 тыс. российских организаций. Выпустив новую версию своего платформенного решения «1C: Предприятие», она разработала для партнеров типовую методологию внедрения, которая должна гарантировать клиентам стандартное качество. В рамках еще одного проекта — «1C: Консалтинг» — партнеры должны оказывать клиенту какуслуги по консалтингу, так и по внедрению системы автоматизации — чтобы за общий результат отвечала одна компания.

Как правило, вендоры работают с партнерами по непрямой модели продаж: разработчик зарабатывает на продажах ПО, а услуги по инсталляции и сопровождению систем — это уже бизнес партнеров. SAP и Microsoft сейчас агитируют своих партнеров по работе на среднем рынке создавать специализированные отраслевые решения на базе разрабатываемых ими технологических платформ. Стандартная (горизонтальная) функциональность (ERP, CRM, SCM и т. д.) в той или иной степени реализована во всех решениях, конкурировать за нее трудно. Клиенты охотнее платят за отраслевую экспертизу, так называемую последнюю милю. В России пока локализованы две вертикальные настройки mySAP All-in-One, созданные западными партнерами SAP по среднему рынку: для автодилеров и розничной торговли. Ритейловская специализация хорошо освоена и российскими партнерами Microsoft Business Solutions — такие решения предлагают три фирмы.

Счет на тысячи

Портфель услуг консультантов имеет много отделений — для компаний разного масштаба и с разным опытом автоматизации. Самое распространенное предложение — решение управленческих задач в комплексе: консалтинг, внедрение ИТ-систем (от одного или нескольких вендоров), сопровождение и обучение. «По сути, консультанты действуют как играющие тренеры,партнеры по обкатке тех или иных решений,— поясняет Сергей Брускин.— Они дают консультации по описанию бизнес-процессов и рекомендации по их оптимизации. При этом у клиентов часто возникают вопросы, как построены аналогичные процессы на подобных предприятиях и как они реализованы в различных ИТ-системах».

Под консалтингом в таких проектах прежде всего подразумевается процедура обследования компании перед внедрением ИТ-системы. Предпроектный консалтинг включает несколько этапов. Комплексное обследование компании (ее бизнес-процессов, учетных и управленческих схем) стоит $15-50 тыс. Системный аудит, разработка ИТ-стратегии и выбор системы управления обойдется компании в несколько тысяч долларов. При инсталляции ИТ-системы зачастую не обойтись без изменения бизнес-процессов (соответствующие услуги специалистов оцениваются в $20-70 тыс.) и обучения пользователей (обучение в сертифицированном центре Microsoft Business Solutions, например, стоит $600 за день). После обследования, подготовки технического задания на внедрение, выбора программного продукта и поставщика решения устанавливается ПО. Специалисты делают все необходимые настройки, переносят в новую систему данные из старых блоков. Если речь идет о внедрении ERP- и CRM-систем, то нужно быть готовым к затратам порядка $50-300 тыс., для систем бюджетирования это $40-150 тыс. (не считая стоимости лицензий на ПО). Установка документооборотных решений обойдется в несколько десятков тысяч долларов. Техническая поддержка ИТ-системы интегратором стоит от сотен до тысяч долларов в месяц.

«ИТ-бюджеты компаний среднего сектора рынка составляют не более 2-3% от общего оборота. Соответственно, все предложения для них должны укладываться в этот бюджет,— отмечает Вячеслав Швырев.— С другой стороны, более дешевые решения не устроят заказчика по своему функционалу. Поэтому здесь не может быть такого, чтобы стоимость одного и того же решения у разных поставщиков услуг различалась в разы. Но обследование завода и торговой компании с разветвленной сетью филиалов или, допустим, внедрение отечественной управленческой системы и системы западного производителя — это вещи разные. И цена вопроса в этих случаях может различаться сильно».

Для средних предприятий соотношение между стоимостью услуг по внедрению и стоимостью лицензий на ПО оказывается ниже, чем для крупных компаний. По словам Владимира Соркина, оно находится в диапазоне 1:1-1,5:1. Это объясняется наличием на рынке готовых модулей с отраслевой специализацией. Ну и поскольку средние предприятия покупают небольшое количество лицензий на ПО, приведенная стоимость одного рабочего места для них оказывается выше, чем для больших компаний.

Время для консалтинга

«Обычно клиент просит реализовать внедренческий проект под ключ — от обследования предприятия до настроек и доработок системы, обучения пользователей и разработки инструкций,— говорит Михаил Петров.— Но появились также клиенты, которые просят провести для их специалистов тренинги по функциональности конкретного программного продукта и средствам разработки. Остальное, говорят, мы сделаем сами. И действительно делают, к нам обращаются только за консультациями или услугами по разработке сложных программных приложений». По его словам, привлечение консультантов наиболее оправданно при предпроектном консалтинге, решении вопросов системного аудита, разработки ИТ-стратегии, выбора информационной системы. Свежий взгляд со стороны, системный подход и опыт экспертов в таких случаях оказываются весьма полезными. Консультант может помочь определиться с основными приоритетами и целями внедрения системы и понять, насколько стоящие перед предприятием задачи могут быть решены средствами ИТ.

Привлечение консультантов на этапе внедрения оправданно, если предприятие не имеет в своем штате специалистов необходимой квалификации или их отвлечение для проведения разовых проектных работ невозможно. Самостоятельное внедрение связано с рисками, консультанты же несут полную ответственность за результат. Но поскольку у большинства средних предприятий недостаточно средств, чтобы полностью переложить внедрение на плечи системных интеграторов и консультантов, они используют смешанный вариант — внедрение собственными силами при активной поддержке консультантов. «Собственно говоря, как только предприятие приходит к пониманию, что добиться финансовой стабильности и прозрачности, а также получить долгосрочные конкурентные преимущества без оптимизации и интеграции ключевых процессов управления довольно сложно, нужно обращаться к консультантам»,— говорит Сергей Брускин.

Без права на ошибку

Мотивы автоматизации у средних компаний такие же, как у крупных. Они стремятся повысить эффективность своего бизнеса, завоевать новые рынки в условиях жесткой конкуренции и недружественного отношения к ним со стороны государства. Владельцам требуется прозрачность бизнеса для контроля дел и привлечения инвестиций. Но подход среднего бизнеса к автоматизации имеет ряд особенностей. Можно сказать, что средние компании хотят автоматизироваться как большие, но платить за это как маленькие.

В отличие от больших компаний, где автоматизация порой ведется ради самой автоматизации, в среднем сегменте такой подход абсолютно неприемлем. Средние предприятия очень чувствительны к цене и срокам проектов. Им важно получить отдачу от внедрения системы как можно быстрее. Причем это должны быть реальные для бизнеса результаты — не просто возможность собирать консолидированную отчетность, но сэкономить $1 на каждой тонне металла, увеличить на 15% скорость обработки заказов и т. п. Поэтому топ-менеджеры средних компаний очень тщательно и осторожно подходят к выбору систем и лично участвуют в процессе внедрения. Для них наиболее желательна постепенная автоматизация (по процессам, от финансовых и кадровых блоков к логистике, управлению производством и т. д.). Они предпочитают начинать с небольшого проекта, чтобы быстро получить конкретный результат и уже затем масштабировать свое решение как за счет дополнительной функциональности, так и увеличения числа пользователей. Поэтому, например, Александр Гомонов, директор по развитию компании «ЭпикРус», считает, что проект по автоматизации для предприятий среднего сектора рынка должен длиться не дольше года и стоить не более $150 тыс. Образно говоря, у предприятий среднего сектора нет права на ошибку.

Желание средней компании, как шутят внедренцы, «получить ERP-сис-тему на 100 рабочих мест за $10 тыс., и чтобы все заработало через два месяца» понять можно. Но трудно исполнить. «Внедрение систем уровня ERP — это не пятиминутное дело. Консультанту надо понять, что именно хочет получить заказчик, заказчику — сможет ли консультант выполнить работу качественно, вписаться в сроки и бюджет,— говорит Роман Маилян.— Можно и сроки сократить, и снизить стоимость проекта, но только в том случае, если все заранее подготовлено: поставлены цели проекта, определены проблемные участки, выработана технология, расписаны бизнес-процессы и их участники. В таком случае, безусловно, решение можно аккуратно наложить, немного доработав, поверх готовой управленческой структуры. Но в реальной жизни так не получается». В реальной жизни редко какая компания имеет формальное описание своих бизнес-процессов, но все хотят получить результат как можно быстрее. «Им лучше сегодня не совсем неправильно, чем абсолютно правильно через полгода»,— замечает Владимир Соркин.

Средние компании неохотно идут на изменение своих бизнес-процессов при внедрении ИТ-систем, заявляя, что внедренцы не знают отраслевых особенностей. При этом топ-менеджмент, который зачастую является и собственником предприятия, настаивает на том, чтобы эффект от внедрения проявлялся как можно быстрее. «Средним предприятиям автоматизация нужна не для демонстрации своей крутизны, а для дела,— говорит Борис Нуралиев.— Повышение капитализации путем покупки западной ИТ-системы в их среде не самая распространенная цель (хотя и такое бывает). Гораздо больше они заинтересованы в повышении эффективности и управляемости бизнеса — чтобы быстрее оборачивались средства, лучше обслуживались клиенты, не простаивали складские площади или производственные мощности. Ресурсы на автоматизацию у небольших и средних предприятий лимитированы, и распоряжаться ими они хотят эффективно. По нашему опыту, компании малого и среднего бизнеса рассчитывают, что первый эффект появится уже через несколько дней или недель, а через несколько месяцев система начнет давать реальную отдачу».

Предприятиям среднего масштаба и ИТ-компаниям предстоит еще сделать немало шагов навстречу друг другу. Но проекты по автоматизации реализуются, отраслевой опыт накапливается, а конкуренция за «середняка» приводит к улучшению соотношения цена/качество на услуги по консалтингу и внедрению информационных систем.

Центральный федеральный округ