In English

Банки были и будут ключевыми клиентами ИT-компаний

15.01.2005, Бакиев Олег
Издание: Эксперт Урал
Интервью с директором Уральского филиала компании "АйТи" Олегом Бакиевым.

- Олег Рауфович, можно ли включить российские банки в число наиболее активных потребителей ИT-решений?

- Безусловно. Эффективное использование ИT для развития продуктового ряда – сегодня один из ключевых факторов конкурентоспособности банка. Помимо насущной необходимости в оперативной и достоверной информации о состоянии собственного и клиентского портфелей дополнительным фактором, стимулирующим внедрение различных ИT, служит активизация работы банков на фондовом рынке. Увеличение числа транзакций плюс усложнение отчетности для ЦБ по работе с ценными бумагами приводят к тому, что "домашних" средств для их учета уже недостаточно.

Массовый исход банков в регионы делает особенно актуальным вопрос унификации программных средств, используемых в различных филиалах одного банка, а также организации централизованной технической поддержки информационной инфраструктуры в регионах. Это – еще один фактор, который стимулирует банки инвестировать в ИT. Кстати говоря, относительно новая для нашей компании услуга – аутсорсинг технической поддержки – наибольшей популярностью пользуется как раз в банковской среде. Первые три подобных контракта были заключены с банками, владеющими региональной сетью отделений и филиалов.

- Какие ИT-решения наиболее востребованы банками?

- Традиционно высок спрос на автоматизированные банковские системы (АБС) – своего рода банковские ERP, автоматизирующие ключевые бизнес-процессы. С развитием рынка безналичных расчетов для многих банков актуальны системы, автоматизирующие расчеты по пластиковым картам. Стремительно растет спрос на CRM-системы и программное обеспечение для контакт-центров. Это не удивительно. Согласно статистике, в среднем около половины клиентов банка убыточны. Причина этого в большинстве случаев не в том, что эти 50% приносят в банк мало денег, а в том, что банк слабо представляет что, кому и как продает, почему одна услуга более востребована, чем другая, и так далее. CRM-системы и предназначены для того, чтобы ответить на эти вопросы и преобразовать все клиентские подразделения банка в единую отлаженную систему, работающую по принципу конвейера.

- Каких ошибок в первую очередь нужно избегать при внедрении и эксплуатации ИT-решений в банках?

- По большому счету ключевые ошибки при внедрении ИT в банках не сильно отличаются от любой другой отрасли. Самая распространенная – отрыв ИT от бизнеса. Нельзя забывать, что информационные технологии – это инструмент решения тех или иных бизнес-задач. Попытки купить и внедрить даже очень качественное и новое ИT-решение просто так, без привязки к конкретным бизнес-задачам, заканчиваются плачевно: в лучшем случае потерей инвестиций, в худшем – прямым ущербом бизнесу. Вторая распространенная ошибка – пренебрежение человеческим фактором. Очень часто пользователи ИТ-систем не готовы к работе с ними или не видят смысла в них. Это касается не только исполнителей, но и менеджмента. Поэтому уже на этапе внедрения системы необходимо работать с конечными пользователями, организовывать внутренний PR внедряемой технологии среди сотрудников.

Центральный федеральный округ