In English

Про ТЭК и хай-тек

03.10.2005, Немытых Юрий
Издание: Эксперт Урал
Компании нефтегазового комплекса обладают большими финансовыми ресурсами, и за счет этого хорошо продвинулись в развитии информационных технологий. Но при внедрении они сталкиваются с типичными проблемами.

Предприятия ТЭК всегда входили в число ключевых и одновременно наиболее требовательных клиентов ИТ-рынка. Обладая привлекательными для всех без исключения поставщиков ИТ-бюджетами, они могут позволить себе, по определению директора Уральского представительства «Документум» Виктора Насобина, «быть капризными». Но дело не только в этом: как считают представители большинства ИТ-компаний, эти предприятия обладают уникальной спецификой, влияющей на выбор и сам процесс внедрения ИТ-решений.

Обречены на внедрение

Консолидация нефтяных компаний в вертикально-интегрированные холдинги требует введения единых стандартов управления, делопроизводства, формирования отчетности. Территориальная распределенность затрудняет использование традиционных бумажных технологий и диктует максимально возможный уровень автоматизации. К высоким темпам развития ИТ в отрасли располагает и работа на экспорт: требования зарубежных контрагентов и инвесторов – хороший стимул. Формируя систему учета и отчетности с использованием ИТ-решений, применяемых во всем мире, предприятия чувствуют себя более уверенно. К тому же инвестиции в ИТ напрямую связаны с капитализацией компании. Некоторые специалисты утверждают даже, что уровень автоматизации нефтяной компании легко отследить по котировкам ее ADR.

Заместитель начальника управления информационных технологий ООО «Ямбург-газодобыча» Александр Рождественский к числу факторов, мотивирующих предприятия нефтегазового сектора к развитию ИТ, относит необходимость увеличения объемов разведанных запасов, интенсификации работы эксплуатирующихся скважин, оптимизации транспортировки и переработки нефтепродуктов. Директор по маркетингу и продажам компании Convera Павел Зотов отмечает небольшую текучесть кадров в ИТ-подразделениях нефтяных и газовых компаний, что значительно упрощает сопровождение, техподдержку и дальнейшее развитие систем, а также низкую коррумпированность административного персонала и ИТ-структур. Последнее связано с высоким уровнем заработной платы специалистов по информационным технологиям. «По сравнению с другими отраслями в проект вовлекается небольшое число аффилированных структур, и редки случаи, когда сам проект возникает ради участия в них аффилиатов».

Между тем есть ряд причин, затрудняющих внедрение ИТ на предприятиях ТЭК.

Не каждому по плечу

Помимо классических проблем, имеющих место при разработке и внедрении того или иного решения на любом крупном производственном предприятии, к примеру, человеческого фактора, компании нефтегазового сектора богаты на отраслевые трудности.

Во-первых, отмечает директор по ИТ компании «Скайтек» Александр Долгих, это необходимость автоматизации широкого круга бизнес-процессов (производство, хранение, транспортировка, оптовая и розничная реализация нефтепродуктов, аренда, франчайзинг, реклама), что выливается в высокие требования к функционалу информационных систем. С коллегой согласен исполнительный директор ЗАО «Тюмбит-АСУ» (Тюмень) Евгений Карасев: «Нефтегазовые предприятия часто многопрофильны, занимаются многими видами деятельности – от гражданского строительства, содержания больших транспортных цехов и до строительства трубопроводов. Соответственно, необходимо иметь штат квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в данных видах деятельности».

Во-вторых, предприятия отрасли отличаются непрерывным характером производства, транспортировки и реализации продукции. Значит, большинство информационных систем должны работать в режиме реального времени.

В-третьих, для большинства компаний характерна активная динамика бизнес-процессов, заданная влиянием политической и экономической обстановки внутри страны и в мире, адаптация под требования рынка. Это приводит кпостоянным изменениям в ценовой политике, вызывает необходимостькорректировки и уточнения данных уже после завершения операций хозяйственной деятельности.

В-четвертых, жесткая система отчетности перед головной организацией порождает необходимость в большом количестве разнообразных форм отчетов, подающих информацию в различных разрезах. «Предприятия обязаны предоставлять консолидированную отчетность в вышестоящие структуры холдингов, часто с помощью специализированного ПО, поэтому может потребоваться либо интеграция, либо отчетность, позволяющая быстро внести данные в ПО», – рассказывает Карасев.

В-пятых, в автоматизации нуждаются сугубо специальные задачи, не имеющие аналогов в других отраслях. Так, прежде чем организовать нефте- или газодобычу, должны быть проведены исследования, результаты которых необходимо собирать, систематизировать и сопоставлять для проектирования дальнейших работ. И здесь основная задача ИТ – обеспечить процессы «моделирования недр» достаточными вычислительными ресурсами. Достоверные геомодели необходимы специалистам компаний для определения оптимального метода бурения.

Заразный монополизм

Рынок ИТ-решений для нефтегазовой отрасли более узок, чем для любой другой. Объемы финансирования привлекают самых сильных игроков, сложность и многочисленность задач отсеивает остальных. А наличие в значительной части холдингов западного акционерного капитала во многом обуславливает выбор западных же продуктов.

Особенно это заметно на уровне головных предприятий и автоматизации управленческой деятельности центральных офисов компаний. Так, в качестве ERP-системы практически повсеместно используется SAP R/3 (см. интервью с директором нефтегазового сектора компании SAP в странах СНГ I Романом Журавлевым). Сегодня суммарное количество пользователей SAP в нефтегазовой отрасли России превышает 11 тысяч и в ближайшие годы, по прогнозу исполнительного директора компании «АБ Консалт» Александра Гуревича, будет неуклонно расти. Внедряется хорошо зарекомендовавшее себя в зарубежных нефтегазовых концернах специальное отраслевое решение SAP for Oil &Gas.

Александр Гуревич объясняет его популярность следующим образом:

– Разработки, предлагаемые SAP нефтяникам и газовикам, ориентированы на традиционные задачи в управлении нефтегазовым бизнесом. На мой взгляд, большую роль в продвижении решений SAP на российском рынке сыграло историческое сходство управленческой культуры в Германии и России: более 80% используемых в бизнесе двух стран технологий менеджмента строились на одних и тех же принципах. В силу этого и подходы к автоматизации процессов управления крупными холдингами аналогичны.

Однако на более низких уровнях, например в территориальных подразделениях, зачастую внедрены и продолжают внедряться российские разработки. Во многом это объясняется разницей в цене: филиалам просто не потянуть тяжеловесный западный продукт. Так, наряду с R/3 в качестве ERP распространена отечественная «Галактика».

До и после

Тот факт, что автоматизация нефтегазового сектора по плечу далеко не каждой компании, и к ней допущены только профессионалы, сыграл для отрасли положительную роль. Представители и заказчиков, и поставщиков отмечают: уровень проникновения ИТ на предприятиях нефтянки выше, чем в других отраслях и сравним, пожалуй, только с банковской сферой.

По словам руководителя отдела внедрения компании DIRECTUM Михаила Перевозчикова, ярким примером комплексного подхода к автоматизации является ОАО «Удмуртнефтепродукт». Здесь внедрена система «Бизнес Люкс»: бухгалтерский учет, управление материальными ресурсами и расчетами по договорам. Что она дала компании? Эффект первый—оперативность информации. До внедрения: специалисты нефтебаз раз в неделю готовили товарные балансы в формате Excel и высылали по электронной почте в управление, затем специалисты отдела ИТ-управления готовили сводный товарный баланс для руководства. Цифры, отмечает начальник отдела информационных технологий ОАО «Удмуртнефтепродукт» Леонид Нечаев, были общими и убедиться в их достоверности не представлялось возможным. После внедрения: данные об остатках на нефтебазах автоматически передаются по репликации в управление. Только экономия времени, по оценке Нечаева, составляет 40 часов в неделю (что равно затратам одного специалиста) на одну нефтебазу, а в Удмуртнефтепродукте их девять.

Вторая группа эффектов – сокращение дебиторской задолженности на 50% и больше. До внедрения «Бизнес Люкс» бухгалтеры вручную выбирали из баз данных дебиторов и передавали списки директору нефтебазы, а потом в управление. Разрозненные справочники организаций и кусочное ПО не позволяли увидеть полную картину даже внутри отдельной нефтебазы. После внедрения создан общий справочник организаций, данные по дебиторской задолженности собраны по всей компании.

Наличие в управлении полных данных по всем нефтебазам дает менеджменту возможность детально анализировать постановку учета и искать пути оптимизации налогообложения. Улучшились качество и скорость обслуживания покупателей, как следствие, выросла их лояльность. Появились и стратегические эффекты. Так, отмечает Леонид Нечаев, «используя систему в течение трех лет мы смогли отслеживать динамику и строить более точные прогнозы реализации с учетом сезонности спроса и ежегодного роста реализации». Словом, использование ИТ приносит нефтяникам вполне ощутимую и, главное, поддающуюся подсчетам выгоду.

Знакомые беды

Большинство представителей компаний-внедренцев сходятся во мнении: уровень развития ИТ на предприятиях нефтегазовой отрасли мог быть значительно выше, если бы не сдерживающие факторы.

Рассказывает Михаил Перевозчиков: «До сих пор существуют компании советского типа управления. В них нет санкций за невыполнение сотрудниками функций, раздут штат, отсутствует стремление к эффективности. На таких предприятиях внедрение значительно затягивается, его стимулирует только "пряник" внедренца. В итоге значительно возрастает стоимость». Консерватизм управления отмечает и менеджер по работе с ключевыми заказчиками Oracle СНГ Сергей Сигарев: «Невысокая во многих случаях культура руководства приводит к тому, что расходы на ИТ не считаются инвестициями собственно в бизнес и финансируются по остаточному принципу. Но с проникновением в отрасль международного опыта ведения бизнеса информационным технологиям уделяется все больше внимания». Специалисты сходятся в одном: наиболее эффективно решить эту проблему можно, передавая максимум функций, связанных с внедрением и эксплуатацией ИТ, на аутсорсинг.

Как ни парадоксально, негативное влияние на качество внедрений оказывает единоначалие, наличие общих корпоративных стандартов. Александр Долгих:

– Решение об автоматизации, как правило, принимается не на местном уровне, а в управляющих компаниях, в рамках так называемых корпоративных стандартов, разрабатываемых ИТ-директорами. Но им часто недостает информации о потребностях филиалов, что приводит к ошибкам в выборе. Для каждого конкретного случая процесс выбора ИТ-решения, которое должно тиражироваться на все входящие в холдинги предприятия, свой. Кто-то уже имел опыт работы с некой системой и старается ее протолкнуть, кто-то объявляет тендер, кто-то самостоятельно пытается проанализировать рынок, а кто-то получил предложение конкретного поставщика КИС, от которого не смог отказаться, и так далее. При этом до выбора системы никто не проводит анализ существующих бизнес-процессов, это делается уже после, на этапе предпроектного обследования. А между тем выбор системы во многом определяет успех ее удачного внедрения и использования. К сожалению, не все руководители предприятия еще понимают это. Управляющим компаниям необходимо уделять особое внимание выбору КИС и делать его объективно, не отдавая этот вопрос на откуп одному специалисту, например директору по ИТ.

Пожалуй, наиболее эффективный способ решения этой проблемы – анализ бизнес-процессов предприятия ивыбор наиболее подходящей системы с помощью внешних независимых консультантов.

Наконец, актуальной остается проблема интеграции различных программных продуктов. В некоторых случаях симбиоз западных и отечественных технологий показывает себя с лучшей стороны и позволяет экономить средства. В других, напротив, затрудняет интеграционные процессы, создает классические проблемы «лоскутной автоматизации». В результате большое разнообразие используемых программ но-технических средств не позволяет достичь максимальной эффективности производства и степени организации процессов управления. Разработка и внедрение отдельных систем управления, так называемая «кусочная» автоматизация, ведет к резкому увеличению затрат на интеграцию систем. Чтобы избежать их, необходимы комплексный подход и системная интеграция.

И старое послужит

Развитие ИТ в нефтегазовом секторе должно носить не революционный, а эволюционный характер, считает руководитель группы по работе с нефтегазовым сектором компании "АйТи" Александр Богданов.

– Александр Александрович, в чем состоит специфика внедрения ИТ-решений на предприятиях нефтегазовой отрасли?

– Отраслевая специфика, безусловно, существует. Но для успешной работы не менее важно учитывать специфику конкретной компании. Дело в том, что сами нефтегазовые предприятия разнятся по источнику акционерного капитала и стилю менеджмента. Естественно, эти факторы оказывают влияние и на ИТ-стратегию. Например, такое, казалось бы, устоявшееся понятие, как система электронного документооборота может трактоваться совершенно по-разному. Нефтяные компании с западным капиталом просто не имеют практики использования систем электронного документооборота, и основные функции этого решения "делят" между электронной почтой и, к примеру, приложениями финансового учета и корпоративного портала. Отечественные акционерные компании предпочитают использовать специальные решения по документообороту. Нельзя забывать и о том, что каждая компания имеет свое "ИТ-наследие". Значительную долю ИТ в нефтегазовом секторе до сих пор составляют решения, созданные на основе разработок советских НИИ. Со временем цена их владения возрастает, но функционально они могут закрывать потребности предприятия примерно на 80%. Поэтому развитие ИТ в нефтегазовом секторе должно носить не революционный, а эволюционный характер.

– Какие основные задачи стоят перед предприятиями нефтегазовой отрасли в плане автоматизации?

– Предприятия отрасли серьезно зависят от рыночной конъюнктуры. Соответственно, им необходимо получить инструменты, которые позволили бы гибко реагировать на любые изменения. В настоящее время многие нефтегазовые компании пытаются укрепить свои позиции на рынке розничного сбыта нефтепродуктов. Поскольку конкуренция в этом сегменте высока, компании делают ставку на предложение конечным потребителям большего числа товаров и сервисов. Разумеется, возрастающая номенклатура товаров усложняет процесс управления сетью заправок. И внедрение системы управления сетью АЗС предоставляет большие возможности для повышения прозрачности сбытовой деятельности, а значит, ее эффективности.

В то же время основной статьей расходов компаний нефтегазовой отрасли остается персонал. Их территориально распределенная структура и большое число сервисных предприятий затрудняют управление кадрами. Не удивительно, что автоматизацию кадрового менеджмента вертикально-интегрированные компании считают одним из приоритетных направлений.

Центральный федеральный округ