In English

«ИТ-рынок в прошлом году развивался не только количественно, но и на качественном уровне»

20.01.2005, Ведев Дмитрий
Издание: Astera
Интервью с Дмитрием Ведевым, директором по маркетингу компании АйТи.

- Считаете ли Вы 2004 год успешным для российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий?

- По разным оценкам, интегральный рост ИТ-рынка в 2004 году составил порядка 20 процентов. Объективно, на сегодняшний день, это одна из самых динамично развивающихся отраслей в нашей стране. Поэтому, безусловно, 2004 год можно назвать успешным для нашей индустрии. Отдельно хотелось бы отметить тот факт, что ИТ-рынок в прошлом году развивался не только количественно, но и на качественном уровне.

- Какие тенденции развития ИТ-рынка явились определяющими в 2004 году?

- В целом, на мой взгляд, отечественный ИТ-рынок в прошедшем году развивался достаточно ровно и без особых потрясений. При этом, мне бы хотелось отметить несколько важных, на мой взгляд, тенденций, определяющих его дальнейшее развитие.

Во-первых, продолжает активно развиваться рынок делового ПО, прежде всего ERP-систем. Пожалуй, я бы отнес этот сегмент к числу наиболее растущих. При этом, если раньше основными потребителями ERP-решений были преимущественно крупные предприятия, то сейчас системы этого класса активно внедряются предприятиями "крупного среднего" бизнеса. Также, хотелось бы отметить рост доли сложных комплексных проектов в общем объеме потребления и в целом их укрупнение.

Продолжается процесс изменения структуры ИТ-потребления в России и ее постепенное приближение к мировым стандартам. Иными словами, акценты потребления смещаются в сторону различных сервисных услуг, таких как аутсорсинг. Пока что речь идет об аутсорсинге достаточно простых ИТ-функций, как например техническая поддержка ИС. Но тем не менее, сегодня уже можно сказать что эта услуга перешла из фазы "модной идеи" в фазу реальных проектов. АйТи, например, за прошедший год заключила целый ряд контрактов в области аутсорсинга поддержки инфраструктуры ИС, а также аутсорсинга проектных групп.

В последнее время многие компании активно переходят к централизации управления: стандартизации процессов, централизации систем и т.д. И сегодня в этом процессе многие из них подошли к этапу тиражирования проверенных в центре решений и стандартов на филиалы. Этот процесс характерен прежде всего для крупных территориально распределенных компаний. Если говорить конкретно об ИТ-системах, то основная проблема состоит в том, что традиционный подход к централизованному "транслированию" КИС на все подразделения распределенного холдинга не обеспечивает непрерывности поддержки. Основываясь на своем опыте реализации крупных территориально распределенных проектов, мы разработали собственное "ноу-хау" в области тиражирования информационных систем. Ключевые его составляющие – диверсифицированный подход к формированию проектных команд и обучению пользователей, что приводит к снижению стоимости таких проектов без потерь качества.

Также, хотелось бы отметить тенденцию к более четкой отраслевой специализации ИТ-рынка. Подавляющее большинство крупных отечественных предприятий в настоящее время находится на том этапе, когда акценты в использовании ИТ смещаются в сторону решения задач управления производством и автоматизации специфических для конкретной отрасли процессов. Очевидно, что данная тенденция серьезным образом сказывается на требованиях, предъявляемых к поставщикам ИТ-услуг и решений и, по большому счету, формирует совершенно новую рыночную и конкурентную ситуацию. Стремясь соответствовать тем требованиям, которые к ним сегодня предъявляют заказчики, игроки корпоративного ИТ-рынка активно развивают вертикальную экспертизу, создают специализированные решения для конкретных отраслей. С моей точки зрения, этот факт является очевидным признаком "взросления" отечественного ИТ-рынка и означает его переход на новый качественный этап развития.

Еще один важный момент, во многом определяющий будущее нашего рынка – укрупнение существующих ИТ-компаний, обусловленное прежде всего тем, что для клиентов сегодня важным показателемстановится – с кем они работают. В том числе не последнюю роль при выборе партнера играют такие вещи, как имидж компании-поставщика ИТ-услуг и объемы ее бизнеса.

- Какие новые рыночные возможности можно ожидать в 2005 году?

- В целом 2005 год представляется достаточно интересным с точки зрения развития рынка.

В течение последних двух лет представителями ИТ-рынка и властных структур была проделана серьезная работа по формированию общенационального отношения к информационным технологиям. Были предприняты попытки сформировать политики, связанные как с развитием внутреннего ИТ-рынка, так и с укреплением позиций России на мировом ИТ-рынке. Прошедший год во многом оказался знаковым: был принят ряд законодательных актов, разработана концепция использования информационных технологий в органах госуправления. В настоящий момент на государственном уровне рассматриваются инициативы, связанные со стимулированием экспорта высокотехнологичной продукции, поддержкой национального ИТ-производства, совершенствованием законодательной базы в сфере ИТ и улучшением инвестиционного климата для ИТ-компаний. Наверное, сейчас еще рано говорить о каких-либо результатах. Однако можно надеяться на то, что уже в обозримом будущем государственная политика в области ИТ станет более четкой, существующие на сегодняшний день барьеры, сдерживающие развитие рынка, будут постепенно устраняться, окончательно сформируется политика внутреннего потребления ИТ на уровне государственной власти.

Появление других рыночных возможностей в 2005 году продиктовано логикой развития российской экономики. На мой взгляд, продолжится перераспределение структуры ИТ-потребления: превалирующие на сегодняшний день услуги в области продаж компьютерной техники и системной интеграции будут постепенно отдавать пальму первенства различным ИТ-сервисам. Сервисное сопровождение информационных систем и аутсорсинг ИТ-услуг, как я уже говорил, сегодня вызывают большой интерес со стороны многих заказчиков – хотя еще два-три года назад о развитии сервисных направлений говорилось как об очень отдаленной перспективе.

Также, можно ожидать динамичного развития ИТ-потребления в регионах и выравнивания уровня информатизации в регионах и в центре, что продиктовано рядом экономических и бизнес-факторов. В частности, активная экспансия "московского" бизнеса в регионы и в целом укрупнение предприятий различных отраслей – прежде всего, банковского, торгового и производственного сектора – ставят на повестку дня такие задачи, как создание и поддержка информационных систем и сетей уже не локального или регионального масштаба, а национального.

Еще один стимулирующий фактор для развития регионального ИТ-рынка – программы автоматизации региональных и муниципальных властей, которые из перспективных планов переходят в стадию практической реализации. Только компания АйТи сегодня работает над несколькими региональными и муниципальными проектами – построение единой телекоммуникационной сети Кировской области, создание системы управления регионом в Республике Хакасия, создание многофункциональной социальной карты ЗАТО г. Железногорск и ряд других.

В остальном же, на мой взгляд, сохранятся те тенденции, которые наметились в предыдущие годы.

В целом, 2005 год обещает быть довольно интересным с точки зрения развития новых услуг, а также в плане появления новых масштабных и интересных проектов.

- Каковы планы вашей компании на 2005 год?

- Очевидно, что мы будем работать в рамках тех возможностей, которые предоставляет рынок.

В частности, АйТи будет и дальше развивать новые сервисные направления, стартовавшие в прошлом году и уже доказавшие свою жизнеспособность. Одно из них аутсорсинг. Причем, аутсорсинг не только традиционных ИТ-услуг, но в сопредельных с ИТ областях. Так, в короткие сроки получила признание услуга в области аутсорсинга проектных групп. В рамках этой услуги АйТи берет на себя формирование и дополнительное обучение группы специалистов и управление проектами аутсорсинга при реализации крупных ИТ-проектов.

Как одно из ключевых перспективных направлений деятельности компании мы видим развитие и вывод на рынок новых услуг в области аутсорсинга технической поддержки и сопровождения информационных систем территориально распределенных компаний.

Довольно много внимания мы намерены уделять развитию новых форм и подходов в области обучения специалистов. Речь идет не только о динамично развивающемся рынке дистанционного обучения, но и о таких услугах, как консалтинг в области обучения, аутсорсинг учебных процессов.

Также, мы планируем продолжать активное развитие таких направлений, как информационная и техническая безопасность, акцентируя внимание не только на традиционных решениях в этой области, но и на таких услугах, как консалтинг и аудит, спрос на которые сегодня стремительно растет.

В области технологического развития, пожалуй, стоит отметить дальнейшее развитие различных отраслевых решений, в частности для нефтегазовой индустрии, энергетического сектора и органов госуправления.

Центральный федеральный округ